Индия по-русски ~ мобильная версия

Отшельники и паломники

Atma Пнд, 01/06/2009 - 15:06По старинному правилу, брамин, когда он увидел лицо своего внука, т.-е. когда продолжение его рода обеспечено, должен отказаться от положения домохозяина и жить в лесу для спасения души. К концу своей жизни он переходит на последнюю стезю земного пути и превращается в "саньяси", т.-е. бездомного странника. И сейчас есть правоверные брамины, которые живут по этому правилу. Вообще отказ от удобств жизни, отшельничество и суровое обращение со своим телом, доходящее до самоистязания, считаются высшим выражением религиозного чувства. Пример Будды показывает, что на такой путь можно стать и в молодости. И в настоящее время Индия полна дряхлых старцев и сильных молодых людей, посвящающих себя религиозной жизни. Для огромного большинства этих пяти миллионов нищенствующего люда религия - только предлог для безнаказанного тунеядства и попрошайничества. Настолько сильно у народной массы Индии почтение ко всем отрекшимся от мира сего, что просьба нищего никогда не встречает отказа. Повинуясь сектантскому и кастовому духу, своего народа, индийские отшельники образуют группы или ордена и даже касты. Обычные названия этих профессиональных богомольцев: "байраги", т.-е. свободный от земных привязанностей, "йоги", т.-е. стремящийся к высшему познанию, или "госайн", т.-е. овладевший своими чувствами. Большинство проводит жизнь в непрерывных переходах от одной святыни к другой, и многие из них несколько раз успевают обойти многочисленные места поклонения. Их имущество и одежда крайне ограничены, некоторые ходят просто голыми, или, как индусы поэтически выражаются, "одеваются в четыре страны света". Некоторые шьют себе платье из разных выброшенных лоскутов. Многие носят рубаху желтого цвета. Все снабжены чашей, в которую они собирают пищу. Эти чаши часто - простой глиняный горшок или металлическое блюдо, украшенное раковинами "каури". Во многих местах для этой цели служит половина двойного кокосового ореха, который привозится с Сейчельских островов. Некоторые типы нищих обращают на себя внимание прохожих простыми музыкальными инструментами - бубенчиками, погремушками, бубнами, медными рогами, простыми струнными инструментами. Особым почетом среди темного народа пользуются самоистязатели. Этот род религиозного изуверства издавна практиковался в Индии и принимает подчас чудовищные формы. Нередко можно видеть человека с поднятой рукой, которая в этой позе одеревенела. Другие предпринимают такую же операцию с ногой. Иные сидят неподвижно, подпирая подбородок костылем, среди четырех костров и подвергают себя сверх того действию палящих лучей индийского солнца. Эти странные любители тепла называются "панчагни", т.-е. окруженные пятью огнями. Некоторые нищие прибегают к своеобразному средству принуждения, когда терпеливый индус не сразу исполняет их назойливые просьбы. Они всенародно, на глазах у своей жертвы, наносят себе раны ножом или особым инструментом. Несчастный индус, во избежание народного фанатизма, вынужден тогда дать гораздо больше, чем его просили.
Религиозное нищенство практикуется также мусульманами. Общее название для мусульманских подвижников - факир. Общеизвестно их умение протыкать части своего тела острым оружием.
Вообще подвижничество - отличительная черта индийской религии. Для рядового индуса это стремление находит свое удовлетворение в паломничествах в одну или несколько из многочисленных святынь его веры. В прежние времена, когда такие паломничества совершались пешком, и путь часто лежал через дикие и опасные области, они являлись действительно большим подвигом. В настоящее время главные центры индуизма - Бенарес, Аллахабад, остров Сагара, Пури, Канджипурам, Рамешварам и т. д. - легко доступны по железной дороге, и количество паломников, таким образом, сильно увеличилось. Вокруг святынь выросли бойкие торговые города, в которых приезжающий с накопленными деньгами крестьянин снабжается всевозможными амулетами, иконами, изображениями, картинками из мифологии. Некоторые из этих святынь, как например, Бенарес и Аллахабад, находятся на берегу священных рек, и паломники отправляются туда умирать. Трупы умерших сжигаются в особых "гхатах", как называются купальни на берегу реки, и их прах бросается в реку. Иногда, для увеличения заслуги, вытекающей из паломничества, верующие затрудняют себе путь. Так например, почитатели Шивы в южной Индии отправляются в город Пальни, неся на плечах коромысло, к которому привязаны медные горшки с рисом и другими жертвами для бога; такие коромысла украшены резьбой. Многие совершают это путешествие бегом, выкрикивая при этом: "Епполь свами", т.-е. "Когда о Господь" (увижу тебя).
Автор и источник публикации: 

А. М. МЕРВАРТ


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
г
м
Щ
е
ф
Введите код без пробелов, учитывая регистр

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru