Индия по-русски ~ мобильная версия

Кантха. Художественная вышивка

Atma Втр, 14/09/2010 - 02:03Традиционное ремесло
Вышивка Кантха создается из слоев старой материи, сари и т.д., по которым затем выполняется вышивка сметочным стежком.
В ней используется несколько традиционных узоров, в основе которых лежат религиозные символы, сказки героических эпосов, сцены деревенской жизни, цветы, птицы, животные и растения – все выполненное в ярких и живых расцветках.

С незапамятных времен ручная вышивка используется для украшения тканых изделий и одежды.
На раскопках находили бронзовые вышивальные иглы, относящиеся к 2300-1500 гг. до н.э., а также статуэтки, одетые в вышитые одеяния.
Кроме того, вышитые ткани также можно увидеть на буддистских скульптурах второго и первого века до н.э., Кушанских скульптурах и фресках Аджанты.

В Индии каждый регион отличает собственный стиль вышивки. Наиболее популярными стилями ручной вышивки в Индии являются Пхулкари из Пенджаба, Чиканкари из Лакхнау, Касаути из Карнатаки, вышивка Тода из Тамилнаду, вышивка зеркалами из Гуджарата и Раджастана, Кашида из Кашмира, Чамба из Химачала-Прадеш, аппликации из Ориссы, Гуджарата, Раджастана и Тамилнаду и Кантха из Западной Бенгалии.

Вышивка Кантха традиционно выполнялась женщинами и по сей день создается только женщинами Бенгалии. Женщины занимаются вышивкой Кантха в свое свободное время. Несколько изношенных старых сари складываются и сшиваются вместе.
Для того чтобы обеспечить однородность и прямое расположение слоев, на четыре угла кладутся грузики, и затем слои сшиваются вместе с помощью сметочных стежков.

Существуют различные вариации изделий с вышивкой Кантха, предназначенные для разных целей.
Румал – это платок. Обычно Румалы имеют в центре узор в виде лотоса с другими узорами вокруг него.
Аршилата на бенгальском языке означает обертку, в которую заворачивали ритуальные книги, ценные вещи и т.д. Это квадратный кусок материи с широкой каймой, оформленный фигурками людей и животных, с лотосом в центре и цветочными узорами по углам.
Мастерицы также создают специальные наволочки для подушек с продольными узорами из прямых линий, украшенными деревьями и птицами.
Кроме того, они создают богато украшенный Суджни, используемый в имеет прямоугольную форму и украшается разнообразными узорами и каймой. В Суджни лотос в центре окружен разнообразными узорами, изображающими вьюны, животных, птиц, цветы и т.д.
Иногда вышивка выполняется хлопчатобумажной пряжей, орнаментация выполняется петельной строчкой, а фон заполняется сметочными стежками.
Одеяло – это почти то же, что и Суджни, но оно всегда подбитое и толстое, красиво украшенное разноцветными узорами. Оно используется в зимний сезон для укрывания.

Суджни и Одеяло дают вышивальщицам полную свободу применить свое мастерство в использовании узоров, создании собственных узоров и выборе цветовых решений.

Если вышивальщицы желают выполнять традиционные узоры, они наносятся на поверхность. Фон узоров заполняется плотными рядами длинных и коротких сметочных стежков, используя нитки, вытянутые из каймы старых сари. Здесь необходимо упомянуть, что бенгальские сари имеют великолепную кайму разнообразных цветов.

Вышивальщицы в стиле Кантха очень любят использовать в своих узорах изображения лотоса, животных – особенно слонов и лошадей, птиц – особенно павлинов, цветов – лотос с количеством лепестков от пяти до сотни. Они любят создавать разнообразные узоры из цветов и растений.
Кроме того, они также создают узоры на различные темы – свадебные сцены, группы музыкантов, сцены сбора урожая, запряженные волами повозки, сцены охоты, а также сцены из «Рамаяны», «Махабхараты» и других индуистских эпосов.
Также широко используются священные символы, такие как рыба, раковина, цветок лотоса, древо жизни, мандала и калаш.

В общем, вышивальщицы имеют полную свободу в выборе дизайна и использовании собственных инноваций.
Несмотря на то, что изделия в стиле Кантха имеют бесчетное множество узоров и мотивов, узоры «Мандала» и «Калаш» создаются специально для праздников для выполнения определенных обрядов.

Где бы вышивальщица ни использовала узор лотоса, она всегда начинает с середины и затем вышивает по кругу. В других узорах, таких как древо жизни, вышивка начинается с уголков и постепенно достигает центра. Иногда стежки выполняются настолько искусно, что кажется, что узор идет по обеим сторонам, и почти невозможно отличить лицевую сторону от изнаночной.

Наиболее популярными цветами является синий, желтый, красный, черный или коричневый и белый. В настоящее время вышивальщицы используют множество цветов на разноцветном фоне. Традиционно они использовали только белые или кремовые старые хлопковые сари. Сейчас же многообразие изделий Кантха изготавливается из хлопка, шелка, шелка Туссор, шелка Монга, батиста, полухлопковых материалов, махрового полотна и даже синтетических материалов с использованием великолепных художественных цветовых комбинаций.

Вышивальщицы используют как традиционные, так и современные узоры. Многие дизайнеры одежды также используют вышивку Кантха в сочетании с вышивкой зеркалами или блестками.

◆ Автор – независимый писатель и фотограф.
Автор и источник публикации: 

Журнал Индия перспективы, № 3/2010, автор Д-р БИМЛА ВЕРМА

Узоры вышивки Кантха Художественная вышивка Кантха Традиционная вышивка Кантха Вышивка Кантха - ремесленная фантастика


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Таилан_:

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru