Индия по-русски ~ мобильная версия

Вера победителей (джайнизм)

ratri Вс, 18/04/2010 - 18:05

Джайнами в Индии называют последователей Джины -"победителя". Соответственно, джайны - это тоже победители. В русском языке "победитель" - это человек, выигравший битву, взявший верх над соперником, противником. Джайны же - победители самих себя. Это люди, обуздавшие свои чувства и страсти. Это победители в борьбе за торжество духа над телом, высшей природы человека над низшей.

Переписью 1991 г. зарегистрировано 3354 тыс. джайнов, что составляет 0,4% распределенного по признаку религиозной принадлежности населения страны. Они проживают в основном в западных штатах (Раджастхан, Махараштра, Гуджарат), а также на юге Индии. Отмечена тенденция к миграции джайнов из других штатов в эти регионы. Обращений в джайнизм из других вер не отмечено, и численность общины растет за счет естественных причин.

Джайнизм часто называют атеистической верой, поскольку ее последователи отрицают существование первопричины тварного мира, т.е. отрицают бога - творца и владыки вселенной. По космологии джайнизма, миры бесконечны, реальны и существуют вечно. В телесной оболочке человек живет посередине между верхними и нижними мирами на всем пространстве земли. Нижние миры принадлежат демонам, подвергающим тяжким мучениям души грешников - людей, живших не по вере. Высшие миры расположены на горе Меру, находящейся в Гималаях, в центре "пупа земли". На вершине горы сияет светлый, безоблачный мир, где в вечном блаженстве пребывают души праведников, достигших мокши - освобождения от цикла рождений и смертей. Ниже на склоне горы обитают боги индусского пантеона и души джайнов, только приблизившихся к мокше, но не достигших полного совершенства. Таким образом, наличие богов допускается, но они не считаются высшими существами, ибо приравнены к людям, не до конца праведным.

Основателем джайнизма считается Вардхамана - младший сын правителя небольшого княжества на территории современного Бихара. По преданию, Вардхамана родился в 599 и умер в 527 г. до н.э. В возрасте 28 лет он отрекается от богатства и славы и 12 лет подвергает себя суровым аскетическим испытаниям. На второй год отшельнической жизни в местности, населенной дикими племенами, он отказывается от одежды и ходит совершенно обнаженным. Его проповеди находят все большее число сторонников. Он получает признание как тиртханкар ("перевозчик через океан бытия") и получает титулы Джины и Махавиры ("великого героя"). Под последним он более всего почитаем в настоящее время. В период между обретением высшей духовности и мокшей Махавира создает свою религиозно-этическую систему, ставящую его в ряд крупнейших мыслителей того времени. Махавира жил в эпоху Будды, Лао Цзы, Конфуция, Платона и Перикла. Этот период в истории человечества считается осевым, переломным. Хотя комплексно он изучен недостаточно, можно, вероятно, говорить о нем как о периоде энергичных философских поисков справедливого устройства общества и осознания места человека в мире.

Джайнская традиция утверждает, что эта вера существует вечно, а история развивается циклично по принципу вращающегося колеса. Каждый его оборот составляет калъпу-калу - космический цикл, разделяемый двенадцатью спицами на такое же число эпох. Когда колесо движется вниз, жизнь людей ухудшается. От периода золотого века совершенных и счастливых людей, получавших все необходимое для жизни от "древ исполнения желаний" (калъпа врикша), движение космического колеса погружает людей в эпоху страданий, болезней, тяжелого труда, конфликтов и насилия. "Древа исполнения желаний" исчезают, и человек должен полагаться только на себя и на своих единоверцев. С точки зрения джайнов, сейчас мы живем именно в эту эпоху, называемую душама и созвучную индусской кали юге.

В золотом веке мир был освещен сиянием "древ исполнения желаний". По мере их исчезновения мир погружался во мрак, и люди испугались, впервые увидев на небе солнце, луну и звезды. Только вмешательство тиртханкара, объяснившего происходящее, предотвратило всеобщую панику. Появление очередного тиртханкара означало поворот космического колеса вверх, в направлении нового золотого века. Джайнский канон утверждает, что до Махавиры в мир приходили 23 тиртханкара, срок жизни которых колебался от 8400 до одной тысячи лет. Особым почитанием у современных джайнов пользуется первый тиртханкар Ришабха и его сын Бахубали, или Гоматешвара. Последнему посвящено большинство изваяний характерного облика - обнаженный, с загадочной улыбкой, с непропорционально длинными руками, ибо, по поверьям джаинов, чем длиннее у человека руки, тем счастливее складывается его судьба. Джайны установили в своих святых местах (их более 250) множество статуй Бахубали. Самая почитаемая из них находится в штате Карнатака. Эта статуя высотой в 18 м высечена древними скульпторами из каменного монолита, стоящего свободно, без опор, и считается одним из чудес света. Статуя олицетворяет Бахубали в состоянии мокши и символизирует не только мощь человеческого духа, но и его единение с природой: у ног Бахубали изваяны муравейники и змеи. Его ноги овивают лианы в соответствии с легендой о том, что перед достижением мокши он простоял два года неподвижно на одном месте и его ноги заросли побегами лиан.

В феврале 1981 г. джайны организовали пышное празднество освящения статуи по случаю тысячелетия ее установки. На праздник собралось около 400 тыс. паломников со всех концов Индии, а также множество джаинов, постоянно проживающих за границей. Джайнские монахи совершили омовение статуи водой из тысячи медных кувшинов. Затем на нее было вылита тысяча литров молока, 150 литров кокосового сока и настой шафрана. Наконец, она была осыпана рисовой пудрой и благовонными специями. Премьер-министр Индира Ганди с вертолета разбрасывала над статуей лепестки роз. Богатые джайны соревновались за право собственноручно вылить на голову статуи кувшин с молоком. Первые семь кувшинов были "проданы" за 100 тыс. рупий каждый. "Это был типично индийский праздник, - пишет очевидец, - смешение поп-арта, народной традиции, трайбалистской клановости, целомудренной благожелательности, духа искупления и очищения". Через 12 лет, в 1993 г. ритуал был повторен, но с меньшим размахом.

Джайны обставляют свои праздники весьма пышно. В ноябре 1974 г. отмечалось 2500-летие со времени достижения мокши Махавирой. Для организации празднества был создан Национальный консультативный совет, в который вошли не только джайны, но и представители других общин, а также центрального правительства, выделившего на праздник 5 млн. рупий. Празднества завершились многолюдной процессией по улицам Дели. В ней приняли участие жрецы джайнских сект, монахи и монахини, босые и одетые в белые одежды или же нагие. Участники несли красочные транспаранты и воздушные шары с джайнскими изречениями. Со скромным видом монахов контрастировали пышно убранные слоны, верблюды и лошади с седоками в богатых одеждах и красочная толпа музыкантов. Символом нового времени были знаменосцы на мотороллерах . С тех пор годовщина отмечается ежегодно.

Не следует думать, что жизнь джаинов - это сплошной праздник. Относительно редкие торжества и церемонии принятия монашеского сана мирянами преследуют цель показать силу веры, финансовые и организационные возможности общины. Они используются для ее консолидации, ибо предоставляют случай для встреч различных сект, монахов и мирян в обстановке благочестия и религиозного экстаза, а для многих - способ снятия стрессов путем отвлечения от повседневных забот.

Праздники и постоянные передвижения монахов по стране используются для проповеди этического учения джайнизма, опирающегося на "три жемчужины": совершенная вера, совершенное знание веры, совершенное поведение. Подобно индуизму, в вере джаинов центральное место отводится поведению человека. Но индуизм придает значение ритуала каждому действию индуса даже в обыденной жизни. Джайны на первый план выдвигают принципы правильного поведения. Среди них особое место занимают ахимса и апариграха.

Слово ахимса означает "ненасилие". Но для джаинов это гораздо более широкое понятие - ненанесение вреда всему живому. Правила поведения монахов и многих мирян предписывают им строгое вегетарианство, исключающее из диеты не только мясо и рыбу, но также яйца, ряд продуктов животноводства и даже корнеплоды. Монахам разрешено употреблять в пищу только овощи, растущие над поверхностью земли. Джайнские монахи закрывают рот марлевой маской, дабы случайно не проглотить летающее насекомое. Во время странствий они специальным веником обмахивают перед собой землю, чтобы не раздавить ползающие существа. Им запрещено странствовать во время муссонных дождей, когда наружу выползает и вылетает множество тварей.

Упомянутые правила определяют также выбор джайнами рода занятий. В основном это предприниматели, в том числе главы крупнейших концернов, торговцы, ростовщики, ювелиры, представители свободных профессий, ученые. На юге Индии многие семьи джайнов являются землевладельцами, но сами они землю не обрабатывают, ибо это связано с уничтожением живых существ в земле и на растениях. В целом это зажиточная община, в которой нет бедняков и нищих. Джайны не признают каст, но останавливаются перед осуждением или отрицанием кастовой системы. В общине сохраняются рудименты кастовых различий, но они размыты.

Принцип апариграхи (нестяжательства) предписывает добровольный отказ от накопления богатства и материальных благ, превышающих минимальные потребности семьи. Богатство джайнов-мирян, по их представлениям, не вступает в противоречие с этим принципом, поскольку богатые считаются не владельцами своих богатств, а их попечителями и распорядителями в интересах всей общины. Такой взгляд подкрепляется широкой благотворительностью джайнов. Принцип апариграхи, дополненный заветами быть честными, не воровать, не прибегать к обману в делах, по мнению некоторых исследователей, сближает джайнизм с кальвинизмом и позволяет воспитывать у джайнов склонность к рациональному мышлению, к деловой хватке, необходимой в условиях рынка. Деловой этике в джайнских семьях учат с детства. Наблюдателей поражает умение джайнских мальчиков в уме вычислять сложные проценты - трудное занятие даже для взрослых.

Джайны делятся на два толка - дигамбров и шветамбров, Дигамбры, или "одетые в воздух", более ортодоксальны и аскетичны. По примеру Махавиры монахи-дигамбры не носят никакой одежды. Они не признают за женщинами возможности достижения мокши и не принимают их в монашеские ордена. По их понятиям, изначальный канон джайнов утрачен. Существует лишь позднейшее его изложение. Прямым путем достижения мокши они считают добровольное самоумерщвление посредством голодания. В октябре 1987 г. таким образом ушел из жизни глава толка дигамбров Бадри Прасад Махарадж. Сейчас подобные подвиги во имя веры редки.

Шветамбры, или "одетые в белое", более умеренны. Они носят простую белую одежду. Их воззрения допускают принятие женщин в монахини и признают их способными достигнуть мокши. Они считают священные тексты джайнов изначальным учением и в меньшей степени, чем дигамбры, изнуряют себя аскетизмом. При обряде посвящения в монахи шветамбры сбривают волосы с головы кандидата; дигамбры подвергают его мучительной процедуре выщипывания волос.

Последователи обоих толков делятся на секты. У дигамбров это висапантхи, дравида, каштха, нанди, сена и терапантхи; у шветамбров - анчала, кхаратара и тара. Общеиндийскую известность приобрела секта терапантхи, глава которой Ачарья Тулси основал в 1949 г. движение ануврат, играющее заметную роль в общественной жизни страны. Целью движения является воспитание индивидуума в духе отказа от проявлений озлобленности, тщеславия, лжи и жадности. На этой основе впоследствии должно быть перестроено все индийское общество. В 1995 г. Ачарья Тулси передал руководство сектой преемнику, которого зовут Ачарья Махапраджна.

В целом мирные отношения между представителями двух толков джайнизма в последнее время подвергаются испытанию. Возник спор о принадлежности храмового комплекса Самет Шикхар в штате Бихар, который привлекает до полумиллиона паломников и приносит доход от 50 до 60 млн. рупий в год. Комплексом управляют шветамбры. Свои права они подтверждают фирманом (указом) императора Акбара от 1593 г., в котором право распоряжаться храмовым комплексом передавалось тогдашнему главе шветамбров Ачарье Хирсуришвару. Дигамбры требуют совместного управления святыней. Аналогичный спор возник и вокруг храма Макши в штате Мадхья Прадеш. Переговоры представителей обоих толков и властей продолжаются, но перспективы решения спора в обозримом будущем не видится. А пока он вносит разлад в жизнь общины джайнов.

Автор и источник публикации: 

Статья взята из издания последней работы российского востоковеда-индолога Б. И. Клюева, изданного институтом востоковедения РАН, http://cci.wl.dvgu.r...


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
а
ж
Л
Ч
6
Введите код без пробелов, учитывая регистр

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru