Индия по-русски ~ мобильная версия

Принципы индуизма

Anonymous Сб, 02/02/2008 - 19:48

Фрагмент книги О. Г. Ульциферова «Культурное наследие Индии»
Ортодоксальный индус, к какому бы течению (вишнуизму или шиваизму) он ни принадлежал, какому бы домашнему (деревенскому) богу он ни поклонялся, какую бы философскую систему он ни признавал, к какой бы касте он ни относился, всегда разделял и будет разделять веру в абсолютную реальность (Брахмана), в авторитет Вед, в принципы дхармы, кармы, сансары и мокши.
Позволим себе остановиться на этих понятиях.
Брахман – абсолютная реальность, высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало.
Под ним подразумевается вся полнота или пустота Вселенной со всем сонмом бесчисленных богов и богинь, которые представляют многообразные аспекты Абсолюта, именуемого Брахманом. Понятие универсального Брахмана впервые было представлено в ранних Упанишадах, в которых Брахман становится единой абсолютной реальностью. Вне Брахмана ничего нет, но все, что есть сущее, заключено в нем. Таким образом, Брахман как бы выражает собой триединство индуистской триады. Брахман как высшая реальность имеет две ипостаси. По отношению к эмпирическому миру множественности Брахман выступает как творец, хранитель и разрушитель (Сагуна Брахман, то есть Брахман многих качеств).
С трансцендентной позиции, признающей иллюзорность мира, Брахман выступает как абсолютное бытие, лишенное каких-либо атрибутов, то есть как Ниргуна Брахман, то есть Брахман без качеств. Сагуне Брахману поклоняются в облике мужчин и женщин. Все индийские божества представляют собой различные воплощения одного Бога. Вислу этого кастовый индус верит в монотеистический политеизм (генотеизм), а не в чистый политеизм. Брахман имеет свое мистическое звуковое выражение, каковым является сакральный слог "ОМ" ("АУМ"), ставший основой для всех мантр. В этом слоге заключено настоящее, прошлое и будущее, он существует вне трех времен и в то же время растворен в них. Слог "ОМ" возник как результат медитации Праджапати над тремя словами "бхур", "бхува" и "свар", обозначающими соответственно землю, атмосферу и небеса. Произнесение этого слога, особенно трехзвукового ("АУМ"), проходящего через грудь, горло и голову, создает определенную вибрирующую среду, которая как бы является проявлением вселенской энергии, исходящей из Брахмана.
В индуизме Брахман неотделим от Атмана, всепроникающего субъективного (индивидуального) духовного начала, которое противопоставляется Брахману и в то же время совпадает с ним, поскольку Брахман осознает себя и становится Атманом. В ранних Упанишадах Атман понимается как "Я", или индивидуальная душа, и соотносится с Брахманом на разных уровнях, высшим из которых считается слияние субъекта и объекта, в результате чего Атман становится "высшим Брахманом", или блаженством (ананда). Понятия Брахмана и Атмана являются ключевыми в индуизме, определяющими место человека и его души в реальном и иллюзорном мире и помогающими ему найти и осознать причины страданий. Разные философские школы по-разному решали проблему Брахмана-Атмана.
Вера в авторитет Вед или неверие в их авторитет породили несколько философских школ и религиозных течений. К школам, не отвергающим авторитет Вед (ортодоксальные, или астика), относятся две разновидности: 1) школы, основанные непосредственно на тексте Вед, куда входят: а) школа, придающая особое значение ритуальной стороне Вед (миманса), б) школа, придающая особое значение спекулятивной стороне Вед (веданта), и 2) школы, образованные на независимых основах (санкхья, йога, ньяя, вайшешика). К школам, отвергающим авторитет Вед (неортодоксальным, или настика), относятся чарвака, буддизм или джайнизм. Кастовый индус, если он не атеист или материалист, а такие встречаются, признает авторитет Вед, полностью или одну из их сторон: ритуальную (карма) или спекулятивную (джняна). Кастовый индус верит в вечный морально-нравственный миропорядок. В его представлении мир – не случайное сочетание, или хаос, предметов и явлений, а упорядоченное целое, имеющее свою внутреннюю иерархию. Универсальный вечный порядок, создающий, сохраняющий и разрушающий Вселенную, а также воздействующий на богов, небесные тела и все сущее, называется дхарма. Дхарма – это то, на чем держится мир и общество, дхарма – это закон, долг, обязанность, совокупность установленных правил. Соблюдение дхармы необходимо для поддержания и сохранения миропорядка. Общая дхарма людей – это правда, чистота, добро, непричинение вреда другим. Каждый индус должен соблюдать свою дхарму в соответствии со своей кастой и своим возрастом. Следование своей собственной дхарме – основа индуистской морали. Дхарма включает в себя все обязательства индуса, личные, общественные и религиозные. Нарушение закона дхармы является великим грехом, ведущим к худшему перерождению. Дхарма вечна и неизменна. Она завещана богами и занесена в священные книги. Понятие дхармы прошло сложный путь развития.
В Ригведе отсутствует представление о моральной стороне дхармы. В одних гимнах дхарма упоминается как некая часть ритуала жертвоприношения, в частности – один из способов зажигания священного согласно древним обычаям. В других гимнах указывается на то, что дхарма должна обеспечить такое поклонение богам, какое предписывают правила. В Брахманах под дхармой обычно понимается "долг", который необходимо исполнять во время церемонии жертвоприношения. Но уже в правовой литературе ("Дхарма шастрах") дхарму рассматривают как свод правил, предназначенных для сплочения общества.
Усиление брахманского влияния и создание государств потребовали дальнейших изменений в своде правил. Их подразделили на правила, касающиеся важных жертвоприношений (шраута), на правила, затрагивающие процесс очищения и отправления домашних обрядов (грихья), и на правила, связанные с временными обязанностями (дхарма). Право частной собственности и другие права, основанные на понятии дхармы, были защищены введением системы наказаний и штрафов, получивших название "данда" ("палка"; "наказание", "штраф"). Без применения системы наказаний три высших касты не могли чувствовать себя в безопасности. Однако сословные и местные различия в понимании соотношения закона (дхармы) и наказания (данда) приводили к самым разным последствиям. Для представителей четвертой касты шудр под наказанием (данда) обычно подразумевалась смертная казнь, тогда как представители высших каст за то же самое нарушение закона отделывались небольшим штрафом. Упанишады, которые главным образом интересовались абсолютным универсальным принципом (Брахманом), практически не касались моральной стороны дхармы. Пураны рассматривали дхарму как одну из 14 или 18 составных частей знания. Но уже в "Махабхарате" и "Рамаяне" можно усмотреть растущий интерес к моральному аспекту дхармы. Как известно, особое развитие понятие дхармы как моральной категории получило в буддизме, где под дхармой понимаются вечные и неизменные принципы существующего, безличного жизненного процесса. Ряд ученых считает, что видоизмененное понятие дхармы является одним из самых больших "вкладов" буддизма в индуизм. Дхарма входит составной частью в понятие целей жизни человека (пурушартха), куда кроме дхармы включены такие понятия, как артха (богатство), кама (чувственное наслаждение) и мокша (освобождение от цепи перерождений). Артха представляет собой вторую жизненную силу индуса и определяет средства достижения материального благополучия и мирских жизненных успехов. Достижение материального благополучия не является конечной и единственной целью. Каждый должен зарабатывать только то, что необходимо для содержания семьи и поддержания дома. Богатство не должно ограничиваться лишь личным накоплением, им нужно делиться с бедными, калеками и менее удачными людьми.
Дхарма и артха должны существовать в гармонии. Нужно иметь богатство, достаточное для того, чтобы вести достойную жизнь, но оно не должно стать единственной целью жизни индуса. Чувственная любовь (кама) не должна ограничиваться только удовлетворением страстей и желаний, а также плотских потребностей. Удовлетворение подлинных человеческих желаний, таких, как склонность к искусству и музыке, изысканной пище, спорту, красивым одеждам и украшениям, семейным любовным утехам, и даже такие чувства, как любовь к собственным детям, не должны находиться под запретом, но должны осуществляться в контролируемых пределах. Разумное удовлетворение своих желаний и страстей ведет к тому, что индивид освобождается от своей зависимости от камы. Обуздание чувственных желаний и страстей необходимо для того, чтобы достичь истинного освобождения (мокша). А это возможно только в результате надлежащей координации между моральным долгом, богатством и чувствами, то есть между дхармой, артхой и камой. В основе мировоззрения кастового индуса лежит идея о том, что окружающий мир представляет собой не случайное и хаотичное нагромождение вещей, а гармонически упорядоченное целое, существующее как результат взаимодействия определенных закономерностей.
Как уже отмечалось, всеобщий и вечный порядок, сохраняющий и удерживающий мир, есть не что иное, как дхарма. Поэтому именно понятие дхармы становится основным в системе мировоззрения индуса. Дхарма – безличная закономерность вселенского целого и одновременно закон, определяющий поведение каждого индивида. Каждый человек ведет жизнь согласно своим желаниям и страстям. До тех пор, пока он не обуздает свои желания и страсти, он будет постоянно появляться на свет в этом мире в разных обликах, как людей, так и не людей (богов, животных). Таким образом, сансара основывается на идее общности всего живого, между различными формами которого существуют возможные переходы. Сама же живая материя неуничтожима, меняются лишь ее внешние оболочки. Отсюда смерть не есть конец жизни, она лишь обозначает переход к продолжению жизни в другой (тождественной или отличной) оболочке.

Автор и источник публикации: 

Культурное наследие Индии. О. Г. Ульциферов. М.: АСТ: Восток–Запад, 2005.


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
ж
Э
Г
Ы
Х
Введите код без пробелов, учитывая регистр

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru