Indonet mobile

Самоучитель по Индии. Индийские автобусы: локал-басы

Rozinov Alexey Ср, 28/06/2017 - 22:24
Индийские локал-басы

Локал-басы - это местные автобусы, локал басы - очень распространенный вид транспорта в Индии.
У локал-басов нет точного критерия и к ним относятся все автобусы не Вольво и не слиппер-бас, и не городские, о которых я уже написал подробно.

Локал-басы бывают разные: государственные и частные, покомфортнее и не очень. Локал басы бывают и экспрессами. И это вовсе не значит, что локалы не едут далеко - 7-8 часов – по-моему, это довольно прилично. Думаете, как слиппер-бас по 12-14 часов скорее всего, локалов не будет? Будет. Например, если вы едете из Харидвара в Бадринатх лоакл басом - ваше путешествие продлится больше дня. До Джошиматха - это где-то часов 15 – потому что выезжаете до 6 утра, рассвет уже часа через 2 после Ришикеша, а в Джошиматх приедете уже к вечеру, если не в ночь, а может и не успеете и водитель остановится на ночевку гораздо раньше.
И если едете в Лех – насколько знаю, локалы идут два дня (не знаю, с пересадкой или нет).

То, что локалы ходят не только внутри штата – это однозначно.

Короче, все, что не Вольво и не слиппер – считайте локалами. Не ошибетесь. Если они будут стоять рядом – вы практически безошибочно поймете, который из них локал.
Локалы, как правило, это такие обычные автобусы со схемой сидячих мест 2+3. Как-то раз приходилось ехать БангалорГокарна на государственном 2+2 с более мягкими сиденьями. Ночной. Обычных локалов много ночных тоже. Но цена на него при этом была такая же, как на слиппер АС.

Избегайте садиться на сиденье первое после передней двери – там место кондуктора, он вас прогонит. Хотя на нем ничего не написано (все и так знают). Вообще-то там два места… Я понимаю, что там лучше видно. Но все равно не стоит, будете потом искать пятый угол, лучше сразу занять у окна в другом ряду. Иногда бывает, что места нумерованные – тогда может быть и предварительная продажа. Но не всегда старайтесь брать предварительно. Я в конце напишу историю про упрямого идиота, которому все долго объясняли, что не надо брать предварительно билет на локал до Тируванамалаи, а надо прийти к автобусу, сесть в него и взять в нем билет у кондуктора, но он никому не верил. И что из этого вышло.

Перед всем остальным автобусами локал-басы имеютогромное преимущество. Они идут от басстандов (Busstand) – автовокзалов. И обычно до них.
Есть еще басстоп (busstop) – остановка, но вы этим вряд ли будете первое время пользоваться. Это есть смысл, если вам неудобно добираться до автовокзала, а гораздо удобнее перехватить автобус где-то на выезде из города. Это придет с опытом.
ISBT – InterState Bus Terminal – Междуштатовский автовокзал. По идее может быть и внутри-штатный. Штатов в Индии много. Но скорее всего для автобусов внутри штата будет использоваться тоже ISBT. Кроме разве что пригородных. В мелких городах даже не стоит вопроса – там просто басстанд. В крупных – в принципе, может быть и не один…

В Дели основной ISBT – Кашмири Гейт. Одноименная станция метро. Пересечение красной и желтой веток метро, Kasmere Gate station. Это целый квартал – и все басстанд. Всегда советую – не поленитесь, прежде чем собираться ехать с вещами к автобусу или поезду – прогуляйтесь там заранее без вещей и постарайтесь разобраться и запомнить, куда-откуда вам тащить свой рюкзак и сколько времени вам потребуется, чтобы его туда дотащить…
Я всегда советую спрашивать обо всем кондукторов, а еще лучше – водителей. Кассир вряд ли выйдет, чтобы вам показать. Да и не все знает. А водители и кондуктора знают все. И порой даже могут отвести вас, бестолкового, за ручку до угла и пальцем показать вам на автобус или на платформу, откуда он поедет. Пассажиры, у которых вы спросите, не знают ли они, где ваш автобус, часто отойдут куда-то на пару минут, а потом, вернувшись, детально вам объяснят, где вам надо стоять и чего ждать. Во всяком случае, со мной всегда было так. Вплоть до того, что спрошенный дядечка через пять минут подошел и объяснил, что когда вот этот автобус уедет, то минут через двадцать на это место подъедет другой – это и будет мой. Впрочем, еще раз напоминаю, не стесняйтесь лишний раз уточнить у кондуктора или пассажиров, что это именно ваш автобус.

Частные локал-басы будут идти не с басстанда. А откуда-то рядом с ним (в частности, это относится к Кашмири Гейт) (хотя в принципе на небольших басстандах могут и с басстанда). Так, еще про Дели. Есть еще какой-то ISBT (Anand Vihar) на левом берегу Ямуны, голубая ветка метро верхний кусок, не пользовался... На Матхуру (и соответственно, Вриндаван) вроде идут откуда из южной части города. Но мы сели на какой-то локал прямо напротив Кашмири Гейт – откуда он там взялся? (Про Дели подробнее в тексте про Дели). Короче, в атласе их там больше дюжины, ISBT. Если актуально - связывайтесь со мной, пришлю ссылки – скачаете атлас Дели и разбирайтесь, какой автовокзал вам нужен.
Часто локалы – видимо частные, идут скажем с улицы напротив автовокзала. Рядом с Кашмири гейт, кроме здоровенной площадки, на которой роятся приваты (частные локалы), еще куча каких-то автобусов отправляется просто с улицы, с проспекта. И с другой стороны проспекта (надо перейти по надземному переходу). И приходят часто частные – остановятся неподалеку от басстанда, может даже за квартал – им туда не полагается.

В локал-басах обычно прилично трясет. Поэтому в них не укачивает – не до того. Особенно трясет сзади. Точнее, сзади обычно подлетаешь над сиденьем и потом падаешь обратно. Странно – сиденье довольно жесткое, но моя больная спина от такого обращения вовсе не страдает. Но все равно лучше стараться садиться впереди. И лучше видно. Только – помните то, что писалось насчет разделения по полам? Проверьте. Вообще-то если честно, трясет только на плохих дорогах, особенно на грунтовых. На нормальном асфальте – нормально сидится. Кроме проезда на скорости «лежачих полицейских». Окна ясное дело открываются. В южных штатах их не в монсун (период дождей) может вообще не быть, особенно летом. Зачем?

Под сиденья в локалах используются не только сами сиденья, но и все, на что можно сиденье приспособить. Возможно без спинки. В передней части локала не только продольное сиденье, но еще и положена сидушка на кожух двигателя, еще там на что-то… Но помните про то, что иногда передняя часть автобуса для женщин?

Если подсаживаться по пути, то возможно придется стоять. Как правило, когда все сидячие места заняты, то пассажиров уже особо не берет (это я про дальнего следования, местные – понятно дело, будут набиваться. Короче, что-то вроде советских времен). Собственно, можно бросить рюкзак в сторонке на пол и сесть на него.

Во всякие праздники расписание локакл-басов может нарушаться. Ездили в Понгал (тамильский Новый год) из Махабалипурама в Канчипурам, пришлось ехать с пересадкой в Changelpattu, на обратном пути ждали автобус на Махабалипурам часа полтора…

Когда ехал из Хальдвани в Ришикеш, там не было предварительной продажи билетов (вот почему-то на некоторые есть, на некоторые – нет. То ли автобус не местного маршрута, то ли не местного муниципалитета, покупал билет у кондуктора после отправления.
Схема покупки билета у кондуктора такая – у меня сдачи сейчас нет, сейчас наберу мелочи – отдам (на билете он отметил , сколько должен). Ясно, что мелочи уже полная сумка, но про такую ерунду, как моя сдача, не вспоминаем. С одной стороны неловко как-то из-за двадцатки беспокоить занятого человека, с другой стороны интересно. Я ехал долго и далеко (до конца – есть только один рейс из Хальдвани до самого Ришекеша, остальные до Харидвара, оттуда полно всего до Ришикеша, но я был с рюкзаком и впервые туда – решил без пересадки ехать. Жаль – не поглядел Харидвар). Короче, на полпути показал ему пометку на билете – напомнил. Ой, забыл совсем – расстроился он. Вернул. Правда потом, когда все пассажиры уже вышли (все не дальше Харидвара ехали. В Харидваре съездили на заправку (на автобазе своя), потом снова за пассажирами на автостанцию – времени ушло полно, гораздо быстрее было бы пересесть. Так вот, пока болтались, он поинтересовался, не мог бы я подарить ему какую-нибудь свою рубашку или куртку (хотя у него размер раза в два меньше). Я сказал – у меня лишних нет. Возможно, представление такое, что у всех иностранцев одежда от (кого там, Армани?). А вообще кондукторы – народ не шибко богатый, судя по всему.

Кстати, (это наблюдал в долинах Куллу-Парвати и пр.) если не брать билет заранее, то выйдет дешевле – думаю, раза в полтора-два (со знакомыми индийцами ездил) я имею в виду, заплатить кондуктору, не беря билет в кассе. Полагаю, та же ситуация и в междугороднем локале (собственно, этот и был междугородний). Но в городских это вряд ли пройдет, тем более в Бангалоре – там все какие-то очень правильные.

Слышал множество ужастиков, как автобус ломался, и всех бросали… Жуть по коже дерет… Дважды локалы ломались. Оба раза пробивали колесо (вы потом в Индии эти колеса увидите и все поймете). В Маникаране водила с кондуктором вместо того, чтоб пойти попить чаю, за 15 минут, не высаживая пассажиров, поставили запаску. Не знаю, как индийцы не любят работать, но я бы даже вдвоем такое колесо за 15 минут не перекинул. В другой раз – просадили колесо на пути из Путтапарти уже незадалеко перед Бангалором. За 15 минут кондуктор рассадил всех по попутным автобусам. На первый посадил тех, кто ехал за наличку (видимо, автобус другой фирмы), а на следующий всех остальных, кто с предварительной продажи и т.п. Это не значит, что не надо оставлять запас по времени, когда вы едете на поезд или на самолет. Надо. И побольше. Но посреди дороги вас не бросят. Особливо белую мартышку…

Как правило, на локалы нет необходимости брать билет заранее – покупаете у кондуктора. Хотя есть исключения. Рейс Бангалор – Гокарна только один, ночной. Знакомая приехала в Бангалор утром, полдня гуляла по нему, а только потом решила зайти в кассу и купить билет. Купила последний. Если бы еще погуляла – осталась бы ночевать в Бангалоре.

Про локалы наверное все…
Многие, кто тусуется в Индии постоянно, то ли в целях экономии, то ли чтобы посмотреть по сторонам, то ли для перевоспитания собственного эго – ездят исключительно на локалах. На них действительно интересно – ездят они помедленнее, останавливаются они почаще. Да и стоЯт, я бы сказал, подольше. Из окна высунуться удобнее (если около него сидишь). Что-то можно сфотографировать (кроме моментов, когда подлетаете в воздух на кочке). И почти все, что происходит вокруг, можно успеть рассмотреть, а иногда – даже понять (ну мне так кажется, что иногда даже).

Подписаться по почте и получать новости первым


Никакого спама, отписаться можно в любой момент.

achadidi аватар

Посреди дороги бросят, легко

Посреди дороги бросят, легко и непринужденно!
В первый день пребывания в Индии ехали правда не уверена, что туристическим автобусом -
- простеньким 2х2, может это был локал-бас, просто билеты мы покупали в тур.фирме, но как известно турфирмы торгуют и поездами, которые от этого частными не становятся.
Вобщем маршрут Дели-Манали, в ночи автобус встал, что у него сломалось не понятно, но факт в том, что мы в 3 часа ночи оказались одни на пустой дороге. Выбирались на перекладных, никто нас никуда не пересаживал. Так что вам просто повезло, везет так не всем...

Евгений аватар

4 года в Индии, только

4 года в Индии, только положительный опыт пользования общественным транспортом. И таки да - белая обезьяна - животное на редкость тупое и нежное, надо беречь. )

achadidi аватар

Ну, какие Ваши годы :) у

Ну, какие Ваши годы :) у меня в прошлом году юбилей был - 15 лет с Индией, и опыт - очень разный :(
Белые обезьяны - да, чаще всего тупые, но вот, что их надо беречь к сожалению понимают не все индийцы....

Rozinov Alexey аватар

Ну вот еще не успел написать

Ну вот еще не успел написать по последней поездке никаких заметок, но здесь уж так и быть сразу в деталях напишу. Тем более что про такое многие уже писали, но почему-то у них было все иначе. И действовали они как-то иначе…

Поездка Дели - Манди (автобус на Манали), Вольво. Где-то на полпути водилы в очередной раз останавливаются неподалеку от какой-то заправки. Дождь льет как из ведра (да, вот так, теперь климат меняется, всю дорогу ехали под проливным дождем). Еще с вечера побаливал живот, а тут чувствую - надо срочно сбегать в туалет, неизвестно когда еще остановятся, уже часа три ехали без остановки. Пока собирался - водилы куда-то делись (ехали два автобуса одной фирмы вместе - в Дхарамсалу и в Манали, вот они и бегали друг к другу в гости). Подруга дремлет рядом у окна. Расталкиваю ее и объясняю, что мне надо сбегать в туалет, очень прошу ее не спать пять минут, потому что водителя нет и предупредить некого. Она радостно обещает мне типа вообще никогда в жизни больше не спать. Но вроде вполне проснулась и ситуацию уяснила.
Выскакиваю под дождь, оба автобуса стоят и водил действительно нету. Заправка в стороне метрах в пятидесяти от дороги. Мчусь туда, но мне не повезло – прямо передо мной с соседнего автобуса в туалет зашла женщина, приходится ждать. Наконец попадаю в вожделенное заведение, быстро все делаю, выскакиваю на заправку и с заправки с интересом наблюдаю, как оба автобуса плавно трогаются и уезжают. Выскакиваю на дорогу, но естественно меня уже не замечают. Набираю на телефоне номер подруги – первый раз сигнал идет, но нет ответа, потом недоступен – вероятно, сел как у нее обычно. Я торчу пару минут под дождем, ожидая попутку – но в Индии ночью мало кто ездит, а уж в такую погоду и подавно. За эти две минуты промокаю насквозь. Мне это надоедает и я возвращаюсь обратно на заправку под крышу.
На ломаном английском проясняю ситуацию ребятам с заправки, что пока был в туалете, мой автобус уехал. Они начинают мне что-то объяснять (уже потом до меня доходит, что они объясняли, что автобус остановится в каком-то местечке километров через 15-20, где водилы наверняка будут обедать, и там его можно будет догнать. Кстати, если я правильно все потом понял, там как раз расходятся дороги на Манди и Дхарамсалу. Но может, и путаю). Но из сочетания моего и их английского не совсем понятно, только понимаю что когда заедет попутная машина заправляться, то они меня на нее посадят и можно попробовать догнать автобус в каком-то месте (да, поди догони в Индии автобус. Это там самое быстрое средство передвижения после самолета).
И тут до меня доходит вся пикантность ситуации. Деньги и документы у меня с собой (собственно, это все, что у меня с собой, если не считать меня самого). Все вещи в автобусе. Под утро подруга, в уплату за возможность хорошо выспаться, будет иметь возможность в сопровождении кули, тащащего мой рюкзак и сумку – и вероятно, ее вещи тоже, потому что как правило кули изображал я – мотаться на рикше по Манди и искать там бюджетный отель (не соизволив заранее, в отличие от меня, почитать советы – где там селиться и т.п.), заселяться и все такое прочее. А передо мной теперь есть два пути. Или приехать через сутки в Манди на следующем автобусе, спокойно взяв на него билет на следующий день, на все готовое и спокойно явиться в уже снятый номер в отеле, - или вернуться назад в Дели, благо дождик жару на несколько дней сбил и можно там теперь побыть, пока подруге придется самой с кучей вещей вернуться назад. Жалко – не побываю в Манди, но можно и куда-то из Дели съездить за это время. В Пушкар, например. Короче, настроение у меня восстанавливается и начинаю опять улыбаться.
Вскоре на заправку заезжает автобус, идущий в другую сторону – в Дели – и почему-то пустой. Собственно, кто как не водители автобуса могут лучше всего посоветовать, как разрулить подобную ситуацию? Кроме того, помня количество и вес вещей, которые у нас с собой, мне становится немного жаль подругу. И жаль того кули, которого она будет нанимать. И особенно жаль свой рюкзак и сумку, которые могут пострадать во время этих ее будущих приключений. А с другой стороны – без вещей оно и путешествовать намного легче. Если бы не вещи, это могло бы быть воспринято как такой своеобразный способ расставания… но наличие вещей – испортит всю романтичную красоту подобного жеста.
Короче, я подваливаю к ребятам из автобуса и объясняю, что вот такая фигня – ехал я на автобусе в Манали. И вот автобус уехал, а я нет. А самого смех прямо разбирает. Ну водилы отвечают – ноу проблем, сейчас все наладим. Какой фирмы, спрашивают, автобус-то был? Я начинаю судорожно вспоминать, как фирму-то звали - то ли Silver Moon, то ли что-то еще такое серебристое, то ли золотистое там присутствовало… Но тут подходят ребята с заправки, которые лучше меня знают, какие басы останавливались возле их фирмы, и все в деталях объясняют. После нескольких звонков хлопцы из автобуса выясняют телефоны водил из моего баса (при этом надо заметить, что они совсем из другой фирмы. Но разве это так сложно – выяснить телефон водилы другого автобуса?) и пытаются им дозвониться. У одного водилы телефон выключен, а у другого все время занят. Ребята набрали на мой мобильник номера телефонов моих водил и сказали, чтобы я сам дозванивался, потому что они уже давно заправились и им надо ехать. Минут через десять я наконец дозвонился до моего водилы и поинтересовался типа зачем они поехали без меня (ну прямо все по Ильфу и Петрову). Водила сначала удивился и спросил, какого я места, но потом пошел и проверил и оказалось, что меня действительно нет. Тогда он не смог объяснить зачем они поехали без меня и решил, что я им все-таки нужен и стал мне объяснять, где они меня будут ждать. Я окончательно перестал понимать происходящее в этом английском, но ребята с заправки опять выручили меня, взяли у меня телефон, решили все вопросы и объяснили мне, что ждать меня будут как раз в том местечке, о котором они мне говорили вначале, что водилы там будут обедать до тех пор, пока я не приеду.
Еще они заявили, что несмотря на погоду, кто-нибудь из едущих в нужную сторону в ближайшее время непременно заглянет заправиться и захватит меня с собой. Собственно, действительно вскоре на заправку заехал джип (не шаред, а частный), и ребята из него сказали, что захватят меня с собой, когда заправятся (хлопцы с заправки объяснили им, где меня надо высадить). Но пока они заправлялись, на заправку приехал еще и автобус в нужную мне сторону. Я решил, что автобусники лучше знают, где именно меня нужно высадить, с чем все остальные тоже согласились, тем более что в джип и так был почти полный. Я набрал на телефоне номер моего водилы и дал ребятам из приехавшего баса поговорить с ним, и они подтвердили, что он ждет меня именно там, где надо и что они знают, где это место и высадят меня именно там. Когда бас заправили, водилы усадили меня на откидную сидуху второго водителя, как почетного гостя, в пределах нашего английского развлекали разговорами, а потом высадили прямо возле моего автобуса и на всякий случай показали мне на него пальцем и проследили, чтобы я в него сел.
Да, чуть не забыл - я перед выходом из подвозившего меня автобуса спросил, чего я должен. Ребята засмеялись и ответили - ничего. Типа - они ж все равно в эту сторону ехали, а такое с каждым приключится может. Так что ж за это деньги, что ли, с человека еще брать?!
Все это заняло где-то примерно пару часов (ну может полтора, но не меньше). Просто пишу я гораздо короче, чем все происходило. Когда я садился в свой автобус, я ожидал, что водилы меня будут материть – думаю, они обедали не меньше часа. Но они были на удивление молчаливы. Подозреваю, они ждали от меня того же, чего и я от них.

Когда я уселся на свое место и разбудил этим подругу, она открыла глаза и, посмотрев на меня, спросила – ну что такого, я не спала, просто прикрыла глаза на пару секунд. Ну типа глаза устали. Но вовсе не спала. Нечего так на нее смотреть.

Может, мне и вправду везет, как утверждает Achadidi? Но тогда почему мне рано утром пришлось несколько часов мотаться с барахлом и подругой по Манди в поисках хоть какой-нибудь комнаты в отеле? Правда, дождь уже вроде как почти перестал… вот в этом действительно повезло.

И почему у меня остался легкий несмываемый привкус какого-то несостоявшегося удивительного и легкого приключения? Тоже повезло?

Кстати, немного не в тему. В Индии оказывается есть прекрасно е средство от укачивания - такие маленькие таблетки. Вроде как есть во всех аптеках. Имеют такой ментоловый, что ли вкус. Тает во рту - и через несколько секунд тошнота проходит. Не укачивает даже при сильной духоте и жаре. Действует где-то 3-5 часов. Потом надо принять еще одну.

achadidi аватар

Да уж, настоящее

Да уж, настоящее приключение!
В индии всякое бывает - сабхе куч мелега ;) Потому я и говорила, что если ты белый - не значит что про тебя не забудут.

Только одного я не понимаю, Алексей, почему вы мне пишете в 3 числе? я вроде как присутствую здесь, и ко мне обратиться, как к любому иному можно, даже больше скажу, что сайт этот существует только потому, что я есть.

Здесь можно поблагодарить автора, оставить отзыв

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. If you have a Gravatar account associated with the e-mail address you provide, it will be used to display your avatar.
спа_ьник:

Новости индонета


ПУТЕВОДИТЕЛЬ по Индии | МАРШРУТЫ путешествий по Азии | СТАТЬИ о культуре и религиях | ФОТО Индии и Азии | РАССКАЗЫ и отзывы туристов
БЛОГ любителей Индии Индийский ФОРУМ | Поиск ПОПУТЧИКА  в путешествие | Частные  ОБЪЯВЛЕНИЯ | РАБОТА и бизнес | Ищу ЧЕЛОВЕКА |  Опросы
Найти АВИАБИЛЕТ дешево |
Недорогие ОТЕЛИ в Индии
| Туристическая СТРАХОВКА для путешествия | Индийский МАГАЗИН одежды
Новости Индонета

Информация для туристов