Индия по-русски ~ мобильная версия

Миниатюры кашмирских рукописей

Atma Втр, 19/07/2011 - 00:41

Миниатюрная живопись Северной Индии достаточно хорошо изучена, особенно школа, существовавшая при дворе правителей династии Великих Моголов. До недавнего времени значительно менее были исследованы художественные школы, развивавшиеся в небольших княжествах, расположенных на севере Пенджаба и в предгорьях Гималаев. Периодом расцвета большинства этих школ является XVIII в. - время, когда в результате распада могольской империи усилились и стали фактически самостоятельными мелкие феодальные княжества в отдаленных горных районах.

Особый интерес представляет группа иллюстрированных рукописей, хранящихся в собраниях Петербурга (Российская национальная библиотека, Петербургское отделение Института востоковедения АН России, отдел Востока Государственного Эрмитажа, библиотека восточного факультета Петербургского государственного университета). Текст большинства рукописей составляют наиболее известные памятники персидской средневековой поэзии: поэмы Низами:“Хосров и Ширин”, “Лейла и Меджнун” и “Семь красавиц”; “Бустан” и “Гулистан” Саади; сборник лирических стихотворений Хафиза “Диван”; поэма “Юсуф и Зулейха” Джами. Несколько менее известен представленный одним списком прозаический сборник рассказов и нравоучительных историй “Махбуб ал-кулуб” (“Любимец сердец”). Его составитель - Бархурдар ибн Махмуд Туркаман Фарахи (литературный псевдоним - Мумтаз, то есть “избранный”) жил в правление персидского шаха Султана Хуссейна (1694-1722). В группу входит также одно историческое сочинение - вторая часть известного труда Абд ар-Раззака Самарканди “Матла ас-са'дейн ва маджма албахрейн” (“Восход двух счастливых звезд и соединение двух морей”), посвященного истории Тимура и Тимуридов.

Анализ миниатюр и декоративного оформления рукописей позволяет с уверенностью говорить о существовании особой школы живописи - кашмирской - и дополнить тем самым картину развития миниатюры в Северной Индии в XVIII-XIX вв. Расположенный на самом севере Индии, Кашмир неоднократно подвергался завоеваниям, кроме того, он поддерживал торговые отношения с другими странами, существовали также связи с буддийскими и индуистскими монастырями. Все это способствовало проникновению в Кашмир художественных идей, образов и приемов искусства других стран - от Китая до Ирана и Византии и распространению кашмирского стиля далеко за пределы этой страны.

С середины XVI в. в Кашмире утверждаются мусульманские династии и официальной религией становится ислам. Это приводит к усилению связей с культурой и искусством Ирана и Средней Азии, к освоению культурных традиций мусульманских народов. В Кашмире получают распространение персидский язык и персидская литература.

Однако, несмотря на завоевания, Кашмир, и особенно его столица Сиринагар, в XVII в. был центром оживленной торговли и крупнейшим центром ремесла, в том числе и живописи.

Сведения о миниатюрной живописи Кашмира чрезвычайно скудны. Художников, иллюстрировавших исследуемые списки, больше всего интересовало действие. В миниатюрах очень живо и непосредственно показаны описываемые в тексте события, изображены почти исключительно лишь те персонажи, те детали и предметы, которые упомянуты в самом иллюстрируемом произведении.

Процесс работы, последовательность операций при создании миниатюр в целом остались теми же. Сначала набрасывались основные элементы композиции. Затем контуры рисунка заполнялись непрозрачными красками (гуашь), сразу же наносились и орнаменты, чаще всего золотом. После этого художник снова прорисовывал фигуры, архитектуру, деревья и другие детали композиции, придавая плоским красочным пятнам конкретность. Этот последний этап - наиболее важный в исследуемых миниатюрах. Рисунок, выполняемый обычно черной краской, настолько выразителен, отличается такой уверенностью, что даже фигуры, первоначально нарисованные по трафарету, становятся отличными друг от друга. При этом, вопреки традициям, художники не заботились о тонкости и изяществе линий. Рисунок порой даже грубоват, и линия в некоторых случаях не совпадает с контурами красочного пятна, а выступает на его фоне. Но именно эта энергичная свободная манера и придает особую живость фигурам, убедительность их позам.И именно ее можно назвать характерной чертой миниатюр камширских рукописей.

Автор и источник публикации: 

Из предисловия к книге “Миниатюры кашмирских рукописей”. С.-Петербург, 1994. Индийский вестник Февраль 2002 г.


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
поздравит_льный:

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru