Индия по-русски ~ мобильная версия

Моя стажировка в институте танца "Ганеша Натьялая"

Atma Пнд, 22/06/2009 - 01:28

За время пребывания в Индии в 1996-1997 годах я имела возможность подробно ознакомиться с системой обучения индийскому танцу, а точнее, с индийской танцевальной традицией.

Своими корнями эта традиция восходит к “Гуру-шишья парампаре”, или системе “Учитель-ученик”. До сих пор в Индии существуют учителя, которые придерживаются именно этой системы обучения. Суть ее заключается в том, что ученик (шишья) живет в доме учителя (гуру), все свое время посвящая танцам, пению, игре на музыкальных инструментах, изучению древних текстов, которые лежат в основе индийских классических танцев, а также непосредственному общению с учителем. Обучение такого рода продолжается несколько лет, после чего, совершив “Гуру Дакшину” (обряд благодарения), ученик покидает дом учителя. При такой системе у одного гуру могло проживать 2-3 ученика.

В настоящее время в целях популяризации национальной культуры и внедрения ее в широкие массы в Индии создан ряд учебных заведений по изучению индийских классических танцев.

Институт танца “Ганеша Натьялая”, где мы проходили годичную стажировку, является типичным образцом такого рода учреждений, где наряду с танцевальным искусством преподаются музыка и пение. Несмотря на то, что в подобных институтах обучается сразу большое количество людей, система ценностей и традиций “Гуру-шишья парампары” здесь сохранена полностью.

Это выражается, прежде всего, в отношении к Гуру, а также ко всему, что связано с танцами, вплоть до того, что в институте, как и в храме, нельзя находиться в обуви. Приходя на занятия, обувь ученики оставляют за порогом здания. Первое, что обязан сделать каждый учащийся, войдя в институт, это совершить пранам – поздороваться с учителем, коснувшись его ног и сложив руки в традиционном индийском приветствии.

Все возрастающее количество желающих знать классические танцы определило новый подход к системе обучения. Студенты, наиболее успешно окончившие курс, по предложению учителя остаются при институте для того, чтобы вести одну из многочисленных групп. Для новичков они также считаются учителями, которым нужно совершать пранам. Если занятия в институте предполагают самостоятельную отработку изученного, и учителя отсутствуют, пранам совершается перед изображением танцующего Бога Шивы Натараджи – непременного атрибута всех институтов по обучению южноиндийскому танцевальному стилю Бхарат Натьям. На этом примере мы можем видеть, сколь высоко положение учителя – он почитаем наравне с божеством.

Помимо ежедневного обряда пранам, существует один день в году, когда каждый ученик должен совершить Гуру-пуджу – обряд поклонения учителю. В этот день все ученики приходят к учителю, неся в руках поднос с традиционными предметами для Гуру-пуджи, а именно, фруктами, ароматическими палочками, камфарой и несколькими мелкими монетами. Преподнеся все это Гуру, ученик простирается перед ним ниц в знак уничтожения всякой гордыни и полного подчинения воле учителя, после чего последний благословляет ученика на успешное постижение искусства танца.

Обучение в танцевальных учебных заведениях длится, как правило, пять лет и только после этого ученик выступает на сцене с сольным концертом Арангетрамом, который является для него экзаменом. В Арангетраме исполняются сложнейшие танцы, требующие от танцора тщательной подготовки и позволяющие судить о том, насколько он овладел секретами мастерства. Программа Арангетрама строится следующим образом: в начале исполняется танец Пушпанджали, в котором танцовщица приветствует своего учителя, музыкантов, зрителей, а затем поклоняется богу Шиве, покровителю танцевального искусства. Затем следует Алларипу – танец-заклинание, категории нритта, т.е. категории, лишенной смысловой нагрузки. Движения танца, сопровождаемые болами мриданга, размерены и величественны, и позволяют зрителю рассмотреть живописный костюм танцовщицы, ее убранство, оценить скульптурность и изящество поз. Танец Джатисварам также относится к категории нритта, и сопровождается пением нот выбранной раги. Следующий танец шабдам, как правило, основан на каком-либо эпизоде из великих эпических поэм “Махабхарата” и “Рамаяна”. Варнам является самым продолжительным танцем программы. Он включает в себя все аспекты танцевального стиля, т.е. нритту – чистую часть, нритью – смысловую часть, абхинаю – мимику, жестикуляцию. Далее следует падам. В основе этого танца лежат пады – стихи, повествующие о детстве Кришны, Рамы или Картикейи. Тиллана – заключительный танец программы, в котором танцовщица демонстрирует свои успехи в освоении сложнейших ритмов. Он также относится к категории нритта, исполняется на определенную рагу в заданном ритмическом цикле.

Путь постижения танцевальных секретов сопряжен со многими трудностями. В течении многих часов ученики упорно трудятся, отрабатывая лишь одно какое-либо движение ног, и пока оно не будет полностью отточено, учитель не покажет, что при этом движении следует делать руками. Иногда на такую скрупулезную отработку уходят не только часы, но и дни. Конечно, с течением времени познавательный процесс, в силу накопленного опыта ускоряется, однако, по мере продвижения вперед, увеличивается и сложность танцев, что по-прежнему требует от ученика максимальной собранности и сосредоточенности.

К примеру, учебный день в институте “Ганеша Натьялая” начинался в 10 часов утра, до 12 часов шла отработка отдельных движений, а в 12 часов приходил учитель пения, с которым мы изучали шлоки и гаммы. Затем нас отпускали на обед, после которого занятия возобновлялись. Вторая половина занятий также делилась на собственно танцевальную часть, во время которой Гуру показывал новый материал, и музыкальную часть, когда разучивалась музыка и слова исполняемого танца. Музыкальные занятия проводились не каждый день, а три раза в неделю, но были обязательны. День, проведенный в институте, заканчивался в 6 часов вечера, когда уже начинало смеркаться. Как мы видим, человек, занимающийся в подобном учебном заведении, практически не имеет свободного времени. Ученик должен быть полностью сконцентрирован на танцах, причем только одного стиля. Изучение нескольких стилей одновременно в Индии не приветствуется.

Не существует в Индии и специальной адаптированной программы для обучения детей, т.е. дети изучают столь же сложные танцы, что и взрослые. В первый год обучения в институте дети отрабатывают только степ – ударные движения ног без подключения рук. Сами занятия проводятся без музыкального сопровождения, на счет, отбиваемый деревянной палочкой. После 5 лет обучения экзаменующийся вкладывает танцы под музыку только за неделю до Арангетрама. Обучение без музыки возможно в силу специфики индийской музыкальной системы. Каждый танец строится на основе выбранных раги – мелодии и тала – ритма. Тала может включать в себя от 16 до 6 матра (временные доли). Например, тинтал состоит из 16 матра, джаптал из 10 и т.д. Танцор и музыкант согласовывают, в какой раге и каком тала будет исполняться танец., и за несколько репетиций готовят программу.

Такова, вкратце, система обучения классическим танцам в Индии.

Автор и\или источник публикации: 

Елена Валерьевна Фисковец, руководитель младшей группы ансамбля индийского танца “Маюри”, г. Петрозаводск. РОССИЯ - ИНДИЯ: перспективы регионального сотрудничества (г. Петрозаводск). М.: Институт востоковедения РАН, 2001.


спасибо за статью,

интересно очень. Примерно так, как в институте "Ганеша Натьялая" ведется обучение в студии "Ананда Тандава" http://www.kuchipudi.narod.ru/, только режим обучения все же более щадящий. Как я поняла из названий перечисленных танцев, тут речь тоже идет о кучипди.
Я тут намедни была на выступлении Сайладжи Шримати (мадрасская школа кучипуди, танцовщице 43г, с 5 лет изучает этот стиль)- это нечто... Очень красивый и очень сложный танец.
http://rutube.ru/tracks/2048407.html?v=dab14d093db0c3568f26806aaf311538

всегда рада

мне тоже показалось, что теория танца и рассказ танцовщицы всегда 2 большие разницы...
Инк, в связи с концертом, большая просьба, как чего еще наклюнеца выложи адреса и явки концертов на всеобщее обозрение, блог например,
если не очь рано вечером я тоже хочу сходить, мне тоже индийский танец очь нравица, и я давно не была нигде... пасиб

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
й
л
щ
А
т
Введите код без пробелов, учитывая регистр
| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru