Индия по-русски ~ мобильная версия

Ступа - архитектура и значение

achadidi Пнд, 12/10/2009 - 18:22

Буддийская ступа - сакральная архитектура
С момента своего зарождения в Индии, буддизм распространился на огромные площади от пустынь Центральной Азии на западе, до островов Японии на востоке, от ледяных плато Тибета на севере до залитого солнцем тропического острова Шри - Ланки на юге материака. Природные особенности всех этих стран различные, поэтому их архитектура имеет особенности. Но где бы вы не путешествовали по всей этой обширной области, есть один тип архитектурного памятника, который является одинаковым всюду, будь то на мрачные вершины гор, прекрасные долины или пустыни, и даже на берегу моря - везде вы найдете буддийские ступы.

Существует интересная легенда о происхождении ступы. Древний текст Париниббана-сутры рассказывает, что архитектором ступ был сам Будда, который изложил основные положения этого архитектурного типа. История начинается, когда Будда лежит на смертном одре. Когда он понял, что смерть его близка, Будда дает ученикам указания о расположении его тела. Он сказал, что его тело следует кремировать, а реликвии разделить и замуровать в четырех различных памятниках. Эти памятники были установлены в местах, отмечающих важные вехи в духовном пути Будды:
1). Лумбини: место рождения Будды.
2). Бодхгайя: где Будда достиг просветления под деревом Бодхи.
3). Сарнатх: где он дал свое первое учение.
4). Кушинагар: Место смерти Будды (Паринирвана)
Его заинтригованые ученики спросили какую форму должен иметь этот памятник. В ответ Будда ничего не сказал, но взял свое желтое покрывало, сложил его пополам и так несколько раз, пока не получился грубый куб. Затем он взял свою чащу для сбора пожертвований ( которая была, конечно, круглая) повернул ее вверх дном и положил поверх одежды. "Сделайте ступу как это", сказал он. И до сегодняшнего дня, независимо от географического расположения, основная форма ступы сохраняет эти черты.
Ступа и Будда
По сути, ступа состоит из следующих пяти составляющих:
а). Квадратное основание;
б). Полусферический купол;
С). Конический шпиль 
D). Полумесяц 
е). Круглый диск

Каждый из этих компонентов несет богатое метафорическое содержание и идентифицируется с одним из пяти космических элементов, которые составляют все проявлянное существование. Это элементы земли, воды, огня, воздуха и пространства.
Основание символизирует элемент земли. Феноменальный мир распределяется в четырех направлениях (4 стороны света), таким образом, квадрат является идеальным символом для обозначения земного мир. Часто ступы имеют также четверо ворот, по одному для каждого направления, которые охраняют божества - защитники этих сторон света.
Полусферический купол - основная часть классической формы ступы. Ранние буддийские тексты относятся к этой сфере как к garbha, что означает "матка" или "вместилище".  При этом называют ступу в целом иногда "дхату-гарбха". Дхату на санскрите означает элемент. Сокращенная форма "Dagoba" является повсеместным названием ступ в Шри-Ланке. Таким образом, эта часть ступы является отсылкой к изначальной творческой природе или изначальным водам. Во всех крупных системах космологии жизнь возникла из архетипических вод, женского символа бесформенной потенции. Купол, символизирующий утробу, из которой проявляются все вещи, означает бытие этой творческой матрицы. В ритуальном поклонении полусфера ступы отождествляется с золотым космическим яйцом, которое в йогических традициях называется "Хираньягарбха". Хиранья на санскрите означает "золотой" и garbha, как упоминалось выше, означает утробу матери. Согласно Ведической космологии, эта золотая матка была ядром, из которого развиваются все творения. Иногда в ступе вырезают арки-проемы, для установления рядов масляных ламп, так что весь Курган может освещаться ночью, как бы из абстрактной концепции утробы или золотого яйца переходят к видимой реальности.
Купол является символом как чрева, так и гроба. Согласно буддийской мысли, прежде чем мы попали в наши материальные тела наши души свободны в духовном мире. Наша физическая креализация в утробе следуюет за нашей смертью в духовном мире. Чрево, таким образом, является символом гроба. Это является метафизическим двойником исторической точки зрения, когда ступа возникла из древнего погребальные кургана. В этом контексте ступы часто упоминается как Чайтья, слово, которое происходит от санскритского погребального костра Чита.
Коническая сфера означает, элемента огня. Огонь, конечно, всегда поднимается вверх. Когда мы зажигаем огонь он никогда не горит вниз, но всегда идет к небесам. Таким образом, огонь символизируют энергию, восходящих вверх, а она в свою очередь представляет собой мудрость, которая сжигает все невежество.
Полумесяц обозначает стихию воздуха. Воздух обладает потенциалом для расширения, самка разделяет эту черту воздуха, это подтверждается в увеличении объема, фактическом расширении беременной женщиы, полумесяц обозначает древний символ женственности, с прибывающей и убывающей луной, подобно зеркалу менструального циклом женщины.
Круг - совершенная форма круга выражает цельность и целостность. Она представляет собой принцип, который не имеет конца и начала. Таким образом, она означает элемент пространства.
И наконец венчает вершину ступы диск, который находится не только на вершине ступы, но и венчает голову изображений Будды всех стран и всех периодов. Это ушниша, который иногда выглядит как пламя, возникающее из головы Будды, а иногда, как бутон лотоса, растущего из макушки (сахасрара чакры). Он означает ступень высшей реальности, а именно Просветления Великого Будды. Следовательно, в определенном смысле, путь к вершине ступы - это процесс духовного восхождения. Таким образом, установление связи высшей точки ступы с высшей точкой в изображение Будды ведет нас к аналогии и поиску глубоких взаимосвязей между архитектурой ступы и физическим телом будды. 

Согласно йогической теории пять элементов мироздания коррелируются с пятью психические центры в человеческом теле. Это соотношение выглядит следующим образом:
1). Земля (притхви) является низшим психическим центром, находится между стопами и коленями. 
2). Вода (апас) лежит между коленями и анусом. 
3). Огонь (Агни) находится между анусом и сердцем. 
4). Воздух (Вайю) лежит между сердцем и серединой линии бровей. 
5). Пространство, Эфир (Акаши) лежит между серединой линии бровей и макушкой головы.
И, наконец, зона над головой является окончательным местом просветления, отождествляется с чакрой Сахасрара, которая считается местом чистого сознания или безграничного блаженства, зто ушниша Будды.

В соответствии с принципами йоги, мы представляем собой наложение 2 составляющих - физической, известной как грубое тело, и более тонкой, которая является высшим Я, микрокосмом вселенной, известной как тонкое тело.  Тонкие и физические органы являются аналогами друг друга. Выше мы видели, как тонкое тело представлено в ступе. Физическая форма Будды тоже находит отображение в ступе. В такой визуализации, основание - это ноги Будды, купол - его туловище, куб известный как harmika находится в месте глаз Будды, что можно увидеть в ступах Непала, где на каждой стороне куба изображена пара глаз.

Автор и источник публикации: 

achadidi, специально для indonet.ru перевод статьи Nitin Kumar, источник http://www.exoticind...


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
ш
Р
м
Л
6
Введите код без пробелов, учитывая регистр

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru