Индия по-русски ~ мобильная версия

Позиция Индии по вопросу изменения климата

Изменение климата стало насущной и всеобъемлющей проблемой во всех странах мира. Это задача мирового масштаба, которая требует такого же глобального решения. На Индию и другие развивающиеся страны последствия изменения климата повлияют в первую очередь. Именно поэтому Индия, а также ее партнеры – Группа 77 и Китай, принимают активное и конструктивное участие в текущих многосторонних переговорах в рамках конвенции ООН об изменении климата, с целью поспособствовать принятию целесообразного и справедливого решения на запланированной 15-ой конференции сторон в Копенгагене в декабре этого года.

Шьям Саран, специальный посол премьер-министра по вопросам изменения климата, объясняет позицию Индии по вопросам, обсуждающимся на переговорах, и пытается устранить неясности с целью достичь взаимного понимания между странами и принять решение, которое оправдает надежды всех мировых сообществ. Какие результаты ожидает получить Индия на конференции в Копенгагене?
Задачей пятнадцатой конференции сторон (КС) в Копенгагене является улучшение долгосрочного сотрудничества по вопросам изменения климата на основе Балийского плана действий (БПД). В рамках конференции не запланировано повторное обсуждение вопросов Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН).

БПД, принятый путем консенсуса на тринадцатой КС, предусматривает долгосрочное сотрудничество по сокращению выбросов парниковых газов (Предупреждение) и увеличению мощностей для преодоления последствий изменения климата, которые уже произошли и, скорее всего, будут продолжаться (Адаптация). Для выполнения этих задач предусматривается выделение необходимых финансовых ресурсов (Финансы) и передача новых технологий (Технология) из развитых стран в развивающиеся страны.

Мы надеемся, что результатом встречи в Копенгагене будет масштабное решение, которое отразит совместные усилия мирового сообщества, направленные на сокращение изменений климата, однако такое решение должно быть справедливым. Оно должно основываться на принципе общих, но дифференцированных обязанностей и соответствующих возможностей, на принципе, который всё международное сообщество, путем консенсуса, закрепило в РКИК ООН, подписанной в 1992 году на историческом саммите Рио.

Индия – это страна, которая испытывает и будет испытывать тяжелейшие последствия изменения климата именно тогда, когда ей предстоит реализовать огромные задачи по развитию экономики. Поэтому мы надеемся, что результатом Копенгагенской конференции станет не только обеспечение необходимого нам пространства для быстрого социального и экономического развития с целью решить проблемы бедности, но и создание международного режима, который будет способствовать усилиям нашего государства достичь экологически устойчивого развития.

Индия отказывается взять на себя определенные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов (GHG), предлагаемые развитыми странами, несмотря на то, что общий объем выбросов GHG в Индии занимает третье место после США и Китая. Как можно достичь взаимопонимания, если Индия и другие «основные страны- эмитенты» отказываются взять на себя ответственность в этом вопросе?

Во-первых, изменение климата происходит не вследствие текущего уровня выбросов парниковых газов, а в результате кумулятивного влияния парниковых газов, накопленных в атмосфере планеты. Текущий уровень выбросов, конечно, постепенно усугубляет проблему. Но даже если текущие выбросы газов каким-то чудом были бы сокращены до нуля, это никак не повлияло бы на происходящее изменение климата. Накопление того количества газов GHG, которое находится сейчас в атмосфере, произошло в основном в результате деятельности угольно- промышленных предприятий в развитых странах в течение последних двухсот лет или более. Именно поэтому РКИК ООН предусматривает серьезные и значительные сокращения выбросов в индустриальных странах в качестве выполнения их исторической обязанности.

Во-вторых, РКИК ООН не связывает развивающиеся страны никакими обязательствами относительно сокращения выбросов парниковых газов. Это также подтверждается в Киотском протоколе, который определяет целевые показатели только для развитых стран, так называемых стран Приложения I. Само собой разумеется, что путь развивающихся стран к социальному и экономическому развитию в обозримом будущем приведет к увеличению выбросов парниковых газов. Это признается в самой РКИК ООН. Но несмотря на это, Индия уже объявила о том, что даже при достижении целей социального и экономического развития, она будет удерживать уровень выбросов на душу населения в средних пределах, определенных для развитых стран. Это эффективно ограничивает уровень выбросов в нашей стране, который будет ниже, если наши партнеры в развитых странах решат достигнуть большего в сокращении выбросов в своих странах.

В-третьих, даже при всем желании, Индию нельзя назвать «основной страной-эмитентом». Выброс CO2 на душу населения в нашей стране на сегодняшний день составляет 1,1 тонны, по сравнению с более 20 тоннами в США и более 10 тоннами в большинстве стран ОЭСР. Кроме того, даже если наша страна и находится на третьем месте по общему объему выбросов, разрыв в показателях между странами, находящимися на первом и втором местах, слишком велик. На долю США и Китая приходится более 16% общего количества эмиссий во всем мире, в то время как Индия находится далеко позади с всего 4%, несмотря на огромное количество населения и быстро развивающуюся экономику.

В-четвертых, в таких развивающихся странах, как Индия, действие по сокращению изменения климата не может быть направлено лишь на уменьшение текущих эмиссий. Адаптация к изменению климата, которое уже произошло и будет происходить в обозримом будущем даже при наиболее благоприятных результатах предупреждающих действий, имеет одинаковую важность. Индия уже сейчас испытывает последствия изменения климата, которое приводит к засухам, наводнениям и другим критическим погодным условиям. По этой причине 2% ВВП Индии пришлось потратить на адаптацию, и эта цифра, скорее всего, значительно возрастет в будущем. Поэтому спектр вопросов, обсуждаемых на Копенгагенской конференции, должен включать действия мирового сообщества по адаптации, помимо действий по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов. Индия не согласна с определением особых целевых показателей для уровней эмиссий на международной основе на 2050 год, несмотря на то, что научные данные свидетельствуют о том, что эти показатели являются минимальными для ограничения глобального потепления в 2ºC (максимальная допустимая температура, при превышении которой могут возникнуть катастрофические последствия изменения климата). Такая позиция препятствует реализации международных действий в отношении изменения климата.

В попытке рассмотреть данный вопрос, Индия предложила провести многосторонние переговоры о долговременных целях по стабилизации. Однако условия такой цели должны определяться в соответствии с принципом соразмерного распределения ответственности.

Решения на Копенгагенской конференции должны приниматься на основе принципа справедливости с учетом того, что каждый гражданин мирового сообщества имеет одинаковое право на использование атмосферных ресурсов планеты.

Кроме того, долговременные цели, определяемые в международных масштабах, должны выходить за пределы указания цифр, и должны учитывать задачи развивающихся стран по экономическому и социальному развитию, которые РКИК ООН признала «первостепенным приоритетом».
Задачи по сокращению эмиссий на 2050 год должны также включать промежуточные цели для развитых стран, а также способ реализации этих целей, при котором уровни сокращения эмиссий будут соответствующим образом распределены среди различных стран. Развитые страны должны предпринять значительно более серьезные шаги по сокращению выбросов, чем те, которое определены сейчас, чтобы достичь 50-процентного уменьшения общего уровня эмиссий в мире к 2050 году.

Развивающимся странам, за исключением наименее развитых стран, поступают предложения взять на себя обязательства по уменьшению уровней эмиссий парниковых газов минимум на 20-30% от текущего уровня, в то время как развитые страны обязываются полностью сократить уровни выбросов до 2020 года. В случае, если внутренних ресурсов недостаточно для реализации необходимых изменений, странам будет предоставлена международная финансовая и технологическая поддержка.

Готова ли Индия пойти на компромисс по данному вопросу?
В Индии, мы опубликовали национальный план действий в отношении изменения климата, который отражает наше видение устойчивого экономического развития и шаги, которые нам нужно предпринять для реализации этого видения.

В контексте многосторонних переговоров в рамках РКИК ООН, БПД предусматривает действия по предотвращению последствий изменения климата, отвечающие национальным условиям, т.е. уровню развития страны и приоритетам самих развивающихся стран. Кроме того, БПД также четко оговаривает, что такие действия должны включать «технологическое обеспечение и поддержку, финансирование и наращивание мощностей».
Также важно уделить одинаковую долю внимания и действиям, необходимым для адаптации к изменению климата. Индия лишь выражает несогласие с предложениями других стран, в то время как ее представители не выдвинули ни одной идеи относительно тех вопросов, которые необходимо обсудить на конференции в Копенгагене. Таким образом, негативное отношение Индии не дает возможности эффективно завершить переговоры.

Индия объяснила свою позицию относительно проблем изменения климата и путей ее решения. Мы считаем, что атмосфера планеты является общим ресурсом человечества, и все жители во всех странах мира имеют одинаковое право использовать этот ресурс. Поэтому принцип справедливости подразумевает конвергенцию уровней эмиссии на душу населения в будущем. Любые действия международного масштаба по предотвращению последствий изменения климата, которые в результате приведут лишь к фиксации огромной дивергенции уровней эмиссии на душу населения, не будут приемлемыми в плане справедливости. Кроме того, при решении проблемы изменения климата необходимо учитывать модели как производства, так и потребления, а также особенности уровня и образа жизни.

Индия считает, как и все, что изменение климата – это проблема исключительной важности, и требует такого же исключительного решения.
Все страны мира, развитые и развивающиеся, должны приложить совместные усилия для реализации стратегических перемен во всем мире, для перехода от моделей производства и потребления на основе углеродного топлива к возобновляемым источникам энергии и неуглеродным видам топлива.

Мы должны разработать комплекс действий, который:
(a) обязывает развитые страны значительно сократить уровень выбросов парниковых газов;
(b) способствует широкому распространению экологически благоприятных технологий и методов по приемлемым ценам; а также
(c) организовывает совместные усилия по исследованиям и разработкам среди развитых и основных развивающихся стран с целью создать экономичные технологические инновации и трансформационные технологии, которые смогут приблизить мировое сообщество к экономике без использования угольного топлива.

Такой комплекс действий выйдет за рамки рыночных механизмов и конкурентных экономических моделей, которые сами по себе не смогут помочь в достижении требуемого решения.

Подход, предлагаемый Индией, потребует соответствующего решения вопроса о правах на интеллектуальную собственность, поскольку широкое распространение экологически благоприятных технологий и методов подразумевает их наличие в качестве общественного блага; это особенно важно для развивающихся стран. Для таких технологий, финансируемых средствами из многосторонних фондов, можно использовать конкурсные торги, чтобы разработчики этих технологий не потерпели убытки. Совместные усилия по исследованиям и разработкам могут также финансироваться средствами из многосторонних фондов в рамках РКИК ООН, а результаты этих разработок будут являться общественным благом, что будет способствовать их быстрому и широкому распространению. Индия, как и другие основные развивающиеся страны, будет с готовностью принимать активное участие в любой подобной инициативе. Также будет необходимо организовать высокомощные установки, особенно в развивающихся странах, для успешного внедрения и применения климатически благоприятных технологий.

Пакет решений Копенгагенской конференции, включающий все вышеперечисленные компоненты, а также соответствующий пакет многостороннего финансирования, будет являться результатом, достойным мирового сообщества. Индия предоставила письменные материалы в РКИК ООН по каждому из ниже перечисленных вопросов для рассмотрения в процессе переговоров, в качестве конструктивного вклада в переговоры.
Эти документы включают следующее:
(i) Материалы по долговременному сотрудничеству
(ii) Материалы по оптимизации процесса адаптации
(iii) Финансовая архитектура для выполнения финансовых обязательств в рамках РКИК ООН
(iv) Материалы по механизму передачи технологий
(v) Материалы по предотвращению последствий изменения климата в развивающихся странах в соответствии с Параграфом 1 (b) (ii) БПД
(vi) Материалы по определению показателей, отчетности и верификации – в соответствии с Балийским планом действий (БПД) 1 (b) (i)
(vii) Материалы по сокращению вырубки лесов в развивающихся странах, экологически рациональному ведению лесного хозяйства, а также лесонасаждению и восстановлению лесных массивов, в соответствии с Балийским планом действий (БПД)
(viii) Материалы по действиям, отвечающим национальным условиям развивающихся стран
(ix) Материалы по потокам финансирования (Почему финансовые взносы в финансовый механизм РКИК ООН не могут проходить под понятием «помощь»)

По мере продвижения переговоров будут предоставлены дополнительные материалы. Индия, а также ее партнеры – Группа 77 и Китай объединили свои усилия, чтобы представить несколько конструктивных предложений на рассмотрение в текущих многосторонних переговорах.
Индия заняла негативную позицию относительно организации «климатических» инвестиционных фондов под эгидой Всемирного банка и возможных финансовых вливаний в результате использования рыночных механизмов, таких как система абсолютного ограничения и торговли продуктами угольной промышленности. Такая позиция противоречит ее требованию предоставить финансовые ресурсы развивающимся странам для решения проблем, связанных с изменением климата.

Индия не заняла негативную позицию относительно вышеуказанных финансовых механизмов. Мы лишь указали на то, что в соответствии с самой РКИК ООН, подобные виды финансирования могут считаться лишь дополнительными вливаниями. Необходимо признать, что такие рыночные механизмы имеют свои ограничения. Они не могут заменить многосторонний механизм финансирования, как для решения проблем адаптации, так и для предотвращения последствий изменения климата, как предусмотрено РКИК ООН. Поток средств при таком механизме будет выполняться в виде безналичных денежных переводов, т.е. грантов, которые будут распределяться многосторонней структурой, состоящей из стран- участников конвенции. Такой механизм уже был использован при организации фонда для решения вопросов адаптации. Это очень важно, поскольку предоставление финансовых ресурсов развивающимся странам, как предусмотрено РКИК ООН, будет выполняться в соответствии с приоритетами стран, принимающих помощь, а не дающих.

Финансирование, требуемое в связи с изменением климата, не следует воспринимать как еще одну форму помощи развивающимся странам, а скорее как выплаты, предназначенные развивающимся странам в соответствии с принципом справедливости. Финансовые вклады в решение проблем, связанных с изменением климата, являются чистыми и дополнительными. Их не следует рассматривать в качестве помощи, так же как и не стоит рассчитывать на рыночные модели, которые в любом случае зависят от обязательств, взятых на себя сторонами Приложения I в отношении сокращения эмиссий.

Индия опубликовала национальный план действий по решению проблем, связанных с изменением климата, но в то же время отказывается от предложения закрепить действия, указанные в плане, в качестве обязательств Индии в рамках международного соглашения. Как вы объясните такое противоречие?

Национальный план действий Индии по решению вопросов, связанных с изменением климата, а также восемь национальных миссий являются внутренним планом Индии по обеспечению устойчивого экономического развития. Особые проекты, разработанные в рамках каждой миссии с определенными целями, отражают те действия, которые Индия считает нужным предпринять для экологически устойчивого развития страны.
Такие действия значительно отличаются от юридически обязывающей международной ответственности, которая имеет совершенно другое значение. Международное соглашение отражает тщательно продуманный баланс интересов сторон соглашения, а не только лишь набор действий, определенных с учетом лишь национальных условий. Например, неудача в достижении определенной цели по использованию возобновляемых источников энергии в рамках национального плана будет иметь совершенно другие последствия по сравнению с подобными юридическими обязательствами, закрепленными в международном соглашении. Эти два понятия нельзя приравнять. Фактически, подчинение национальных усилий и стремления международным обязательствам может снизить амбиции страны в решении проблемы.

Кроме того, существуют четкое различие между действиями национального уровня, предпринимаемыми Индией с использованием своих ресурсов и без внешней поддержки, и действиями, предусмотренными в рамках БПД, которые подразумевают наличие и поддержку технологий, финансов и наращивание мощностей.

Возможно, для Индии сложно согласиться с целями по сокращению выбросов на национальной основе, но почему она отказывается определить подобные цели на секторальной основе для индустрий с активным потреблением энергии и высокими уровнями выбросов CO2?
Такие цели можно установить с учетом различных уровней экономического развития в разных странах. Это также разрешит сомнения развитых стран относительно того, что строгие стандарты для эмиссий снизят конкурентоспособность их промышленности по сравнению с индустриями основных развивающихся стран.

В Индии действует Акт по рациональному использованию энергетических ресурсов, в котором определены 9 индустрий с высоким потреблением энергии для выполнения обязательных стандартов энергоэффективности. Национальный план действий по борьбе с изменением климата включает национальную миссию по повышению энергоэффективности.

Индия также способствует взаимодействию индийских предприятий с их партнерами в других странах мира с целью обмена передовыми технологиями и повышения энергоэффективности посредством более эффективного управления и/или использования технологических инноваций. Однако определение международных стандартов эффективности и/или уровней выбросов на секторальной основе в качестве юридически обязывающей ответственности совершенно меняет суть дела. Во-первых, такие стандарты не могут быть сведены к единому уровню, существует масса различий в промышленных процессах даже в пределах одной и той же индустрии по причине различных исходных материалов, используемых технологий, уровня профессионализма сотрудников и в целом социального и экономического контекста, в котором выполняется производство. Во-вторых, если брать за основу секторальные стандарты, как было предложено, для введения компенсационных тарифов с целью обеспечить так называемую «однородную конкурентную среду», начнется процветание протекционизма под прикрытием экологических стандартов. В-третьих, международные действия по борьбе с изменением климата на основе РКИК ООН не обуславливаются поддержанием конкурентоспособности промышленности или созданием однородной конкурентной среды.
Эти вопросы относятся к переговорам по международной торговле, а не по борьбе с изменением климата. Рассмотрение этих новых проблем на встрече, посвященной изменению климата, только значительно усложнит нашу задачу. Переговоры по вопросам изменения климата должны сохранять фокус внимания на том, как справиться с тяжелыми последствиями глобального потепления, и не должны настаивать на выполнении условностей и создавать дополнительные сложности для развивающихся стран. Переговоры по вопросам изменения климата проводятся в контексте все более глобализированной, взаимосвязанной и взаимозависимой мировой экономики. Поэтому развитие должно оставаться в центре международного обсуждения.

Действия по борьбе с изменением климата должны увеличивать, а не уменьшать возможности для развития. Решение этих вопросов не должно обострять деление мира на богатый Север и бедный Юг и оправдывать это экологическими стандартами. Нам гораздо важнее почувствовать дух совместных действий с пониманием большой угрозы человечеству в результате изменения климата и с поиском ответов, которые будут способствовать, а не тормозить развитие экономики, особенно в развивающихся странах. Все члены нашей общей международной семьи должны иметь равные права на плоды экономического процветания.

Мир переживает беспрецедентный финансовый и экономический кризис. Поэтому возможно, что усилия, необходимые для решения вопросов по изменению климата, особенно в плане финансовых ресурсов, будут ниже ожидаемых. Каково мнение Индии по этому поводу? Индия считает, что инвестиции в решение проблем, связанных с изменением климата, особенно в области возобновляемых источников энергии, могут способствовать созданию новых индустрий, новых рабочих мест и активизировать процесс поиска технологических инноваций. Борьба с изменением климата должна стать частью решения финансового и экономического кризиса. Именно в этом контексте, Индия поддержала план, предложенный президентом США Обама, по выполнению 10-летней инициативы по разработке возобновляемых источников энергии с бюджетом 150 миллиардов долларов США, и выразила свою готовность принять в ней активное участие.

Автор и источник публикации: 

Шьям Саран, Автор – специальный посол премьер-министра по вопросам изменения климата. Как бывший министр иностранных дел и посол в Непале, Индонезии и Мьянмаре, г-н Саран имеет обширный опыт в международных переговорах и дипломатии. Индия перспективы за июль 2009 года


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
1
А
5
А
з
Введите код без пробелов, учитывая регистр

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru