Индия по-русски ~ мобильная версия

Город Куллу

Atma Пт, 14/03/2008 - 19:47

Городок Куллу, в прошлом столица княжества, лежит на высоте 1200 метров.
Его южная, более современная часть называется Дхалпур. Ее композиционным центром служит просторная площадь-майдан того же названия, вокруг которой сосредоточиваются административные учреждения, гостиницы и другие лучшие дома городка. Вокруг майдана растут вековые кедры.

В южной части площади находятся, в частности, Мера-лодж, о которой с восторгом пишет П.Четвод, гостиница "Биджлешвар", или властелин молний, курортный клуб Куллу и небольшие гест-хаузы с названиями типа "Фантазия" или "Са Ба". Одна из гостиниц носит странное для русского слуха название "Шобла". К северу от майдана тянется Дхалпур-базар, который в конце резко обрывается вниз к горной речке Сарвари, впадающей в Беас.

На другом ее берегу начинается главная торговая улица Акхара-базар с многочисленными лавками и дачного типа гостиницами "Куллу", "Нарин", "Кайлаш" или "Ньюмен". Над ней на склоне горы раскинулся Султанпур, ставший столицей княжества Куллу при радже Джагат Сингхе (1637-1672 гг.).

Здесь расположен дворец Рупи, до сих пор принадлежащий потомкам князей. К нему ведут темно-красные ворота, увенчанные криволинейной крышей и многочисленными беседками. Начало строительства дворца относится к середине XVII века. Прямоугольный внутренний двор окружен двухэтажными палатами, по периметру которых проходят лоджии с резным деревянным парапетом.

В следующем дворе, именуемом Шиш-махал, или Зеркальный дворец, когда-то жила любовница князя. Перед ее апартаментами стоит низкая широкая веранда с зубчатыми арками. Межарочные проемы и своды оформлены медальонами с росписями, изображающими борьбу Рамы и Лакшманы с демоном Раваной, божественного пастуха Кришну с коровами, рыбу Матсью – воплощение бога Вишну, – спасшую святые книги веды от всемирного потопа, и, наконец, священную корову Дхангу, которая поит молоком святых-садху. На противоположной стороне двора когда-то помещалась фреска богини Трипурасундари, сидевшей на коленке своего пятиглавого супруга Шивы, но эту великолепную фреску передали в Национальный музей в Дели. Княжеский храм суровой богини-матери Кали, относящийся к XVIII веку, построен в могольском стиле. Индусов из низших каст, а также иноверцев в него не пускают.

Храм главного бога долины Рагхунатха (одно из имен божественного принца Рамы, героя эпоса "Рамаяна") расположен в низком и протяженном здании, крытом пластинами из сланца. Появление этого бога в долине связано с необычными обстоятельствами. Один из местных князей вознамерился завладеть тремя фунтами жемчужин, принадлежавших брахману Дурга Датту, который жил в деревне Типри в долине Парвати. По пути на поклонение в Маникаран князь потребовал эти драгоценности. Его заверили, что на обратном пути он их получит. Но по возвращению правителя брахман, запершись в доме, сжег себя, свою семью вместе с домом. Сдирая с себя куски кожи и бросая их в огонь, несчастный брахман восклицал: "Вот тебе жемчуга!" Поскольку нет тяжелее вины, чем загубить жизнь брахмана, с князем начались уже знакомые неприятности: еда его превращалась в клубок червей, а питье в кровь.

Другой брахман Кишан Дасс Пайхари, живший в Наггаре, подсказал единственный выход из такой ситуации: отдать все княжество богу Раме. Его ученик Дамодар из Сукета в 1651 г. привез в долину статую Рамы, украденную в одном из храмов в далекой Айодхье, на родине этого бога. Князь Джагат Сингх провозгласил Раму правителем Куллу, водрузив Его статую на собственный трон. Княжеская же династия продолжала рассматривать себя лишь в качестве наместников, управляющих долиной по поручению бога.

В действительности за насаждением культа Рагхунатха – Рамы – в XVI-XVII веках стояла острая политическая борьба между раджпутскими князьями Куллу и местными тхакурами – племенными землевладельцами. Пытаясь подорвать влияние племенной верхушки, князья всячески пропагандировали культ Рамы в противовес местным божкам – деватам, на авторитет которых опирались тхакуры. В конце концов тхакуры были вынуждены признать верховенство князя, а их деваты – верховенство Рагхунатха. Идеологом нелегкой борьбы за насаждение вишнуизма в долине и был брахман Кишан Дасс, который придумал ритуал поклонения деревенских богов Рагхунатху.

Именно поэтому в храме Рагхунатха начинается действо главного праздника долины – Дасары, т.е. десяти ночей, посвященного победе Рамы над демоном Раваной, борьба между которыми и служит стержнем сюжета эпоса "Рамаяны". Местные жители называют этот праздник "дашет-хера", т.е. "убили демона". Праздник продолжается в долине ровно неделю, а не десять дней. В отличие от равнины начинается он с опозданием в десятый день растущей луны, день Виджаядасами, или победы над демонами, когда по всей Индии этот праздник уже завершается. Здесь нет ни традиционных представлений балетных сцен из "Рамаяны", ни красочного сожжения чучел демона Раваны и его родственников. Дасара в Куллу посвящена гораздо более конкретным сюжетам. Она отмечает верховенство Рамы-Рагхунатха над местными богами, кроме странного Джамлу, а в более философском плане – победу вишнуизма над ранее господствовавшим в долине нага-шиваизмом, поклонением Шиве и богу-змее Нагу. И то, и другое имеет не столь уж долгую историю – где-то с первой половины XVII века.

В дни Дасары все боги долины (по разным оценкам – от 150 до 350 деват) прибывают в Куллу, дабы поклониться Раме-Рагхунатху. Лишь святой отшельник Васиштха, обучавший Раму в дни Его отрочества, и непредсказуемый и коварный Джамлу освобождены от этой повинности. В связи с оскудением деревенских храмов после прекращения государственных дотаций им и ликвидации помещичьего землевладения с 60-х годов доставка деревенских богов – деват – на Дасару финансируется за счет департамента туризма.

Первой в Куллу прибывает богиня Хадимба из Манали. На ночь она останавливается у моста Рамшила в самом северном конце Акхара-базара. На следующий день князь с утра засылает к ней гонцов и приглашает во дворец. К вечеру здесь собираются все деваты долины. Первой на паланкине в сопровождении оркестра прибывает богиня Трипурасундари (Дурга) из городка Наггар. За ней, предшествуемая еще одним оркестром и раздетым по пояс и неимоверно обросшим гуром (хранителем), появляется Хадимба-деви. Ее поклонники подбрасывают вверх ягненка и затем ловят его.

После торжественного приема князем всех деват паланкины с их статуями направляются в храм Рагхунатха и затем сопровождают этого бога через весь город на центральную площадь Дхалпур. Перед бронзовой статуей Рагхунатха, установленной на трехосной деревянной колеснице, шествует князь в парадной форме. Прибыв на майдан, деревенские боги по очереди кланяются своему повелителю. По окончанию этой церемонии Рагхунатха ставят на колесницу и под предводительством князя тащат на веревках в противоположный конец площади, где для каждого бога устраивается собственный алтарь-бивак. Перетягивание Рагхунатха на канатах считается одним из самых благостных обрядов долины.

Затем приходит черед поклонения верующих, которое происходит в форме танцев и песен. Местные танцы – натти, подразделяемые на 14 видов (медленные ласья, быстрые тандава, чандраули, сопровождающий колесницу Рагхунатха во время Дасары, лудди и бантхара, изображающие танцы Кришны с пастушками и т.п.) могут продолжаться часами. Во время современных конкурсов на Дасару танцорам отводят, однако, лишь по десять минут. Инструменты местного оркестра включают трубу – шахнаи, барабаны дхол, нагара или дхолак, флейту-карнал и тарелку-бхана, причем возглавляет оркестр трубач. В последующие дни устраиваются парады богов, торжественно переносимых по площади. Регулярно проводятся соревнования борцов, а по ночам – шествия с лампами и факелами.

Вокруг святилищ кипит торговля с сотен лотков и повозок. Местные ремесла включают прежде всего производство шерстяных шалей. Шали с орнаментом и цветами принесли сюда в начале XIX века ткачи, переселившиеся в долину из Бушехара. Они до сих пор называются бушехарскими шалями. Более грубая разновидность называется патту, которые используются также как одеяла. Обычное патту местные женщины носят вместо сари, закрепляя его концы на груди с помощью серебряных брошек-бумини и привязывая к талии с помощью куска ткани-гачи. Похожие на тюбетейки, однако с плоским, одноцветным верхом "кулу-кэпс" давно стали наиболее популярным мужским головным убором по всему Химачал-Прадешу. Местные умельцы производят также патти, узкие куски твидовой материи, употребляемые на длинные пальто; намдас из валяной шерсти; пулланы, похожая на домашние тапочки обувь из волокон бханга на подошве и козлиной шерсти в виде верха; корзины-патари из ветвей высокогорного бамбука – наргала и конусообразные корзины – килта. Особенно широко идет в ход местная брага – лурги. Вообще в долине в отличие от большей части Индии пьют по-черному, как и полагается настоящим горцам. Нетвердо передвигающиеся фигуры на вечерней дороге - зрелище нередкое и опасное для автотранспорта.

Колесница стоит на майдане до самого конца праздника. В его предпоследний день устраивается девата-дарбар, или прием богов. Во время него мудрецы-брахманы излагают внимающим толпам прогноз на следующий год, продиктованный самими богами. Заканчивается Дуссейра сожжением травы, символизирующим Ланка-дахаг, или покорение Шри-Ланки принцем Рамой. В качестве компромисса между вегетарианским Рагхунатхом и кровожадными деревенскими девата, явно тяготеющими к богу Шиве, князь приносит "пятерную жертву" его супруге Дурге. Богине жертвуют буйвола, козу, петуха, рыбу и речного краба, причем буйвола князь должен забить мечом с одного удара, что требует немалых усилий.

В километре от городка, рядом с гостиницей "Эмпайр", разместился медитационный центр йоги; в четырех километрах – храм Деви Джаганнатхи на высоте 1,5 тыс. метров, от которого открывается великолепная панорама города и Беаса с долиной.

В трех километрах от города находится еще один семейный храм князей. Он посвящен Неоли-рани, старшей жене одного из князей, оказавшейся бездетной. Убедившись в этом, раджа взял молодую жену из раджпутского клана Чауханов. Когда та забеременела, старшая княгиня предсказала, что родится девочка, которая умрет. Так и случилось. В следующий раз Неоли-рани напророчила рождение мальчика, которому тоже суждено умереть. И это пророчество исполнилось. После этого молодой княгине было нетрудно убедить мужа в том, что его первая жена – нату-ральная ведьма, от которой необходимо срочно избавиться.

Вместе со слугой и служанкой Неоли-рани отвезли в долину Рамгхар недалеко от Манди, куда по ночам приходил великан-людоед. Как только он появился, находчивая княгиня надрезала палец и окропила руку людоеда собственной кровью, побратавшись с ним таким образом. "Теперь я не могу тебя съесть, так как мы брат и сестра", – сказал великан и отбыл восвояси. Обнаружив наутро живую и невредимую жену с челядью, князь приказал закопать ее живьем. Но и это не смутило рани. Она ответила: "Если ты закопаешь меня на 12 лет, я все равно останусь жива". Поколебавшись, князь исполнил, однако, свою угрозу.

Прошло несколько лет, и к правителю Куллу явился сам бог Джахани-махадев. Он подтвердил, что если откопать покойницу через 12 лет, то она действительно выйдет из могилы живой. Тогда люди станут молиться Неоли-рани как богине и никто не будет поклоняться самому Джахани. Чтобы устранить конкурентку, бог предложил копать через десять, а не двенадцать лет. Так и поступили. Неоли-рани была мертва, но продолжала являться мужу во сне. Как только он подносил ко рту еду, она кишела муравьями; как только принимался пить – вода обращалась в кровь. Перепуганный князь возвел убиенную супругу в ранг богини и выстроил храм в ее честь. После этого она в последний раз явилась ему во сне и объяснила, что если князь ежеутренне будет являться в ее храм и причащаться освященной водой, то кошмары с питанием прекратятся.

Алтарная статуя Неоли-рани дополняется статуями ее слуги и служанки, установленными по обеим сторонам от входа в храм.

Периодически княгиня через своего гура (хранителя) "выражает пожелание" посетить свой старый дворец. Тогда статую на несколько дней переносят в княжескую гостиную.

На выезде из Куллу вовсю разыгрались уже современные религиозные фантазии. У реки на платформе возлежат статуи львов и взвивается вверх индусский флагшток. Чуть дальше столь же аляповатый однокомнатный храмик под шикаром, расписанный неимоверным орнаментом. После изящных древних храмов – это как холодный душ.

Деревушка Бабели в 9 км за Куллу делает первые шаги в области туристского бизнеса. Здесь расположен гест-хауз "Майюр", рекламируемый чуть ли не по всей дороге. Отсюда начинается почти сплошная полоса яблочных, грушевых, персиковых и вишневых садов. Чуть не доезжая до деревни, на самом берегу Беаса поставлен храм с несколькими лепными статуями и конусообразным шикаром, совершенно не вписывающийся в общую обстановку долины. Религиозная модернизация, как и всякая другая, име-ет свои издержки. Следующий населенный пункт – Райсон – находится в 13 км от Куллу на высоте 1433 метра. Перед въездом в него на противоположном левом берегу Беаса еще один впечатляющий водопад. На берегу Беаса стоит туристский лагерь – восемь деревянных хижин с местным колоритом. В самой деревне сохранился любопытный деревянный храм с двускатной крышей и высоким аттиком. Восточнее Райсона в горах шумит один из крупнейших водопадов долины: его высота достигает 100 метров.

Еще в шести километрах – Катрайн, расположенный посредине между Куллу и Манали на высоте 1463 метра. Это еще один из самых садовых поселков долины. Слева при въезде в него раскинулся большой розарий, а справа – изящный каменно-деревянный дом с необычно большими налични-ками окон первого этажа и крохотными оконцами деревянной веранды второго, опирающегося на мощные столбы, вытесанные из цельных стволов кедра. За Катрайном горная тропа поднимается к храму Дхумалдео-ка--мандир, расположенному на высоте 3610 метров среди снегов. За ним находятся водопады высотой около 140 метров. Но это уже прогулки для опытных и смелых.

Форелевое хозяйство в соседнем Патли-Куле (2 км от Катрайна) ведет свою историю с 1909 г., когда английский чиновник Хаувелл завез форель в долину. Рыба, которую содержат в больших бетонных ваннах с проточной водой, прыгает навстречу потоку воды, поступающему из трубы вместо горного потока.

дальше... о деревне Нагар....

Автор и источник публикации: 

КУЛЛУ ДОЛИНА БОГОВ ИЛИ КОНЕЦ ОБИТАЕМОГО МИРА. А. Е. ГРАНОВСКИЙ, доктор экономических наук


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
поздравит_льный:

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru