Шри Бадринатх джи
По колонне пробежала рябь, заголосили и засуетились люди в окрестных дхаба...
И транспорт наконец торжественно тронулся в сторону Бадринатха, победно бибикая и собирая по дороге пассажиров.
А миновав местную ГРЭС автобус наш разогнался так, что обходил джипы и прочие легковушки, благо до Говинд Гхата дорога хоть и не прямая, но без крутых виражей и завалов, то есть прямо скажем хорошая.
Как часто бывает в Гималаях, одна сторона дороги высилась над краем обрыва, над Алаканандой, естественным ограничителем второй стороны была скала, из которой дорога и была в прямом смысле вырублена. Справа живописнейшие горные ущелья и непредсказуемые изгибы серпантина. Слева - скалы, со светлыми рельефными или черными плоскими натеками или с диковинными рисунками на срезе, созданными выходами различных горных пород. Или чередование контрастных полос различных оттенков серого, бежевого и кирпичного цветов, иногда идущих под 40-45 градусов к поверхности земли, да таких ровных, как будто их рисовали кистью, иногда волнистых и переходящих плавно друг в друга. Очень хотелось все это снять, а еще больше потрогать рукой...
После Говинд Гхата сплошной серпантин уже по левому берегу Алакананды с полдюжиной или десятком поворотов под 180 градусов. Дорога очень узкая, много завалов, снесенных камней ограждения, тут то я и вспомнила про читанные мной сообщения на сайте Уттаранчала про то, как в сезон дождей по нескольку автобусов с паломниками отправляются отсюда прямиком в Вечность. Водитель гнал как мог, мотор ревел кажется из последних сил, металл пола и прочих деталей в передней части кабины рядом с водилой раскалилась так, что ноги поставить на пол было больно. Я снимала на камеру и мне уступили место рядом с водителем. Вобщем я видела все, что происходило впереди слева и справа, и что не рекомендуют видеть женщинам, в том числе, то, что автобус иногда припадал на одно колесо по той причине, что камни из-под колес просто осыпались и...
Иногда просто дыхание перехватывало, нет, не от страха, скорее от неизвестности и иногда чувства легкости, обычно не встречающейся в жизни. Лев, который сидел в проходе в центре автобуса потом сказал, что читал мантру, тоже инстинктивно.
Собственно, бояться было абсолютно нечего поскольку по удивительному, но благоприятному стечению обстоятельств на торпеде следовавшего в вишнуитский Бадринатх рейсового автобуса сидела фигурка Шивы, обвитого ниточкой рудракши. Присутствие изображения Господа Шивы для меня всегда было залогом того, что мы достигнем намеченной точки без проблем. А над крутыми кольцами серпантина повисали водопады, начинавшиеся почти в небе, и над горами, открывавшимися в просветах ущелий, появлялись величественные заснеженные пики...
И тут вдруг автобус дружно, с нескрываемым облегчением и восторгом долгожданно выдохнул: Джая!
Мы въезжали в Бадринатх.
Om namo Narayana!
Шри Бадринатх джи
Первое впечатление от Бадринатха - шок.
Когда я выбралась из автобуса, то обнаружила, что со всех сторон окружена горами, в два, в три ряда!
Над первыми темными грядами, окружавшими непосредственно долину Бадринатха, и из ущелий между ними выглядывали дальние белые вершины, снега которых плавно переходили в облака.
Зрелище просто фантастическое!
На самом деле, подумаете вы, в этом нет ничего особенного - большие куски камня и замерзшей воды, вот и все.
Я и сама не представляла, что Гималаи и их снежные пики обладают такой притягательностью и почти магической силой, пока не увидела их...
Даже от воспоминания что-то меняется на уровне физиологии - сердце становится ближе и легкий приятный холодок появляется. А может это энергетическое, ведь когда мы думаем о предмете или существе мы устанавливаем с ними связь. А может быть потому, что здесь живут Боги.
Почему это происходит и что собственно происходит с человеком, увидевшим, потом влюбившемся в высокие горы я не знаю, но они начинают снится и манить к себе, и что-то меняется внутри. Навсегда.
Это непонятное, даже неразличимое ощущение как воспоминание чего-то очень близкого, но навсегда забытого. Чего-то, что вспоминается по крохам и никогда до конца. И вот, когда кажется уже разгадка совсем близко, уже можно коснуться, она как снежинка соскальзывает с рукава, а если ее подхватить она сомнется и растает.
Живешь без них, и не знаешь ничего этого, а потом видишь горы и понимаешь, что хочешь видеть их снова, и всегда, что они чем-то родные, что без них просто тесно...
У меня низкий высотный потолок, альпинизм абсолютно не для меня, и максимум на что я могу рассчитывать - это трекинг до 4 км с портером в сухом и теплом климате, желательно, но... Вскоре после возвращения я приехала к другу-альпинисту Сергею Бездитко. Пока он занимался делами я взяла первый попавшийся журнал и стала его листать... и поймала себя на том, что присматриваю себе спальник! Я проболела в Индии почти 3 недели, жрала лекарства пригоршнями в Москве, собиралась в ближайшие годы поездить по южной Индии, и тем не менее, все же что-то во мне неосознанно стремится туда, вверх, обратно...
Сергей, увидев, чем я занята, хищно ухмыльнулся и рассказал анекдот про то, как мама с мальчиком идут по улице, а на встречу им навьюченный альпинер с рюкзаком, ледорубом...
- Мама, что это за странный дядя?
- Это альпинист, сынок
- Мама, а что это у дяди за палочка?
- Это ледоруб, сынок, не трогай, это заразно...
Бадринатх довольно большой город, расположенный на 2 берегах Алаканады, и из-за этого кажется, что он лежит как будто в ладонях горного массива, защищенный им и невидимый для посторонних глаз. В городе полно отелей, гестхаусов и дешевеньких дхармашал для паломников, полно дхаба и ресторанчиков и вдоль Алакананды в районе центрального моста идут 2 торговые улочки, где можно купить и куркуму и кроссовки. Цены обычные или немного выше, чем внизу.
Днем Бадри произвел довольно бледное впечатление, может потому, что все время шел дождь, а вот вечером... Зажигаются огни, освещается храм и торговые улицы, дым благовоний, каркающие или гулкие или перекатывающиеся как на масле звуки разных наречий, смешения языков, толпы людей... Ах, какие здесь люди!
Они приезжают сюда из разных штатов - здесь и темные дравиды с широкими носами и губами, и северяне похожие на нас, и немного раскосые, но узколицые гималайцы, и пухленькие жители центра с влажными огромными глазами серн; здесь дваждырожденные с печатью древней культуры на челе и люди, с тяжелыми лбами и челюстями... и единственное, что объединяло их всех - шарфы, шали и шапки. Теплолюбивые индусы, некоторые с голыми ногами и руками, кутались в приобретенные на месте теплые вещи и выглядели как наши воробьи зимой.
Но после 9 улицы вымирают, все закрывается и люди исчезают. Хотя один раз мы слышали звуки музыки около в 10-11 вечера, говорят были танцы.
По приезде Бадринатх продемонстрировал нам свои красоты, и едва мы успели расселиться, как пошел дождь. Ребята сняли за 300 рупий симпатичный чистенький номер на противоположном от храма берегу, храм был виден в окно, горячей воды не было, была ледяная. Централизованное электричество есть, хотя с перебоями. Зато рядом были ресторанчики, где мы и провели большую часть времени.
Здесь очень холодно и влажно, хотя жили мы далеко от реки и высоко.
Храм Шри Бадринатх, на самом деле совсем не то, что на фотках, это лишь входные ворота.
Сам храм снимать нельзя, вот его фоток нигде и нет. Мандир находится во внутреннем дворике, окруженный со всех сторон строениями, в некоторых из них - представляющих собой крышу с колонными собирается и молится народ, в иных стоят статуи или находятся другие культовые помещения.
Храм Шри Бадринатх вполне обычный, в северном стиле - каменный, с небольшой мандапой с 4 четырехугольными каменными колоннами, украшенными фигурами и резьбой, кажется более поздние, чем сам храм. Больше никаких украшений в храме нет. Мы пришли в храм вечером, мурти, увы, не увидели, вся алтарная часть - гарбхагриха была завалена цветочными гирляндами, говорят, что на украшение мурти ушло более 100 кг. золота. Собрались было на арати - но очередь была совсем как во времена оны за дефицитом, а поскольку стоять надо было босиком и под дождем, мы ушли.
Рядом с храмом, снизу слева горячие источники, видимо очень горячие, ибо пар валит, а народа в ваннах не видно, только одежки стирают. Андрей, правда, искупался в купальнях за углом, ему понравилось. По дороге к кунде - крохотный шиваитский храмик, а в нем пуджари очень добрый и странный, отстраненный точнее. Налево от храма дорога к деревне Мана, до которой мы не дошли из-за ненастья. Дорога около 1 км. от Бадри мощеная и снабжена навесом и перилами.
И в день после приезда и на следующий день нашего жития в Бадринатхе было дождливо, серо и мутно внутри, поэтому мы сидели в ресторане и я учила молодцев чтению на деванагари. Лев предусмотрительно прихватил с собой Бхагавад Гиту на русском и санскрите с транслитерацией, которую мы пытались читать вслух и в выражением. Ученики мне попались талантливые и они делали громадные успехи - через 2 дня уже читали по слогам, что мне удалось наверное лишь через 2 недели. Вспомнила потом, что где-то прочла как в районе Бадри собираются ученики санскрита... ну все прям как по-писанному;))
Только вот, к сожалению, местных достопримечательностей за которыми приехали увидеть нам не удалось, видно очень прогневили мы господа Вишну, даже чтение Гиты в оригинале не помогло. Но скучно все равно не было.
Вокруг храма и вообще в Бадринатхе как и положено полно бродяг и саду, и просто попрошаек, так что белым людям здесь рады%)).
Встретили мы здесь интересное существо - ребенка лет 12 в одежде садху, который требовал 25 рупий и отказывался от конфет. Денег я не дала, ребенок ушел, потом поймал меня в другом месте и снова стал просить 25 рупий, скорее даже требовать, помахивая своей латунной плошкой для бакшиша.
Сторговались на покупке бананового ласси, так и познакомились с ГуббуШанкар, которую местный народ встречал улыбкой и звал БабА.
Существо, по моему мнению, ощущению и повадкам относилось к женскому полу, местные же, равно как Лев утверждали, что оно мальчик. В любом случае - это чудесный ребенок, с которым мы провели довольно много времени. Губбушанкар оказалась сиротой, по крайней матери не было точно, жила где- то здесь и вела себя очень независимо. Она носила шиваитский тилак и шаль с крупными рудракшами, что странно для этого вайшнавского места.
На следующий день я решила купить ей одежды, и разыскав без труда, поволокла в лавку. Губбушанкар отказалась от теплой куртки и потребовала большое одеяло. В конце концов она одела выбранную мной флиссовую куртку и тут же потребовала новые ботинки. Она не говорила по-английски вообще, и хорошо знала только два слова "twenty five", которыми в основном и оперировала, поэтому мы общались либо на пальцах либо с помощью добровольных переводчиков.
Привели ее в наш ресторан и покормили. Она рассказала, что родом из Мадхья Прадеша и побывала и в Непале и в во многих местах в северной и центральной Индии. Написала свое имя и прочла, правда по слогам, на деванагари шлоки, которые я писала для ребят. Она оказалась очень смышленой, моментально разобралась с моим фотиком, то есть сама снимала и смотрела фотки.
А потом она повела нас на автобусную станцию и в здешний храмик Дэви.
Губбушанкар всю дорогу держала меня за руку, иногда свистом или окриком разгоняя прохожих, иногда обменивалась репликами со встречными детьми и взрослыми, причем с последними вела себя на равных.
Потом она отвела меня в Бадринатх джи мандир, иногда останавливалась, когда ребята отставали.
Ужинать с нами не стала, решила поесть в ресторане напротив, торг ни к чему не привел. Она выпросила у пожилой дамы, выглядывавшей из джипа денег и пошла в свой ресторан. Правда ее даже на порог не пустили и еду вынесли на улицу. Вечером она пришла к нам с местным англоговорящим мужичком с объяснениями что ей нужна обувь. Я согласилась в конце концов, Андрей согласился участвовать в покупке.
На следующий, третий день, было пасмурно, моросил дождь, а ночью была гроза и жуткие взрывы - то ли лавины, то ли.... Ребята, которые по высоким горам лазили, спали и выяснить что это гремело так страшно не удалось. Но мы решили ехать вниз пока не поздно и дороги не размыло совсем.
Губбушанкар ждала нас с рассвета под дверью, сходила с Андреем в храм спозаранку, за что получила от него бусы.
Собрались мы, одели рюкзаки и пришлось топать за обновкой для маленькой бродяжки. Детская обувь тут на редкость дерьмовая и выбора никакого, но кроссовки из ужасного дерматина с изображением человека-паука обошлись в 200 рупий, хотя Баба понравились.
Не прошла она и 5 метров в обновке как потребовала одеяло. Я сказала, что лимит исчерпан. Тогда она попросила 25 рупий. Так и дошли до автостоянки. Пока ждали ласси, я научила Губбушанкар писать по-английски прописные цифры - у нее получилось очень разборчиво, а главное с первого раза! На этом правда наше знакомство и кончилось, поскольку в деньгах мы отказали Губбушанкар ушла, не сказав ничего на прощанье. Жаль конечно, что... хотя здорово было встретить такое существо. Чумазое, но чистое. И хоть и маленькое, но вовсе не похожее на ребенка, совсем по-здешнему-взрослому внутренне- светлое.
Автобусы ходят вниз, очевидно, с соответствии с предсказаниями астрологов, то есть точного расписания нет.
Итак, к нашему приходу часов в 11 на станции стояло с полдюжины бАсов, водилы коих стояли тут же и уверяли, что двинутся вниз ни как не раньше завтрашнего утра. Поскольку периодически приезжали паломники на арендных джипах у нас появилась надежда спуститься таким образом. Через некоторое время один из драйверов объявил, что автобус на Рудрапраяг отчалит в 14.00. Мы в числе первых пассажиров радостно заняли места и загрузили рюкзаки, и пошли перекусить, ибо до отправления было более 1,5 часов. Хорошо, что решили проведать наш багаж, иначе он уехал бы без нас, автобус наш тронулся в 12.55 без всякого предупреждения.
Напишите отзыв или вопрос