Индия по-русски ~ мобильная версия

Раджпуты и их традиционная социальная организация

Atma Сб, 15/08/2009 - 22:45

Раджпуты в истории Индии всегда были заметной и влиятельной силой, и о них идет слава, что они как наследники кшатриев защитили страну и индуизм во всех превратностях исторической судьбы. Но верно и то, что раджпутская культура дает великолепный материал для изучения индийского традиционного общества, а традиционная социальная организация раджпутов предоставляет ключ к разгадке природы государственности в Северной Индии в период средневековья. Хотя до сих пор нет даже однозначного ответа на вопрос “раджпуты – кто они?”.

Раджпутская проблема привлекала многочисленных историков, этнографов, языковедов и специалистов по кастовой системе. В раджпутском обществе сложнейшим образом переплелись генеалогические, этнические, кастовые, социально-престижные и сословные компоненты. Неудивительно, что характерной особенностью этнографических работ о раджпутах является предельная запутанность и невыверенность терминологии. В англоязычных работах их называют то расой, то племенем, то кастой, считая все эти слова синонимами, а также имея в виду то обстоятельство, что раджпуты по всем параметрам очень похожи на этническую общность с ярко выраженными особенностями облика, культуры, социальных институтов. Часто раджпутов называют кастовой общностью; но и в таком случае ясности не много: их описывают либо как одну большую касту, либо как группу каст, состоящую из родо-племенных группировок, либо как состоящую из каст родо-племенную общность. И в этом тоже есть свои резоны, потому что раджпуты действительно сохранили очень своеобразную традиционную социальную организацию, которая является по сути родо-племенной, а не кастовой. При этом остальное население относится к ним как к особой большой многосоставной касте и принимает их в свою систему. В наши дни раджпуты составляют в кастовой системе слой каст, выше которого только брахманы. Место это оправдано честным служением ценностям брахманической и индуистской идеологии и героической защитой индуистского жизнеустройства в течение многих поколений.

Не углубляясь в подробности, скажу сразу – я рассматриваю раджпутов как этно-кастовую общность. Эта пока малознакомая таксономическая единица – “Этно-кастовая общность” – оказывается адекватной той реалии, которую обозначает. Термин этот предложил М. К. Кудрявцев. Изучая индийскую касту, исследователь пришел к выводу, что раджпуты, как, впрочем, и джаты, гуджары, ахиры и некоторые другие общности, – не могут однозначно считаться кастой. Он называл подобные общности “надкастовыми”, что отражено в его книгах по кастовой системе в Индии. В последние годы он пришел к выводу, что этническая составляющая этих особых культурных образований должна быть отражена в их названии. Свою работу над изучением культуры раджпутов я начинала как ученица М. К. Кудрявцева, и мы назвали ее “Раджпуты – этно-кастовая общность Северной Индии”. Похоже, что это удачное определение Раджпуты – характерная этно-кастовая общность. Это общность и этническая, и кастовая одновременно, общность, обнаруживающая уникальное сочетание характеристических признаков и этнической группы, и касты, то есть сочетание родо-племенных и кастовых черт. Стало понятно, что этно-кастовая общность – продукт индуизации этнических групп внекастовой периферии, результат процесса санскритизации и индуизации пришлых и автохтонных этнических элементов, изначально не входивших в кастовое общество. В ходе развития взаимоотношений между разными элементами древнего и средневекового общества имели место взаимная ассимиляция разных этнических групп, вхождение их в кастовую систему через принятие индуизма и образование новых каст этнического происхождения, если процесс завершился, и этно-кастовых общностей, если сохранились заметные этнические черты. Раджпуты пережили этот процесс, как, впрочем и многие другие племенные общности Индии. Агенты этого процесса – не отдельные личности, а целые социальные коллективы – племя, патронимия.

Современная раджпутская этно-кастовая общность состоит из локальных групп раджпутского этно-кастового населения, раджпутских каст этнического происхождения и раджпутских кланов. На мой взгляд, этот термин практически решает проблему адекватного определения для раджпутов – и в эпоху средневековья и нового времени, на которые приходится расцвет их государственности и самобытной культуры, и для новейшего времени.

Восточно-иранские по происхождению гуджаро-джато-раджпут-ские племена включились в этот процесс сразу после появления в Индии, причем у них было привилегированное положение, они как удачливые завоеватели и напористые переселенцы занимали лидирующее положение в государственных и политических структурах. Местные правители тоже стремились получить кшатрийский или раджпутский статус. Новые и уцелевшие местные правители и правящие династии претендовали на происхождение от древних кшатриев, и в этой честолюбивой претензии их поддерживали брахманы, которые, по-видимому, уже умели обращаться с правителями так, чтобы от этого выигрывали все – и прежде всего их, брахманов, собственное положение на верху иерархической лестницы. Напомню, что процесс этот совпадал по времени с укреплением системообразующей социальной роли индуизма, в период, когда в стране существовали параллельно брахманизм, джайнизм и тантрический буддизм (ок. VI-VIII вв. н.э.).

Особенно важным в контексте социализации иноземцев в индийском обществе предстает тот аспект индуизма, который связан с регуляцией общественных отношений и с механизмом, обеспечивающим ее – т.е. с кастой и кастовой системой. Ведь ритуальные связи, взаимные контакты отдельных личностей и целых общественных коллективов, поведенческие установки, система табу регулируются в индуизме через кастовую идеологию и в рамках системы каст. В этих же рамках организуется сам процесс общественного разделения труда – через систему джаджмани, которая имеет не только экономический, но и ритуальный аспект Раджпуты удачно вписались в общественную структуру. Они заняли “экологическую нишу”, вполне уже свободную от древних ведических кшатриев ко времени их появления в Индии, и с тех пор считаются наследниками кшатриев, “кшатриями наших дней”, в какие бы дни они ни жили, и индийское традиционное общество эту их претензию признает как совершенно обоснованную.

В касте вся традиционная система общественных связей замещена унифицированной “инженерной сетью” индуизма. У раджпутов эта ткань самобытного общественного организма жива и процветает, она определяет взаимоотношения в области семейно-брачных отношений, структурируя раджпутскую общность как брачное и ритуальное поле, и является каркасом системы общественного самоуправления и основой ранней государственности у раджпутов. Это говорит об ее поистине уникальной функциональности. Она сохранилась несмотря на “ кастовую оболочку”, так же, впрочем, как язык и особенности культуры раджпутов.

Традиционная социальная организация раджпутов, которая хорошо сохранилась несмотря на “кастовую оболочку”, является самым убедительным доказательством иноземного происхождения раджпутов. Далекие предки раджпутов явно были кочевниками, привыкшими к степям и коням, луку и стрелам, и воинский образ жизни был для них так же естествен, как, например, для монголов, Позднее они стали добывать себе не новые пастбища, а новые территории для сбора налогов, но наступательный стиль действий сохранился.

Главная особенность раджпутской социальной организации проявляется в том, что социальные группы разных уровней можно квалифицировать одновременно и как семейно-родственные группы все более широкого круга вплоть до племени, и как те подразделения, из которых в конечном счете состоит индийская каста. Все эти общественные коллективы функциональны, и каждый человек входит в них по праву рождения и идентифицирует себя в какой-то из них в зависимости от ситуации. Эти группы в кастовом обществе взаимно пересекаются, дополняют друг друга, что очень осложняет анализ общественной структуры. Главным для точной квалификации является выяснение социальных функций этих групп. Характерной особенностью всех этих групп – коль скоро они относят себя к раджпутам, – является то, что каждая из них находит себе место в традиционной раджпутской структуре. Делается это с помощью генеалогов, принадлежащих к особым кастам – бхат и чаран. Познания и умения этих генеалогов считаются настолько важными, что каста никогда не остается без работы. Фиксируется все, что имеет отношение к семье, роду и т.д. Конечный пункт, верхняя граница любой генеалогии – это возведение к одному из четырех главных объединений раджпутов, так называемых Линий, или Династий. Санскритское название для них – “вамша”. Принадлежность к одной из Линий – синоним определения “раджпут”. Хотя раджпуты унаследовали свои Линии от кшатриев, для которых они в глубокой древности были очень значимыми. Четыре главные раджпутские Линии (Династии) суть следующие:

– Сурьявамша (Рагхувамша)– Солнечная Линия;
– Чандравамша (или Сомавамша, Индувамша ) – Лунная Линия;
– Агникула – Огненная Линия;
– Нагавамша – Змеиная Линия.

Чаще всего исследователи приводят именно такую схему. По моим наблюдениям, Нагавамша имеет чисто номинальное значение, и групп, относящих себя к ней, так мало, что они (кроме одной – собственно Нагавамша) в словари каст или другие сводные материалы даже не попали.

Очень важно, что и Солнечная, и Лунная Линии признаны как генеалогические линии раджпутских фамилий, а раджпуты тем самым признаются прямыми потомками ведических кшатриев и вписываются в древнюю традицию.

Иногда можно встретить в научной литературе сообщения, что Линии якобы составляют иерархическую систему в следующем порядке Солнечная, Лунная, Огненная, Змеиная. Это связывают с правилами заключения брачных союзов у раджпутов. Мнение это выглядит как будто убедительно, но на практике действие эндогамии и экзогамии не распространяется реально на столь большие по численности группы людей, а главное – назначение Линий никогда не состояло в регулировании брачных отношений. Уже доказано, что в этих социальных категориях сохранилась память об этническом происхождении, о группах родственных племен древней эпохи, о некой культурной общности между ними, что давало позднее генеалогам очень удобную возможность включить новые племена и этнические группы в эту схему, подыскав для них подходящего “патентованного” предка. Раджпуты могут числить в качестве своих предков племена восточно-иранского, индоарийского и автохтонного комплексов. Ассимиляция облегчалась благодаря характерному для раджпутов принципу гипергамии: нижняя граница раджпутской общности всегда открыта.

Генеалогические Линии раджпутов состоят из родовых групп, которые в раджпутских источниках называются “кула”. Этих кула очень много, более ста, но тридцать шесть из них составляют особую группу – так называемые “царские кулы”. Эти “тридцать шесть” набраны из всех четырех Линий. Существует несколько не во всем совпадающих списков этих царских кул. Каждый раджпут знает свою принадлежность по куле. Это вызвано в немалой степени законной гордостью своей причастностью к славным деяниям предков. Каждая кула имеет свое охранительное божество – “кулдеви” (богиня-мать кулы) Ей посвящаются специальные храмы, алтари в каждой семье и специальные культовые действа. Но глубинный смысл фиксирования границ кулы как общественной группы состоит в том, чтобы очертить круг экзогамии в раджпутской общности, т.е. нельзя вступать в брак с представителями своей кулы. Каждый человек наследует кулу своего отца. Считается, что все раджпуты, носящие одно имя кулы, где бы они ни жили, являются потомками одного предка, и, соответственно, братьями и сестрами, не имеющими права вступать в брак друг с другом. Таким образом, эта структурная единица раджпутского общества выполняет важнейшую социально-регулятивную функцию. Раджпутские кулы и кланы структурируют раджпутскую этно-кастовую общность как брачное поле. Принадлежность человека к той или иной куле определяет характер его взаимоотношений с соплеменниками в семейно-брачных и ритуальных связях, потому что кула -максимальная экзогамная группа раджпутской общности. Брачные связи организуются в этой системе координат, а не так, как принято в касте, и у раджпутов нет экзогамных кастовых подразделений, их замещают кулы и кланы. Каждая отдельная кула в ряду других имеет более или менее общепризнанное место. Строгой иерархии раджпутских кул нет, но есть группы примерно равных по престижу кул; престиж этот определяется историческими заслугами предков Поэтому в раджпутском традиционном обществе очень сильна потребность в ведении подробных и точных генеалогий.

Известно, что функцию регулирования брачных контактов в кастовом обществе выполняет именно каста. Раджпуты женятся на раджпутках. Вот и получается, что у раджпутов брачные контакты зависят и от традиционной племенной структуры, и от кастовых регуляторов; и трудно сказать, какой из них слабее.

Раджпутские кулы, как правило, очень многочисленны. Они включают иногда сотни тысяч человек, как, например, кула Чаухан. Кула – очень важный уровень социальной организации раджпутов. Именно из кул состоит раджпутская общность вообще. Сама куда состоит из большого числа кланов. Бывают настолько многочисленные кулы, что кланы, к ним принадлежащие, входят в несколько ветвей (“шакха”), составляющих кулу. В таких случаях генеалогии четко прослеживают, когда и при каких обстоятельствах кула дала несколько родственных ветвей. Кула Гухилот состоит из 24 ветвей, Парамар – из 35, Чаулукья – из 16, и т.д. Ветвь кулы может быть такой знаменитой и большой, что считается уже не менее важной, чем сама кула, и для всех практических целей становится ее аналогом. Самый яркий пример этого – ветвь Сисодия кулы Гухилот.

Этими кулами много занимались историки. Дело в том, что раджпутская традиционная социальная организация послужила основой для государственной администрации в раджпутских феодальных княжествах эпохи средневековья и нового времени. Этнографический материал может помочь ученым, решающим проблемы социально-экономических отношений и природы государства в Индии. Потому что во всей Северной и Западной Индии в это время именно местные раджпутские семейно-родственные группы обеспечивали политическую власть, они создавали политические организмы, из которых формировалось раджпутское княжество. Шел процесс самоорганизации власти снизу: раджпутские родовые группы подчинялись кланам, кланы входили в кулы. И все они соответственно владели родовыми территориями, которые объединялись их владельцами в одно целое уже просто по принадлежности к одной раджпутской группе. Традиционные социальные связи по линии семья – клан – кула в раджпутской общности чрезвычайно сильны. Они включают не только родственные эмоциональные контакты, но прежде всего системообразующие экономические, ритуальные и военные взаимные обязанности раджпутских групп друг перед другом. Раджпутских государств теоретически могло быть ровно столько, сколько было раджпутских кул. Не все они сумели выстоять, многие кулы были изначально слабы и объединились с другими. Но всякая из них стремилась к власти на земле. Отсюда и появилось столь большое число раджпутских владетельных домов в Северной Индии. Но был еще один важнейший фактор, действие которого в раджпутской истории непреложно и мощно – майорат. Майорат – это особое правило наследования, при котором все имущество родителей наследует старший в роду сын и его семья. Младшие ветви даже простых, а не только владетельных раджпутских родов должны были добывать себе средства к существованию только сами, и таких неприкаянных лишенцев было очень много. Можно представить, насколько закаленными были характеры этих младших сыновей, как они были решительны и отчаянны и как умели добыть себе не только пропитание, но и целый немаленький кусок территории для добывания этого пропитания. Раджпуты жестко придерживались этого обычая, и этнографические данные помогают дать ответ на вопрос: “Что вызывало постоянное выплескивание все новых и новых групп раджпутских переселенцев за пределы их этнических и политических территорий в Раджпутане и Хиндустане?” Обычно говорят, что это была угроза со стороны мусульман, стремившихся обратить всех в ислам; но известно, что были целые века, когда раджпуты довольно спокойно с ними сосуществовали, вполне применившись к новым условиям жизни и борьбы. Не было это и простое демографическое перенаселение. Именно обычай майората приводил к тому, что столь большие массы молодых и сильных раджпутов были всегда готовы к борьбе за территории, за власть, за землю. И они с рождения знали, что им предстоит беспокойная жизнь, и готовили себя к ней. Поэтому так много раджпутских владетельных домов в Северной Индии, и это при умении раджпутов воевать было для них делом несложным. А в традиционной организации есть особая категория раджпутских семей – “чхота бхаи”, буквально “младший брат”.

Самая важная структурная единица раджпутской общности – раджпутский клан, “кхамп”. Его особенности состоят в том, что все его члены являются потомками общего предка по мужской линии, имеют общее для всех родовое имя, и поэтому в пределах клана запрещаются взаимные браки. В известном смысле кхамп – это раджпутский род. В прошлом у раджпутов было широко распространено многоженство, и поэтому кланы были очень разветвленными и многочисленными. Каждая большая или нуклеарная семья, входящая в клан, считается его неотъемлемой частью; имущество семьи принадлежит клану, и, наоборот, клан принимает меры к тому, чтобы у каждой семьи в нем было имущество. При этом имущество клана не делится, оно, по традициям раджпутов, должно только прирастать. Для решения этих проблем всем, кому нужно помочь – клан помогает “военной силой “; все мужчины клана составляют военную единицу; руководит ею глава клана – вождь, раджа, по-английски его называют “chief”. Этот военный отряд всегда готов выступить за интересы клана, а таковыми считаются интересы каждого его члена. Чем больше земли у клана, тем легче обеспечить всех его членов хотя бы одной деревенькой “для пропитания”. Естественно, в традиционной системе все устроено так, что удовлетворяются только разумные, даже жизненно необходимые потребности, но всякий раджпут может рассчитывать, что не останется без средств к существованию.

Раджпутские кланы со своими военными отрядами должны были отстаивать интересы своих более крупных структурных подразделений – кул или частей крупных кул. А все вместе защищали свою территорию, свое раджпутское государство, которое было им буквально “как родное” и всех их кормило. Историки пока еще мало знакомы с этими этнографическими находками, но я уверена, что со временем они не будут сомневаться, откуда брались раджпутские династии на землях Индии, и почему их было так трудно победить. Речь идет об автократическом типе государства, или, как называл их Б.Баден-Пауэлл, “клановых монархиях”.

Раджпуты как доминирующая социальная группа определяли характер взаимоотношений внутри каждой кастовой общины и между соседними деревнями, и даже шире – как того требовали их личные родственные связи. Это создавало предпосылки для формирования целостной раджпутской этно-кастовой общности на базе различных кланов и кул и даже Линий, и способствовало созданию довольно больших и сильных раджпутских государственных образований.

Раджпутская кула не имеет какого-то одного руководителя, лидера. Но она состоит из кланов, один из которых считается самым главным; вся традиционная организация раджпутов пронизана иерархичностью.

Лидеры таких главных в куле раджпутских кланов были теми, кого называют в литературе раджпутскими князьями. Именно они носили титул “раджа”, “рана”, “рават”, “рао” и т.п., а позже – когда раджпутские князья возглавляли крупные государства, княжества, таких правителей стали называть “махарана”, “махараджа”, т.е. “великий раджа”. Эти раджи занимали в своих государствах столь высокое положение потому, что в своих кланах они были главами, а главенство в клане определяется традиционными правилами наследования. Семья такого правителя, а точнее его клан, служил опорой силе и власти раджи, составлял его свиту и двор, принимал участие в распоряжении общей собственностью. Итак, раджпутов надо рассматривать как потестарный этнос, сумевший создать свою государственность: раджпутское государство явилось естественной формой политической организации и государственного самоопределения раджпутской общности. В этих государствах брахманы – как и везде в Индии – прививали древние идеи государственного управления раджпутам так же, как маратхам или династиям Южной Индии. Считалось, что государственная политика должна следовать дхарме. Правитель имел массу строго регламентированных обязанностей, основанных на предписаниях хинду дхармы. Главными из них считались защита богов, брахманов, коров и святых мест. Чтобы дела в государстве шли успешно, правитель должен был заставить людей разных каст неукоснительно выполнять свои обязанности, тоже предписанные традицией Военное дело считалось привилегией и обязанностью раджпутов, которые в каждой отдельной административной единице принадлежали к разным кланам, но правящий клан считался главным.

Постоянная борьба за владения и власть кипела в раджпутском обществе. И более мелкие владетели тоже не дремали в этой борьбе. Все они стремились подчинить себе новые земли, переподчинить и перекроить старые, и оказывались для этого и в Гималаях, и в джунглях, где жили аборигенные племена бхилов, мина, гондов и т.д. Самые удачливые и предприимчивые даже в ХIХв выкраивали себе княжества или хотя бы одну деревню. Раджпуты зависели от дохода со своей земли и от военной добычи. Торговля и коммерция были для них совершенно неприемлемыми занятиями, а бесплодная земля Раджпутаны не могла дать богатых урожаев. Благосостояние и порядок в государстве целиком зависели от личных качеств правителя, и вся раджпутская история лишь подтверждает это мнение. Клановая система власти сделала неизбежными внутренние конфликты, т.к. аристократия получала свои поместья прежде всего потому, что все эти люди были членами владетельного клана; и они могли не считать себя очень уж обязанными главе клана, особенно если он был слаб и неавторитетен. В раджпутском государстве центральная власть поэтому была всегда непрочной и нестабильной. Раджа-воин с сильной волей мог оказаться в состоянии поддерживать дисциплину, но если традиционная система наследования выносила на вершину власти маленьких детей или слабых, даже слабоумных, людей – неизбежным следствием становились раздоры и хаос. То обстоятельство, что каждое раджпутское поместье и государство в целом были построены на принципах самодостаточности и определенной независимости от внешних факторов, сослужило, думается, плохую службу раджпутам во всей их истории. Раджпутские государства были одиноки в мире: каждое из них могло рассчитывать в лучшем случае на родственные линиджи и кланы, да и то, если в данный момент ссор не было. Вообще же все остальные раджпуты представляли собою потенциальную или реальную угрозу территориям и благополучию каждого отдельного клана. Никогда за долгие века раджпуты не сумели объединиться в централизованное государство – даже при угрозе самому существованию раджпутских владений и индуистской религии со стороны завоевателей. Подчинение общему верховному правителю было по самой своей сути несовместимо с традициями клановой системы. Каждый клан считал себя если не лучше и благороднее всех остальных, то во всяком случае не хуже и не ниже их. Традиционная социальная организация не предусматривала никого, кто мог бы стоять над всеми раджпутскими кланами и кулами. Конечно, в Солнечной Линии это мог бы быть божественный царевич Рама, но...

Государственность у раджпутов родилась как институализация традиционного управления на территории, подвластной раджпутскому клану и куле. При завоевательных войнах в ее орбиту включались вассальные и покоренные правители и земли, и это происходило на фоне феодализации правящего клана и других землевладельцев.

Автор и источник публикации: 

Елена Николаевна Успенская, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, кандидат исторических наук. РОССИЯИНДИЯ: перспективы регионального сотрудничества (г. Санкт-Петербург). М.: Институт востоковедения РАН, 2000


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
ю
о
й
ю
к
Введите код без пробелов, учитывая регистр

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru