продолжение, начало здесь
Когда мы вышли из зала, начался дождик.
В ожидани джипа мы рассматривали росписи на стенах у главных ворот.
На росписях было изображено интересное животное, снежный лев (два таких льва изображены на флаге Тибета) - стало моим самым любимым за время поездки. Наш гид нам рассказал, что снежный лев - это мистический зверь, наподобие йети. Все верят, что он существует на самом деле, но никто его не видел:)
Чем мы занимались остаток дня? Болтались по городу, купили китайских фарфоровых чашек, пили пиво в тибетской забегаловке...
Прямо напротив Ташулинпо, по старинной китайской традиции, разбита уродливая площадь с нелепыми статуями. Скажу, что на наше состояние непрерывного смеха созерцание этих статуй легло, как масло на бутерброд. Повеселились мы там здорово:) И тибетцев повеселили - паломники оценили нашу придурь.
В тибетской забегаловке мы покормили местного кота лапшой с ячьим мясом. А еще мы с Шурой произвели там очередной фурор. Бедные монахи, которые ели свой рис за соседним столиком, забыли про рис и уставились на нас совсем не по-монашьи. Мы отвернулись к окну - но и там не было покоя, все проходящие камрады были наши. В довершение этой феерии какой-то дядя, приехавший в Шигатце с горных пастбищ, решил угостить нас самогоном И пришел с термосом сего напитка к нам за стол. Еле-еле отвертелись. Ох уж это тибетское гостеприимство!
На ночь посмотрели любимое китайское телевиденье.
-Товарищи, - сказала я своим компаньонам, - мы с вами ступили. Сегодняшний монастырь был последним монастырем, который мы увидим в поездке.
(это я, вернувшись в номер, решила наконец-то программу поездки почитать)
-Надо было отнестись к нему повнимательнее, - серьезно заметила Шура.
-Так отож, - мне только и оставалось, что тяжко вздохнуть.
Переезд в Шегар.
Как это часто бывает в жизни, я ничего не ожидала от этого дня. А в итоге получила настоящую феерию.
По плану у нас была только дорога. И все. Никаких интересностей. Переезд в городишко Шегар и ночевка. Все. Где-то в глубине души я все-таки надеялась, что Джамьен не даст нам умереть со скуки. Но, тем не менее, с утра я была в грустях – монастыри закончились, все интересное закончилось.
Завтрак, в джип – и вперед, вперед, вглубь Тибета.
Пейзажи по-прежнему радовали.
Дорога тоже была хорошей.
Где-то in the middle of nowhere на дороге стоит знак – 5000 км. Это расстояние от Шанхая до middle of nowhere. Закончили строительство дороги по этому направлению в 2003 году. Дальше дорога, конечно, не заканчивается. Но превращается она черт знает во что.
Памятный знак стал очень памятным для нас с Шуркой, потому что здесь сложные ускоренные метаболические процессы наших девичьих организмов не нашли выхода. В р-не знака они не могли найти выхода по той причине, что Джамьен не спускал с нас глаз. Мы пошли вдоль дороги, за скалу. За скалой нас встретила компания пастухов – они сидели на травке и покуривали. Мда. Прошли мимо наблюдающего за нашими маневрами Джамьена в другую сторону – и были окружены стайкой ребятни, которым раздали ручки и конфеты. Так и вернулись к джипу ни с чем. Вернее, с чем:)
К нашему с Шуркой счастью, следующий переезд был недолгим - до придорожной кафешки. Именно в этом дивном месте мы и ели те самые delicious овощи - тушеные лопухи с луком:)
«Как ваш обед?» - вежливо поинтересовался Джамьен, когда мы сели в джип.
“Bad”, – отрезала Шурка.
(потом оказалось, что она хотела сказать the best, но вышла оговорочка по Фрейду).
Джамьен опешил от такой прямолинейности.
-I would say so-so, - постаралась подсластить пилюлю я.
-I would say so-so too, - засмеялся он, - Увы, дальше еда будет все хуже и хуже.
-Ничего, у нас есть стратегические запасы, - ответили мы.
И мы поехали дальше.
-Впереди два перевала, - объявил нам наш гид, - один высокий, а второй – очень высокий. 4900 м и 5260 м.
-Вау…- выдохнули мы и озадачились. На такой высоте мы еще не были. Но особых переживаний не было. Не в последнюю очередь, потому что нас опять пробило на посмеяться. Да так сильно, что просто ужас. 4900 м, говорите? Муахахаха:)))
Не знаю, может из-за нашего шикарного настроения, может еще по каким-то неведомым причинам, но горная болезнь решила обойти нас стороной.
Мы подъехали к перевалу. Он был весь увешан молитвенными флажками. Вид с перевала открывался просто фантастический.
Наши куряги немедленно закурили Им любая высота была по плечу, они бы даже в космосе курили, наверное
В это время к нам подошел местный мальчишка. Он продавал молитвенные флажки, скрученные в трубочку.
-Хотите повесить молитвенные флажки? - неожиданно спросил Джамьен.
-А зачем их тут вешают?
-На удачу.
Вязанка флажков стоила всего 15 юаней.
-Нам надо купить три вязанки или хватит одной? - поинтересовалась я. Мне все хотелось сделать по правилам.
-Можно одну на всех. Только нам потом прийдется до конца жизни всем вместе ходить, - пошутил Джамьен.
Купили, конечно. И решили подписать.
Написали на белом флажке наши имена. А потом подумали про всех-всех-всех хороших людей и на другом флажке написали "Все буде добре!!!".
Это был очень животрепещущий процесс, честно. Мы даже разволновались. Трогательно получилось, очень.
А потом мы стали фотографироваться на память. И чувствовали мы себя...Во-первых, абсолютно on the top of the world, а во-вторых, почему-то верилось, что все буде добре, причем у всех!
(и до сих пор верится)
После этого перевала нас поперло окончательно. Мы поймали драйв, кроме того почувствовали сильнейшую подпитку от гор. Прилив сил был такой, хоть выходи и беги перед джипом!
Следующий перевал, самый высокий на всем пути нашего следования, 5260 м, - это ворота в национальный парк горы Эверест.
Места там не то, что дикие - а МЕГАдикие. И очень мрачные.
Красота такая первобытная, мощная, пробирающая.
И очень холодно.
-Под Эверестом так же холодно? - спросили мы.
Джамьен подумал секунду, а потом сказал: - Холоднее.
И закурил очередную сигаретку.
Этот перевал нам с Шуркой опять запомнился долгими и старательными поисками хоть какой-то сусличьей норы, за которой можно спрятаться. В итоге мы спрятались от бдительного ока нашего гида за стадо овец)
А сусликов там и вправду море - идешь, а они из под ног драпают врассыпную.
Когда мы поехали дальше, то Джамьен принялся нам травить душу: "Вот с этого места в хорошую погоду видно Эверест. И вот с этого".
Увы, мы видели только густые облака.
-Эверест, вообще, капризный. Он не так часто показывается, - решил утешить нас Джамьен.
-А когда его лучше всего видно? В ноябре? - спросила я.
-Хех, в ноябре-то в ноябре. Но в это время сюда уже никто не ездит, здесь снег лежит.
За такими разговорами и страданиями по невидимому Эвересту, мы приехали в Шегар.
Шегар - это...нет, не город. И даже не село. Это пять домов и один забор, что-то типа этого
Когда мы увидели гест-хауз, в котором нам предстояло жить - мы рухнули со смеху. Больше всего это напоминало пионерлагерь, советский, 50х годов прошлого века.
Длинная застекленная веранда, из нее - двери в "палаты". Окна палат выходят на веранду На веранде стоит диван сторожа и столик - типа "ресепшн". Еще одна дверь ведет в "ресторан" - такую себе сельскую рюмочную.
В "палатах" вместо умывальника - тазики и ведро с водой. Зато есть гребешки И из каждой комнаты есть дверь в отдельный туалет. Но лучше бы этих туалетов не было, мы и во дворовый туалет были согласны ходить, мы люди негордые, тем более, что приехали в пионерлагерь...Но об этом позже:)
Ну, чего делать, какой досуг?
Вышли мы с Шуркой со двора отеля, встали на улице. Немедленно подкатила машина с горячими тибетскими парнями: "Девчонки, а поехали на танцы в Шигатце? Девчонки, а вы откуда?"
Елки-палки, обычные сельские базары. Что Тибет, что хутор Козюльки на Черкащине - ну никакой разницы.
Появление Андрюхи отбило у этих джентльменов все желание ехать с нами на танцы.
Ужинать мы собирались стратегическими запасами. Запасы включали в себя водку. А к водке почему-то остро - ну хоть плачь! - захотелось томатного сока.
"Щас бы взять помидорчиков свежих почистить - и в блендер. Потом туда сельдерея, специй, острого перчика, и все это - с холодной водочкой!" - мечтала Шурка.
Угу. Дуля с маком. Дули с маком не хотите?
Пришли мы в местный магазин. Пока до него шли - за нами увязались местные бездельники. В магазин они с нами тоже пошли - увидеть, что мы купим. Томатного сока, конечно, не было - с таким же успехом мы могли мечтать о красной икре. Купили бутыль китайской пепси-колы и несколько бананов, и на том спасибо.
А дальше...
А дальше мы с Шурой сидели на крыльце, смотрели на горы - и разговаривали. Не знаю, что открылось, какие чакры, но такой беседы у нас никогда не было, за все 8 лет нашей дружбы. А ведь каких только бесед не было...Но эта! Мы говорили обо всем - работе, карьере, мужчинах, женщинах, любви, детях. И в тот момент мы знали ответы на ВСЕ вопросы. Просто знали - и все. Как знали то, что за облаками от нас скрыт Эверест. Мы его не видели - но чувствовали.
Мы проговорили несколько часов.
Андрей спал - и нам не мешал.
Джамьен все не мог успокоится, как же это мы вот так сидим, но он нам тоже не мешал особо.
Часов в пять вечера Джамьен в 25й раз прошел мимо нас к джипу (за ним бежало несколько местных девочек, работниц "отеля"), взял свой рюкзак и объявил: "Я пошел спать" (девочки побежали за ним в "палату").
Чего-то нам не верилось в его здоровый сон:)
Мы тем временем накрыли ужин из наших стратегических запасов - и прекрасно посидели:)
А что за песня без баяна?
Мы врубили музыку на моем ноутбуке.
Ясное дело, этого Джамьен не выдержал и резко перехотел спать - даже в компании трех местных девочек.
Через несколько минут он уже был на пороге нашей комнаты с выражением лица: "А чего это вы тут делаете, а?"
Я не могла не вспомнить свой любимый анекдот про Винни-Пуха и Пятачка и сказала Джамьену по-русски: - Что, поросенок, не спится? Так садись на весла, погреби.
Шурка с Андреем просто покатились со смеху. Джамьен, кстати, тоже. Догадался, что я сказала что-то смешное в его адрес, заржал и ушел в "ресторан", сопровождаемый все той же свитой из девчонок.
Мы себя чувствовали, как пионЭры. Вожатые ушли, а мы тут тайно выпиваем Смешное, давно забытое ощущение.
Пошел дождик. Мы же опять уселись на ступеньках - и стали петь. Пели долго. Часа три. Периодически задыхались - 4100 высота, шуточки ли!!!! Спели ВСЕ, что знали - украинские народные, из мультиков, из фильмов, из Пугачевой, советские, революционные, военные. Я даже Big In Japan пела! Но лучше всего нам, почему-то, удавалась песня: "Ах я сама, наверно, виновата, что нет любви хорошей у меня!"
Пели мы хорошо, все окрестные собаки лаяли в восхищении :)
У Джамьена с Пандой шла своя вечеринкаа, все в том же "ресторане", но Джамьену мы явно не давали покоя.
Поэтому во время наших с Шуркой вокальных упражнений время от времени за нашими спинами раздавались аплодисменты и далее следовало приглашение: "А может вы того, к нам присоединитесь? У нас там есть телевизор и тибетская музыка. Дождь идет, темно, чего вам тут сидеть, а?"
Но нам было и так хорошо И вообще, завтра нам предстояла совместная ночевка под Эверестом, там и проведем культурное мероприятие, а пока - не время.
А потом настало самое интересное. Пора было ложиться спать.
Шурка ушла к себе. И даже попробовала лечь спать.
Но у нее не получилось Во-первых, она все время смеялась, аж слезы текли. А во-вторых, смеялась она потому, что в комнате с закрытой дверью было невозможно спать. По причине того, что туалет являл собой обычную выгребную яму. И хоть и был за дверью (номер с удобствами!), но вонял невыносимо. Это было равносильно тому, что ты спишь в дачном сортире.
Мы-то с Андрюхой худо-бедно могли спать с открытой настежь дверью. Но Шурка-то одна! А спать с открытой дверью равносильно тому, что ты спишь на улице.
На улице, тем временем, стремительно холодало.
И тогда нам в голову пришла гениальная идея. Мы сдвинули кровати в нашем номере, Шурка перенесла от себя все одеяла, и мы улеглись спать втроем, с открытой настежь дверью. Дверь нашей палаты была как раз напротив выхода с веранды, поэтому поддувало, будь здоров!
Но нам все было по плечу! Мы оделись, как первые космонавты Земли, натянув на себя все вещи, и улеглись спать. Туалет все равно подванивал, но у Шурки нашелся флакон туалетной воды (извините за каламбур!) Cherry Mitsui, и мы обильно облили все вокруг этими духами. (С тех пор этот запах ассоциируется у нас только с туалетом).
Хотя, какой там спать! Лежали и ржали так, что весь Шигар и окрестности слышали.
Наш пионервожатый пришел и сказал: "Завтра в 7:00 выезжаем, вы бы засыпали" - и это вызвало у нас настоящий припадок смеха.
По-моему, мы и заснули, подвывая и трясясь от хохота. Вот, что высота с людьми делает:)
Утром следующего дня мы выезжали к Эвересту, в Ронбук.
Не знаю, как для кого, но для меня гора Эверест – это нечто самое волнующее, будоражащее, таинственное и прекрасное, что только может увидеть путешественник в своей жизни. Как бы ни была прекрасна Европа, но она вся, скопом, никогда не сравнится с первозданной, дикой красотой Гималаев и с тем трепетом первооткрывателя, который испытываешь, едва увидев заснеженные вершины гор. Считается, что любой уважающий себя путешественник должен побывать в двух точках планеты – в Гималаях и Амазонии. Соглашусь, конечно. От себя добавлю, что никогда не понимала фразы «Увидеть Париж – и умереть». Ну, была я в Париже, had fun, ну что дальше? С детства в голове у меня сидела другая фраза, собственного сочинения: «Увидеть Эверест – и умереть». Сейчас она опять звучит по-другому: «Увидеть Кайлаш – и умереть».
Трудно передать ту бурю эмоций, те яркие образы, которые возникали в моей душе всегда, когда я думала о Гималаях. А думала я о них с раннего детства. Потому как, моей любимейшей передачей всегда был «Клуб кинопутешествий», а кумиром – Юрий Сенкевич. И я очень хорошо помню программу, посвященную советской экспедиции на Эверест. У мамы до сих пор хранится мой детский рисунок: там нарисованы Гималаи, Эверест, следы йети и красный флаг СССР. Так что, я была «в теме» с дошкольного возраста.
Могла ли я, советский ребенок, представить себе, что прийдет день, когда я буду ночевать в палатке под Эверестом? Нет, конечно.
Но этот день пришел. И он был удивительным. Я до сих пор помню каждое его мгновение. Мы в базовом лагере Эвереста (он же - Джомолунгма, он же - Сагарматха), на высоте 5200 метров.
(Для сравнения - высота горы Монблан, самой высокой точки Альп, всего 4792 м, высота г. Эльбрус, самой высокой точки Европы - 5642 м).
Но, по порядку...
Напишите отзыв или вопрос