Сатьяграхи
В своей автобиографической книге «Моя жизнь» Махатма Ганди вспоминает о тех днях, когда был основан Сабармати Ашрам:
«Ахмадабадский купец Пунджабхай Хирачанд уже давно был тесно связан с ашрамом и часто оказывал нам бескорыстную помощь. Он хорошо знал положение дел в Ахмадабаде и вызвался подыскать для нас подходящий участок. В поисках такого участка мы с ним объездили все окрестности к северу и югу от Кочраба, и я попросил его найти участок тремя-четырьмя милями севернее Кочраба. Он остановился на местечке, где мы живем и поныне. Особая привлекательность этого места заключалась для меня в его соседстве с центральной тюрьмой Сабарматй. Поскольку пребывание в тюрьме - обычный удел сатьяграхов, мне понравилось такое местоположение. Кроме того, я знал, что обычно для тюрем выбирается местность здоровая во всех отношениях. Покупка совершилась в течение восьми дней. На участке не было ни построек, ни деревьев. Но его большое преимущество заключалось в близости реки и уединенности»
Решение о начале Сатьяграхи было принято именно в Сабармати Ашраме -
«Собрались на совещание в ашраме. Было приглашено не более двадцати человек. Среди присутствовавших кроме Валлабхаи, помнится, находились шримати Сароджини Найду, м-р Горниман, ныне покойный м-р Умар Собани, адвокат Шанкарлал Банкер и шримати Анасуябехн. На совещании было принято решение начать сатьяграху».
В центре Дели, на пересечении улиц Сардар Патель и Матери Терезы конце 60-х годов индийским художником, скульптором Деви Прасад Рой Чоудхери ( Devi Prasad Roy Choudhary) был создан монумент “Соляной Марш».
Почти не сохранилось никаких сведений о том, когда был установлен этот монумент, кто запечатлен в шеренге людей идущих вслед за Ганди. Ясно одно, эти люди символизируют всех участников сатьяграхи, вне зависимости от религиозной и социальной принадлежности. Я постарался изучить, насколько это было возможно, кого изобразил (мог бы изобразить) ученик великого Тагора. Возможно, мое видение очень субъективно и основано на моих собственных представлениях, однако изучив множество доступных в сети старых фотографий и исторических источников, описывающих активное участие в сатьяграхе конкретных людей, но тем не менее – я решил попробовать.
Итак, следом за Ганди несомненно это Сароджини Найду -
вторая женщина на этом монументе – Митубен Пети, непосредственная участница Соляного Марша. На старых фотографиях именно Митубен Пети стоит рядом с Ганди во время символического выпаривания соли из морской воды на берегу океана в Данди. Впереди Митубен – индийский социальный активист, христианин Френк Энтони. Он не был сатьяграхом, и не принимал участие в Соляном Марше, однако художник изобразил на своем монументе Френка Энтони как символ единства христиан с индусами, мусульманами, сикхами. Френк Энтони был соратником Ганди и Неру, защищал права англоиндийцев – что особенно было актуально в первые годы Независимости и даже добился для англоиндийцев два постоянных места в Lock Sabha (Нижней Палате индийского Парламента) -
Основная группа – сатьяграхи, участники Сатьяграхи, истинные Патриоты Индии -
Сатьяграх Аббас Туайби (Abbas Tyabji) в возрасте 76 лет возглавил марш из Сабармати Ашрама. Аббас в качестве лидера марша был выбран на случай, если полиция арестует Ганди перед самым маршем. И действительно, Аббас был арестован, но несколько позже и до Данди он не дошел. Также вместе с Абабсом Туайби на марш из Ашрама вышла Кастурбай Ганди, но ее слабое здоровье не позволило ей пройти 388 км до Данди. После ареста Аббаса к Ганди присоединилась Сароджини Найду. На монументе «Соляной Марш» именно Сароджини Найду следует за Махатмой. После смерти Аббаса в 1936 году Ганди сказал о нем: «Его жизнь - вдохновение для нас всех»
Сатьяграх Чакраварти Раджагопалачари (Chakravarti Rajagopalachari) или Раджаджи - адвокат, политик, писатель, выдающийся государственный деятель, один из активистов Сатьяграхи. Раджаджи не участвовал непосредственно в Соляном Марше на Данди, но одновременно с этим событием он возглавил подобный Соляной марш в Тамил Наду. В 1943 году выступал на стороне Ганди в сепаратных переговорах с Джиной и предложил Конгрессу свой проект резолюции о разделении Индии по религиозным линиям, впоследствии получившей название «формула С.Р.» (формула Чакраварти Раджагопалачари). В период с 1948 по 1950 (после обретения Индией независимости) был последним в истории генерал-губернатором Индии. Раджаджи несомненно был фаворитом Ганди, который называл его «хранителем моей совести».
Президент Кеннеди после встречи с Раджаджи в Белом Доме в 1962 г записал в своем дневнике: «Эта встреча произвела на меня огромное впечатление. Редко когда я имел дело с человеком такой точности ума, ясным и изящным языком». После смерти Раджаджи в 1972 г Индира Ганди сказала о нем: «он был искренним патриотом Индии».
Сатьяграх Валлабхаи Патель, «Индийский Бимарк », величайший патриот, «железный политик». К его имени прибавляют Сардар, что означает «руководитель». В 1938 г Патель выступил на сессии ИНК о смещении Субхас Чандра Боса с должности Президента Конгресса. Однако в дальнейшем Патель был солидарен с Босом по вопросам разделения Индии, выступал резким критиком плана Джинны и Мусульманской Лиги. В отличии от Боса, который вел внутрипартийную борьбу, отстаивая свои взгляды, Патель сосредоточился на критике британской администрации, которая поддерживала Джинну. В это время Патель был оппонентом Неру, и пользуясь огромным влиянием в Конгрессе на выборах получил большинство голосов. Однако, по просьбе Ганди Патель отказался от права быть первым премьер-министром Индии в пользу Неру. Ратан Тата как то сказал - "Вероятно, Патель был бы для Индии лучшим Премьером, чем Неру". Основная заслуга Пателя во второй половине 40-х годов в том, что благодаря ему удалось отстоять территории Пенджаба и Восточной Бенгалии в составе Индии, а также то, что он не допустил разделения Индии на мелкие южноиндийские княжества путем жесткой политики, с привлечением войск и хитроумных интриг. Во время гражданских кровопролитий на религиозной почве, Патель молился вместе с мусульманами рядом с гробницей святого суфия Низамуддина, посещал Амритсар, другие провинции Индии охваченные кровавой резней и везде призывал к миру, взаимному уважению, помогал организовывать лагеря беженцев. Несмотря на резкую критику и со стороны националистских мусульманских и индуистских кругов, со стороны Субхаса Чандра Боса и Мауланы Азада, Неру и британской администрации, Патель всегда вызывал восхищение у большинства индусов и мусульман.
Мемориал «Соляной Марш» в Дели как раз находится на пересечении улиц Сардара Пателя и Матери Терезы.
Сатьяграх Абдул Гаффар Кхан, мусульманин, ближайший соратник Ганди вплоть до 1947 года, резко выступал против требования Лиги о разделении Индии. Когда ИНК под давлением Лиги, Неру и других приняли решение о разделении Индии, Абдул Гаффар произнес: «Вы бросили нас в объятия волков».
В конце 20-х на территории нынешнего Пакистана организовал так называемую партию «Слуги Бога» (известную как «краснорубашечники»), идеология которой была основана на отказе от насилия. Число членов этой организации вскоре достигло более 100 тысяч. В одном из обращений к своим соратникам, Абдул Гаффар сказал: «"Я собираюсь дать вам такое оружие, что полиция и армия не будут в состоянии противостоять ему. Это - оружие Пророка, но вы не знаете об этом. То оружие - терпение и справедливость. Никакая власть на земле не может противостоять этому".
После образования Пакистана Абдул Гаффар возглавил оппозиционную партию, однако, его оппоненты не простили ему его активное участие в ИНК, вплоть до своей смерти в 1988 г он подвергался гонениям со стороны Лиги, правящих кругов Пакистана- конкретно правительством Беназир Бхуто и генералом Зия уль Хаком. Тем не менее, в 1988 г Зия уль Хак объявил пятидневный траур в знак почести герою. Абдул Гаффар Кхан был похоронен в Джелалабаде (Афганистан).
Патриот, герой, сатьяграх Абдул Гаффар Кхан в 1985 году был номинирован на Нобелевскую премию Мира, а в 1987 (за год до смерти) удостоен высшей гражданской наградой Индии - Bharat Ratna
Еще одним непосредственным участником Соляного Марша был сатьяграх Лал Бахадур Шастри.
«Уникальность нашей страны состоит в том, что у нас есть индуисты, мусульмане, христиане, сикхи, парсы и люди всех других религий. У нас есть храмы и мечети, гурдвары и церкви. Но мы не приносим все это в политику. Это - различие между Индией и Пакистаном. Пакистан объявляет себя исламским государством и использует религию как политический фактор. У индийцев есть свобода выбора следовать той или иной религии".
В период с 1964 по 1966 Лал Бахадур Шастри был премьер-министром Индии, награжден высшей гражданской наградой Индии Bharat Ratna.
...
P.S. Статья подготовлена в моей собственной редакции и на основе моих собственных исследований. Дискуссии на эту тему приветствуются.
Георгий Мельников, декабрь 2012. Подготовлено по материалам индийских интернет ресурсов
вау, грандиозно! Про сардара
вау, грандиозно!
Про сардара пателя знала, кажется даже статью здесь публиковала, а про остальных только слышала. так что в дискуссии не поучаствую, только вопросы: а что это за соляной марш?
Митубен Пети
На вопрос о Соляном Марше я лучше отвечу - почему я решил утверждать, что именно Митубен Пети изображена художником Рой Чоудхкери на монументе.
К сожалению, мне не удалось выяснить подробности. кем была Митубен Пети (надеюсь, в свое следующее посещение Сабармати ровно через неделю мне удастся выяснить это). На одной из старых фотографий Митубен Пети стоит рядом с Махатмой во время символического выпаривания соли из морской воды на берегу океана в Данди. Мне показалось, что лицо на этой фотографии и лицо девушки, запечатленное скульптором на монументе очень похожи. В отличии от многих, у меня есть возможность досконально изучить этот монумент (он находится совсем рядом с моим домом) и сделать подробные фото с разных ракурсов
любопытно! Вообще странно что
любопытно! Вообще странно что на монументе изображены живые люди, исторические личности то есть и не написано кто это, как же страна будет знать своих героев? Очь странно...
И все таки что это было за мероприятие такое? Про соляные бунты на руси знаю, а вот соляной марш...
Cоляной Марш
Соляной Марш как Сатьяграха - это политический феномен, настоящий шедевр, вершина политической философии Махатмы Ганди. Только за это, хотя и за очень многие другие заслуги, Махатма Ганди действительно заслужил уважение современной цивилизации. И в этом он настоящий патриот Индии, герой, вождь, пример для всего мира. К сожалению, сама идея сатьяграхи, в которую до конца своей жизни Ганди верил без всяких сомнений, не выдержала испытания политических интриг, пойдя на уступки сепаратистских амбиций политиков нового поколения, Ганди проиграл.
По поводу монумента - в современной Индии, к сожалению, принято увековечивать конкретных героев - Ганди, Неру, Амбедкар, Бос, Шиваджи, Махарана Пратап и т.д. Что касается символов народной борьбы за Независимость - здесь полная неодушевленность. В зависимости от того, как художник решил воплотить безымянных героев, придав им узнаваемые черты лица тех людей, которых он имел в виду ( в силу ли своих собственных пристрастий, или по заказу правящей партии) - так и на монументах это можно определить. Опять же нельзя забывать, что монумент Соляной Марш в центре Дели это политический заказ, в отличии от работ этого же самого художника на своем личном вернисаже - где простора его творчества никто не ограничивает
георгий
я просто не понимаю что такое соляной марш, марш куда и почему соляной, я про это спрашивала.
Что касается идеи сатьяграхи типа непротивления и гражданского неповиновения, то идея эта родилась до ганди и реализовывалась еще до того как ганди вылупился в политике, я писала статью на эту тему год назад наверное, началось все еще в конце 19 века в бенгалии
Я не говорил
что ненасильственное сопротивление или гражданское неповиновение - это изобретение Ганди. Однако, сам термин "сатьяграха" принадлежит именно Махатме Ганди.
В моем рассказе речь идет о Соляном Марше, или как его еще называют - Сатьяграха Марш.
Соляной Марш начался в марте 1930 года из Сабармати Ашрама в Ахмедабаде как протест против британской монополии на соль. Ганди несколько раз предупреждал вице-короля Индии лорда Ирвина о своей запланированной акции с подробным разъяснением всех действий - пеший поход к океану к деревне Данди и выпаривание соли из морской воды. Лорд Ирвин только посмеялся над этой затеей и не препятствовал началу акции.
Во время Марша к Ганди присоединились более 100 тыс человек, уже к середине Марша полиция предпринимала попытки остановить поход и начала избиение сторонников Ганди. Тем не менее, Ганди дошел до океана и демонстративно выпарил из морской воды несколько кристалликов соли. Соляной Марш дал начало невиданному по своему размаху в истории Индии движению ненасильственного сопротивления и привлек этому движению миллионы индийцев, дал толчок к массовой всеиндийской сатьяграхе, при которой по всей стране начались бойкоты английских товаров, отказ платить налоги и многое другое. На севере Индии во время марша сатьяграхи английские войска открыли огонь по колонне людей, среди которых находился Гаффар Кхан. Более 300 человек было убито тогда. И таких случаев по всей стране было множество- именно после знаменитого Сатьяграха Марша Ганди
про марш очь интересно!
про марш очь интересно! Спасибо! То есть как бы просто мирная демонстрация, выходит. Про английскую монополию на соль я тоже не знала.
да ты шо!
меня от удивления аж на украинский язык потянуло. Аньк,в школе ж проходили. У меня с детства ассациация Индии была с Махатмой Ганди и как он народ повел соль выпаривать из морской воды...
ты удивишься
но я впервые об этом слышу, хотя история была моим любимым предметом и у меня по ней всегда было 5
вроде учебники у нас судя по возрасту одинаковые были, но вот так вот... Или у меня совсем уже склероз...
... не понимаю,
правда, у меня 5-ки по всем предметам были....ровно шла, многое не помню, а это....Причем это отложилось у меня лет с 10. Может, ты проболела тему...
Напишите отзыв или вопрос