Индия по-русски ~ мобильная версия

Лотос в индийском искусстве

В обширном репертуаре индийских орнаментальных мотивов, наряду с символами и узорами, которые повторяются в традиционном искусстве и архитектуре, лотос занимает почетное место. В отличие от западного искусства, в котором акцент делается на фотографический реализм и натуралистическое отношение к человеческим и животным формам, главные задачи индийского искусства лежат в духовной и религиозной плоскости. Все без исключения объекты, отображаемые в индийском искусстве, имеют религиозно-духовный и символический смысл.
Среди цветов, лотос - наиболее излюбленный символ, но не только за счет своих красивых форм, но и из-за его глубокого символизма. Мы все знаем, что этот цветок растет в грязных водах, но остается нетронутым ими. Будь то белый, голубой, розовый или бело- розовый лотос, его лепестки пробуждают чувства чистоты в мыслях каждого. В соответствии с философией индуизма, люди должны жить подобно цветку лотоса в этом лукавом, безбожном мире, с полностью обособленным и чистым сердцем, нетронутым злыми силами.

Поднимаясь из глубины воды и раскрывая свои лепестки и листья на поверхности, он всем своим видом свидетельствует о жизнеподдерживающей силе всех богатых глубин. В этом причина того, что полностью распустившийся цветок лотоса используется в качестве пьедестала или основания трона для всех божеств в индуизме, буддизме и джайнизме. Неизменно они изображаются сидящими или стоящими на полностью раскрытом цветке лотоса (padma pitha) или на цветке с удвоенным количеством лепестков (mahambuja).

Это имеет символическое значение: божества изображаются в трансцедентных, утонченных формах, т.е. в виде духовных тел, не имеющих веса. Если божество сидит с одной свободно висящей ногой, тогда также подставкой для ноги служат листовые подушечки или лепестки лотоса.
Многочисленные индуистские божества изображаются с лотосом в руках как, например, Вишну - хранитель Вселенной - неизменно держит padma (лотос) в одной из своих четырех рук. Супруга Вишну Лакшми, Богиня благосостояния, супруга Шивы Парвати, Сурья - Бог солнца, Бодхисаттва Падмапани - все эти божества держат в своих руках лотос. Более того, даже персонифицированные священные речные Богини Ганга и Ямуна всегда держат лотос на длинном, изящно изогнутом в форме «S» стебле.

В индийском изобразительном искусстве, будь то миниатюра или фрески, на текущие воды реки или пруда всегда указывают цветки лотоса и его широкие листья, плывущие на их поверхности. Эта традиция сохраняется с древних времен. Во всемирно известных пещерных росписях Аджанты привлекательной частью пейзажа является водоем с лотосами, это сохранялось и в последующих веках вплоть до начала 20-го века. Все школы миниатюры, которые процветали при королевских дворах по всей Индии, особенно в Раджастане и западных Гималаях, позднее известные как школа Пахари, изображают реку в той же манере, что и пруд с лотосами. Бог Кришна и его игры (lila) были наиболее популярными темами, изображаемыми с особой живостью под вдохновлением его любовных похождений. В миниатюре школы Пахари не только Кришна, но и все индуистские божества изображены носящими короны, окруженные бутонами лотоса.

Начиная с периода росписей Аджанты (со 2-го века н.э. до приблизительно 7-го века н.э.) и позднее, потолки расписывались концентрическими кругами, окружающими разнообразные сюжеты. Цветы лотоса, бутоны и лепестки рисовались в невероятном многообразии. Один не похож на другой, каждый следующий более изящный и впечатляющий. Традиция изготовления больших розетт в виде распустившегося лотоса, высеченных рельефно с широкими раскинувшимися лепестками или иногда изогнутыми с большим изяществом и мастерством, также очень древняя. Подобные потолки сохранились в вырезанных из камня пещерных храмах Эллора, датируемых 7-м веком н.э., деревянных и монолитных храмах в Химачал-Прадеш, в Бхармаур и Чхатрархи в Чамба, в городе Масрур района Кангра.

Эта традиция не ограничивалась только этими областями, но существовала по всей Индии. Центральный компонент потолков мандапы в легендарном мраморном джайнистском храме на горе Абу в Раджастане, воздвигнутом Вимала Шахом в 11-м веке н.э., является великим шедевром художественного таланта и мастерства, проявленного местными скульпторами, которые создавали изящно вырезанные подвесные, филигранные розетты, воспоминания о которых не оставляют тех, кто посетил эти удивительные храмы. Эта традиция сохраняется на протяжении веков.
Цветы лотоса внесли разнообразие в многообразие архитектурных компонентов в каменных храмах. Как в деревянных, так и в каменных храмах почти по всей Индии, кроме отдельных цветов лотоса, были группы искусно вырезанных лепестков лотоса, изображенных по всем наружным и внутренним стенам, потолкам, отдельным панелям, оживляя многочисленные эпизоды из жизни божеств. Двери украшались огромной розеттой, высеченной по всей поверхности. Волнистые завитки лотоса также как и широкие лепестки добавляют эффекта дверной раме. Каменные и медные столбы пламени сияющих ореолов (prabhavalis) окружены культовыми изображениями, помещенными во внутреннее святилище храма.
Головы всех божеств также окружены венцом, украшенным восемью лепестками лотоса. Число восемь имеет мистическое значение и смысл.
Волнистые, изгибающиеся стебли лотоса придают изысканность и утонченность дверным проемам во многих храмах от Кашмира на севере до края Южной Индии от Гуджарата на востоке до Ориссы на западе. Традиция высекания огромных лотосовых медальонов или круглых ниш с изображениями птиц и животных восходит к дохристианской эре, когда знаменитые буддистские ступы выли воздвигнуты в Бахадуре и Санчи.

Эта традиция не ограничивается только религиозной архитектурой. Таким образом украшались жилые дома простых жителей, не говоря уже о настенных росписях королевских дворцов и крепостей. Когда Великие Моголы и другие мусульманские правители стали сооружать свои дворцы, местные умельцы продолжали использовать те же мотивы с большой выгодой. В однотипных красных фортах Агры и Дели в пол встроены большие цветки лотоса лотоса, сделанные из мрамора, из центра которых били водой фонтаны для охлаждения дворца во время жаркого, пыльного лета северной Индии.
Эти мотивы не ограничивались архитектурой, религиозными или нерелигиозными рамками, они широко использовались во всех видах искусств. На обильно расшитых тканях в центре изображены лотос-мандалы, вокруг которых рассыпаны многочисленные узоры и фигуры. В тканном и набивном текстиле, в резьбе по камню и дереву, в женских украшениях цветы лотоса используются с огромной выдумкой и фантазией. Многолепестковые цветы лотоса предоставляют мастерам, работающим в многочисленных сферах, возможность проявить свой изумительный талант, навыки и изобретательность. Эти мотивы встречаются повсеместно во всем многообразии роскошных форм во всех видах искусства всей Индии.

Автор - известный специалист по истории искусства.

Автор и источник публикации: 

Индия перспективы за декабрь 2010 года, СУБХАШИНИ АРЬЯН


Интересно

чем отличаются раскрытые цветки лотоса padma pitha и mahambuja? Мне интересно их символическое различие, если таковое имеется.
В нэте нашел Mahamjuna (Mahapadma).
В Википедии выбрал одно из нескольких дополняющих друг-друга значений Mahapadma, которое привело меня к образу Лакшми - богини изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. В Махабхарате фиксируется ее связь с Нараяной-Вишну: Лакшми рождается из золотого лотоса, поднявшегося над головой Нараяны. Лотос — основной символ Лакшми, и именно с ней связан лотос, растущий из пупа Нараяны в вишнуитских изображениях.

Эта, казалось бы, незначительная разница в раскрытом цветке лотоса и цветке с удвоенным количеством лепестков неплохо подкрепляет изложенную мною пару лет назад версию символики Памятника Свободы в Риге. Статья "Лотосорожденная" на страничке http://amalmalah.nar... На стелле памятника в чашечке развернутого лотоса с удвоенным количеством лепестков стоит статуя женщины и в поднятых руках держит три звезды.

Ну, не знаю

ответ на это ты если где и найдешь, то только в хиндунете, наверное.
или м.б. скульптор, который сделал этот памятник расскажет? а может быть где-то есть описание со значением символов от автора памятника?

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
цивил_зация:

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru