Индия по-русски ~ мобильная версия

Что такое индуизм

Anonymous Сб, 02/02/2008 - 19:38

Фрагмент книги О. Г. Ульциферова «Культурное наследие Индии»
В заключение раздела можно подвести некоторые итоги и попытаться дать ответ на вопрос, что представляет собой индуизм.
Во-первых, индуизм отличается от многих мировых религий, таких, как иудаизм, христианство и ислам, тем, что он, скорее, - толкование миропорядка, мироощущения, мироздания, включая образ повседневной жизни, чем законченная религиозно-философская система. Отсюда возникает много ошибочных взглядов на индуизм, что связано с попыткой европейцев-христиан подогнать индуизм под те стандарты, которыми оперирует Запад применительно к религии.
Во-вторых, индуизм включает в себя намного больше различных верований и обрядов, чем любая из упомянутых выше религий. При этом индуизм никогда не настаивает на том, что именно он является "истинной" верой среди мировых конфессий. Поэтому и в самом индуизме нет господствующей или "верной" школы.
В-третьих, индуизм не связан с каким-либо отдельным лицом, которое стало средоточием веры и законодателем ее обрядности, каковыми оказались Иисус, Будда Шакьямуни, Махавира, Мухаммед или Моисей. Индуизм лишен центрального символа веры.
В-четвертых, индуистская концепция "праведной жизни" не основывается на заповедях Бога.
В-пятых, индуизм не имеет основной священной книги, считающейся единственным авторитетом. Более того, он предпочитает устную проповедь, традицию устного изложения религиозных догматов письменным канонам. Поскольку в индуизме нет единой центральной доктрины, в нем нет и не может быть еретических течений (в христианском понимании). Ересью можно с некой оговоркой считать возникновение буддизма и джайнизма, но они впоследствии стали самостоятельными религиями.
В-шестых, в индуизме нет главного Бога, хотя он может быть у каждого индуса.
В-седьмых, в индуизме нет сколько-нибудь общепринятой традиции коллективных молений и обязательного посещения храма в конкретные часы и по определенным дням. Большинство индусов молится дома в своих домашних молельнях, совершая перед изображением божества все те обязательные ритуальные действия, которые проделывает священник в храме. Вместе с тем, храм никогда не утрачивает положения центра религиозной жизни. Святость отдельных храмов имеет общеиндийское значение, и туда стекаются огромные массы паломников (как постоянно, так и во время специального храмового праздника). Однако индуизм не имел и не имеет единой организации. Не знает он и церковной иерархии. Каждый индуистский храм – автономное образование, которое никому не подчиняется, при этом храмы могут различаться по степени святости. За всю историю индуизма не было ни одного собора, ни всеиндийского, ни местного.
В-восьмых, индуизм не является некой религиозной надстройкой, он неотъемлемая часть повседневной жизни. Индуизм регулирует социальное положение индуса, его способ зарабатывать средства на жизнь, его семейные отношения, его политические пристрастия, рацион его питания, включая также и все то, что европейцы-христиане относят непосредственно к религии.
В-девятых, как религиозно-философская система индуизм продолжает развиваться благодаря учениям современных религиозных реформаторов.
В-десятых, для большинства индусов индуизм, скорее, дело практики, чем веры. Большую значимость имеет то, что делает индус, чем то, во что он верит.
В-одиннадцатых, в индуизм нельзя "вступить", его нельзя "принять". Индусом можно только родиться. От индуизма можно отказаться, приняв другую веру. Но тот, кто рожден индусом, всегда может вернуться обратно. Индус верит в то, что каждая душа втянута в цикл "рождение-смерть-рождение", и стремится нарушить этот цикл. Поэтому индусы ставят перед собой цель прожить такую жизнь, которая была бы лучше предыдущей, что в конечном итоге привело бы к освобождению от цикла перерождений. Ценность каждой жизни определяется кармой, которая является мерилом качества жизни, прожитой или которую предстоит прожить. Праведная жизнь строится на скрупулезном соблюдении закона дхармы. Отсюда и рождается индусское определение своей религии "санатана дхарма", то есть "вечный моральный закон".
Индусы верят в то, что Вселенная не имеет ни начала, ни конца. Она живет по своим циклам: гибнет, чтобы возродиться, и возрождается, чтобы погибнуть. Строго говоря, индуизм объединяет в себе множество религиозных верований и культов, которые зародились в Индии и продолжают жить и развиваться. Каждое из верований и культов имеет свою социальную нишу, каковой может быть каста или некая община. Однако все индусы верят в своего главного Бога, который присутствует повсюду в мельчайших частичках вещества и в каждой душе. Остальные боги – часть главного Бога или его различные манифестации.
Индуистский политеизм, о котором принято говорить, явление по своей сути уникальное. Оно связано с особым восприятием Бога. Еще в Ригведе говорится: "Что есть Бесконечное? – Бесконечное есть Бесконечное. – То, что вышло из Бесконечного, тоже есть Бесконечное. Когда Бесконечное вычитается из Бесконечного, Бесконечное все же остается Бесконечным". Суть этого гимна состоит в том, что бесконечное не поддается арифметическим измерениям. Всевышний – бесконечен. Бесконечное может быть представлено бесконечным числом способов и иметь бесконечное выражение. В этом заключена сущность индуистского божества. Оно – везде, вокруг человека и внутри его. Это позволяет индусам делать весьма смелое утверждение: "Мы суть Бог".
Таким образом, индуизм по сути своей монотеистичен, поскольку верит в одного Бога, имеющего бесчисленное количество манифестаций вокруг индивида и внутри его. В силу этого Бога невозможно лицезреть. Индуизм предоставляет людям его различные формы, чтобы помочь им увидеть один из его обликов. Таким образом, единому Богу можно поклоняться в любой форме. И это ошибочно принимается за политеизм.
Иногда индуизм ошибочно называют религией идолопоклонников. Однако это не совсем так. Индуизм настаивает на отказе от всех материальных объектов поклонения в пользу духовного почитания Бога. Понимая, что для простого смертного просто невозможно увидеть Бесконечное, каким является Бог, индуизм вместо того, чтобы поддерживать тщетные надежды верующих на это, настоятельно подталкивает их продолжать духовные усилия, направленные на постижение истины. Но для того чтобы добиться постоянного прогресса в этом направлении, индуизм предлагает верующим начать процесс постижения истины с материальных объектов, каковыми являются храмы и изображения божества. И только впоследствии через поклонение божеству и преданность к нему прийти к конечной цели – зреть Господа, не прибегая к помощи храма и изображения Божьего. Индуизм просит верующих не поклоняться идолам, а поклоняться Богу в облике этих идолов. Это делается для того, чтобы соединить безграничные возможности Бога с ограниченными способностями верующего. Вивекананда сказал в свое время: "Когда человек хочет выпить молоко, он использует для этого чашку, поскольку не может сделать это непосредственно. Для колеблющегося и неустойчивого ума необходимо иметь символ в виде идола, чтобы он стал основой его любви к Богу. Поэтому идол – не что иное, как та чашка для молока. Через изображение Бога верующий приходит к Богу".

Автор и источник публикации: 

Культурное наследие Индии. О. Г. Ульциферов. М.: АСТ: Восток–Запад, 2005.


"в индуизм нельзя «вступить»" весьма спорно

хотя я не знаю когда жил автор.
Самый яркий пример противоположного наш современник Шивайя Субрамуния Свами, автор книги "Танец с Шивой", который был признан Джагад Гуру, одним из лидеров индуизма, при том, что родом он из США и этнически индийцем не являлся, просто приехал на Индостан практиковать йогу и искать Бога.
Кроме того, у меня лично есть знакомые белые-индуисты, часть из них кришнаиты, другие получили имя в процессе посвящения из рук(уст) правоверных индусов учителей или садху.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
ф
л
Ч
л
П
Введите код без пробелов, учитывая регистр

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru