Индия по-русски ~ мобильная версия

Школа Поэта

Сейчас школа, основанная Рабиндранатом Тагором, известна как «Патха-Бхавана». Девять лет назад школа отпраздновала сто лет со дня создания. Сегодня это довольно крупное учебное заведение с хорошей репутацией, куда стекаются учащиеся со всего штата Западная Бенгалия. Однако, все начиналось довольно скромно. В декабре 1901 года Тагор открыл школу, в которой было всего пять учащихся, одним из которых был его собственный сын.

К началу двадцатого века Тагор уже завоевал признание как Поэт. Почему же он решил открыть школу? Эксперты объясняют это решение по-разному.
Некоторые считают, что причиной мог послужить собственный печальный опыт Тагора в школах, сформированных тогдашними британскими правителями.
Другим кажется, что он задумался об открытии школы, помня об образовании для своих детей.
Третьи считают, что он мечтал об идеальной школе и хотел задать пример Возможно, во всех этих толкованиях есть доля истины.
Но одно было ясно: Тагор хотел, чтобы его школа напоминала Тапована (обитель отшельника) древней Индии. Означало ли это, что он хотел вернуться в прошлое? Ответ: нет. Тагор был человеком слишком прогрессивных взглядов, чтобы сторониться настоящего.

Тагор хотел позаимствовать из концепции Тапована следующее:
(а) близость к природе, вдали от шума и суеты городской жизни;
(б) тесная связь между Гуру и учениками – проживание в почти семейной атмосфере;
(в) поиски высшей истины – намеки на которые можно найти в различных текстах Упанишад древней Индии.

Итак, он переселился из Колькаты в место, называемое Шантиникетан, которое его отец, Махарши Девендранатх, избрал для медитации и других духовных практик. Вскоре школа начала расти. Учащиеся из разных социальных слоев и даже из разных штатов приезжали, чтобы учиться там. Родители, неспособные контролировать своих детей, посылали их в Шантиникетан.

Шантиникетан был расположен вдали от густонаселенных городов; здесь ничто не препятствовало общению человека и природы. У детей была возможность испытать воздействие различных времен года; они мокли под ливнями сезона дождей, грелись на солнце и наслаждались лунными ночами.

Уроки проводились на открытом воздухе, под сенью деревьев. В конце каждого урока дети переходили с места на место, не чувствуя ограничений. За учителями место для проведения занятий было закреплено, в то время как дети наслаждались свободой передвижения.

Наряду с обычными школьными учебными дисциплинами, дети занималсиь музыкой и танцами, учились выполнять поделки и принимали участие в представлениях. Днем они играли в игры. Тагор считал, что человек рождается в этом мире с единственным советом от Бога, а именно: «Самовыражайся!» Поэтому детям школы Поэта разрешалось самовыражаться посредством мелодии и ритма, линий и цветов, посредством танца и актерской игры.
Каждый вторник в «ашраме» проводились литературные встречи, где дети читали вслух свои рассказы и стихи, пели и танцевали и разыгрывали короткие пьесы в присутствии всех ашрамцев (жителей ашрама). На уроках также поощрялось самовыражение, а не простая зубрежка возможных ответов и вопросов. Учащихся вовлекали в работу руками на уроках труда и садоводства. Поэт был убежден, что, используя руки, даже бестолковые студенты начинали лучше учиться.
Тагор считал, что дети имеют тройственные отношения со своим окружением, особенно в отношениях между Природой и Человеком.

Начиная с первой ступени, дети учились обращаться с окружающей средой. Это была ступень «кармы» (действия). Человек использует окружающую среду, чтобы выжить – он должен вспахать землю, построить свой дом, выткать одежду. Поэтому дети должны научиться различным видам физического труда.
На следующей ступени они должны накопить знания об окружающей их среде. Им следует отыскать правила и проследить взаимосвязи в природе, и сделать выводы. Они должны искать единство в мире многообразия. Только тогда они смогут достичь истинное Джняна или «знание».
Таким образом, они будут стремиться приобрести знания о Природе и Человеке.
На высшей ступени Према (любовь) связывает отдельного человека с Природой и миром Человека. Через любовь личность теряет свою индивидуальность и становится одним целым с миром. В школе Поэта поощрялись все отношения подобного рода.
Тагор верил в единство, где каждому элементу отведено свое место. Поэтому разделение знания и навыков в определенной работе и любовь к ней не исключает одно другого – они всегда взаимосвязаны. Но это разделение было сделано с целью лучшего понимания.

Тагор также считал, что для надлежащего развития личности нельзя пропускать ни одной из этих ступеней. Человек должен отдать должное Карме, Джняне и Преме для полноценного развития личности.
Невозможно обучить возвышенной стороне жизни в классе. Дети впитывают прекрасное из окружающей среды и от людей, окружающих их. Тагор верил, что эти качества уже присутствуют в ребенке. Поэтому важно было создать правильную обстановку в школе, чтобы выявить потенциальные способности.
Таким образом, условия, созданные в Шантиникетане, наилучшим образом подходили для обучения детей. Дети росли в природной среде, однако, одной лишь близости к природе было недостаточно. Знакомство должно было быть сознательным.

Красоту Шантиникетана дополняли тенистые манговые и другие фруктовые деревья, под сенью которых дети постигали науки. Высокие саловые деревья затеняли аллеи. У детей были свои сады, за которыми они ухаживали. В учебном плане были предусмотрены занятия по природоведению. На них учащиеся узнавали о деревьях, птицах и насекомых ашрама.
Также в школе отмечались сезонные праздники, чтобы дети прочувствовали дух сезона и упрочили связь с сельскохозяйственным циклом. Для детей было событием распевать песни Тагора, гуляя по ашраму в лунную ночь, чтобы проникнуться духом весны.
Как еще лучше можно было воспитываться в природной среде? Тагор считал, что человек может стать учителем только тогда, когда ребенок в его душе еще жив.
Учителя должны делиться своим опытом с детьми.

Также детей знакомили с трудностями жителей деревень, расположенных неподалеку от Шантиникетана. Они постоянно наведывались в близлежащие деревни знакомиться с жизнью и проблемами деревенских обитателей.

Практическая часть школьных предметов преподавалась посредством экспериментов и различных опытов. В детях всегда поощрялась творческая сторона.
Вместо воскресенья выходным в школе была среда. Утром дети посещали еженедельную службу в зале для молитв. Служба была фактически надконфессиональная – то есть не подведенная ни под одно из основных религиозных течений. На службе исполнялись религиозные песни Тагора. Эти молитвы были созданы с такой тщательностью, чтобы быть приемлимыми для всех.

Однажды Тагора спросили, какое религиозное воспитание, по его мнению, следовало бы в идеале вводить в школах. Он отчетливо дал понять, что в школах не следует проводить религиозное обучение. Скорее следует направить усилия для развития «чувства бесконечности» в душах детей. Необходимо передать ощущение, что мы являемся частью огромного и прекрасного творения; детям нужно дать чувство благоговения перед этой огромной силой творения.
Шантиникетан с самого начала был подобен большой семье. Учителя знают каждого ученика, и наоборот. Жены учителей заботятся об учащихся как мамы. Поэтому, в идеале по Тагору, учебное заведение должно быть малочисленным, чтобы обучение было плодотворным. У крупных учебных заведений своя отличная логика. Таким образом, здесь процветает красота, любовь и сотрудничество. Здесь нет места соперничеству. Тагор использовал слово «становление», которое он считал самым важным в школе Поэта.

◆ Автор являлся директором Патха-Бхавана, школы, открытой Рабиндранатом Тагором в Шантиникетане.

Автор и источник публикации: 

Журнал Индия перспективы, изд. 24 № 2/2010, автор СУПРИЙО ТАГОР


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
У
в
8
р
Б
Введите код без пробелов, учитывая регистр

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru