Индия по-русски ~ мобильная версия

Байджнатх

Atma Пт, 03/04/2009 - 11:25

Величественный храм Шивы

На древнем торговом маршруте с равнин Пенджаба через Кангру, на национальном шоссе из Кангры в Манди в наши дни, стоит величественный храм Шивы.
Он построен в стиле нагара типичном для каменных храмов северной Индии.

Его высокий шпиль (шикхара) гордо возвышается над долиной Кангры. В его святая святых стоит массивный каменный лингам-йони, знакомая эмблема Шивы. Его здесь почитают как Вайдьянатха, поэтому и местная деревня носит его имя. Сейчас Байджнатх - это густонаселенный маленький город, который непрерывно растет. Однако истинную славу ему принес храм Шивы, ставший центром паломничества с незапамятных времен. Эта храмовая структура стоит в центре огороженного со всех сторон прямоугольника в окружении нескольких малых храмов. Это сооружение, каким мы сейчас его видим, сохранилось почти таким же, каким оно было в начале ХШ века в 1204 году, за исключением некоторой реставрации, проделанной Археологической службой Индии (ASI) после повреждений, причиненных ему землетрясением 1905 года. Информация о происхождении этого храма содержится в надписи, начертанной на двух каменных плитах, вставленных во внутренные его стены возле главного входа. Жившие в Байджнатхе два богатых брата-купца обнаружили этот древний храм лежавшим в руинах и решили его восстановить и украсить скульптурами.

Храм является прямоугольным по своей форме и ориентирован на восток. В санктум санктураме, богато украшенном лепкой,
помещен массивный лингам. Большие круглые колонны отделяют его от пространства, предназначенного для верующих, которые могут здесь стоять и молиться. Санктум окружает прадакшина патх, идя по которому можно обойти всю его окружность. Перед ним находится мандапа, большой зал для молящихся, имеющий два балкона, богато орнаментированных снаружи. Через них в маццапу поступают лучи солнца. К маидапе ведет колоннада вестибюля. Дверей у храма нет. Открытый со всех трех сторон вестибюль позволяет проникновение света в интерьер храма.
Как это типично для всех индуистских храмов, здесь можно увидеть превосходные скульптуры богинь, символизирующих собой священные реки Ганг и Ямуну. Они элегантны и красивы и богато декорированы драгоценными украшениями, коронами. Обычно они стоят в позах, передающих чрезвычайную гибкость и грацию. Их предназначением символически является очищение ума верующих до того, как они предстанут перед богом Шивой. Внешние стены разделены на множество миниатюрных моделей храма, расположенных горизонтальными ярусами один над другим. В каждой из их ниш стоят фигуры Шивы в разных его манифестациях, статуи Дурги, Ганеша, Картыкеи (сыновей Шивы и Дурги) и бога Вишну. Возле входа в храм по левую руку можно видеть фигуру танцующего Ганеша. Завораживает и скульптурная композиция образов Шивы и Вишну в виде Харихары. Космический танцовщик Натараджа застыл в элегантной позе неподалеку от танцующего Ганеши, своего сына. Немного дальше запечатлена картина брака бога Шивы и Парвати, которых благословляет сам создатель вселенной Вишну. Этот вырезанный из камня рельеф
является одним из самых памятных в храме.
Помимо отображений богов индуистского пантеона, интерьер и фасад храма украшает многообразие рельефных узоров, передающих мир флоры. Индуистский храм представляет собой отражение вселенной и космоса. Именно этим-то и объясняется присутствие множества птиц и животных, растений, цветов и деревьев в его орнаменте. Интерьер храма буквально усыпан сложными и тонкими рельефными узорами в виде лотосов и других цветов. Зодчие, создавшие этот храм, явно имели богатое воображение и изобретательность.
Прямо перед входом в храм стоит статуя священного быка Шивы Нанди в позе, передающей чувство преклонения перед богом. Это большая фигура, все детали которой переданы в точности. Она бросается в глаза сразу же, как только вступаешь на тропу, ведущую к храму.

С точки зрения стратегической храм расположен очень удачно. По одну его сторону высятся горы, склоны которых обвивает шоссе Кангра - Манди. По другую же - склон обрывается и внизу виден мощный приток реки Беас, петляющий по равнине. Нежный ветерок дышит прохладой, вдалеке виднеются гряды заснеженных гор Дхауладхаров. Всюду чувствуется присутствие бога Шивы.

Д-р СУБХАШИНИ АРЬЯН. Автор - известный искусствовед-историк и просветитель.

Пристанище вайдиев...

Байджнатх в древние времена был известен как Кираграма, а его жителей звали киратами. Они принадлежали к племени охотников и жили в глубинах гор Дхауладхаров. В храме есть две надписи на санскрите, повествующие о том, что его фундамент был заложен двумя купцами-Манукой и Ахукой. Полагают, что фундамент храма был заложен в 804 году, хотя целый ряд шивалингамов уже существовал еще до времени его строительства.
Считается, что шивалингам в Байджнатхе появился неизвестно откуда. Согласно легенде Гавана, король Ланки, совершил на этом самом месте молитву, прося бога Шиву подарить ему бессмертие. Сейчас храм бога Шивы гордо высится во всей его красоте. Потолок храма разделен на 9 частей, покрытых ступенчатыми плитами. Выходящие на юг и север стены мандапы имеют красивые балконы.
Говорят, что Кираграма был родиной вайдьев (врачей), которые могли вылечивать хронические заболевания. До недавних пор сюда на лечение стекалось множество больных, чтобы вылечится. Вайдъи изготовляли лекарства из собранных в горах Дхауладхарах трав.
Каждый год в феврале сюда прибывает множество верующих, чтобы отметить праздник Шиваратри. Археологическая служба Индии электрифицировала этот храмовый комплекс в 1993 году, и за ним ведется тщательный уход.

Д-р А.Ч. КАТОЧ

Автор и источник публикации: 

Индия перспективы. Д-р СУБХАШИНИ АРЬЯН. Д-р А.Ч. КАТОЧ


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
этно_рафия:

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru