часть 3
18.08.05
Третий день в Спити.
Утром выехали в монастырь Комик, это около 4.700 м.
Как указано в нашей программке – самый высокогорный монастырь Индии. Всего-то час пути по головокружительному серпантину. Я сильно опасалась за поведение моей головы, которая могла весьма не-кстати продемонстрировать свое нежелание пребывать на такой высоте очень недвусмысленным и доходчивым способом. Утром, в целях предотвращения этого безобразия, провела то, что мы, европейцы, условно называем медитацией. И после подъема сразу на километр вверх моя го-лова прореагировала совершенно спокойно! (Но потом-то я ее все-таки допекла своим неразумным поведением!)
Нас сопровождал и с нами снизу ехал лама Таши, занимавший в упомянутом монастыре административно-хозяйственную должность – большой человек. И ответственный пост.
Когда приехали, нас встретили чаем с молоком и печеньем, что мы с удовольствием потребили. Предоставили размещение на выбор – либо в келье в самом монастыре, либо в некоем гостевом домике. Я быстро сбегала ознакомиться с тем и с другим помещением. Гостевой домик был покомфортнее, но вид из окон был похуже. Окна же кельи выходи-ли на снежные вершины. И опять-таки – ночевка в настоящей монастырской келье была верхом привлекательности (если тут уместно такое слово). Келья представляла собой комнатку, где помещаются две кровати, между ними тумбочка. Окно застекленное, но сквозь щели осуществляется принудительная вентиляция. Ох, как же там непросто зимой! На раме остатки бумажной ленты, которой эти самые щели пытались при-крыть. Первый – «натяжной» – потолок представляет из себя провисшую, всю в разводах от протечек ткань наподобие ситца. Сквозь дыры в ней виден «настоящий потолок» – уложенный рядами хворост, который сверху «цементируется» глиной. Понятное дело, от дождя такая крыша не очень-то спасает.
Но это была келья VIP, в ней проживал в обычное время сам лама Таши, который любезно уступил ее нам на время нашего там пребывания. В смежной с ней комнатке была кухонька с примусом, полкой с посудой, подобием столика и подушками на полу, изображающими обе-денные скамейки. На стенах кельи, кстати, были наклеены фотографии на пленке, изображающие какие-то не то японские, не то китайские пейзажи.
Удалось нам посмотреть и обычную келью. В моем представлении келья – это все-таки довольно аскетичное жилище, с минимумом бытовых приспособлений. В той келье, куда нам разрешили заглянуть, находились стеллажи с посудой и что-то напоминающее примус. Кстати, кормят монахов централизованно – существует монастырская кухня, только не поняла, есть ли там нечто вроде столовой, т.к. видела, что монахи с тарелками расходятся по своим комнатам. Возможно, по желанию – кто-то ест, совмещая прием пищи с общением, а кто-то уединяется для этого процесса.
В кельях живут по два монаха. Соседи могут меняться, если, пред-положим, не сошлись характерами или надоели друг другу. Жестких установок на этот счет нет, существует определенная свобода переселения.
Достопримечательностью данного монастыря является некий дух – называемый Махакала. К нему можно обращаться с вопросами. Но не напрямую, а посредством двух монахов, входящих в транс. Отвечает дух только «да» или «нет». Безусловно, за процедуру надо было заплатить определенную (и не такую уж маленькую) сумму. И еще выяснилось, что женщинам присутствовать на церемонии нельзя. Возмущенно фыркнув: вот еще! ну и не надо! – мы отказались. Кстати, можно было передать свой вопрос через Андрея. Но он тоже не пошел. Но, думаю, главная причина нашего отказа была в том, что не придумали, что спра-шивать. На глобальные вопросы, типа «будет ли конец света», предупредили нас, он не отвечает. (Впрочем, и без него понятно, что будет J) А про свое будущее я предпочитаю не знать – так как-то спокойнее.
В храме монастыря фигура Майтрейи с двумя спущенными ногами, что является, как я полагаю, большой редкостью. То, что я нигде не ви-дела ничего подобного, конечно, не показатель. Майтрейя с одной спу-щенной ногой – знак скорого пришествия. Две же опущенные ноги, ви-димо, символизируют совсем скорый приход Спасителя. А так как мона-стырь самый высокий, то он и окажется ближе всех к сходящему с высот в наш грешный мир Майтрейе. Это мое предположение J.
Вскоре после приезда я пошла на прогулку по окрестным горам и нагуляла к обеду отличный аппетит, чего не скажешь о моих спутниках. Лама Таши готовил нам сам – в той самой смежной с кельей кухоньке. Рис, дал (мешанина из бобовых), овощи. Я с удовольствием навернула тарелку, пока остальные вяло копались в своих. Лена сказала, что нехо-рошо, неуважительно так мало съесть, почти ничего не съесть: человек старался, готовил для нас индивидуально. И пришлось мне выручать то-варищей: на мою тарелку переложили еще в общей сложности полторы порции, которые я, уже с некоторым трудом, поглотила. Возможно, именно это обстоятельство и сыграло со мной к вечеру роковую роль, когда стало плохо: на высокогорье много есть не стоит.
После обеда я снова отправилась погулять. Выхожу во двор – и в восторге замираю: пригнали стадо яков! Они такие замечательные: пузатые, лохматые, ряхи просто прелесть – глупые, кроткие, добрые. Рожи-щи – во! Башка – во! Чёлки, бороды… Прелесть!
Я кинулась к ним, обуянная самыми благожелательными и восторженными чувствами, которые они почему-то со мной не разделили и общаться не захотели. Только я начинала приближаться, они предусмотрительно отходили, не проявляя признаков агрессии, но признаков расположения тоже. Два рогатых и бородатых джентльмена устроили показательные выступления под названием «бой быков». Опустив кудлатые головы, они рыли передними ногами землю, вздымая пыль, а по-том смыкали свои широкие лбы, упираясь друг в друга. Затем отходили и повторяли процесс сначала. Заметила, что некоторые стоят парами. Думала, что это мама с ребенком. Оказалось – як с ячихой, вернее, с дри. (Ибо сказать с «ячихой» все равно что сказать «бык с бычихой».) Неужели у них существуют постоянные пары? Кстати, они оказались весьма подвижными для столь вальяжных, ленивых и неторопливых на вид животных. В чем я имела возможность еще раз убедиться позднее.
Побродив между яками и вволю пофотографировав их, я отправилась в горы. Хотя сказать «отправилась в горы», находясь на высоте около 5 тыс. метров – наверное, неправильно.
Гуляла я около 4 часов. Собирала дивно пахнущую горную полынь, фотографировала. Это непередаваемое счастье – бродить в Гималаях! Одной! Куда захочется! Ощущая невероятную свободу! Правда, голова побаливала…
Одной из условных целей моего маленького путешествия было обогнуть несколько окрестных склонов и выйти к месту, откуда открылся бы вид на Шилла-пик, 7-тысячник, виденный нами по дороге. Казалось, за следующим поворотом я увижу его. Нет, опять какой-то склон! Я огибаю этот склон, а за ним еще… Но добралась-таки я до места, где от-крылась панорама Шилла-пик во всей его красе – классическая гора правильной пирамидальной формы со снежной шапкой. Вылитый Кайлаш!
Меня то припекало солнце, то заставлял ежиться холодный ветер. Было как Луне – когда с одной стороны жарко, а с другой космический холод. Наученная чужим горьким опытом (некоторые мои спутники об-горели), я старательно прикрывалась от солнца, которое грело не хуже, чем на юге. Противоположная же сторона страдала от леденящих порывов ветра.
На обратном пути встретила стадо яков, неспешно удаляющихся он монастыря. Но они опять к себе не подпустили. Пришлось довольство-ваться несколькими снимками издалека. Вообще-то любое из этих животных с массивными рогами и внушительным телосложением могло обратить меня в бегство без особого труда – просто развернувшись в мою сторону рогами и сделав навстречу несколько шагов. Но вместо этого они сами прибавляли шагу, настороженно кося глазом, когда я приближалась, и переходили на рысь, если мои попытки подойти становились более настойчивыми. Бегать наперегонки с яками по гималайским горам не входило в мои планы, и я отправилась восвояси. «Во-своясями» в данном случае был монастырь.
Придя с прогулки увидела во дворе монастыря 5 пойманных и привязанных яков – наших завтрашних скакунов. Ага! Вот теперь-то я смогу пообщаться с несговорчивыми животными и потрепать их густую и теплую шерсть! Но стоило мне приблизиться к одному из яков, он шарахнулся от меня как от чумы, но так как был привязан за дырку в носу, далеко уйти не мог. И испуганно зафыркал и задышал. Я умерила свою настойчивость и, тихонько приговаривая «Яша, Яша», медленно попыталась приблизиться к яку. И так как «Яша» уже не мог отойти дальше, то не нашел ничего более подходящего, как попытаться пнуть меня ногой. (Лошадь меня лягала, корова лягала… Теперь еще и от яка терплю!..) После такого недружественного жеста я оставила попытки налаживания контакта с неблагодарным животным и пошла общаться с другими. Но и они не выказали никакого желания познакомиться со мной поближе. Признав свое фиаско я потопала в нашу келью VIP…
Вечером была еще одна трапеза. Но мне было уже очень плохо, и я отказалась от ужина. Кстати, лама Таши сам принес мне в комнату (пардон – в келью!) чай. Голова просто раскалывалась. До стона. 4 таблетки не возымели никакого эффекта. Пришлось выпить снотворное. А жаль, так как очень быстро вырубилась и ничего не ощутила, ночуя в настоящей монастырской КЕЛЬЕ. Никаких снов не помню. (Интересно, в какую область астрального мира снотворное отправляет тонкое тело, если не видишь снов?)
Из окна нашей VIP-кельи были видны две крупные звезды над гор-ной грядой напротив. Они появились на закате, когда небо делило голу-бой цвет с розовым, но еще не потемнело. А когда снежные вершины слились по цвету с небосклоном, то есть почти исчезли, эти звезды за-сияли ярче, и к ним стали присоединяться их подруги, открывая свои заспанные и бледные после дневного сна лица нашему взору. К сожалению, я не смогла долго наслаждаться сим зрелищем по причине головы, разваливающейся на кусочки. И дабы она не разлетелась на множество звездочек, которые вряд ли бы переместились на небосвод, мне пришлось принять горизонтальное положение.
19.08.05
Утром Оля с трудом растолкала меня около 8-ми. В 8 у нас выезд на яках. Они уже стояли оседланными, были покрыты красивыми тибетскими коврами.
Я выбрала яка покрупнее, но его отдали Андрею, который вчера тоже маялся головой и тоже ужинать не стал. Взяла второго по величине яка. Сели, поехали. Оля на своего еле влезла, три человека удерживали его, он шарахался. А потом Оля с него упала, потому что зверь энергично запрыгал. Я с ней поменялась – все-таки верхом ездить умею, мне сподручнее. И стал он мне родео устраивать почище Клёпы (это одна вредная кобыла, на которой я часто езжу и которая периодически меня сбрасывает). Один раз запрыгал вниз по склону – вот тут я испугалась, что есть шанс покатиться вниз обоим. Погладишь его по шее – он скакать, переместишь тело в седле – он скакать. Ногу подвинешь – тот же результат. Когда як начинал прыгать, цеплялась ногами за седло, а ру-ками за луку – в общем-то позор для наездника. Когда слезала и залезала на него – та же история. Справедливости ради надо отметить, что мой як боялся, а не хулиганил. Возможно, он еще мало ходил под седлом. В общем, экстрим был!
Экстрим заключался еще и с самих тропах, по которым мы двигались. По почти отвесному склону проложена узенькая тропинка, в это время всей душой уповаешь на способности яка – горного все-таки животного – ходить по подобным дорожкам.
Каждого яка за веревку, продетую сквозь дырку в носу (садизм, конечно) вел монах. В общей сложности прогулка длилась 4 часа. В начале пути солнце с завидным постоянством скрывалось за облаком, и мы за-мерзли как цуцики. Вышли на открытое пространство, откуда открылся прекрасный вид на Шилла-пик. Красота неописуемая, извиняюсь за тривиальное сравнение. Устроили «перекур» на какой-то значимой точке – куча камней с надписями и рогами (обо). Наверное, это было приблизительно на высоте 5 тыс. метров. Перекусили, угостили сопровождающих монахов. Кто-то из них пытался в свою очередь угостить лепешками яков, но только один оказался сообразительным, который без рогов, возможно, это была дри. Остальные отказались или просто не поняли, что это.
По дороге яки устали, стали тяжело дышать. В отличие от сопровождающих нас монахов. А монахи идут себе вверх по горе, как будто тут не высота под 5 тысяч и не крутой склон, а ровная мостовая в низине!
Я не слышала, чтобы яки мычали (а должны бы, как ни крути – коровы все-таки), но зато они, оказывается, могут хрюкать! Один из представителей этого семейства полорогих (на нем ехала наш гид) весьма возмущенно похрюкивал, глядя на других приближающихся сородичей. Он был явно чем-то недоволен и хотел донести это до сведения окружающих. Потом он решил попить, зайдя по брюхо в небольшой грязный прудик. Как мы догадались, существовала опасность, что он может в него лечь – ибо монах стал усиленно выгонять его из этой лужи. Думаю, если бы потенциальные туристы могли бы видеть эту картину – у них появился бы повод для серьезных раздумий.
Было очень интересно наблюдать, как як общался с монахом. Или монах с яком. В какой-то момент путешествия мы оказались замыкаю-щими. Хотя с того момента, как у меня сменился проводник, мы все время шли впереди. И вот теперь, видимо, он хотел снова обогнать всех, но для этого нужно было сойти с тропы. И как только делал шаг в сторону и пытался тянуть за собой яка, тот отрицательно дергал головой, пока-зывая, что не хочет. Возможно, як уже просто устал и не хотел идти на обгон. И монах слушался его и возвращался на тропу. Так происходило 2 или 3 раза. В конце-концов мой проводник смирился с тем, что мы движемся в арьергарде (а что ему оставалось? – буддист как-никак!) Сложилось впечатление, что между ними устанавливаются какие-то особые отношения и они друг друга понимают. Что, впрочем, неудивительно.
Во время путешествия я испытывала большую благодарила за эту предоставленную возможность! Ты едешь на яке по Гималайским горам, вокруг тебя потрясающий ландшафт. Ты дышишь чистейшим воздухом вершин и чувствуешь себя, наверное, так же, как и тибетцы, которые путешествовали по этим горам сотни и тысячи лет назад…
В тот же день, после прогулки на яках, мы вернулись в Казу. Когда туда спустились, голову сильно ломило. Хотя скостили порядка тысячи метров высоты. После возвращения меня стало бить током от выключателей.
Какого-то электричества в горах набралась...
продолжение о Ротанге и Нагаре
Мария
Напишите отзыв или вопрос