Atma Вс, 07/12/2008 - 00:36 Шиву индусы именуют Махадевой, великим Богом. Если верна догадка, что
печати, найденные при раскопках доарийских городов, изображают именно Шиву,
то, следовательно, его чтили в стране очень давно (9). Мифы связывают Шиву с
Гималаями и наделяют именем Пашупати, Владыки скота, из чего можно
заключить, что первоначально он был покровителем горных пастухов.
Арьи отождествили этого туземного бога со своим Рудрой (Ревущим),
повелителем грозы и бури. Однако в ведический период он затерялся в толпе
бесчисленных божеств, и о нем долго почти нигде не упоминают. Столетия
спустя в Махабхарате появляется сказание о том, как Шива силой отвоевал себе
место среди богов(10). И наконец индуизм провозглашает его олицетворением
божественного могущества.
Хотя Шиву изображают человекоподобным, образ его далеко выходит за
чисто человеческие пределы. Он не просто небесный великан, подобный Индре
или богам Гомера; в нем стали чтить то неисповедимое, грозное, внушающее трепет, что связывается со
сверхчеловеческим и запредельным.
Символика шиваизма куда серьезней, чем может показаться. Ведь величие
галактических пожаров, пугающая бездонность космоса - ничто в сравнении с
непостижимой реальностью их Творца. Даже Библия, столь далекая от
натурализма, учит о Боге как об "огне поядающем". Но в шиваистских образах
слишком сильны стихийные и даже демонические элементы. В итоге "страх
Божий", священное благоговение, становится непереносимым ужасом, когорый
вселяется в душу человека от самой мысли об этом природном Божестве (11).
Разрушитель миров, Шива представляется индусу страшным и подавляющим
воображение. У него синий лик, обрамленный извивающимися змеями, его
украшает ожерелье из черепов. Его называют Натараджа, "танцующий царь", ибо
его экстатическая пляска несет конец всему преходящему. То, что в мироздании
нет ничего незыблемого, обусловлено характером Шивы.
Может показаться странным, что Шиву называют также и "благим", и
"создателем". Однако этот парадокс объясняется тем, что в глазах индуса
разрушение не есть полный конец, но составляет лишь фазу в бесконечном
космическом круговороте. Все распавшееся по воле Шивы не исчезает, а входит
в царство божественного Покоя. Поэтому к нему обращались с такими словами.
Ты произвел этот тройственный мир
Со всем, что подвижно и что неподвижно,
В Тебя же, Владыка, все уходит по истечении юг. (12)
Шива как бы несет
в себе загадочное двуединство эроса и смерти, которое человек наблюдает в
природе. Это бог буйный и неистовый; праиндийцы, вероятно, поклонялись в его
лице производительной силе бытия. Поэтому эмблемой его стал, как и в
Финикии, фаллос, или лингам. В одном из гимнов Шива прославляется как
"могучий телец", и не случайно греки отождествляли его с Дионисом (13). Он
дарует не только опьянение жизнью, но и власть над ее энергией. Вот почему
Шиву называют "Великим йогом", наставником аскетов, которые добиваются
обладания мировой праной.
Таким образом, в Махадеве запечатлелась двуликость Природы, рождающей и
истребляющей, внушающей одновременно страх и благоговение. Но еще яснее это
проявляется в женской ипостаси Шивы Шакти.
Она издавна почиталась в Индии как Богиня-Мать, которая, соединяясь со
своим божественным супругом, давала жизнь всем существам (14). Прорастание
растений, половая энергия животных и человека - область ее владычества. Идея
космической сексуальности символизируется знаком "йони-лингама" и, вероятно,
нашла отражение в священной формуле индусов: "Ом мани падме хум"(15).
Образ Шакти во многом был ближе и понятнее, чем образ неприступного
Шивы. Шакти мыслилась не просто богиней, но сверхбогиней, Махадеви. Культ ее
временами приобретал форму "женского монотеизма". Уже у первобытных народов
высший Бог иногда назывался Матерью. Эмоциональные корни этого понять
нетрудно: "Мать" представлялась существом более близким и любящим, чем
"Отец". Кроме того, в религиях, которые считали мир не творением, а
порождением Сущего, было так естественно обратиться к Его "материнскому"
образу. Для того, чтобы почувствовать дух поклонения Шакти, достаточно
вспомнить слова Рамакришны, воспевавшего в своих гимнах Мать Вселенной. Его
молитвы проникнуты такой теплотой, искренним восхищением и преданностью, что
их можно сравнить лишь с самыми возвышенными проявлениями благочестия.
Объясняя смысл культа Шакти, Рамакришна говорил: "Моя Мать, первичная
Божественная энергия, находящаяся внутри мира явлений и вне его. Дав
рождение миру, она живет в нем"(16). Подобные представления знакомы и Западу
(культы Деметры и Кибелы, идеи Софии и "Вечной женственности").
Однако в шактизме есть и другой аспект, тесно связанный с мистическим
эротизмом учения тантры, которая коренится в земледельческой магии. Пытаясь
подчинить природные силы, люди искали способов слияния с ними. Поэтому
обряды тантры превращались в своего рода "узаконенную раскованность", как
это было в дионисизме. То, что в обычной жизни индус считал грехом, в
ритуале становилось священным. Во время тайных тантристских действ участники
их ели мясо, пили вино и обладали женщинами, тем самым надеясь войти в союз
с космическими стихиями, заключенными в Шакти(17). Тантризм проник даже в
йогу, которая ставила одной из своих целей взнуздать "змея Кундалини". Эту
энергию отождествляли с самой богиней и верили, что именно она одаряет своих
поклонников сверхъестественным могуществом.
В Шакти видели не только благословенную Мать, Парвати, светлую зарю
Ушас, но и жуткое существо, подобное Природе, пожирающей своих детей. Тогда
ее именовали Дургой (Неприступной) и Кали (Черной). Ее многорукие изваяния,
особенно распространенные на юге Индии, напоминают чудовищных мексиканских
идолов.
Эта неоднозначность культа Шивы-Шакти была связана не только с попыткой
представить непредставимое, изобразить сверхчеловеческое, но прежде всего с
тем, что индуизм не отделял Бога от природы. Любовь и священный трепет
рождались в подлинно религиозном переживании, в то время как обоготворение
естественных сил влекло за собой замутнение нравственного сознания. Подобно
тому как стихии не знают ни греха, ни добродетели, так Шива и Шакти нередко
представлялись богами внеэтическими. В одном из текстов тантры этот
релятивизм выражен с предельной ясностью:
Все равно, что друг, что враг;
Что дочь, все равно, что жена;
Все равно, что шлюха, что мать;
Что прачка, все равно, что брахманка,
Все равно, что лохмотья, что богатый наряд,
Что алмаз, все равно, что навоз;
Все равно, что ад, что рай;
Что грех, все равно, что заслуга (18).
Точно так же в Китае пантеист Чжуан-цзы рассматривал мораль как
второстепенную условность, изобретенную людьми для собственного
удобства(19).
Неудивительно, что подобные взгляды, пусть даже сильно смягченные,
могли давать повод к злоупотреблениям. Уже в древности многие индусы
смотрели на тантриков с отвращением и подозрительностью. И хотя обвинения
против них чаще всего были основаны на непонимании, легко представить, как
этот натуралистический и магический культ приводил к извращенным эксцессам,
оргиям и демонизму.
авторские примечания к тексту
9. См.J. Масkау. Еаrlу Indus Civalization. London, 1948, р. 67, Я.
Гусева. Индуизм М., 1977, с. 90 сл.
10. Махабхарата XII, 284.
11. В своих лекциях по философии культа о П. Флоренский сделал попытку
богословски истолковать христианское понятие о "страхе Божием", но странным
образом исходил только из религиозной психологии ветхозаветного и даже
языческого мира (см. БТ, т. 17, М , 1977, с. 88 сл). Более убедительная
интерпретация проблемы "религиозного страха" дана в написанной в те же годы
работе Р. Отто "Священное" (англ. пер. R. Оtto. Тhе The Idea of Holy.
London, 1959).
12. Махабхарата, III, 81, 109.
13. Аррчан. Индика, VII, 4-9; Страбон. География, XV, 1, 8.
Примечательно, что фигура из Мохенджо-Даро (III тыс. до н. э.), в которой
обычно видят Шиву, украшена рогами. Это лишний раз указывает на сходство
Шивы с богом-быком Вакхом.
14. По словам Д. Сармы, "шактизм есть, несомненно, результат
арианизации массы неарийских культов и древних верований" (D. Sarma.
Hinduism, р. 30).
15. Пуссен указывает на то, что "мани" и "падма" первоначально означали
женские и мужские гениталии и соединение их символизировало космическую
сексуальность ( J.Наstings. (ed.) Encyclopedia of Religion and Ethic, v.
XII, р. 196).
16. Провозвестие Рамакришны, с. 107.
17. См.: Д. Чаттопадхьяя. Локаята даршана. Пер. с англ. М. , 1961, с.
344 сл. Хотя тантрическая литература относится к средневековому времени,
истоки тантризма и культа Шакти гораздо древнее Вед. Отождествление со
стихиями через ритуал вкушения и обладания восходит к культам, в которых
магия переплеталась со страстным стремлением обрести единение с Божеством.
См. о подобных обрядах в первобытной религии. Л. Штернберг. Первобытная
религия в свете этнографии. Л., 1936, с. 160 сл.
18. Цит по: А Пятигорский. Тантризм.-ФЭ, т. 5, с. 181.
Автор Anonymous, дата создания Втр, 27/01/2009 - 16:09.
Для обусловленного сознания это разные ветви,но для меня шиваизм и шактизм являются одним течением.Есть цитата из их писаний:"снаружи шайвы-внутри шакты".Просто шакта-сампрадая это одна из парампар шиваизма,которая тоже имеет несколько разветвлений.К ней например Бхаргава относился.
Что такое смартизм я вообще не знаю-очевидно,что-то спекулятивное браманическое.
А вот вишнуизм действительно является отдельной от шиваизма религией.
Все остальные течения и секты относятся либо к шиваитскому либо к вишнуитскому направлениям.
Автор achadidi, дата создания Втр, 27/01/2009 - 16:20.
это ветка индуизма, пошедшая от Шанкары
В традиционной классификации направлений индуизма, а не религий в нем(!), вообще то 4, так что ваше мнение здесь ничего не меняет.
Для
Для обусловленного сознания это разные ветви,но для меня шиваизм и шактизм являются одним течением.Есть цитата из их писаний:"снаружи шайвы-внутри шакты".Просто шакта-сампрадая это одна из парампар шиваизма,которая тоже имеет несколько разветвлений.К ней например Бхаргава относился.
Что такое смартизм я вообще не знаю-очевидно,что-то спекулятивное браманическое.
А вот вишнуизм действительно является отдельной от шиваизма религией.
Все остальные течения и секты относятся либо к шиваитскому либо к вишнуитскому направлениям.
Смартизм
это ветка индуизма, пошедшая от Шанкары
В традиционной классификации направлений индуизма, а не религий в нем(!), вообще то 4, так что ваше мнение здесь ничего не меняет.
Напишите отзыв или вопрос