Индия по-русски ~ мобильная версия

Эротическое искусство Каджурахо

ratri Сб, 29/01/2011 - 02:14

Безудержная эротика Кхаджурахо с самого "открытия" комплекса в феврале 1838 г. всегда гипнотизировала похотливые глаза. Молодой британский офицер Бенгальских Инженерных Войск, Т. С. Барт, заинтересованный разговором слуг, которые несли его паланкин, отклонился от официального курса и набрел на старинные храмы, утопающие в джунглях. "Их опаленные солнцем вершины вздымались над огромными деревьями, которые их окружали, со всей гордыней превосходящей высоты и возраста. Но шансы были таковы, что деревья (или скорее джунгли) в конце концов должны были одержать победу".

Откровенные изображения орального секса, мастурбации, совокупления с животными и других подобных актов, возможно, соответствовали нравам Чанделл 10 столетия, но вряд ли могли быть одобрены высшими офицерскими чинами королевы Виктории:
"Я нашел... семь индуистских храмов, украшенных весьма красивой и изысканной резьбой с точки зрения мастерства, но скульптор временами допускал, что предмет его становился несколько горячее, чем это являлось абсолютно необходимым для его работы; воистину, некоторые из скульптур были чрезвычайно неприличны и оскорбительны, и я был вначале сильно удивлен, обнаружив таковые в храмах, которые должны были быть воздвигнуты ради благих целей и во имя религии. Но религия древних индусов никак не могла быть очень целомудренной, коль скоро она побуждала под покровом веры создавать крайне постыдные изображения, оскверняющие духовные сооружения. Однако носильщики, казалось, очень восхищались оными, каковые для них явились очень приятными новинками, о чем они и не преминули заявить всем присутствующим".
На ступенях храма Вишванатха Барт нашел надпись, которая позволила историкам приписать комплекс Чанделлам, а также разобраться с их генеалогией, но прошло еще несколько лет, пока генерал-майор сэр Александр Каннингэм не начертил подробные планы Кхаджурахо, проведя разграничение между "Западной" и "Восточной" группами, которое применяется и по настоящее время. Для Каннингэма "все (скульптурные изображения) крайне неприличны, а большая их часть отвратительно непотребны".

Эротические образы и поныне остаются предметом огромного количества противоречивых споров и дебатов между академиками, и в равной степени - любопытными туристами. Задача найти правильное объяснение еще усложняется тем фактом, что даже сами Чанделлы едва упоминали эти храмы в своей литературе, и даже название "Кхаджурахо" может быть неправильным и запутывать дело, так как могло быть просто заимствовано от названия соседней деревни.

Среди попыток объяснить сексуальное содержание барельефов были предположения, что они связаны с тантрическими культами, в которых секс используется в качестве основного стержня богослужения. Некоторые утверждают, что они были вдохновлены Камасутрой, а также должны были служить в качестве учебника любви, другие - что эта скульптура была создана для того, чтобы развлекать богов, отвращать их гнев и таким образом защищать храмы от природных бедствий. Кроме того, геометрический характер некоторых изображений выдвигался в качестве доказательства того, что каждое из них представляет собой янтру - живописную форму мантры, которая должна была использоваться при медитации.

Шестнадцать больших панелей, изображающих сексуальную близость, расположенных на северных и южных сторонах трех главных храмов - Кандария Махадева, Лакшмана и Вишванантха, - в основном стремятся показать слияние мужского и женского элементов храма, мандапа и гарбха-грихи, "дома-лона". Поэтому не исключено, что они были задуманы как визуальный символ, развитый художественным преувеличением.

Радикально новый подход, который связывает историю и архитектуру с живыми традициями, был предложен Шобитой Пунджа в ее книге "Божественный Экстаз" (Divine Ecstasy - Penguin, 1992). Ссылаясь на исторические упоминания Каджурахо под названием Шивпури (Shivpuri - "Город Шивы"), она использует древние тексты на санскрите, чтобы выдвинуть предположение, что драматические храмы и их небесные орды представляют свадьбу Шивы и Парвати, происходящую на фоне мифического ландшафта на востоке, простирающегося вдоль холмов Виндхья до Калинджара. Так, например, Пунджа уверяет, что на нижней панели южных стен Вишванатха изображен Шива в качестве жениха в сопровождении своего верного быка Нанди, а сплетенные пары на панели выше - двое людей, соединившихся в майтхуне, которым с каждой стороны помогает служанка - показывают осуществление брачного союза.

Автор и источник публикации: 

Директмедиа. Путеводитель (практические советы путешественнику): Северный Мадхья Прадеш, С. 87. Индия: энциклопедия-путеводитель, С. 3946


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Е
Л
Н
Й
п
Введите код без пробелов, учитывая регистр

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru