По обе стороны Гималаев. К Эвересту-3

Martina Пт, 16/01/2009 - 15:32

...к Эвересту. часть 2
Утро выдалось…
Странным оно выдалось, наше утро. Так как нам с вечера строгий пионервожатый сказал, что мы выезжаем очень рано, то мы подорвались в 6:30. Могу сказать, что Шегар в это время- это кромешная темнота плюс абсолютный полюс холода. Наш гестхауз тоже был погружен в темноту и сон.
Мы худо-бедно умылись-поплескались в тазах, обтерлись влажными салфетками и надушились все той же туалетной водой Cherry (причем, все трое). Наведя красоту, отправились на поиски завтрака в отельный ресторан (по совместительству сельскую рюмочную). Но не тут-то было. В нем не было ни огонька.
На наше счастье проснулся наш Панда. И тут же принялся хлопотать и беспокоиться.
Нас впустили в ресторан – он был погружен в такую же тьму египетскую, как и все остальное. На лавках вдоль стен, под ворохом одеял, там спали несколько девчонок из вчерашней компании Джамьена. Панда зажег свечи на маленьком столике, приволок термос чая и, разбудив девчонок, отправил их готовить нам завтрак.
Чай, увы, оказался несъедобен – это был настоящий тибетский чай, то есть смесь из черного чая, ячьего масла и соли. Андрюха снял пробу первым – и чуть не умер.
Минут через 10 мы получили другой термос чая, заваренного уже по-европейски, а также по пышному, сладкому, свежеподжаренному на ячьем масле блину. При всей моей любви к блинам, аппетита у меня не было – и я отдала свой блин Андрюхе. Вообще, на высоте с нами произошло странное явление: я, отличающаяся завидным аппетитом дома, на высоте почти ничего не ела. Зато Шурка, которая дома ест, как котенок, – там рубала все за милую душу.

Наш пионервожатый, заспанный и благостный, появился, когда мы уже сидели в джипе.
-О, вы уже готовы! – прокомментировал он.
-Мы группа высокой дисциплины, - ответила я.
-Вы вчера полночи смеялись, я думал, что вы никогда не заснете, - заметил Джамьен, едва джип выехал на дорогу.
-А, это у нас горная болезнь была, не обращай внимания, - махнула рукой я.

Мы переживали. И даже очень.
Во-первых, мы ехали не просто к горе, а к Горе, к встрече с детской мечтой.
Во-вторых, нам предстояло ночевать на высоте 5200 меров.
А в-третьих, все побывавшие расписывали ночевку в монастыре Ронбук, как самое ужасное мероприятие всей своей жизни.

Погода не радовала. Облачность была настолько плотной, что свет едва-едва пробивался через серую вату облаков. Кроме того, шел сильный дождь.
Джамьен расстроился: - Эвереста мы не увидим.
А я расстроилась вслед за ним. Вернее, даже не расстроилась – я чуть не расплакалась. Вот оно, что такое не везет и как с ним бороться. Чертова погода…
Шурка и Андрей принялись меня подбадривать: - Не переживай, все мы увидим, вот посмотришь.
Но я просто впала в прострацию.

По дороге мы заехали в Тингри, забрали наши билеты в национальный парк горы Джомолунгма. Я машинально отметила, что именно здесь нам предстояла завтрашняя ночевка, но вид гестхауза и самого Тингри не радовал, особенно в такую погоду.
Джамьен вернулся с билетами в джип еще более расстроенный: - Мне сказали, что никто не видел Эверест уже две недели. Погода…
Я совсем раскисла.
А Шурка уверенно сказала: - Переведи ему, что мы будем первыми.
Мы проехали китайский чек-пойнт (с проверкой паспортов) и свернули опять в какое-то «чисто поле».
Меня немного отвлекло от мрачных мыслей то, что то и дело на глаза попадались какие-то зверюшки – то сурки, то пищухи, то горная коза с детенышем, ну и конечно же наши друзья яки.
Дорога тем временем перестала быть дорогой, началась сплошная грязь. Вот тут-то мы и оценили мастерство нашего Панды в полной мере. Наш джип прошел такие участки, которые просто невозможно было пройти. Мало того, Панда то и дело останавливал машину, выходил под дождь и осматривал местность, выискивая, где бы лучше проехать.
От этих приключений мое настроение постепенно стало улучшаться.

Еще десяток километров - и мы замечаем на дороге еще один джип, попавший в беду. Застрял. Да так плотно, что просто ужас!
В беду попали два американца. Их водитель – в растерянности, симпатичная тибетская девушка-гид – еще в большей растерянности.
И тогда наши Панда с Джамьеном разворачивают операцию «Спасение рядового Райана». Андрей от них не отлипал – еще бы, такое приключение!
Мы с Шуркой, тем временем, фотографировали яков и общались с двумя тибетскими девчонками – дикими, как не знаю что. Они пасли яков неподалеку.
Девчонки тут же принялись у нас вымогать чего-нибудь. Мы дали им денег, потом две больших шоколадки с орехами. Девчонки клянчили моего мишку-брелок, который болтается на сумке. Такой тканевый мишка, с бусиками в попке – они мяли его и мяли, не скрывая восторга. Но с мишкой я расстаться не смогла Зато одна девчонка сперла у меня упаковку влажных салфеток. Едва я достала салфетки, как она ловко, как мартышка, выхватила их у меня из рук и спрятала за спину.
-Дай, я покажу как открывается, - сказала я по-русски.
Она решила, что я хочу отобрать ценность, и отчаянно замахала головой.
-Да оставишь ты их себе, я только покажу, - опять по-русски сказала я. И – удивительное дело! Она поняла меня! Как немедленно поняла назначение салфеток, показав жестом, что она собирается ими умываться.
Только потом я обнаружила в сумке еще и зеркало в кожаном чехле, и очень пожалела, что не подарила его девчонкам – вот бы они обрадовались! До сих пор жалко…
Американцы – очень приятные дядьки средних лет – подошли к нам с Шуркой, познакомиться-поболтать. И принялись нас горячо благодарить: «Спасибо, спасибо, вы так нам помогли!»
Мы не поняли таких горячих проявлений. Да пожалуйста, чего там, как можно бросить людей на дороге в беде? Да еще и in the middle of nowhere?
-А вы в базовый лагерь Эвереста едете? – спросил один из американцев.
-Да. Но Эвереста, увы, не увидим…
-Увидите, - ответили они хором, - Мы вчера видели, часов в 6 вечера.
Мы аж подпрыгнули.
-Что, правда?
-Да. К вечеру устанавливается отличная погода.
Я была готова скакать до неба.
-Только, девчонки, не останавливайтесь в Ронбуке. Лучше в палатке, - сказали американцы.
-В какой еще палатке? – удивилась я, - У нас по плану ночевка в монастыре, в Ронбуке.
-Ронбук – это фигня. Там отвратительно. Лучше отъехать 6 км от Ронбука и остановится в палатке. Она отапливается, там куча одеял, вас накормят и вообще – там очень весело. Вся тусня возле палаток. В Ронбуке же туристов нет.
Мы с Шуркой переглянулись и тут же приняли решение.
-Скажем Джамьену, что хотим жить в палатке. Если надо – доплатим, - твердо сказала Шурка, - Ирка, ты только подумай…
-Шур, меня уговаривать остановится в палатке под Эверестом не надо. О таком и мечтать не приходится! – перебила ее я.

Тем времнем, спасательная операция была закончена И все - и спасенные, и спасатели, и зеваки - пребывали в отличном настроении.
А мы поехали дальше. По ходу встретили еще один застрявший джип, но его не пришлось вытаскивать тросом. Джамьен просто вышел и помог вытолкнуть тот джип из грязи.
"Через поле, через гай ходить хлопчик-помагай", - процитировала давно забытый детский украинский стишок Шурка. ("Через поле, через рощу, ходит мальчик, который всем помогает")
-Похоже, что они ждали именно тебя, - не смогла не пошутить я, когда перепачканный Джамьен вернулся в машину.
-О, да, - засмеялся он, - все знают, что я самый сильный человек в Тибете.
А дальше он сказал вещь от которой нам стало не до шуточек.
-Те американцы, которых мы вытащили...Они могли там сидеть несколько суток. Ни один китайский гид, ни одна китайская машина им бы не помогли. Потому что они были с тибетским гидом и водителем. Им очень повезло, что как раз проезжали мы.
Мы обалдели просто. Теперь нам стало понятно, почему американцы так горячо нас благодарили.
После всех треволнений мы остановились на очередной перекур.
Я решила, что самое время поговорить с Джамьеном о ночлеге.
-Мы знаем, что мы должны ночевать в Ронбуке. Но те американцы сказали нам, что в Ронбуке ночевать не стоит. Лучше в палатке. Так вот, мы хотим ночевать в палатке, - начала речь я, приготовившись к долгим переговорам.
Он сделал затяжечку, усмехнулся и ответил: - Так мы и будем ночевать в палатке, никакого Ронбука.
-Ура! - закричали мы.
Настроение стремительно улучшалось.
И мы стремительно приближались к Эвересту!

Еще какой-то час – и мы подъезжаем к Ронбуку. Мда, это действительно самое мрачное место на планете, мы его даже фотографировать не стали. Монастырь – маленький и какой-то заброшенный, а напротив – какие-то бетонные, очень китайские сооружения. И нигде ни души.
-Монастырь действующий? – интересуюсь я.
-Да так, - отвечает Джамьен, - там осталось всего два монаха. Или даже один. А в гестхауз при монастыре могут среди ночи прийти пьяные китайские военные – и всех ночующих выгнать. Потому как, считается, что все здесь – это собственность китайской армии.
Интересное кино!

Проезжаем еще совсем чуть-чуть – и вот он, базовый лагерь Эвереста!!!!

Выходим из джипа. Обалдеть! National Geographic и «Клуб кинопутешествий» отыдыхают разом!
Лагерь – это одна «улица», вдоль которой стоят большие палатки из плотной шерстяной ткани. Все палатки носят пышные названия, типа Hilton или Hotel California. Это и есть такие себе отели. Местные жители – большей частью они постоянно проживают в Старом Тингри – строят здесь эти палатки на время туристического сезона и сдают спальные места (или же всю палатку) туристам.

Высота – 5200 метров над уровнем моря. Ну, мы и забрались! Самочувствие – бодренькое, в обморок никто падать не собирается, а наоборот – хоть на танцы!
По улице туда-сюда фланируют разнокалиберные туристы разнообразных национальностей. Кроме как фланировать, ожидая, что облака разойдутся, здесь делать нечего.
Туалет – это клеенчатая палатка с выгребной ямой, в метрах ста от основного лагеря. И все! Но самое главное, что упирается эта «улица» прямиком в Эверест. Увы, вместо Эвереста мы видим только плотную вату облаков.
Нас окружает плотная толпа хозяев палаток – каждый зазывает в свой «отель», но Джамьен ведет нас к «своему» гестхаузу.

Заходим вовнутрь. Прикольно! Нам нравится! Выглядит, как в детстве – такой себе уютный штабик. По периметру – оббитые коврами диваны-лежанки, в углу – гора перин и пледов, посредине – печка. Знакомимся с хозяином этой красоты. Он – немой. Но при этом «разговаривает» так, что все понятно до последнего слова. Девушка-хозяйка тут же начинает готовить нам еду, другая девушка приносит большой термос зеленого чая.
У хозяина мы вызываем очень большой интерес. Он одобрительно сообщает Джамьену, что «классную группу привез!».
«А то!» - отвечает Джамьен, подмигивает мне и куда-то уходит – даже здесь у него миллион знакомых.
А хозяин, этот замечательный дядька начинает общаться с Шуркой и со мной. Рассказывает, что поднимался на Эверест, несколько раз, в составе разных экспедиций – носильщиком ходил.
-Что, на самый верх? – спрашиваем мы.
Кивает. Да, на самый верх.
-Разрешите пожать вам руку! – говорит Шурка.
Жмем крепкую, обветренную руку покорителя Эвереста и фотографируемся. Он, как и все тибетцы, обожает после фотографирования смотреть на экранчик фотоаппарата, чтобы получше рассмотреть себя, любимого:) Как и все мужчины племени хампа, он носит длинные, заплетенные в косички волосы и вплетает в них красные нитки. В ушах у него серьги из бирюзы и кораллов - традиционное для Тибета украшение. Вообще, там все мужчины носят серьги. Товарищи из глубинки - серьги вот такого фасона. А модники, типа нашего Джамьена, одну серебряную серьгу.

Нас кормят обедом. Жареный рис с яйцом и "любимый" томатный суп - три помидора на ведро кипятка. Помидорки здесь микроскопические, с полмизинчика.
И на том спасибо.
Джамьен, наша вторая мама, убедившись, что мы подкрепились, предлагает нам немного поменять маршрут. Сегодня сходить к Эвересту (а не завтра), а завтра проделать бОльшую дорогу и ночевать на границе с Непалом, в Жангму, а не в Тингри.
-В Жангму классно, - мечтательно говорит он и почему-то добавляет, - там дискотеки.
(о, эта дискотека в Жангму! Ну, ладно, обо всем по порядку!)
Я размышляю над его предложением. Гестхауз с Тингри, да и сам Тингри - это такое убожество, что ночевать там не хочется категорически. Да и вообще, приехать завтра утром в Тингри - и что дальше? Куковать под гестхаузом? Да и водки всего грамм четыреста осталось
Держим совет и решаем – да, никакого Тингри, завтра – прямиком в Жангму.

Чувствуем мы себя прекрасно, почему бы и вправду не смотаться к Эвересту сегодня?
Что я подразумеваю под «смотаться к Эвересту»? Это проделать еще 6 км до официальной отметки «Базовый лагерь Эвереста». Можно пешком (но ломает), можно в тележке, запряженной лошадкой. Мы выбираем лошадку, конечно.
Оказывается, что одна лошадка нас всех не довезет. Поэтому, в одну тележку намерены сесть мы с Шуркой, в другую – Андрюха.
Пока мы собираемся, Джамьен бегает за нами, как за первоклашками и все дает наставления: - Главное, медленно двигайтесь! Никаких резких движений! Здесь большая высота! Чтобы не стало плохо – все делайте медленно-медленно!
-Хорошо, хорошо, - говорю я. Мы собираем всю аппаратуру и воду в рюкзачок.
-Вы тепло одеты? – не унимается Джамьен.
-Тепло, тепло.
-Потому что там гораздо холоднее!
-Мы поняли.
Но он не успокаивается, достает из своего рюкзака шарф и пытается надеть его на меня.
-Не надо, - смеюсь я. У меня есть любимая арафатка, которой я обвязываюсь по самый нос.
Тогда Джамьен надевает шарф на Андрея и плотно завязывает его, как маленькому.
Такая забота! Обо мне так с детского садика никто не заботилсяХозяин предлагает нам накинуть китайские военные шинели или еще чего-нибудь из одежонки, чтобы не замерзли. Но мы не мерзнем, все нормально!
Нас провожают к лошадкам полным составом: Джамьен, Панда и хозяин палатки. Ну, вроде мы в космос собрались, честное слово!
Усадив нас с Шуркой в тележку, заботливые тибетцы укутывают нам ноги овечьей шкурой.

Пейзажи вокруг - другая планета. Космос. И холод, кстати, космический. И мелкий снежок пролетает. Это в августе! Что здесь в октябре, интересно?
Хотела написать, что и тишина космическая. Вообще-то, да. Но нам с Шуркой попался такой "ямщик"...
Мы уже привыкли, что вызываем у тибетцев какой-то поросячий восторг. Но этот молодой человек…Все 6 км он смотрел не на дорогу – а чего на нее смотреть-то, лошадь дорогу знает и так, - а на нас. Мало того, он с нами непрерывно общался. Мы разучивали какую-то тибетскую песню, какие-то тибетские пакости, типа «попа лошади» и «какашки», ну и прочее… Потом он прицепился к моим часам – давай меняться и все тут! Часы у меня классные, походные, Baby G, очень любимые. Джамьену я бы их, конечно, отдала, если бы он попросил. Но этому Будулаю – извините. Взамен он предлагал какую-то дешевую пластиковую штамповку. Потом ему тоже понадобился мой медведь-брелок, но и тут не сложилось.
Но, вообще пацан попался смешной, хоть и дикий, как деревня до прихода Ленина. С чувством юмора у всех тибетцев обстоят дела на пять с плюсом. А это, согласитесь, просто здорово.
Вот так мы и просмеялись всю дорогу.
Мы с Шуркой еще смеялись, потому что в этой тележке с бубенцами, накрытые шкурой, мы сами себе напоминали каких-то купчих, которые едут на ярмарку.
По приезду к «базовому лагерю Эвереста» китайский пограничник проверяет паспорта. Здесь можно находиться ровно 30 минут. Потом – штраф. Вот такие китайские правила.
Место, куда мы приехали, это Луна. Или какой-то Нептун. Но никак не планета Земля. Нагромождение камней, ледяной, пронизывающий ветер, разреженый воздух и серые облака. Больше здесь ничего нет.