Индия по-русски ~ мобильная версия

Б. Р. Амбедкар и Конституция независимой Индии

Atma Втр, 18/05/2010 - 01:14

Б. Р. Амбедкар (1891-1956 гг.) – видный политический деятель Индии, борец за права низших каст, так называемых “неприкасаемых”.
Историки и политики на его родине и вне ее считают его одним из отцов Конституции суверенной Индии.

Личность и политические взгляды Амбедкара все еще слабо изучены отечественными специалистами-индологами. Кроме нескольких работ Е. С. Юрловой, в которых освещены главные этапы его политической биографии1, пожалуй невозможно отыскать автора, кто серьезно занимался разработкой этой проблемы. В то же время не лишне сказать, что в российских библиотеках и хранилищах имеются основные научные и политические труды выдающегося индийца. Доступны и труды зарубежных авторов на английском языке о жизни и деятельности доктора Амбедкара. Надеемся, что представители молодого поколения российских индологов не оставят без внимания политическую фигуру такого большого масштаба как Б. Р. Амбедкар.

Представитель одной из самых многочисленных низших каст Махараштры – махаров, он сумел получить среднее образование на родине и затем продолжить его за границей. В 1916 г. Амбедкар закончил университет в США. В 1921 г. в Объединенном Королевстве он получил ученую степень бакалавра права. В 1922-1923 гг. обучался в Боннском университете в Германии. В 1923 г. Лондонский университет присвоил ему степень доктора права. Сразу же он с успехом сдал специальные экзамены на право адвокатской практики. Его имя было внесено в списки адвокатов в верховном суде Великобритании. В 20-е гг. в Индии он трудился в качестве преподавателя в ряде колледжей, адвокатом в Верховном суде Бомбея. В своей общественной деятельности он добивался, чтобы проблема неприкасаемости решалась как социальная, отстаивал право неприкасаемых иметь свою собственную избирательную курию. Ему удалось создать организационные основы движения неприкасаемых в Индии как демократической самостоятельной силы.

В 30-е годы развернулась бурная общественно-политическая деятельность доктора Амбдкара. Неоднократно у него были конфликтные ситуации по вопросу ликвидации “неприкасаемости” в Индии как социального явления с Махатмой Ганди, призвавшего кастовых индусов отказаться от древнего обычая неприкасаемости. В 1933 г. Ганди даже объявил голодовку протеста по проблеме создания особых избирательных курий для неприкасаемых. Тогда Амбедкар пошел на крайности. Он призвал неприкасаемых и другие низшие касты перейти в буддизм. В 1934 г. 10 тыс. неприкасаемых в г. Нагпуре объявили публично, что переходят в буддистское вероисповедание. Противоречия Махатмы Ганди с лидером неприкасаемых имели далеко идущие последствия – буддизм возвратился в Индию, где он был фактически забыт.

Верхом политической карьеры Б. Р. Амбедкара было участие в подготовке текста действующей с 26 января 1950 г. и до сегодняшнего дня конституции Республики Индии. Когда в 1946 г. была созвана Конституционная ассамблея Индии и был поставлен вопрос о выработке Основного документа суверенной Индии, то на должность руководителя редакционного комитета был выдвинут не кто иной как доктор Амбедкар. Несмотря на натянутые личные отношения с претендентом, Махатма Ганди и Джавахарлал Неру рекомендовали его на руководство процессом подготовки текста Конституции4. Человек кристальной личной честности, крупнейший в Индии специалист по правовым и конституционным вопросам, он взялся выполнить трудоемкую работу.

Доктор Амбедкар, несмотря на то, что учился в США и крайне положительно относился к американской конституционной системе, законам Германии и других западных стран, тем не менее учитывал глубокую сложность определения и решения социальных этнических и кастовых проблем Индии в контексте ее Основного закона. Он подготовил с участием Дж. Неру и других видных индийских политиков Проект конституции, которого не знала мировая история. В ее основу он положил некоммунистические демократические принципы. Лично он считал, что кодекс Наполеона 1804 г, законы и принципы Великой Французской буржуазной революции конца XVIII в. могут стать правовой базой, на которой даже такое чисто средневековое общество как индийское может разрешить многие свои социальные и правовые проблемы. Кроме того он категорически выступал против обращения к принципам прецедентного англо-саксонского права, традиции которого британские колонизаторы привнесли в Индию. Как известно в своих исканиях доктор Амбедкар не обращался к Конституции СССР, хотя здесь можно было позаимствовать принципы решения этнических и территориальных проблем многонациональной, многоконфессиональной Индии.

Конституция, подготовленная доктором Амбедкаром и его коллегами, является действующей уже 50 лет. Она декларирует федеративное, республиканское, демократическое государственное устройство Индии. Многие принципы этого документа могли бы быть с успехом использованы для качественного улучшения ныне действующей в Российской Федерации конституции.

Положительное содержание Индийской конституции заключается в том, что ни в одной из других ныне действующих конституций не имеется столь глубоких и исчерпывающих определений фундаментальных прав человека. Доктор Амбедкар сумел в конституционном документе отстоять и защитить права великих мировых религий в Индии, но и категорически отстоять права религиозных меньшинств, как традиционных, так и модернистских. Опыт Б. Р. Амбедкара в его конституционном творчества может быть вполне востребован на российской земле.

В 1951 г. из-за социально-политических разногласий с Дж. Неру по вопросам секуляризации традиционного индусского права он ушел в отставку с поста министра юстиции Индии. Его не избрали в состав нижней палаты парламента в 1952 г. В дальнейшем он занимается общественно-политической деятельностью, сосредоточившись на религиозной и социальной политике правительства Всеиндийского национального конгресса. В условиях обострения межкастовых противоречий он вновь обращается к распространению буддизма в Индии среди неприкасаемых. По его мнению буддизм и его исповедывание не нарушают культурную и религиозную традицию Индии. В октябре 1956 г. на торжественной церемонии, посвященной дню рождения Будды, в буддизм перешли более 300 тыс. махаров.

Следует отметить, что правительство Индии довольно поздно в полной степени смогло оценить вклад Амбадкара в формирование конституционной системы свободной Индии. Только с 1985 г. стал официально отмечаться его день рождения.

Надеемся, что широкое празднование в России 50-летия введения в действие Конституции суверенной Индии даст толчок и для более глубокого изучения политического наследия ее творцов и среди них Б. Р. Амбедкара.

1 См.: Юрлова Е. С. “Неприкасаемые” в Индии. М., 1989, с. 62-63.
2 Ambedkar B. Writings and speeches Vls. I-IV Bombay, 1979-1987.
3 См.: Юрлова Е. С. Указ. соч., с. 63-64.
4 Kashyap S. C. Nehru and Parliament. New Dehli, 1988, c. 62.

Автор и источник публикации: 

Леонид Васильевич Митрохин, старший научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, г. Москва. РОССИЯИНДИЯ: перспективы развития регионов (Рязанская область). М.: Институт востоковедения РАН, 2000. http://www.indianemb...


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
синхро_изация:

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru