Индия по-русски ~ мобильная версия

Нритьяграм и любовь к танцу

Танцевальная деревня Нритьяграм – это рай. Уютно укрывшись в самой чаще лесов Хессаргетты, танцевальная деревня Нритьяграм, угодья площадью десять акров в тридцати милях от Бангалора – это рай для танцоров, музыкантов, писателей и актеров театра, которые часто собираются вместе на мастер-классы, чтобы объединить свою творческую энергию, вдохновившись невероятным богатством окружающей природы.
Это детище покойной Протимы Беди было самой невероятной мечтой для человека, выросшего в высшем обществе и ослепительном блеске Болливуда в Бомбее, чья жизнь перевернулась с ног на голову в тот день, когда она случайно заехала за подругой в концертный зал и была зачарована волшебной силой покойного Гуру Келучарана Мохапатра, исполнявшего Одисси. Исчез куда-то облик лысеющего исполнителя с запачканными бетелем зубами. Остался лишь экстаз, страсть и мягкая грация танца и убежденность в том, что она должна научиться так танцевать, а там будь что будет.
После представления она подошла к Гуруджи за кулисами и обратилась с просьбой: «Гуруджи, пожалуйста, научите меня этому танцу». Смерив взглядом фигуру в брюках, на шпильках и с волосами, завязанными в хвостик, Гуру поставил свое условие холодным тоном. «Я подумаю над твоей просьбой лишь в том случае, если завтра ко времени моего возвращения в Куттак на поезде на пороге моего дома меня будет ждать женщина в сари, с бинди на лбу».
Уверенный в том, что смог избавиться от этой странной особы, Келучаран Махапатра забыл об этом случае до момента, когда, выходя из рикши, – о, чудо, ему поклонилась скромная фигура в сари и блузке с украшающей лоб аккуратной бинди, сидевшая на террасе «как изваяние»!
Не в силах отказать такой настойчивости, Гуруджи пригласил Протиму присоединиться к своим ученикам, и повторять за ними, все еще убежденный в том, что этот мимолетный интерес вскоре улетучится.
Протима стойко продолжала заниматься, и только спустя годы, когда Гуруджи отправился проводить занятия в Бомбей, она получила нужное индивидуальное внимание для того, чтобы совершенствовать свой танец, и в конечном итоге, стать известной танцовщицей Одисси.

Идея создания танцевальной деревни, наподобие Калакшетры Рукмини Деви (что удивительно, Рукмини Деви тоже начала заниматься Бхарат Натьямом, когда ей было почти 30 лет), вдали от оглушающих звуков и развлечений города, овладела Протимой несколькими годами позже. Преследуя тогдашнего главного министра штата Рамакришну Хеджа даже дома, ей, наконец, удалось взять в аренду участок площадью десять акров для танцевальной деревни в том же районе, где земля была размежевана для киностудии.
«Думаю, что главному министру настолько надоело натыкаться на меня повсюду – и на работе, и дома, и там, где комната выходит в сад, - что он решил, что единственным способом избавиться от меня было дать мне землю в аренду», - комично рассказывала Протима спустя годы, хотя она никогда не отрицала, что если бы не дальновидный министр, ее замысел никогда бы не воплотился в жизнь.
Затем последовали месяцы изнурительной работы в паре с архитектором Жераром де Кунья, чтобы собрать деньги, спроектировать и построить домики, где можно было бы жить и заниматься гуру и ученикам.
Живя в палатке, куда частенько наведывались змеи и скорпионы, и с туалетом, в который без фонарика ночью было не дойти, Протима спокойно преодолела все испытания. И наконец, 11 мая 1990 года наступили мгновения гордости, и тогдашний премьер- министр Индии В.П. Сингх провел торжественое открытие Нритьяграма.

Своими мечтами и стремлениями Протима делилась со своей лучшей ученицей Сурупой Сен, которой, как родственной душе своей Гуру, в одночасье суждено было возглавить танцевальный гурукул, когда в 1998 году смерть преждевременно оборвала сценическую жизнь Протимы, погибшей под оползнем в Гималаях. Сурупа осталась с соученицей, Биджайини Сатпати, бесподобной танцовщицей, сначала занимавшейся у Гангадхара Прадхана из Бхубанешвара. Превосходные творческие способности Сурупы с ее оригинальными танцевальными замыслами, воплощенные с помощью невероятной пластики Биджайини и массовых постановок, поднявших планку для групповой хореографии, заставили мир Одисси считаться с Нритьяграмом.
Протима обладала безошибочной интуицией и в других областях. Линн Фернандес, которая работает в Нритьяграме с 1993 года в качестве доверительного управляющего, была актрисой и художником освещения, работавшей с такими актерами как Барри Джон, Джой Майкл и Лилет Дубе. Протима уговорила ее посетить Нритьяграм. Пробыв там два месяца, прочувствовав энергетику места и оказав дружескую помощь Протиме во многих вопросах, она была застигнута врасплох, когда Протима сообщила ей, что назначает ее доверительным управляющим Нритьяграма. «Но почему?» – спросила в изумлении Линн. «Я не имею никакого отношения к танцам, и очень мало знаю о классическом искусстве». «Для этого у меня есть Сурупа. Не беспокойся. На протяжении всех этих дней, что ты провела здесь, ты работала и ни разу не попросила чего-то для себя. Все твои мысли были только о нашем заведении. Я твердо убеждена, что ты – именно тот человек, который нужен мне для Нритьяграма», и с тех пор Линн поселилась в Нритьяграме, работая для него днем и ночью.

Профессионализм учениц гурукула Одисси постоянно растет, а их мастерство приносит Нритьяграму высочайшее признание. Нужно видеть, чтобы поверить, какое поразительное количество часов танцевальной программы поставлено этим ансамблем. Благодаря занятиям йогой, медитацией, боевыми искусствами, изучению санскрита, мифологии и литературы, возможности для комплексного обучения бесконечны. Благодаря тому, что артисты из всех областей искусства и хореографы со всего мира постоянно приезжают для взаимодействия с учениками, обитатели живут в атмосфере, где им прививается осознание того, что все формы искусства взаимосвязаны. Во всех постановках каждый аспект танцевального представления, музыки, ритма, костюмов, освещения и пространства прорабатывается до мелочей. Точность и совершенство выступлений участниц Нритьяграм.
Танцовщицы также занимаются выращиваением урожая, и понимание земли придает танцу особое свойство – точка зрения, которой твердо придерживались как покойный Гуру Келучаран Мохапатра (который считал, что его восприятие искусства развилось благодаря работе в питомнике по выращиванию листьев бетеля, где он поливал и ухаживал за растениями) и сама Протима. Как Протима всегда говорила: «Нритьяграм – это образ жизни».
Видеть, как 40 000 тысяч зрителей в амфитеатре под открытым небом смотрят разнообразные музыкальные и танцевальные представления всю ночь напролет во время ежегодного празднования Васантахабба – это незабываемое зрелище.

Дебют ансамбля в Нью-Йорке в 1996 году стал судьбоносным – за ним последовала череда выступлений для широкой аудитории по всей Северной Америке, достижение, которым могут похвастаться немногие индийские классические труппы. Тот тур прошел без Протимы, которая осталась присматривать за Нритьяграмом, и к сожалению, ей так и не довелось увидеть широких выступлений Нритьяграма. Выступая на Гавайях и в Бозмане, США, Ближнем и Дальнем Востоке и в Европе в программах, билетов на которые было не достать, ансамбль Нритьяграма создал свою нишу в мире искусства. Наряду с традиционной формой Одисси, унаследованной от Гуру, Нритьяграм создал множество новаторских постановок с помощью грантов по Национальному танцевальному проекту Фонда искусств Новой Англии и театра Джойса, одного из последних. Наряду с позицией Трибханга (трижды изогнутое положение) и Чоука (квадратное положение полусидя с коленями, разведенными в стороны), основными стилистическими особенностями Одисси, в Одисси Нритьяграма используются движения с выпрямлением ног и высокие прыжки, что консервативное сообщество пуристов считает весьма свободным обращением со стилем, преподаваемым наставниками-гуру. Они полагают, что такая спортивность лишит Одисси лиричности, которая является одной из его основных особенностей. Дело в том, что жесткая физическая подготовка, которую проходят танцовщицы Нритьяграм, дает им способность выполнять движения, которые более напоминают стиль Маюрбхандж Чхау, но которые танцовщицы Одисси с обычной подготовкой не способны выполнить.
Следует отметить, что в композициях, в основе которых лежат аштапади Джаядевы, например, у танцовщиц Нритьяграма нет недостатка в лирической грации. В музыканте Рагхунатхе Паниграхи (который после преждевременной и внезапной кончины своей супруги Санджукты Паниграхи ничем не занимался, и в посвященности Нритьяграма стилю Одисси увидел отблески увлеченности Санджукты) ансамбль обрел идеального композитора. Его знания в области музыки и понимание санкрита вкупе с яркими творческими начинаниями Сурупы составляют нужное сочетание. Дуэт братьев Ганеша и Кумареша, скрипачей в карнатакском стиле, также сочинял музыку для Нритьяграма.

Премьера первой полнометражной постановки Нритьяграма «Шри – в поисках богини» состоялась в Дели в 2001 году, и в Соединенных Штатах в 2002-2003 гг., и получила широкое признание критики. Постановка «Анш» стала новой трактовкой номеров стандартного репертуара Одисси. Постановка «Священный космос», вдохновленная архитектурой храмов, таких, как Чоусат Джогини в Ориссе, была впервые представлена в Ченнаи в ходе фестиваля Музыкальной академии в декабре 2005 года, и была признана лучшей постановкой сезона.
Поставленная по заказу Фонда Стивена и Кэти Уэйнрот театра Джойса для Нью-Йорка «Пратима: Отражение», где отношения танцовщицы с танцем построены вокруг таких истин как «Творчество, Созерцание, Разлука и Двойственность человеческой натуры», была впервые представлена в 2008 году, и танцевальный критик Джоан Акоселла из газеты «The New Yorker» (номер от 12/9/2008) внесла «Вибхакта», сцену из постановки «Пратима», в десятку лучших танцевальных представлений.

Сурупа Сен, получившая премию фонда Раза Фаундейшн за выдающееся мастерство в области танца в 2007 году, премию Ягнараман от Шри Кришна Гана Сабха в 2008 году в категории Художественный руководитель и Хореограф, неустанно продолжает свою деятельность. На ее парных выступлениях с Биджайини можно увидеть один из самых лучших вариантов Одисси.
Аштапади из Гита Говинды в их исполнении наполнены очаровательной лиричностью, так подходящей поэтическому великолепию этих песен.
Биджайини, сама обладательница таких премий как премия Махари (2003 г.), премия Бисмилла Кхан Йува Пураскар от Академии Сангит Натак в 2007 году, премия Ягнараман Кришна Гана Сабха в 2008 году, премия Санскрити в 2007 году, работает не покладая рук над созданием новых методов танцевальной подготовки Одисси.
Павитра Редди, Расми Радж и Манаси Трипатхи являются постоянными членами ансамбля.
Танцевальная студия, концертный зал, выставочный зал, отделение физиотерапии – все это нововведения Линн в Нритьяграме. Поддерживать деятельность учреждения круглый год – это работа, требующая огромного напряжения, главным образом, из-за местоположения деревни, которое является и благодатью, и недостатком, поскольку очень трудно заполучить музыкантов и барабанщиков на постоянное проживание. Для многих соискателей на изучение танца, которые хотели бы обучаться на дневном отделении, ездить туда и обратно довольно затруднительно. Тем не менее, выездные программы популяризации, организованные Нритьяграмом в деревне и городе, привлекают множество учеников, которые пользуются удобным случаем.
Для любого пребывание в Нритьяграме подобно исполнению мечты, где Танец и Природа живут бок о бок. Поддерживает эту мечту коллектив трудолюбивых профессионалов, посвятивших свою жизнь искусству и заслуживающих всевозможной помощи и поощрения. От этого выиграет Танец, и Одисси в частности.
◆ Автор является танцевальным критиком.

Автор и источник публикации: 

Индия перспективы за № 1 за 2010 год. Текст: ЛИЛА ВЕНКАТАРАМАН Фотографии: АВИНАШ ПАСРИЧА

Фото к статье Нритьяграм и любовь к танцу Протима в заключительной позе при толковании слов из «Гита Говинда» Джаядева Радха и Кришна в представлении в стиле Манипури Биджайини и Сурупа изображают пчелку, летящую на цветок лотоса – это метафорическое обозначение любви Радхи и Кришны.


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
одинн_дцатиклассница:

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru