Поход в небесное царство богов

Ади Кайлаш или Чхота . Кайлаш, горное пристанище бога Шивы и его консорта Парвати, упрятано глубоко в Гималаях так же, как и Парвати Саровар (озеро Парвати). Оно почитается не меньше, чем Кайлаш-Мансаровар, находящийся в Тибете. Для посещения этого места необходимо иметь специальное разрешение.

Тем не менее к Ади Кайлаш и Парвати Саровару можно добраться без каких-либо трудностей, однако подъем сюда довольно труден. Путь к нему составляет 146 км., которые надо пройти пешим ходом. Это священное место находится в округе Питхорагарх в штате Уттаранчал на границе с Непалом и Китаем.

Гарбадхар является последним местом, до которого ведет моторная дорога. Отсюда-то и начинается поход. Следующая остановка находится в Лакханауре в 6 км. от Гарбадхара. Дорога петляет через узкие ущелья вдоль русла реки Кали, разделяющей Индию и Непал. Наша группа насчитывала 15 опытных горнолазов из Дели в возрасте от 27 до 60 лет. На пути в Дхарчулу надо идти по мосту через реку Кали, чтобы попасть в Непал.
Наше путешествие совершалось в начале сентября, и весь его маршрут проходил через живописные зеленые места. На пути нам также встретилось немало водопадов. Следующая остановка была в Малпе. Здесь в 1998 году в результате сильного обвала земли погибло много пилигримов на пути к Кайлаш-Мансаровару. В память о них здесь был построен храм.

Чтобы добраться до следующего лагеря в деревне Буддхи, нам предстояло покрыть еще 10 км. Когда мы наконец добрались до этого места, мы настолько устали, что нам было не до красот природы - так утомил нас этот поход. Эта деревушка так живописна, что она кажется похожей на почтовую открытку. Окружающие её поля словно расписаны многочисленными красками - оранжевой, красной, малиновой и бордовой. Прямо как в сказке!

Путь отсюда становится почти вертикальным и тянется на 3 км. Достигнув вершины, мы сгрудились вокруг двух наблюдательных вышек, чтобы сверху полюбоваться панорамным видом деревни Буддхи, узкой долины, где она примостилась, и частью ущелья, через которое проходила наша тропа. На фоне гигантских просторов мы были просто гномами, прячущимися в облаках!

нетронутая красота

Пройдя через узкий как туннель переход, мы вышли в необыкновенно красочную долину Чхиялекх, открывшуюся нам на высоте 3350 метров. Эта долина так же известна, как и долина Цветов в округе Чамоли в Уттаранчале. Хотя цветов здесь в это время года было мало, зато высокогорные луга сияли зеленью и манили нас как манит гостей мягкий пушистый ковер.
Нам же все еще предстояло пройти 14 км. до следующей остановки. Этот участок пути был сравнительно легким, но длинным.
Компанию нам все еще составляла река Кали.

Пройдя несколько километров, мы достигли места слияния рек Кали и Кутти. Теперь нам предстояло идти вдоль течения Кутти. Пройдя по мосту через Кутти, мы прибыли в деревню Гунджи, находящуюся на высоте 3200 метров над уровнем моря. Здесь мы разбили лагерь на ночь.
На следующее утро мы, не торопясь, встали и решили покрыть всего лишь 10-11 км. по причине большой высоты, затруднявшей наше движение. Первые лучи солнца пробивались через дымку, которой была окутана горная цепь Аннапурна, находящаяся в Непале. Мы тут же начали щелкать камерами. В 9 часов утра мы вышли из Гунджи, чтобы продолжить наш путь. Мы миновали несколько деревень -одна краше другой. Наконец мы прибыли в Кутти. Деревня эта окружена ровно разлинованными террасными полями фасоли. За ней высится гигантский горный массив. Интересна здесь заманчивая игра света и тени. Согласно легенде здесь когда-то жила мать пятерых Пандавов "Махабхараты" Кунти, а забытые руины нескольких хижин на холме, окруженном красочными полями, как полагают, служили укрытием для Пандавов. Деревня сама казалась очень древней. У некоторых домов деревянные двери и окна украшала тонкая резьба, напоминающая о давних забытых временах. Здешние жители были очень приветливы и гостеприимны. Видно было, что они гордились своей культурой и наследием. Они также очень заботятся о своем скоте. Их пони роскошно украшены под стать невестам. Они относятся к общине бхотиев. Отсюда, поднявшись вверх по почти вертикальному склону на один километр, мы подошли к горному потоку на высоте 3900 метров. Здесь мы расположились на ночь, уже хорошо сознавая то, что до нашей цели всего лишь рукой подать.

Наконец наступил наш решающий день. Утром мы встали раньше обычного, возбужденные и взволнованные. Путь впереди пролегал через голую, скалистую местность, находящуюся буквально на крыше мира. Казалось, что можно протянуть руку и коснутся яркого голубого неба и пушистых облаков. Каждый шаг давался нам с трудом из-за разрежённости атмосферы. Пройдя 6 км., мы наконец смогли увидеть Ади Кайлаш.

Ади Кайлаш во всей своей красе
Но эта вершина то исчезала, то снова появлялась перед нами, словно играя в прятки. Когда же мы вплотную к ней подошли, мы не могли поверить своим глазам. Мы бросились к её подножью для даршана и начали её снимать.
Через некоторое время мы снова двинулись в путь к Парвати Саровару, находившемуся в 2 км. от нас. Озеро предстало перед нами как оазис в пустыне. На его восточном берегу стоит храм Шивы. На западе величественно как страж высится Ади Кайлаш. Мы окунулись в водах саровара и, освеженные, отправились обратно.

♦ Автор - писатель /фотограф.