Индия по-русски ~ мобильная версия

Гостеприимное воинство гуру Нанака

Atma Вс, 29/04/2012 - 23:49

Тем, кто ничего не знает о сикхизме, следует дать некоторые пояснения. Сикхи поклоняются Единому Богу и отвергают идолов. Они верят в карму и в возможность перерождения после смерти, отвергают алкоголь и наркотики. Сикхизму почти 500 лет. Его основатель гуру Нанак (1469–1539) сорок лет путешествовал по Азии, от Непала до Аравии.

Сикхизм – религия, представляющая собой нечто среднее между индуизмом и исламом.

Дорога в Золотой храм

Амритсарстолица штата Пенджаб. Это исторический, культурный и религиозный центр сикхов. Он основан в 1577 г. на берегах священного озера. В его середине находится Золотой храм – «сикхская Мекка», в которую съезжаются паломники со всей Индии и даже из-за ее пределов.

Паломники, прибывающие в Амритсар на поезде, могут не суетиться в поисках такси или рикши. Специальные автобусы бесплатно доставят пилигримов от железнодорожного вокзала прямо к храмовому комплексу. Почетным сикхским делегациям выделяются отдельные комнаты. А все остальные могут разместиться на циновках. Иностранцам предоставляют отдельное помещение, которое охраняет бдительная стража.

Если вы захотите в Амритсаре снять номер в обычной гостинице, то дорогу к Золотому храму можно легко отыскать по указателям с надписью «Golden Temple», установленным на главных перекрестках. Да и близ храмового комплекса теснятся десятки отелей. Особенной популярностью пользуется гостиница «Temple View», из окон которой открывается величественный вид на Золотой храм.

Вся экономика Амритсара «завязана» на чтимой святыне. Даже полуграмотные рикши зазывают иностранных клиентов по-английски: «Голден темпл! Голден темпл!» На вывесках повсеместное самовольное использование популярного «брэнда». Например, «Транспортное агентство гуру Нанака», «Парикмахерская гуру Нанака», «Запчасти гуру Нанака» и даже «Женские платья гуру Нанака».

На перекрестке, неподалеку от чтимой святыни, привычного указателя нет: и так все ясно. К священному месту тянутся многочисленные паломники, облаченные в праздничные одежды.

«Сикх» означает «лев»

Непременные атрибуты сикхов – браслет на руке, гребень в волосах, кинжал на боку. «Ортодоксальные» сикхи вообще любят оружие и носят с собой копья, мечи и прочие колюще-режущие изделия. На боку у них зачастую висит традиционный сикхский изогнутый кинжал-кирпан.

Сикхам не полагается стричься и бриться. Для удобства они подвязывают длинные волосы специальной сеточкой. Чалма – удел настоящих мужчин. Юноши носят лишь ее упрощенное подобие, а дети – вообще маленький платочек на голове. Цвет чалмы также имеет значение. Сикхи в чалмах синего цвета – наиболее уважаемые. Некоторые из них носят на чалме металлическое плоское кольцо с остро заточенным внешним краем. Оно предназначено для метания в противника.

Слово «сикх» означает «лев». Сикхи весьма воинственны. Они любят оружие и гордятся своей храбростью. Из сикхов получаются хорошие солдаты, пожарные, спасатели, телохранители. Ради своих идеалов они с легкостью могут пожертвовать жизнью, своей или чужой. Одна из легенд гласит: во время страшного боя воин-сикх продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову, и лишь когда последний враг был повержен, храбрый воин упал замертво. Фигуру сражающегося обезглавленного воина можно увидеть на одной из фресок, украшающих Золотой храм.

За историю существования храма его не раз грабили и даже пытались уничтожить, но всякий раз сикхи полностью восстанавливали его. Так, в 1761 г. храм в очередной раз был разрушен, затем восстановлен и покрыт почти целиком листами из позолоченной меди. Отсюда и его нынешнее название – Золотой храм.

В XVIII столетии, когда существовало множество сикхских кланов, часто враждовавших друг с другом, вокруг храма были построены бунги. Идея заключалась в том, что люди, приходящие в храм, должны оставлять оружие в принадлежащей данному клану бунге. Тем самым исключалась возможность вооруженных столкновений внутри храма. Однако их потомки в ХIХ в. исполь- зовали единственную сохранившуюся бунгу в иных целях, а именно – для охраны подступов к храму. Бунга Рамгархия – это две высокие башни, соединенные изви- листым подземным переходом.

При входе в Золотой храм гостей просят разуться и сдать обувь в камеру хранения. Голова посетителя обязательно должна быть прикрыта чалмой или платком, а ноги омыты в специальной нише с проточной водой. Каждого вошедшего встречает огромное пространство внутренней территории. В центре прямоугольный искусственный пруд, в середине которого сверкает на солнце сам Золотой храм. Из динамиков льются песнопения; паломники степенно обходят пруд по часовой стрелке. Тихая и величественная атмосфера храма составляет контраст с суетой и хаосом близлежащих улиц.
Несмотря на внешнюю воинственность, сикхизм – крайне демократичная и, можно сказать, добрая религия. Любому посетителю вне зависимости от его вероисповедания в сикхском храме будут рады. Его бесплатно накормят в местной столовой и даже предложат ночлег. Сикхи очень гостеприимны и приветливы.

Священная книга

Ежедневно через бесплатную столовую Золотого храма проходит до пятидесяти тысяч человек. Еда простая, но сытная. Белый рис, похлебка из чечевицы, лепешкачапати и плошка с водой. Трапезничающие рассаживаются прямо на полу на длинных половиках. Добровольцы из сикхской коммуны разносят еду в корзинах и кастрюлях. Брать можно столько, сколько захочется. Если не хватает, принесут еще. При раздаче хлеба надо выставить ладони перед собой, будто бы просишь подаяние. Этим ты демонстрируешь смирение и укрощаешь собственную гордыню. В знак благодарности можно чуть поклониться, сложив ладони вместе вертикально. Долго возиться с едой не следует, надо позволить поесть и другим.

В каждом из четырех углов двора расположены места для питья. Добровольцы без устали наливают всем желающим чистую питьевую воду, потом тщательно моют посуду, прежде чем использовать ее снова. Каменный пол храмовой территории также регулярно моют, чтобы паломники могли ходить босиком, ничего не опасаясь.

В зимнее время года ходить босиком по храмовому полу, вымощенному мраморными плитами, довольно зябко. Поэтому вдоль всего обширного пруда-озера тянется широкая зеленая полоса плотной ткани. По этому зеленому «коридору» и шествуют неспешно многочисленные паломники.

Многие паломники черпают воду из пруда, окропляют голову, а затем еще раз набирают воды в ладонь и с благоговением пьют ее. Европейцу это непривычно (инфекция, дизентерия!), а местный люд относится к этому без предубеждения. Тем более что вода в пруду проточная. Близ храмового комплекса высится водонапорная башня, обеспечивающая постоянную «прокачку» священного озера-пруда.

В храм тянется длинная очередь. Желающие совершить пожертвование платят деньги в кассу и получают порцию сладкой каши (прасад) на большом зеленом листе. В центре храма на первом этаже сидят музыканты. Они играют на клавесинах и барабанах и поют религиозные гимны. Вокруг набросаны деньги и цветы, жертвуемые верующими. Двое служителей сгребают деньги в деревянный ящик, чтобы их не накапливалось слишком много.

По лестнице можно подняться на второй этаж. Любой желающий может взять себе там молитвенник на хинди и посидеть на ковре, читая тексты и медитируя. Там же находится огромный экземпляр книги Грант Сахиб, который читается двадцать четыре часа в сутки. Чтец сидит молча, изредка перелистывая гигантские страницы. Он не прерывает свое занятие. Если стемнеет — включается свет, и он продолжает читать. Если выключится электричество — он достанет карманный фонарик. Если устанет, другой чтец сменит его. Священную книгу читают без перерыва еще в нескольких местах храмового комплекса. В некоторых святилищах ее читают вслух и нараспев.

Если подняться еще выше, то можно попасть на крышу храма и осмотреть территорию с высоты. Зрелище, предстающее перед глазами наблюдателя, величественно и незабываемо. А мелодичная музыка рождает в душе особое ощущение причастности к чему-то возвышенному. Храм, окутанный мягким светом восходящей луны, вызывает у паломников благоговейный трепет. В полумраке слегка поблескивает золотой купол. Вечером храм украшают многочисленные огни. Они сверкают и переливаются, отражаясь в водной глади и создавая волшебную атмосферу непрекращающегося праздника.

Автор и источник публикации: 

Архимандрит Августин (Никитин), http://www.imperia-duha.ru/article_116.html


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
благоденствующи_:

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru