Индия по-русски ~ мобильная версия

Сокровища буддийской ступы

Atma Пнд, 21/05/2012 - 23:28

СТУПА – ЧТО ЭТО ?

Когда путешествуешь по Индии, Шри-Ланке, Тибету, Непалу и азиатским странам, поражает воображение большое количество особых архитектурных сооружений – ступ. Это не просто исторические религиозные памятники старины, а живые строения, являющиеся источниками силы Дхармы и ее защитниками. Традиция построения ступ возникла в далеком прошлом, и линии ее передачи сохраняются по сей день известными семьями и отдельными мастерами.

Помимо буддийских, существуют индуистские ступы и ступы бона, изначальной традиции Тибета. С последней тибетский буддизм неразрывно связан. Строительство ступ идет постоянно. По мере распространения Учения Будды на Западе мастерами всех школ буддизма совместно с их учениками и при поддержке мирян-буддистов там воздвигаются вечные символы Просветления и Защиты. Они становятся опорами присутствия Дхармы на соответствующей территории, ограждая ее и последователей буддизма от вредоносных или прямых враждебных воздействий.

Ступы можно уподобить крепостям. Основная функция ступ – подавление негативных сил мощью священных реликвий, мантр и священных текстов, положенных в ступу, а также силой благословений великих учителей прошлого и настоящего.

НАКИДКА, ЧАША И ПОСОХ БУДДЫ

Существует легенда о том, как возникла первая буддийская ступа . Будда расстелил на земле свою накидку монаха – это стало основанием, расположенным по всем четырем сторонам света; поставил перевернутую чашу для подаяния – это стало куполом, круглой мандалой; затем поместил деревянный посох – это стало шпилем, Древом Жизни. Поэтому все ступы, независимо от их сложности и высоты, имеют форму трехмерной мандалы.

В Шри-Ланке, где буддизм сохранился практически в своем первоначальном состоянии, ступы наиболее всего отражают легенду об их возникновении. Эти сооружения похожи на перевернутую чашу или колокол, увенчанные шпилем. Квадратная часть представляет собой небольшой цокольный уровень, этаж, или просто четырехугольную каменную ограду. Иногда купол стоит почти на уровне земли. В таком случае вся земля – это квадрат, представляющий накидку Будды и символизирующий территорию распространения проповеди Будды .

БОЛЬШИЕ СТУПЫ

На Ланке, в III в. н.э., была построена самая большая в мире ступа Джататалана. Ее высота 120 м. Подобного рода огромные ступы служат одновременно храмами, где проходят буддийские службы.

Многие большие сооружения имеют вход вовнутрь, на цокольный уровень. Выше начинается собственно ступа . Вход обычно находится на востоке, но бывает и на юге. Внутри ступу украшают росписью ключевых событий из жизни Будды или просветленных мастеров. В центр ставят вращающийся молитвенный барабан с мантрами. Тогда люди могут обходить ступу не только извне, но и внутри.

СОКРОВИЩНИЦА РЕЛИКВИЙ.

После ухода Будды Шакьямуни в паринирвану его тело стало драгоценной реликвией, обладающей великой силой. Части этой реликвии были помещены преданными учениками Будды в специально построенные ступы, которые стали местом паломничества буддистов всех стран. Несмотря на то, что существует большое количество форм ступ и методов их построения, суть остается той же – в строение, имеющее квадратные ступени, купол-чашу и шпиль, закладываются священные мощи-реликвии и «предметы силы».

Ступа – уникальное архитектурное сооружение, где каждый из элементов символизирует те или иные грани буддийского мировоззрения. Созерцая и обходя ступу по движению солнца, человек снова и снова воспроизводит в своем уме этапы пути просветления. Тем самым устраняются завесы неведения и происходит проникновение в смысл Учения. Паломник, обходя ступу по всем четырем сторонам света, как бы вращает буддийское Колесо Дхармы. Это важно как для него самого, так и для распространения проповеди Будды на всей земле. Так человек накапливает свои добродетельные заслуги. И все же, помимо внешней архитектурной формы, символизирующей мандалу Вселенной и этапы пути Просветления, основное назначение ступы – быть реликварием.

Собрание реликвий составляет священную очищающую силу ступы, направленную на достижение Освобождения от страданий сансары всех живых существ без исключения. Поэтому считается, что ступа гармонизирует окружающее пространство и несет защиту от вредоносных воздействий. Для буддистов она есть образ Прибежища, т.е. Будда, Дхарма и Сангха – Три Великих Драгоценности.

КАКИМИ БЫВАЮТ СТУПЫ?

В тибетской традиции множество видов и названий ступ сведены к основным восьми формам. Эти формы связаны с ключевыми событиями жизни Будды Шакьямуни и местами, где он давал Учение . Девятая форма ступы встречается очень редко.

1. Ступа Лотоса. Символизирует рождение Будды в человеческом теле, а также место его рождения. Это событие обозначается лотосом, вырастающим изначально чистым из грязной тины.

2. Ступа Просветления. Относится к событию принятия Буддой обетов Бодхисаттвы. Считается наиболее значимой формой ступы.

3. Ступа поворота Колеса Учения, или ступа Мудрости. Возводится как символ проповеди о Четырех Благородных Истинах в Варанасе.

4. Ступа явленных Буддой чудес. Память о победе Будды в дискуссии с индуистами.

5. Ступа сошествия с небес Тушита. На этих небесах Будда давал наставления своей матери.

6. Ступа единения, или ступа Сангхи. Посвящена преодолению возможного раскола в Сангхе. Впервые это произошло после того, как одно недружественное индуистское божество посеяло раздор между ближайшими учениками Будды .

7. Ступа Победы, или продления жизни Будды ради учеников.

8. Ступа Паринирваны Будды .

9. Ступа Калачакры, или Колеса Времени. В мире существует всего лишь около десятка таких ступ. Возможно, это объясняется тем, что учение Калачакры проявилось уже в период ослабления позиций буддизма в Индии. Однако в последнее время эта форма ступы возрождается. Например, величественная ступа Калачакры была построена в Испании в Малаге общиной Оле Нидала, Учителя школы Карма Кагью.

Все ступы имеют несколько разную архитектурную форму, только верхняя часть всегда неизменна. Издревле в Тибете существовала еще одна, «народная» форма ступы. Туда помещались небольшие пирамидки из костей умершего человека. Важно, что это мог позволить себе любой человек.

СТУПА В МОСКВЕ

В Москве была открыта ступа под названием «Постоянная Основа Трех Драгоценностей Просветления». Она символизирует преодоление всех препятствий сансары и достижение нирваны. Эта ступа является экспонатом музея им. Н.К. Рериха и частью экспозиции, посвященной 80-летию центрально-азиатской экспедиции Рерихов. Ее возведение благословил глава линии Дуджом Терсар – Его Святейшество Дуджом Пема Ринпоче. Построение ее проводил нингмапинский мастер этой же линии достопочтенный Ранриг Дордже Ринпоче.

ЗАЧЕМ НУЖНО СТРОИТЬ СТУПЫ?

По словам Ранрига Ринпоче, «Будда пришел и Будда ушел, а его драгоценное тело превратилось в реликвию». С тех пор множество его учеников достигли реализации. Тела этих великих Учителей и принадлежавшие им вещи, вобравшие их духовную силу, также становятся реликвиями. И когда они закладываются в ступу, люди, обходя вокруг нее, получают возможность молиться, совершать подношения и т.д. Так те, кто практикует Дхарму, освобождаются от внешних и внутренних препятствий и очищаются от загрязнений ума. Это относится к одному из методов, оставленных Буддой. Благодаря своей бодхичитте (просветленному сознанию), он хотел дать каждому существу тот метод освобождения от сансары, который соответствует способностям и возможностям этого существа. Ведь есть люди, у которых нет возможности уделять много времени практике Дхармы и оставаться долго на одном месте. Именно для них ступа может быть очень полезной. В тот момент, когда человек смотрит на ступу, происходит расслабление его ума и очищение. Как сказал Ранриг Ринпоче, «секунда, когда человек правильно созерцает ступу, равна 100 секундам благого состояния».

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО СТУПЫ?

В Тибете существует своя хорошо разработанная традиция геомантии, или фэн-шуя. Она называется Са-че. Когда тибетцы возводят дома или какие-то другие важные постройки, они стараются пригласить квалифицированного специалиста по Са-че. Он производит астрологические расчеты, рисует схемы, выбирает самое подходящее место и время для начала строительства, а затем проводит соответствующие ритуалы. Начало строительства предваряет наложение на место будущей постройки схемы с изображением Нага. Самой важной областью считается «левая подмышка Нага». Отсюда начинаются работы с землей и закладываются бумпы, заполненные нужными предметами.

Сначала мастером делаются всевозможные подношения Трем Драгоценностям, Охранителям, Защитникам Дхармы, дакиням, а потом – местным духам. Важно договориться с Нагами и Садагами – хозяевами данной местности. Их нужно умиротворить, дабы они не только не препятствовали строительству и дальнейшему проживанию людей, но и стали их защитниками. Наги изображаются как полузмеи-полулюди. В основном они обитают в воде, но некоторые живут в земле, как и Садаги, ее хранители. Имеются и другие классы духов, которым также необходимо сделать подношения, чтобы они не вредили. Тогда можно приступать непосредственно к строительству.

Начинать строительные работы в строго определенном месте строительной площадки очень важно. «Считается, что, используя этот метод, мы не повреждаем «тело Нага» и не вступаем с ним в конфликт», - рассказывает Ранриг Ринпоче. Земля, вырытая из области «левой подмышки Нага» становится «драгоценной». Но это имеет значение только в начале строительных работ.

При построении ступы Просветления в музее им. Н.К. Рериха Ранриг Ринпоче проводил следующие ритуалы: «открытие земли», «пуджа земли» и «пуджа нагов», а также Серчем (подношение золотого напитка). По словам Ринпоче, в Тибете существуют две традиции осуществления «открытия земли» – сутрическая и тантрическая. В сутрической традиции все делается буквально, с расчетами, и используется схема с изображением Нага. В тантрической традиции, к которой принадлежит сам Ранриг Ринпоче, упор делается на внутреннюю визуализацию.

До Чаши (Бумпы), или купола, идут 4 ступени. Это символы 4 уровней благих переживаний. Данная классификация наиболее характерна для традиции сутр. 1 Неизмеримая любовь
2 Неизмеримое сострадание
3 Неизмеримая радость
4 Неизмеримое равенство

БУДДЫ НА ТРОНЕ

У традиционной ступы 4 стороны. Это 4 области Дхьянибудд, восседающих на своих тронах или зверях, являющихся их символами. На основании ступы мы видим орнамент с изображениями животных. Он нанесен именно на основу ступы, а не на саму ступу. Эта основа есть пьедестал Дхьянибудд, а не они сами.

На ступе в Центре им. Рериха на одной из сторон изображены снежные львы с двух сторон от Колеса Дхармы. Если начать обход по часовой стрелке, мы увидим коней и драгоценность. Потом павлинов и расположенный между ними лотос. На четвертой, последней стороне, нарисованы слоны и ваджра.

БУМПА И ТРЕ

Сосуд имеет особое значение в тантрической традиции, методы которой основаны на визуализации во внутреннем пространстве. Во время визуализации нужна точка, с которой ее начать. Этой точкой и является Сосуд (Бумпа). В него приглашаются все тантрические божества, и нужно, чтобы они остались там.

В украшенной орнаментом нише помещают статую Будды Шакьямуни. Выше Бумпы идет очень важный небольшой квадратный уровень - Тре (bre). Здесь нарисованы глаза, смотрящие во все 4 стороны света. Это символ всепроникающего видения Будды . Далее идет шпиль, состоящий из 13 колец, которые символизируют «Десять Сил», т.е. десять аспектов мудрости Будды , и знание трех времен.

ЧТО НАХОДИТСЯ ВНУТРИ СТУПЫ

Важность закладываемых реликвий растет снизу вверх. Это касается также и текстов – сутрические закладываются ниже, а тантрические – выше. Закладывается много ваз (бумп). Среди них нага-бумпы, бумпы, посвященные защитникам места, бумпы Дзамбалы и т.д. В основание закладывается множество ца-ца – маленьких ступ. Тем самым мы как бы сразу строим много ступ. (Если ца-ца много, то они закладывается и в другие места).

Ступа возводится постепенно, слой за слоем. Кроме ца-ца, бумп и священных текстов закладываются священные реликвии, статуи охранителей и статуи божеств, светильник Дхармы, земля из различных частей света, драгоценные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни, рильбу, мощи великих практиков, священные лекарства, травы и цветы. Основной ценностью, положенной в ступу Проветления Трех Драгоценностей (в главную Драгоценную Вазу), являются 6 рингселов. Это самовозникшие «жемчужины», оставшиеся после кремации тел великих практиков, достигших реализации, или проявившиеся в сакральных местах.

УВИДЕТЬ БУДДУ

Самая главная часть ступы – это та часть строения, в которую можно мысленно вписать сидящего Будду. Она начинается с львиного трона. Будда восседает на львином троне в позе лотоса, Бумпа очерчивает его плечи, глаза находятся на уровне Тре. Верх головы и ушниша (выпуклость на макушке головы) – это шпиль. Пять чакр Будды – ОМА-ХУМ-СВА-ХА – также имеют свои соответствия уровням ступы и связаны с мандалой пяти Дхьяни-будд.

НАВЕРШИЕ СТУПЫ

Над тринадцатью кольцами идет Зонт Дхармы – один из восьми благих буддийских символов . Он олицетворяет защиту от страданий этого мира и победу над их источниками. Его украшают гирляндой, символизирующей многообразие искусных методов учения.

Венчает любую тибетскую ступу навершие, состоящее из трех элементов – Луны (месяца), Солнца и капли-бинду. Они также несут глубокий символический смысл. Луна – мужское начало, метод, тело. Соответствует структуре каналов в теле. Солнце – женское начало, мудрость, энергия. Это прана, движущаяся по каналам. Бинду, иногда изображаемое в виде язычка пламени или драгоценности, – это уровень Ума, Пустоты. Бинду символизирует недвойственность, выходящую за пределы мужского и женского.

Итак, в архитектурных формах ступы заложены все смыслы и этапы буддийского Пути. Человек, который созерцает и обходит ступу, имея в своем уме правильное памятование всех этих смыслов и находясь в защитном и очищающем поле ступы, входит в состояние, соответствующее буддийскому воззрению.

Ступы очень важны для утверждения и защиты буддизма. Это проявленный, материальный символ Просветления. Будем надеяться, что их строительство будет и дальше продолжаться всеми школами буддизма.

В текст статьи вошли материалы интервью с Ранригом Дордже Ринпоче. Автор статьи выражает благодарность Рустаму Гасанову (координатору проекта строительства ступы Просветления в музее им. Рериха), ученикам Ранрига Ринпоче, Вадиму Сычевскому, Дмитрию Устьянцеву, а также всем тем, кто предоставил фотоматериал и комментарии.

Автор и источник публикации: 

Наталия Орлова, републиковано из кеша поисковиков из закрытого ныне сайта Империя Духа http://www.imperia-duha.ru/article_69.html


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Ж
е
6
ы
Ч
Введите код без пробелов, учитывая регистр

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru