Индия по-русски ~ мобильная версия

Великие храмы Тамила-2

achadidi Сб, 24/01/2009 - 22:28

о Чидамбараме
На следующее утро мы отправлялись в Кумбаконам, Дарашурам, Гангайкондаичолапурам и должны были закончить день в Танджавуре.
Можно было ехать демократическим транспортом до Кумбаконама, где можно снять отель и объезжать окрестности на рикше. Мы решили не терять время и ехать на такси. Таксисты на улицах просили за наш маршрут от 1700 до 2000 рупий, мы заказали такси за 1700 рупий в отеле, предположив, что так будет надежнее.
Наш водитель пришел вечером знакомится и рассказал порядок следования и время в пути, а наутро пришел нас будить за час до выезда, то есть в 8.00. Нашего водителя звали Парашурам, он был вайшнавом, как оказалось потом это тоже имеет значение. Наш водитель произвел очень приятное впечаление - это был средних лет, красивый дружелюбный мужчина, державшийся с большим достоинством и сдержанно. Он недавно купил свой белый Ambassdor, сам и со вкусом обшил салон и потолок машины темным мягким материалом, от чего машина была очень уютной.
Не верьте, если вам говорят, что храмы открываются в 9 утра или позже, они открыты в 6 утра и выезжать лучше раньше, что бы не попасть на место во время испепеляющей жары.

3 октября. Гангайкондаичолапурам, Кумбаконам, Дарашурам, Танджавур
Сперва мы посетили Гангайкондачолапурам, точнее единственное, что осталось здесь от города - храм Брихадешвара, посвященный Шиве. Дорога сюда заняла примерно 1 час.
Храм выстроен Чолами, он довольно большой и произвел на меня впечатление большого кремового торта из-за его аппетитного цвета и башни, украшенной каменными завитушками.
Вокруг храма разбросаны на аккруратно постриженных газончиках несколько святынь поменьше, а напротив храма лежит большой каменный Нанди, неизменная вахана Шивы.

Второй остановкой был Кумбаконам, до которого мы добирались около 1,5 часов. К сожалению, наш водитель повез нас сначала не в шиваитский храм Кумбарешвара, который дал название городу, а в вишнуитский храм Сарангапани. В этот храм белых пускают, даже пуджи делают, по крайней мере очень настойчиво предлагали. Внутреннее убранство самого храма ничем не примечательно, на мой взгляд, а вот центральный гопурам, точнее его первый этаж - незабываем, он покрыт фигурками обнаженных теток и сценками соблазнения.
После мы заехали в Кумбарешвара мандир, но он уже был закрыт на обед. В храм Нагешвара Свами Шива, знаменитый резьбой по камню мы, увы, не поехали по той же причине.

Потом был Дарашурам, расположенный в 5 км. от Кумбаконама.
Храм Аиратешвара также был построен Чолами и похож на храм Гангайкондаичолапурама, но он меньше и стены его украшены скульптурой, в том числе и черными базальтовыми фигурами. Кроме того, в этом храме прекрасно сохранившийся колонный зал, украшенный рельефами и лестницы со зверями.
Храм обнесен внешней стеной с внутренней колоннадой, вход на территорию храма венчает небольшой, но отделанный рельефами гопурам.

Храм Брихадешвара в Танджавуре огромен и, конечно, заслуживает того чтобы провести здесь целый день, а может и не один. Но мы уже вымотались и практически сварились в собственном соку, поэтому увы...
Ниши центральной мандапы заполнены скульптурой, в цоколе под ними расположены рельефные истории, а главных вход охраняют металические (видимо, бронзовые) дварапала.
При храме есть музей, где помимо прочего находится комментированное изображение всех 108 поз танца, но почему-то снимать даже этот плакат запрещено. А еще я купила в храме диск с музыкой, что за музыка не знали даже торговцы, но слова санскритские иногда проскакивают, да и слушать приятно.

Как известно при входе в храмы нужно снимать обувь, в этой связи прихватите с собой пару толстых носок. Честно говоря, мне гораздо приятнее, хотя это может быть и менее гигиенично, ходить по храмам босиком. Но в дневное время, когда каменные плиты храмов раскаляются, лучше ходить в носках, в противном случае просто обожжешь стопы и будешь не обходить храм, погрузившись в созерцание, а скакать вокруг него в поисках затененных участков пола.

Большинством приняли решение ехать дальше, в Тричи, не останавливаясь в Танджвуре. И поехали прямо на автобусную станцию, поскольку наш водитель попросил 700 рупий за 55 км. пути. Автостанция (new bus stand), откуда уходят автобусы в Тричи располагается не в самом Танджавуре, а в 2,5 км. от него. Мы заплатили Парашураму 1800 рупий вместо 1700 оговоренных, и он, которому мы, кажется, понравились за время поездки, остался доволен. Когда я решила сменить длинную юбку на брюки, в которых в автобусе и с рюкзаком гораздо удобнее, он предложил переодеться в машине дабы не привлекать и без того неусыпное внимание, сопровождающее белых в подобных местах, к подобной метаморфозе. Мы тепло попрощались с нашим водителем и отправились на автобус.
Автобусы на Тричи ходят очень часто, примерно раз в 10 минут, проезд стоит 15 рупий, время в пути 1,5 часа.

Тричи (Тируччирапали)
Тричи оказался очень большим городом, с кучей дорогих отелей рядом с автовокзалом, шумными улицами и современной инфраструктурой. Пошли в рекомендованный Лонели Aanand, с нас попросили за трипл без горячей воды и москитных сеток 475 рупий, правда, просидев минут 10-15 мы так и не дождались возможности посмотреть этот номер, обиделись и ушли. Рядом с этим отелем (соседняя дверь) находится ресторан Sanggetha с а\с залом, приятно низкими ценами и настоящим lemon ginger tea, где мы и столовались впоследствие. Поселились же мы в отеле Aruna, находящемся в 10 минутах от автостанции, отгороженном от проезжей части забором и очень тихим. Большой трипл с балконом обошелся нам в 315 рупий, сингл Гене потом стоил 195.
Пошли в скальный храм, который возвышается над городом, вход в него со стороны рынка, но мы предварительно обошли его наполовину, ребята хотели найти другой вход, не нашли конечно. Билет 1,5 рупии, билет на съемку 20 рупий, но снимать там кроме панорам нечего. Что бы добраться до храма надо преодолеть довольно крутой подъем, думаю метров около 100. Собственно скальных храма как таковых 2 - по левую руку Шив темпл only for hindu и по правую руку храм Гашеши, куда и нас пускают, и с высоты которого можно увидеть весь Тричи и его пригороды с храмами, костелами, реками...может быть красиво, когда нет дождя....
Поехали в вайшнавский храм Ранганатхасвами в Шрирангаме, это в 6 км на север от Тричи, за мостом через Кавери, рикша от скального храма стоит 100 рупий.
Ранганатхасвами тоже храмовый город с 7 стенами, мы дошли кажется до 4, точнее до смотровой площадки. Билет на смотровую площадку продается в специальной кассе и стоит всего 10 рупий, но тут к вам приклеиваются гиды, которые после того как вы забрались наверх во-первых, напоминают, что пользование фотокамерой стоит 50 рупий с чела, и во-второых, их услуги еще 200 или 250 рупий. Отделаться нам с Андреем от них не удалось, к тому же пошел очередной дождь и пришлось уйти. Храм очень интересный и, конечно, стоит сюда поехать надолго и в хорошую погоду, запаститсь иммунитетом к разводилову или заткнуть уши попросту. Но поимейте в виду, что в центральные помещения белых не пускают даже с гидами.

В Тричи мы оставили Гену, который собирался ехать сразу в Каньякумари на следующий день.
Автобусы из Тричи в Рамешварам ходят только обычные государственные, частных нет, поездов тоже. Автобусы уходят с басстанд каждый час круглосуточно, билет стоит 72 рупии, время в пути 6-8 часов в зависимости от вермени суток и трафика. Мы уехали автобусом в 23.45, приехали в Рамешварам в 6 утра.

5 октября. Рамешварам
Остров Рамешварам известен благодаря тому, что здесь Господу Шиве поклонялся Рама (герой Рамаяны и аватар Вишну) после победы над демоном Раваной (королем Шри Ланки), который похитил жену Рамы Ситу. По этому поводу был построем самый известный здешний храм Рамалингешвара. Храм имеет 3 параллельных длиннющих колоннады, средняя закрыта для белых, поскольку в ней находятся святилища. Надо сказать, что колоннады произвели впечатление тягостное - каменные колонны лежат на полу, а то, что стоит - отлито из бетона, от скульптуры мало что осталось, да и то покрашено судя по блеску масляной краской. Даже радужные цветные потолки не в состоянии вернуть этому храму ощущение жизни. Нам предлагали провести нас в центральную закрытую для неиндуистов часть и искупаться в священных водоемах, всего за 350 рупий с чела, но как-то не захотелось ничего нарушать в храме, и мы отказались. В Рамешвараме также есть несколько других небольших интересных храмов, но мы до них не добрались в первый день, а на второй день не остались.
Мы поселились в Махарадже, небольшом отельчике с видом на храм, дабл 300 рупий, 25 рупий от остановки автобусов. Тут работает (уже лет 15 кажется) портье Дэвид, христианин с хорошим английским, он может принести и найти все, что не попросишь, к нашему приезду Дэвид явно скучал без общества, поэтому сидел у нас в номере пока не попросили его выйти.
Днем пошли искать sea food, по наводке Лоунли отправились в отель Тамил, 20 рупий на рикше. Предложили стандартное меню и сказали прийти к ужину, но все было настолько пустынным, что мы не поверили, что еда тут вообще есть. Еду нормальную найти не удалось может просто потому что не сезон (?) Обед был у нас абсолютно американский: чипсы Lays + Pepsi, зато ужин как у настоящих путешественников: вода + бананы.
Обратно пошли по набережной, посидели на гхатах с левой стороны от храма. Там люди совершали омовение, брамины разбивали кокосы и отправляли их в море, по набережной бродили козы и ослики.
Тут очень много осликов, они очень милые и кроткие, они иногда даже пугались, когда я предлагала им печенье, не то, что козы, эти наглые везде, и глаза у некоторых из них жадные и злые. Но вороны воровали печенье даже у коз, в прямом смысле из-под носа. Когда я покупала бананы для осликов в лавочке, услышав знакомую речь, нас окликнул один непалец, который учился на Украине, и приехал сюда из Катманду в паломничество. А позже, вечером, когда мы сидели у моря к нам подошли еще 2 непальских парня, один из них учился в летном училище в Питере, правда по-русски пока говорить не мог. Эти ребята ехали по святым местам вместе семьями и мы еще раз столкнемся с ними в Мадурае.
На тех гхатах сидеть мне понравилось. И там я, наконец, поняла откуда у Матери взялись "сиреневые башни". Белые гопуры Рамалингешвара на фоне закатного неба действительно выглядят сиреневатыми. На этом мы и простились с Рамешварамом без особого сожаления.

дальше - про Мадураи и Каньякумари


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Ф
р
л
ш
у
Введите код без пробелов, учитывая регистр
| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru