Дилвара, местные произносят как Дильвара, и Ачалгарх находятся недалеко от горного курорта Маун Абу, в южном Раджастане, недалеко от границы с Гуджаратом. Храмы Дилвары считаются не просто достопримечательностью, а архитектурным шедевром, и являются одним из наиболее известных и посещаемых туристами мест в этой части Раджастана.
Храм Дилвары является действующим, но он открыт для туристов с 12 до 18 часов, с 6 утра и после 18 только храм работает по прямому назначению и только для джайнов, так что посмотреть на джайнов дигамбаров и шветамбаров не удалось. В Дильваре внутрь нельзя проносить ни еды, ни воды, ни кожи, никаких электронных девайсов и сумок. Фотографирование запрещено.
Внутри продают открытки с видами храма по 20 рупий и буклет с описанием храмов, архитектуры и скольптуры, а также краткой историей Дилвары, есть также неплохие натуральные благовония по 30 рупий.
Храмы Дильвары - их 5 - очень похожи в архитектурном плане на храмы Хойсала в Карнатаке - сложный ломанный фундамент, орнаментальные фризы, звездная платформа и стены со множеством декорированных панелей, ярусы скульптуры на колоннах. Но тут сумасшедшие резные своды куполов со скульптурой и нет стен, их роль выполняют колонны и колоннады, соединяющие залы и поддерживающие купол, а с колонн свисают мраморные резные гирлянды. Храмы вырезаны из белого и молочного мрамора и создают ощущение воздушности и легкости. То ли из-за мрамора, то ли из-за свободных пространств, пересеченных только колонными, или яркого солнца Раджастана, храмы Дилвары создают совершенно особое ощущение всепрникающего света и они дейстивительно похожи на огромные кружева или замысловатые макраме из белоснежных нитей. Скульптура Дилвары не столь проработала и изящна как хойсальская, но производит сильное впечатление.
Попытки обойти Дилвару чтобы поснимать сверху не удались, упиралась в тупики или обрыв, облазив окрестные пустыри и помойки на подходе к храму я была вынуждена вернуться с пустыми руками. От входа виден только купол, так что ушла бы я без фоток, если бы не радушие местных жителей из соседних домов, которые разрешили мне войти и сделать фото с их частного балкончика.
В маленьком путеводителе по Маунт Абу с наткнулась на описание Ачалгарха или Ачал гарха, расположенного дальше по дороге из Маунт Абу в Дилвару. Поскольку вся экскурсия в Дилвару заняла у нас всего полтора часа, мы решили поехать дальше, и не зря.
Алчагарх - очаровательная маленькая деревенька, с несколькими интересными храмами, потрясающими видами и обволакивающим покоем индийской глубинки.
Рядом с басстандом, являющимся центром Ачалгарха Алчарешвар махадео - храм посвященный Шиве, построен в 813 году. Вход свободный, фото билет 10 рупий. В святилище основного храма лингама нет, на его месте окруженный колцами серебрянной кобры, колодец. Напротив храма Шивы как положено Нанди, но Нанди здесь не каменный, а золотой (или позолоченный) лежит в тени мраморной мандапы, сооруженной над ним. Вокруг основного мандира несколько небольших храмиков, они тоже беломраморные и резные в разной степени, ведутся реставрационные работы, при нас местный умелец декорировал изнутри купол одного из храмов.
Почти напротив храма Шивы - Шанти мандир - джанский храм, к которому через резную арку ведет мраморная лестница. Шанти мандир сделан из белого и молочного с разводами мрамора выполнен в том же стиле, что и храмы Дильвары, правда и построен он был раджей династии Соланки, так что удивляться не чему. Снаружи мандира ярусы скульптур, фризы с львами, слонами и бытовыми сценками, эротическими и даже совсем непристойными, 1 сценка была с участием лошади, что меня признаться ошарашило, не ожидала от джайнов секса с животными. Внутри храм почти не декорирован, зато внутриалтарной части тиртханкар в окружении свиты, все резное, молочное и как будто полупрозрачное, очень красиво! А главное можно фотографировать, учитывая то, что снаружи он декорирован никак не хуже храма Дилвары, это был большой подарок.
Храм реставрируется, внутри донейшн бокс для сбора пожертвований.
В Ачалгархе на левой стороне озера есть еще полуразрушенный форт 14 века, но к нему проблематично добраться, очень крутой подъем.
На противоположной стороне от озера, по дороге в право на скале расположен большой белый храм. Местные говорят, что туда идти около 30 минут и это храм Кали Ма, информашка по окрестностям Маунт Абу сообщает, что это двухэтажный джайнский храм, сходить увы не успели, побоялись застрять.
Взяли такси на Амбаджи тур по маршруту: Амбаджи мандир, 1 из 12 Шакти питхов, шиваитский Котешвар темпл, джайнский храм Кумбариа, храм Дурги Габбар на вершине горы.
Большой мраморный Амбаджи мандир очень красивый, резной, но резьба менее замысловатая, чем в Дильваре, понравилась мне больше, увы фотографировать внутри запрещено. Да и ощущение от этого храма гораздо сильнее, чувствуется, что место намоленное. Мата Амбаджи очень уважаемое божество в здешних местах, говорят, что храмы Дилвары были построены только после того, как Вимал шах получил благословение Дурги-Амбаджи. Про Кумбхария мандир также есть легенда, что раньше в тех местах было более 300 храмов, но Амбаджи в гневе порушила все, за исключением 4 оставшихся.
Вход в храм Амбаджи через богатую резную арку, дальше нужно пройти по аллее, окаймленной рядами лавок с приношениями и сувенирами, сам храм довольно большой, белых пускают без проблем. Перед храмом большая мраморная статуя Дурги.
Внутрь нельзя проносить ничего, есть бесплатная камера хранения.
Амбаджи находится в Гуджарате в 23 км. от Абу роад, все остальные храмы в радиусе 10 км. от Амбаджи.
Маленький Котешвар мандир, посвященный Шиве, затерялся в деревенской глухомани. Храм довольно старый, очевидно конца 1 тысячелетия. Храм тоже мраморный, но в нем нет никаких особых архитектурных наворотов, при этом сам храм очень приятный, к тому же там тихо, спокойно и мало народа, который не обращал на нас никакого внимания. Хорошее место для отдыха и созерцания.
Недалеко от Котешвар мандира на повороте на основную дорогу настоящий тамильский храм с белым гопурамом и разноцветной шикхарой с фигурами - Камакшки мандир. Как в Гуджарат пробрался дравидский стиль совершенно не понятно. Храм новый, все внутри чистенькое и сияющее, но впечатления не произвел, вызвал только тоску по виденным мной старым храмам Тамил наду с их темными гулкими галереями и грубо обтесанными древними колоннами, которые Бог знает по какой причине создавали ощущение остановившегося времени.
Храм Кумбария (Кумбхариа), то есть 4 тамошних храма - джайнские. Главный храм очень похож по стилю на храмы Дильвары и Ачалгарха - резные сводцатые потолки, колонны со скульптурой, то же воздушное мраморное великолепие.
А вот другие 2 - 1 отдельно и 2 соединенные между собой - немножко другие: мрамор в них сливочно-песочного цвета, а потолки плоские с резными панелями со сценками войны и мира, другая архитектурная стилистика, очень интересно. Последние храмы многоуровневые, точнее по выходе из бокового прохода можно подняться на крышу и увидеть весь храмовый комплекс и шикхары. Делать фото можно, просто надо купить фото билет в офисе. Вообще Кумбхария мандир мне понравился очень - и тонкой работой и разнообразием скульптуры и обилием зелени, окружающей постройки. Тут даже обезьяны бегают, судя по виду лангуры, только мельче Ришикешских, и какие-то не добрые.
Следующий храм Габбар находился на вершине холма, мы добирались к нему по канатке.. Сверху потрясающие виды, но все затянуто сеткой, и толпы народа. Сам храм посвящен Дурге и представляет собой небольшую открытую мраморную мандапу.
По дороге нам попался на глаза огромный карьер, мраморный, похоже, что на стыке Раджастана и Гуджарата мрамов самый распространенный и дешевый камень, тут из него только тротуары не делают.
Напишите отзыв или вопрос