Индия по-русски ~ мобильная версия

Алампур: археологическое чудо

Округ Махбубнагар в штате Андхра-Прадеш приютился на Декканском плато. Он имеет много скальных формирований гнейса и гранита. Через округ протекает река Кришна, однако по причине строительства в её верховьях целого ряда плотин округ получает мало воды, и части его земель остаются сухими, особенно жарким летом. Тем не менее в прошлом такого не было. Одно время за владение этой землей боролось сразу несколько династий, и каждая из них наложила на неё свой отпечаток в виде фортов, храмов, мечетей, дворцов и т.д. Здесь можно увидеть ряд мест археологических раскопок, относящихся к периодам, начиная с доисторического и кончая далекой древностью, которые повествуют об этих династиях, их культуре и традициях. Алампур, небольшой город, расположенный вблизи реки Тунгабхадры, притока Кришны, является свидетельством этой славной эры.

Алампур полон античных реликвий времен Чалукиев (VIII-IX века). Религиозные монументы здесь, предшествующие установившейся традиции строительства храмов в Андхра-Прадеше, отражают множество вариантов архитектурных и скульптурных стилей. Алампур, известный как Дакшина Каши, образует западные ворота к храму Срисайлама, знаменитому одним из двенадцати джотирлингов в Индии. Другими тремя воротами к Срисайламу считаются Трипурантхакам, Умамахесварам и Сидцхаватам, стоящие соответственно на восточной, северной и южной сторонах. Это показывает, что Алампур является не только центром палом ничества, но и хорошо связанным с более широкой сетью культа шаивизма местом. По поводу религиозной важности Алампура ученые говорят, что можно провести параллель между Каши и Алампуром, поскольку оба они являются центрами паломничества, расположенными на берегах рек, и оба имеют 64 гхата.

В конце 1970-х годов шел процесс строительства плотин на реке Кришне возле Срисайлама. В то время самой важной для всех задачей было спасение славного наследия Алампура. В то время, как плотины принесли надежду на процветание людей, обрабатывающих тысячи акров земли в часто подвергающихся засухе округах Махбубнагара и Курнула, поднимавшиеся из-за плотин воды реки грозили самому существованию десятков древних храмов, стоящих в речной долине возле Алампура. Спасение этих бесценных монументов и других реликвий от затопления стало, самым важным приоритетом для Археологической службы Индии. Их надо было каким-то образом перенести, чтобы они могли избежать надвигавшихся вод, иначе было бы навечно потеряно наследие веков. И так впервые за всю историю археологии в Индии в Алампуре был предпринят перенос храмов в таком большом масштабе.

Точно так же, как умелые ремесленники древней Индии создавали эти храмы сотни лет тому назад, современные инженеры высокой квалификации перенесли их кирпич за кирпичом почти на 10 км. с их первоначального места, а затем вновь собрали их так, какими они и были раньше. Археологам и инженерам понадобилось почти 10 лет, чтобы завершить перенос около 60 монументов, больших и малых. Все они в точности реставрированы и стоят в различных местах в Алампуре, Коллапуре и Джетпроле.

В числе трансплантированных храмов в Алампуре, пожалуй, самой большой и впечатляющей структурой,спасенной Археологической службой, является храм Кудали Сангамесвпры. Ом посвящен богу Шиве и был построен правителями династии Чалукиев в Бадами. Для его переноса понадобилось 10 лет, а начался он в 1979 году. Самым интересным аспектом этого храма, как и, впрочем, всех других храмов, построенных Чалукиями в Алампуре, являются их панели скульптур, больших и во весь рост, причем каждая из них обильно украшена резьбой. Этот храм с его высокой криволинейной вышкой, в частности, имеет большое сходство с другими построенными Чалукьями в Паттадакале в
Карнатаке храмами.

Алампур также знаменит своей Ренука Кшетрой (местом, где обитает богиня Ренука). Ей поклоняются женщины, желающие иметь детей.
Неподалеку от храма Кудали Сангамесвары стоит еще одна группа храмов, посвященных Брахмешваре (еще одно имя бога Шивы) и его консорту Джогуламбе. В этой группе насчитывается 9 храмов, называемых храмами Навабрахмы. У каждого из них есть своё название: Балабрахма, Кумарабрахма, Аркабрахма и т.д. Среди них храм Балабрахмы является самым старым и одним из 18 шактистхалов в стране. Полагают, что шивалингам в этом храме появился сам по себе (сваямбху) и называется расалингам (сделанный из сока дерева). Он имеет форму копыта коровы. Храм богини Джогуламбы примечателен тем, что он очень низок, и для получения её даршана внутри надо почти карабкаться на коленях. Остальные храмы здесь особенной популярности не имеют, так как они не функционируют.

По дороге обратно от храмов Навабрахмы мы встречаем группу маленьких храмов, построенных в IX веке, носящих название Папанаши. Все они были перенесены со своих первоначальных мест. Их архитектура совершенно отлична от всех других.
В деревне Джетпроле, примерно в 20 км. от Алампура, есть еще одна группа шаивитских храмов, перенесенных, как и другие, в Алампур. Самым крупным из них является храм Мадангопаласвами. Его зал для молитв, окруженный колоннами, поразительно похож на подобный же зал знаменитого храма Виттхалы в Хампи в Карнатаке.

♦ Автор - известный фотожурналист, базирующийся в Хайдерабаде в Андхра -Прадеше.

Автор и источник публикации: 

РАМЧАНДЕР ПЕНТУКЕР, Индия перспективы


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Т_иланд:

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru