Индия по-русски ~ мобильная версия

8 глава Натья Шастры - часть 2

kavita_piter Пт, 16/05/2008 - 13:48

88/ Теперь же услышьте то, в каких раса и какие именно применяются взгляды, рождающие раса, в каких стхаибхава и какие взгляды, относящиеся к стхаибхава, а также какие взгляды соответствуют санчарибхава в каких вьябхичарибхава.
89/ Отсутствующий взгляд известен в бхава озабоченность и в саттвабхава оцепенение, а тёмный взгляд появляется в бхава отчаяние и в саттвабхава бледность.
90/ Утомлённый взгляд в бхава усталость и в саттвабхава испарина, смущённый взгляд в случае стеснения, а измождённый на месте в бхава
90/ Утомлённый взгляд в бхава усталость и в саттвабхава испарина, смущённый взгляд в случае стеснения, а измождённый на месте в бхава одержимость, болезнь и опустошение.
91/ Подозрительный взгляд в бхава подозрительность, разочарованный в бхава разочарованность, а закрытый, говорят, в тех бхава, что являются источниками удовольствий – сон и сонливость.
92/ Прищуренный взгляд в ситуации зависти, при виде чего-либо неприятного или плохо различимого, а также в случае, когда болят глаза, а отчаявшийся взгляд в бхава отчаяние и при боли от удара.
93/ Косой взгляд в бхава зависть, глупость и леность, довольный в бхава удовлетворённость и радость, а размышляющий в бхава предположение и воспоминание.
94/ В случаях различных услад, таких, как приятные запахи, прикосновения, радостные чувства и т.п. – полузакрытый взгляд, а бегающий в бхава смятение, а также в момент кокетства или тревоги.
95/ Беспокойный взгляд в бхава, несущих страдание – вспыльчивость, безумие, умирание и т.п., а близорукий взгяд – при ущербном зрении или в ситуации, когда плохая видимость.
96/ Открытый взгляд должен быть в бхава пробуждение, гордость, раздражение, наказание и рассудительность, испуганный взгляд пусть будет в бхава испуг, а опьянённый в бхава опьянение.
97/ Итак, эти 36 взглядов и их принадлежность к раса и бхава оговорены надлежащим образом.
98/ Дальше объясняются движения зрачков, век и бровей. Бхрамана, валана, пата, чалана и самправеша,
99/ вивартана, самудвритта, нишкрама и пракрита – таковы позиции зрачков. Бхрамана – это движение зрачков по кругу у границы век.
100/ Валана – это движение в угол глаза, а пата – это перемещение зрачков вниз. Чалана – это подвижные зрачки, а самправеша - это уход зрачков внутрь век.
101/ Вивартана – это метание зрачка, а самудвритта – это взгляд вверх. Нишкрама – это недвижимый зрачок, а пракрита – это естественное положение зрачков.
102/ Теперь об их использовании в раса и бхава. В раса Героизм и Гнев, где зрачки то двигаются, то замирают,
используют движения бхрамана и нишкрама.
103/ Также бхрамана вместе с валана показывают в раса Страх, а в раса Смех и Отвращение – самправешана.
104/ Пата должно быть в раса Страдание, а нишкрама – в раса Удивление, пракрита - в оставшихся раса, но в раса Любовь – движение чалана.
105/ Именно таким образом следует исполнять движения зрачков в раса и бхава. Это будет тем успешнее, чем больше будет соответствовать тому, как это делают люди в жизни.

106/ Теперь я расскажу о способах смотреть: сама, сачи и анувритта, алокита и вилокита,
107/ пралокита и уллокита, а также авалокита. Такой способ смотреть, при котором зрачки спокойные, неподвижные
и обращены вперёд, по традиции называется сама.
108/ Тот способ, где зрачок, слегка скрытый ресницами, движется в угол глаза, называется сачи, т.е. сквозь ресницы. А когда взгляд как бы меряющий или уходящий, закрывающийся сверху вниз, то это традиционно анувритта.
109/ Когда широко открытые глаза вращаются по кругу, - это называется алокита, когда смотрят назад – вилокита, а когда по сторонам, то пралокита,
110/ при взгляде вверх – уллокита, а при взгляде вниз – авалокита. Таковы эти способы смотрения, основа всех бхава и раса.

111/ Следом поясняются положения век: унмеша и нимеша, прасрита, кунчита и ещё сама,
112/ вивартита и спхурита, также пихита и витадита. Унмеша известно как разъединённые веки,
113/ а нимеша – как соединённые, натянутые – это прасрита, слегка сжатые – кунчита, а сама – это привычное положение век.
114/ Вивартита – это веки, которых не видно, спхурита – пульсирующие, пихита – зажмуренные, а витадита известны, как повреждённые.
115/ Далее разъясняется как должно применять эти положения век в раса и бхава:
В раса Кродха веки должны быть вивартита, с применением унмеша и нимеша.
116/ Для исполнения стхаибхава изумление, бхава радость и раса Героизм, по традиции используется прасрита, а в тех раса, где есть нечто неприятное для зрения, обоняния или осязания, веки должны быть кунчита.
117/ В раса Любовь веки в положении сама, а в случае ревности, веки должны быть спхурита. В ситуациях сна, обморока, ветра, зноя, дыма, дождя, когда девушка подводит глаза сурьмой
118/ или если глазам больно, то веки пихита, а в случае удара – витадита. Таким образзом применяются в раса и бхава различные положения зрачков и век.

119/ Теперь объясним, какие именно существуют положения бровей. Уткшепа, патана и ещё бхрукути и чатура,
120/ кунчита, речита а также сахаджа – таковы 7 способов движения бровей. Когда брови, одна за другой, поднимаются не слишком высоко, то такое движение называется уткшепа,
121/ когда они также движутся вниз - это патана, а если соединяются у основания – бхрукути.
122/ Несколько раздвинутые и привлекательно приподнятые брови – это чатура, а лёгкое искривление одной или обеих – кунчита.
123/ Если поднята наивно одна бровь – это речита, а сахаджа – по традиции, естественное положение бровей.
124/ Далее расскажу об их применении в раса и бхава: В случаях ярости, легкомыслия, игры, в бхава предположени
Теперь же пояснения по поводу положений носа. Ната, манда, викришта, соччхаваса, викунита
131/ и свабхавика – вот шесть традиционных позиций носа. Постоянно сокращающиеся ноздри – это ната, а манда – вздох, наполненный рыданием;
132/ раздутые ноздри - в положении викришта, а саччхваса – это долгий вздох; викунита – сморщенный, искривлённый нос, а свабхавика – это естественное положение носа. Такова традиция.
133/ Далее поясняется, как следует использовать это описание положений носа. По традиции ната исполняется в случае вздоха или слабых прерывистых рыданий.
134/ В бхава отчаяние, озабоченность и томление, а также в стхаибхава мука известно, что используют положение носа манда. Викришта же – при сильном запахе, а также в раса Гнев и Героизм.
135/ Саччхваса – в ситуациях сладостных ароматов и в случае долгого вздоха,
136/ а то, что названо викунита – в раса Смех, стхаибхава омерзение и бхава Зависть.
137/ В остальных же состояниях знающие это пусть практикуют свабхавика. Кшама, пхула и гхурна, а также кампита, кунчита и сама –
138/ вот шесть положений щёк. Дальше дано их описание. Кшама – известны, как впалые, а пхула –растянутые щёки;
139/ гхурна – надутые,а кампита – трясущиеся пусть будут; кунчита – сморщенные, а сама – естественное положение щёк, так говорят.
140/ Теперь пояснение по поводу применения этого описания положений щёк. Кшама должно исполнять в несчастливых состояниях, а пхула – в бхава Радость;
141/ гхурна в стхаибхава могущество и бхава гордость, а кампита в саттвикабхава озноб и бхава радость. Кунчита вместе с саттвикабхава озноб – в момент осязания чего-либо, также от холода, страха или лихорадки,
142/ а естественное положение в остальных бхава. Такими пусть будут положения щёк. Вивартана и кампана, висарга и винигухана,
143/ сандаштака и самудга – вот шесть положений нижней губы. Вивартана – это искривлённая губа, кампана же, по традиции, Дрожащая,
144/ висарга –распространённая, а винигухана –втянутая, сандаштака исполняется дваждырождёнными как прикушенная губа, а самудга – слегка выступающая.
145/ Теперь поясняется применение этих описанных положений губ. В бхава зависть, в ситуациях страдания или пренебрежения, в раса Страх и т.п. используется движение вивартана.
146/ Кампана – в случаях холода, страха, гнева, спешки и т.п. В случае же женской шутливости, притворного равнодушия или когда женщина украшается – положение губ висарга.
147/ Винигухана – в момент совершения усилия, сандашта – в раса Гнев,
самудга при сострадании, поцелуе или приветствии.
148/ Так рассказано о губах. Теперь поясню положение подбородка. Куттана, кхандана, чхинна, чуккита, лехана, сама
149/ и дашта – здесь, таким образом, даётся описание движения зубов и подбородка. Куттана – скрежетание зубами, а кхандана – многократное раскрывание челюстей;
150/ чхинна –это крепко стиснутые зубы и губы, а чуккита – широко расставленные; леха – облизывание языком, в сама – слегка соединённые челюсти должны быть,
151/ а в дашта – зубы кусают нижнюю губу. Далее их применение. В раса Страх и Гнев, а также в случаях лихорадочного озноба и пожирания чего-либо, пусть будет куттана;
152/ когда шепчут молитвы, читают, беседуют – следует использовать кхандана, а чхинна – в раса Страх, а также в момент болезни, окоченения, преодоления препятствия, рыдания и смерти;
153/ когда зевают – чуккита, а когда облизываются – лехана должно делать; сама – в естественных состояниях, а сандашта – в раса Гнев.
154/ Это называется положениями подбородка, потому что это движения зубов, губ и языка. Видхута, и винивритта, нирбхугна, а также бхугна,
155/ виврита и удвахи – таковы положения рта. Винивритта – искривлённый рот, видхута – растянутый поперёк;
156/ с отпавшей нижней челюстью – нирбхугна, а бхугна – слегка раскрытый; поднятая верхняя губа – это виврита, а рот, вздёрнутый вверх – удвахита.
157/ Винивритта возникает в раса Гнев, бхава зависть, а также в случаях ревности и откровенного презрения и т.п. Это движение рта должно пониматься исполнителями, как относящееся к женской при-
роде,
158/ видхута же применяется, когда необходимо отразить опасность, а положение нирбхугна известно, как возникающее при виде чего-то тайного и т.п.
159/ Бхугна используется от смущения, в неловкой паузе, а также в бхава отчаяние, томление, размышление и в ситуации, когда некто является нежданно,
160/ виврита, как известно, применяется в раса Смех, Страх, в стхаибхава мука и т.п. состояниях, а удвахи – в женской игре, в бхава гордость и в случае, когда некто уходит, не оказав уважения.
161/ Таким образом это названо. И благоразумные должны следовать этому и выбирать, например, в случае необходимости произнесения гневных слов, соответствующий взгляд /сама, сачи, анувритта и т.п./, а также остальные выразительные средства.

162/ Следующее, что должно быть известно мудрецам, то, что является ещё одной выразительной способностью лица. Его цвет. Известно четыре цвета лица:
163/ естественный, бледный, красный и чёрный, в зависимости от случая. Естественный цвет лица должен быть в естественных проявлениях,
164/ т.е. в умеренных бхава. Бледный цвет лица – в раса Удивление, Смех и Любовь.
165/ В раса Героизм и Гнев, а также в бхава опьянение – красный, а в раса Страдание, Страх и Отвращение лицо окрашивается в чёрный цвет.
166/ Таким образом, исходя из того, каковы исполняемые бхава и раса, выбирается тот или иной цвет лица, а в соединении с движениями основных и дополнительных частей тела и возникает та абхиная, которая единственно необходима.
167/ Лишённое же краски лицо не так эффектно, а его выразительные возможности ограничены.
168/ Подобно тому, как Луна ночью удваивает свой блеск, так и различные бхава и раса усиливаются выразительностью глаз.
169/ Поэтому в театре следует гримировать лицо. Глаза, наполненные содержанием, должно выделить и соединить с движениями бровей и других частей лица,
170/ а также использовать изменение цвета лица в согласии с различными раса и бхава. Таким образом сообщено об искусстве грима. Оно опирается на бхава и раса.

171/ Дальше я расскажу, о дваждырождённые, о правильных положениях шеи. Сама, ната, унната, трьясра, речита, кунчита, анчита,
172/ валита и нивритта – вот девять её положений. Сама – естественное положение. Оно используется в момент рели-
гиозного созерцания,во время произнесения молитвы или в привычных состояниях.
173/ Ната – склонённая вперёд шея, что бывает, когда надевают украшения или когда кланяются. Унната – такое положение шеи, при котором лицо поднято вверх, например, при входе в высокое помещение.
174/ Трьясра – склонённая вбок шея. Исполняется в случае тяжёлой ноши на плече или в крайнем горе.
Речита – колеблющееся движение. Возникает с целью привлечь коголибо или в волнующем месте танца.
175/ Кунчита – шея, втянутая в плечи. Это бывает, когда что-то несут на голове или защищают шею.
Анчита – шея выгибается назад. Так получается, когда завязывают или расчёсывают волосы или смотрят вверх.
176/ Валита – при взгляде в сторону с поднятым лицом. Это искривлённая шея. Нивритта – оборот. Например, осматривание вокруг себя и т.п.
177/ Таковы различные способы движения шеи, для выражения различных состояний человека. Однако, всякое движение шеи – это следствие движения головы,
178/ а положение головы возникает от движения шеи.
Итак, мной дано описание положений головы и её дополнительных
частей. О движении остальных частей тела далее.

Такова восьмая глава в Натьяшастра Бхараты, называемая
о дополнительных частях тела.

Автор и источник публикации: 

http://vkontakte.ru/board.php?act=topic&tid=638534
Ирина Антоновская


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
_есперспективность:

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru