Индия по-русски ~ мобильная версия

шелк, сандал и махараджа

Galina Ср, 31/03/2010 - 20:35

Шелк, сандал и махараджа
Когда я только собиралась в отпуск, то на вопросы люботных, в какую часть Индии меня несет на сей раз, я отвечала, что на юг. Географию в школе все проходили одинаково, поэтому в умах большинства соотечественников юг Индии - это АграГоа - остров), то с миссионерской целью просвещения я уточняла "Летим до Бангалора, а оттуда в Майсор". Звучало вполне загадочно.

И до сих пор мне непонятно, что европейцы ищут в Майсоре. Здесь нет особого колорита, хотя город удивительно чистый и приветливый. Непривычно зеленый из-за множества парков, аллей. Здесь мало нищих и попрошаек, а имеющиеся, похоже, просто пытаются сохранить традиции и не дать пропасть ремеслу. В Майсоре все улыбаются и охотно приходят на помощь при малейшем обращении. Правда почему-то мы больше местных знали о достопримечательностях, но индуйцы радостно сбивались в кучки вокруг нас и начинали спорить, как лучше попасть к каждой из них. Странно, но мы практически всегда попадали, куда стремились.
И еще один факт удивлял и радовал постоянно - основная масса майсорцев чисто вымыта и нарядно одета. После Дели и Мумбая это смотрится нереально, все время ищешь подвох, может кино снимают??

В середине февраля жара за 30, но после затяжной московской зимы это ощущение рая. Если к этому добавить бесконечные фруктовые лотки, то сразу вспоминается, что "рай - это компот". Особенно колоритно смотрятся арбузы (вытянутые полосатые с ярко-алой мякотью) и связки желтых бананчиков. Цвета как на полотнах импрессионистов.
В городе несколько рынков, где множество овощей-фруктов, специй и цветов. Но мы ж не ходим простыми путями - если верить Lonely Planet, то Майсор славится самым большим цветочным рынком в Индии. Потратив изрядно времени на переговоры с населением, мы туда наконец попали. Снаружи строение действительно внушительное, но внутри тот же колхозный рынок с одним (довольно длинным) цветочным рядом. Поскольку цветы здесь непременный атрибут любого дома, то пользуются они популярностью и постоянным спросом, только продают их не как в европах букетами, а россыпью, гирляндами или эдаким подобием ковриков. Гирляндами украшают все: дома, храмы, машины, повозки, рога быков, рекламные щиты. Последнее особенно умиляет - видела предвыборные плакаты каких-то мужиков с прикрепленными снаружи гирляндами. На вопрос "помер что ли?" получила ответ, что это ну оооочень уважаемый человек, а венок - то знак уважения.
Предлагаю следующие президентские выборы перенести на лето или хотя бы на май дабы увить наших избранников одуванчиками. И еще я видела дюже поюзанный грузовик, кузов и кабина которого были сплошь уплетены цветами. Заметим, что это был не погребальный транспорт, а муниципальный рабочий - в кузове тряслось человек 30 индуйцев.

Главная достопримечательность и гордость Майсора - дворец махараджи. Эдакое смешение индийского и арабского стилей: купола луковками, а вокруг резные гопурамы. Центральные ворота почему-то закрыты, страждущих впускают через боковые, причем коренное население за 20 рупий, а белых обезьян - за 200. Причем к билету прилагается фейс-контроль, проверка сумок и отъем обуви. Проход по дворцу только гуськом между натянутыми веревочками, можно даже взять аудиогид. Дворец внутри так себе, бедненький, стены расписаны в арабском стиле, но вопреки Корану кругом висят портреты всех предков-махарадж в разных ракурсах: в кругу семьи, с любимым войском или на охоте. Есть, конечно, забавные вещицы типа слоновьего экипажа, но основное ощущение какой-то заштатности и провинциальности. Сад вокруг дворца совсем чахленький (это при том, что сам город очень зеленый), в нем за отдельно взятые рупии можно прокатиться на слонах или верблюдах. Единственная архитектурная роскошь - бронзовые изваяния ощерившихся тигров, с которыми народ фоткается во всю дурь, даже головы в пасти толкает.
По воскресеньям дворец с 19 до 20 иллюминируют (ради чего город весь день сидит без электричества), а наш визит пришелся как раз на воскресенье, то мы дождались этого светопредставления. Гордость города сверкала 99.999 лампочками под звуки живого оркестра. И тут я с удивлением узнала, что махараджа жив-здоров и продолжает проживать в этом самом дворце рядом с полчищами туристов. Я живо вообразила себя на его месте (например, экскурсии на своей даче и катание детей на пони за летней кухней) и пожалела несчастного - видимо, династия с годами так обеднела, что приходится подрабатывать показом фамильных покоев.

Три источника и три составные части Майсора указаны в названии моей статьи.
Были на сандаловой фабрике, посмотрели на труд резчиков и плоды их труда. Много диковин из разного дерева, но сандаловые поделки самые дорогие. И это не из-за запаха, а потому как деревьев этих не много, растут они медленно, т.е. о массовом воспроизводстве речь не идет. Я не удержалась и купила слоников - у меня слабость к этим животным - за 2.500 рупий. Кроме поделок на фабрике большой выбор всяческих парфюмерных диковин: масло, духи, мыло, ароматические палочки и пр. Все с запахом сандала. Я как истинная обезьяна купила масло и пудру. Секрет пудры в том, что кожа в ней не блестит и не потеет (проверяли прямо там), а стоит всего 2$ в отличие от всяких Шисейдо. А масло большей частью ради запаха и на память.

По всему городу Вы увидите вывески "Империя шелка", и это действительно империя! В этих магазинах продают сари, платки, шарфы, покрывала, постельное белье и просто ткани. Шелк удивительно нежный на ощупь, без видимых узелков или участков брака, расцветки на любой вкус. Глаза так и разбегаются, хочется купить все, но плечи помнят тяжесть рюкзака, а голова - полезность сари в обыденной российской жизни. Если б из Майсора лететь обратно в Москву, то накупила бы тюк текстиля просто из тактильной любви к шелку. Ограничилась шарфиком и сари (планирую сшить летний костюм), но до сих пор жалею об упущенных возможностях.

Я всегда пишу не только о посещаемых мной местах, но и о людях мною там встреченных. Майсор не самое туристическое место Индии, белых тут не очень много, поэтому на улицах сталкиваешься с одними и теми же людьми. Они заслуживают особого внимания, т.к. являют собой театр некоего абсурда (охотно верю, что мы в него гармонично вписываемся). Если вынести за скобки английских старичков, которые практически живут здесь из экономии, то людей можно разделить на 2 группы: хиппующую молодежь и слегка отъехавший головой средний возраст. Первые разрисовывают себя хной, плетут дредды и гордо вышагивают в туристских ботинках по дикой жаре.
Мне запомнилась девочка с голым пупком над шортиками, пирсингом в нем и ушах и тремя юношами впридачу. Между выдуванием буббльгумных пузырей девочка самозабвенно целовалась со всеми тремя по очереди. Или еще стайка бледных напуганных мальцов с наброшенными на спины свитерами, ка-то нервно озирались по сторонам, видимо, карманы жгла марихуана.
Из второй группы ясно вижу трех женщин в местных нарядах не по размеру (штаны коротковаты), с блаженными лицами слушающие обычную чушь местных рикш. Сразу видно, что разводят их на деньги, а дамы свято верят, что поездка из пункта А в пункт Б длительностью в 10 минут может стоить 200 рупий (обычно не более 20).
Канадская пара за 60 в массажном салоне после занятий йогой так торопились откыть чакры и были страшно недовольны, что массажист занят мной. Видимо, бывает и чакронедержание, но традиционной медициной этот синдром мало изучен. Англоговорящий мужчина в шортах под 70, загар и поджарость выдают длительность пребывания в Индии, со знанием дела заглянул в наш отель и поинтересовался ценами. Узнав оную (490 рупий в сутки = 10$), сказал, что очень дорого и гордо ушагал на своих тощих ногах. И еще английские родители-убийцы, кормившие в местной пиццерии своих чад лет 4х и 8ми.

Я никогда не относила себя к идеальным матерям и могу спокойно смотреть, как мои дети едят все что попало, но даже я бы никогда не рискнула везти сюда детей в столь нежном возрасте. Просто здоровая детская любознательность, помноженная на беспечность, делает пребывание детей в Благословенной весьма опасным. Я даже не об инфекциях, населяющих Индостан повсеместно: тут регулярны вспышки малярии, оспы, холеры и пр. Но незнание местных обычаев, непредсказуемость поведения людей и животных могут таить неприятные сюрпризы на каждом шагу. Не думаю, что доблестная английская мать сможет достойно отразить атаку стаи макак или разогнать толпу местных маленьких попрошаек, охотящихся за жевачкой, ручками, конфетами и пр. Многие ритуалы (вполне мирные) могут напугать ребенка до серьезного нервного расстройства, а одеяния и макияж некоторых народностей - стать навязчивым воспоминанием на долгие годы. Я никого не пытаюсь пугать, просто призываю к благоразумию.

Время путешествия: 
февраль-март 2010
Автор и\или источник публикации: 

Галина Дитина


махараджи

майсорские, да и вообще любые махараджи они не мусульмане вообще, мусульмане - султаны, так что махараджи с полным правом могут себя изображать, а вот рисунки Типу султана действительно редкость

а дворцы кстати очень многие сдают под отели богатые, в Удайпуре например, а в Джодхпуре махараджа отдал свой форт в свой фонд, который зарабатывает деньги за всякие соц. программы региона. и биканерский махараджа тоже дворец городским властям передал под музей.

фотки добавить можно кнопочкой IMAGE вверху справа, появится окошко для загрузки фото и строка для его описания, до 8 штук на рассказ
тока фотки д.б. не большие до 480х480 пикселей и не тяжелые до 150 кб каждая, инструкция тут https://indonet.ru/b...

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
ме_итация:
| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru