Персонажи вне нашего времени
и пространства; звуки и
знаки ‚ которые мы не можем
видеть и слышать каждый
день и зрелище, которое
не поддается описанию. Это Кудияттам
(иногда произносится как Кутиаттам древняя
санскритская форма танцевальной драмы
из Керала), Этот танец был включен в
список выдающихся примеров мирового
нематериального наследия ЮНЕСКО.
Слово «Кудияттам» означает буквально
“действовать сообща” ‚ но простое название
танцевальной формы противоречит его
сложным уровням. Каждый исполнитель
с театральным макияжем, в необычном
головном уборе и костюме, как посланник из
другого мира, в сопровождении уникальной
музыки, рассказывает истории тех времен,
когда люди, боги и демоны встречались
и смешивались.
Абхиная или стилизованная актерская техника, в которой используется техника жестикуляции рук, ряд поз и движений, мимика лица и глаз и методы дыхания является отличительной чертой Кудияттам. Барабанщики, находясь позади актеров, создают драматический звуковой ландшафт и способны предвидеть каждое движение их пальцев и каждое выражение их глаз. Свободная актерская игра и психологическое воздействие делают исполнение Кудияттам впечатляющим зрелищем для аудитории и артистов.
Темы пьес знаменитых драматургов Санскрита в значительной степени основаны на Древнеиндийских эпосах. Кстати, эта форма живого танца считается самым высоким достижением в исторической литературе - в начале 1900-х годов были обнаружены рукописи 13 пьес в Кудияттам, которые ученые приписывали Бхасе, считавшимся одним из ранних драматургов Санскрита. Работы этого драматурга считались утерянными до нынешних дней. Хотя эти пьесы адаптировались под текущие художественные формы,но они так и остались в репертуаре Кудияттам Традиционно Кудияттам практиковался только на территории храмов в специально построенных театральных зданиях Кутамбала (танцевальные залы в храмах Керала) и его исполнение было настолько зрелищно. В передней части земляной сцены всегда ставится большая керосиновая лампа. Церемония открытия включает в себя свет лампы, разбрызгивание воды на сцене, а также представление, которое сопровождается пением и диалогом главного персонажа. Некоторые движения исполняются актером за переносным занавесом. Тот факт, что некоторые ритуалы скрыты от аудитории показывают сакральное значение искусства.
Уникальной особенностью спектакля
является Нирвахана ‚ вводная часть,
предшествующая игре. Исполнитель
ссылается, на воспоминания о прошлых событиях в истории, чтобы сформировать
надлежащий фон для событий в
настоящее время и подводит к началу
игры. Актер в импровизированном
монологе добавляет свои комментарии,
чтобы приукрасить образ.
Основным инструментом для музыкального сопровождения Кудияттам является огромный медный барабан “мижаву” в форме сферического сосуда с закрытым отверстием с одной стороны Два игрока ударяют по своим барабанам Мижаву обеими руками, создавая ряд ударных слогов, уровень и модель звучания. Кроме барабана, используются также сопутствующие инструменты включая Эдакку ‚ барабан в форме песочных часов на котором играют палкой и маленькие металлические тарелки. Вокальная техника Кудияттам включает в себя стилизованное, ритмичное чтение стихов, растягивая длинные слоги.
Как предполагают ученые, традиция Кудияттам насчитывает почти 2000 лет но конкретные доказательства из имеющихся источников и литературы имеют подтверждение за последние 1000 лет. Куласехара Варман, королю династии Чера ‚ который, как полагают, правил в 9-ом веке, приписывают, что он провел новую реформу Кутияттам, вводя такие элементы, как Видушака или шут, который говорил на Малаяламе, высмеивая влиятельных покровителей и указывая на недостатки общества. Введение сатиры, комментариев в сторону общества и местного языка добавило новые слои в художественной форме.
Кудияттам традиционно исполнялся в течении нескольких ночей - один акт пьесы мог занять более месяца. Это было связано с высокой степенью проработки в пантомиме, которая зависела от импровизационных способностей актеров. Сегодня акты пьес были сокращены и артисты часто исполняют только выдержки. Например, Нангьяр Кутху - часть женского танца. Намбьяр - является важной составляющей исполнения Кудияттам. Его основная цель - показать Нирвахану. Однако, начиная с конца 20-го века, Нангяр Кутху часто исполняется как отдельное представление и артисты разработали выступления сильных женских персонажей, которые характеризуют Драупади, Ситу и Парвати. Самые известные артисты- кингяры-нангяры такие как Уша Нангиар, Инду и Капила Вену.
Индия перспективы, Том 32 Выпуск 1 № Январь — март 2018. АВТОР АНДЖАНА РАДЖАН
Напишите отзыв или вопрос