Индия по-русски ~ мобильная версия

Первый треккинг в Гималаи. Чандеркани

achadidi Чт, 11/12/2008 - 23:25

В мой первый треккинг в Гималаи, да и вообще в горы, я отправилась в штате Химачал прадеш в августе 2003 года. Я тогда еще и не подозревала даже что такое треккинг в Гималаях. Надо сказать, что специфику этого похода определило одно, на первый взгляд, не важно обстоятельство - вести нас по горам должен был местный охотник.
Нам показалось, что это хорошо, ведь охотник хорошо должен знать горы что бы поймать дичь. Однако, как выяснилось потом охотник для начинающего треккера проводник ужасный, он ведь знает звериные тропы, а не туристические. И в результате там, где треккинговая трасса в путеводителях значится как легкая мы были вынуждены пробираться по устьям ручьев, лезть через груды валунов и идти над пропастью с риском сорваться.

Ну, как говорится, первый блин комом... зато с каким радостным удивлением я смотрела потом в Гархвале на гималайские дороги низкой и средней сложности, камнеломки и камнепады. Все это было так просто и знакомо уже.
Итак, мой первый треккинговый маршрут должен был привести меня от Наггара через архаичную деревню Румсу, альпийские луга, перевал Чандеркана (думаю правильнее Чандракхани), деревню Малана к снегам горы Багри, и закончится у горячих источников Маникарана. Последние 2 точки пришлось исключить из-за нашей неподготовленности и погодных условий. А вот про остальное есть что рассказать.

18.08.2003 Наггар, начало треккинга
Встретиться с проводником Гаутамом и двумя носильщиками-непальцами мы должны были в 12 часов дня  в деревеньке Румсу, что находится в полутора часах ходу  от Наггара. Поскольку туда есть дорога решили поспать подольше и доехать в Румсу на машине. В полдень погода была прекрасная: солнце и небольшая облачность, благодаря чему не было жарко. Встретились в Румсу с проводником и пошли по дороге, ведущей вверх мимо деревенских яблоневых садов.
Через час, когда мы  вошли в лес, начался дождь, быстро перешедший в ливень, пришлось остановиться, поскольку лило так, что почву просто вымывало из под ног.  Мы шли по тропам, протоптанным местными между деревьев, дороги вскоре  не стало видно, ее размыло, идти стало почти не возможно - ноги проскальзывали на размокшей глине. Иногда  шли по устьям ручьев, выложенных камнями, прямо по воде. Часам к 5 лес кончился и мы вышли  на холмы, поросшие низкой густой травой без цветов, изредка попадались деревья. Нормальной дороги  так и не было, только тропки, заметные по вытоптанной траве.   Дождь поутих, превратившись в морось.

К 6 вечера стало смеркаться и дойдя до ближайшего человечьего становища,  наш проводник Гаутам дал команду ставить палатки прямо в поле, то есть на склоне холма. Палаток было 2 - Гаутамова с непали (так здесь зовут непальцев) и наша. Палатка у нас была двуспальная и двуслойная. На пол непали положили 2 туристических коврика и пару шерстяных одеял, еще по одному одеялу каждому что бы укрываться.
В пределах видимости было жилье местных пастухов - тенты из пластика, натянутые на деревянные колья. Вокруг паслись коровы. А метрах в 30 от палаток бежал ручеек, из которого и бралась вода для приготовления пищи. Носильщики-непальцы готовли еду, а мы сидели втроем в палатке, жгли свечку  и пытались согреться.
Часа через  2,     когда было уже совсем темно, нас накормили рисом с кислой  травкой типа щавеля и какими-то острыми специями, что есть было затруднительно. Ужин завершал на 2\3 наполненный железный стаканчик чая  с лимоном. Слава Богу, мы запаслись шоколадом и крекерами. Добавку еды получить было можно, но не хотелось, с дополнительным чаем было сложнее, его мы ждали минут 30-40. Гаутам сказал, что отсюда до перевала 2 - 3 часа ходьбы. 

19.08.03.  Второй день треккинга. Дождь
Сменили мокрую одежду на влажную, от ручья тянуло сыростью, изо рта шел пар. Ночью мерзли, даже привалившись друг к другу и одев на себя все, что было относительно сухим. Часа в 3 ночи рядом рычал медведь. Непали нас разбудили около 7 часов утра. Пока приготовили еду, собрали палатки прошло часа 3.  Вокруг нас был один сплошной туман, шел мелкий дождь и не было видно ничего.  

Спустились с холма на лесную дорогу, ее размыло совсем, ноги проскальзывали, а вокруг росли высокие травы, цветы, одуванчики и земляника - мелкая, но очень сладкая. Это в августе-то!
Прошли мимо алтаря из сложенных на возвышении камней, чей алтарь никто не знал, но вокруг него все было усыпано свежими и увядшими лесными цветами. Потом снова вышли на лысые холмы и шли по скользкой мокрой траве. Через час дождь усилился и превратился в проливной ливень. Непали с Гаутамом шли впереди, за ними Дима, потом Вова, я отстала, шла почти интуитивно, периодически аукая. Вокруг дождь и туман, и никаких красот Гималаев. Из ощущений осталось только  холодная мокрая одежда, вода льющая на голову как из душа, хлюпающая под ногами и в кроссовках, и ничего кроме желания дойти хоть куда ни будь.

К часу дня добрели до местечка Чаклани - 2 тентов из пластика на каменном основании с печами внутри. Там живет семья местных жителей в 2 мальчиками-подростками, продают воду, сигареты, батарейки, берут путников на ночлег, тем и живут.     К этому времени мы промокли просто до нитки, с меня вода стекала струями, вещи в рюкзаке, несмотря на то, что они были дополнительно обернуты в полиэтилен, тоже пришлось выжимать. Местные жители сказали нам, что в этих местах в августе дожди идут  ежедневно.
Тут-то мы и сообразили, что экипировка наша совершенно не подходит для походов в горы, и наверное идти на Багри нам совсем не стоит, поскольку мы вымерзли уже там, где даже снега нет. Надо сказать, что ни Вова, ни я в настоящих горах до этого никогда не были, Дима был на Медео, но всего 1 день, без ночевки и с возможностью воспользоваться подъемником. И конечно никто из нас не представлял что такое идти в дикие горные районы в компании охотника. Кроме  того, ходить по горам оказалось не таким уж легким занятием: через час ходьбы лично у меня начиналось сердцебиение, сбивалось дыхание, в голове мутилось, уже не говоря о чисто физической усталости, а в нашем случае еще и недоедании и недосыпании.
Решили дойти до Маланы и возвращаться, тем более, что погодные условия для путешествия были не подходящими. Видимо сказывался и темп, Азат говорил нас, что по горам надо ходить медленно, но Гаутам все время спешил. Сказали Гаутаму о нашем решении, приведя его в дурное расположение духа, мы договорились, что платим ему за каждый день в пути.

Мы разместились в палатке с печкой-буржуйкой и хозяйскими детьми, Гаутам вместе с непали и хозяевами в другой,  где на полу было место для костра. Печка много тепла не давала, в палатке в метре от нее было так же холодно и влажно, как и на улице. Разделись до маек, сушили одежду на себе, куртки и одежду из рюкзака повесили на трубу буржуйки. Но это было почти раем,  первый раз за 1 дня тепло, рядом был огонь, нас напоили чаем, причем на сей раз мы достали  свои большие кружки и напились час вдоволь. У нас была бутылка рома, который мы добавляли в чай и это помогло нам прийти в себя. Потом пекли в печке картошку, ели салат из огурцов-помидоров, помытых в воде из ручья, но о санитарии уже даже не думалось.

Гаутам сообщил, что отсюда до Чандеркани час-два пути, но там очень холодно и привал организовать не где, что бы поставить палатки надо спускаться, а спуск очень опасен когда идет дождь и есть угроза камнепада, поэтому пережидаем дождь и здесь остаемся ночевать.

Пришел европеец, с которого текла вода. Он шел и Маланы, нес чарес, так здесь  зовут местный гашиш высокого качества. Он деловито сел, вылил воду из ботинок, набил сигарету гашишем, после чего рассказал, что вышел из Маланы вчера в хорошую погоду, на той стороне перевала днем     тоже начался дождь. Ему пришлось подниматься по колено в воде и ночевать на лежанке в ветвях дерева, которую ему соорудил его проводник. Подтвердил, что из-за дождей начались камнепады и идти вниз очень опасно.

Вчера Вовка бросил мокрую майку с Шивой в рюкзак, сегодня вспомнили о ней, и подумали, что не хорошо так обращаться с Богом. Подумали, что если Богу, особенно местному,  в том числе его изображению, не комфортно, то людям тоже не может быть тепло и сухо.  В общем Вовка надел ее, что б просушить, местные заулыбались и закивали. Часам к 6 вечера Шива стал высыхать и дождь стал утихать, через час майка высохла совсем - небо расчистилось и мы смогли сходить погулять по окрестностям.

Окрестности оказались чрезвычайно живописными. Оказалось что палатка стоит на довольно крутом холме, разрезанном на двое  дорогой, которую мы видимо потеряли в тумане. Над палаткой холм покрыт травой, за ним видны другие такие же зеленые  холмы, с вершины холма, метрах в 20 от нас протекала крохотная речушка. За дорогой, т.е. вниз по холму, рос целый лес из деревьев, похожих на огромные брусничные кусты с жесткими лоснящимися листьями, непосредственно под палаткой была настоящая березовая рощица. Кто-то из местных жителей сказал, что березы здесь священные деревья, и их очень любил Рабиндранат Тагор. За лесом была другая гора, за которой в какой то момент я увидела блестящие ледники. На склонах вдоль дороги, частично выстланной камнями, цвели лютики, одуванчики, что-то похожее на медуницу, иван-чай, и какие-то еще мне не известные цветы.

Хозяева, готовясь к ночевке в палатке с буржуйкой, набросали в нее дров, и весь имевшийся мусор, в том числе и полиэтилен. Спать в палатке с треснутой трубой совершенно не хотелось, могли просто задохнуться. К тому же жители приценивались в нашим вещам. Сказали Гаутаму, что ночевать будем в своей палатке, а поскольку Гаутам и непали ночевали в общей нам обломилось еще 2 одеяла. Одежда снова отсырела, мы промерзи до костей, а учитывая то, что спали на несколько наклонной плоскости головой вниз, было совсем плохо. Гаутам и хозяева  до полуночи слушали радио, пели и пили.

20.08.03. Третий день в Гималаях.
В 6 часов утра нас разбудило стадо быков, спустившихся с холма,    точнее один здоровенный бык чесал о стойку палатки рог и выражал свое недоумение этой конструкцией. Светило солнце, облака в лощине слева под нами ритмично, хотя и медленно покачивались, поднимались и опускались, и были похожи на море.
Утро на треккинге в Гималаях
Потом непали стали рубить дрова, готовить еду, включив радио, так что сон кончился. Гаутам, правда, проснулся только после того как мы стали звать его по имени часов в 8.  А вокруг нас, по всему холму и по соседнему бродили коровы. Видела 2 собакообразных существ см. 40 высотой с рыжей шерстью и коротким черным хвостом, они вышли из нижнего леса, медленно прошли, крутя головами, через стадо и скрылись на вершине.

Дорога за ночь просохла и идти было почти легко. Сначала дорога петляла то вверх, то вниз по ущелью, потом мы вошли в лес, где березки перемежались деревьями с брусничными листьями, а под ними росли цветы.  После начались холмы с низкой, почти газонной травкой и пестрыми цветами, потом деревья и цветы пропали, все вокруг было устлано мхами разных видов и разбросанными повсюду камнями белого  и серого цвета, здесь уже не было ни дороги, ни тропы, зато  паслись коровы и лошади. На перевал Чандеркани вела  крутая горная тропа, усыпанная камнями. Погода здесь меняется мгновенно, то жарило солнце, то вдруг налетал ледяной ветер, то небо заволакивало облаками, а окрестности туманом, в общем раздевались и одевались мы несколько раз за час.

В полдень мы взошли на перевал Чандеркани .
Перевал также называется Чандеркхани или Чандракхани, последнее наверное правильнее, учитывая то, что чандра - это луна. Перевал был в дымке, дорогу было видно метров на 5-10 вперед, а обрывы  иногда и вовсе не было видно. Очень странно, но здешние туманы, точнее говоря - это облака, наплывают даже без ветра. Сначала в воздухе появляются мельчайшие капли влаги, видимые на солнце и ощущаемые  кожей как крохотные холодные прикосновения, а через 2-3 минуты облака сгущаются, становятся похожими на серый дым, и через 10 минут окрестностей просто нет. Странный это перевал, я всегда считала (по Крыму), что перевалы находятся в точке между горами, в низине, этот же напротив самая высокая точка  по сравнению с окрестными горами.

Чандеркани место в народе популярное:  мы встретили здесь целую толпу человек в 100 местных жителей, которые стояли, сидели, бродили небольшими группами. В центре перевала расположено God place, где живет дух этого перевала - светлый камень в человеческий рост, окруженный камнями поменьше, а по периметру в 2-3 метра он огорожен плоскими   булыжниками, сюда люди приносят цветы. Здесь же пасутся  коровьи стада. Видимость была плохая, облака рассеивались только на несколько минут. Над головами метрах в 20-30 парили орлы с размахом    крыльев метра в 2-2,5. Иногда за облаками проступали горы со снежными пиками. Через перевал петляет относительно хорошая дорога, с одной стороны которой гора с огромными камнями, с другой почти отвесные заросшие обрывы, все покрыто пестрым цветочным ковром.  Ущелья внизу тоже все в цветах, поэтому цвета они разного от зеленого до сиреневого. Длина перевала около 1 км., высота 3.660 метров.
Цвета Гималаев, Чандракхани

Энергетика у Чандеркани просто потрясающая! Состояние такое, как будто ты не имеешь веса, ни одной мысли в голове,  сплошной щенячий восторг.
Стали спускаться, огибая гору слева. Причем спуск - это только название общего направления движения, на самом деле  идем то вверх, то вниз, в зависимости от рельефа, поэтому когда идешь не очень понимаешь спускаешься ты или поднимаешься. Шли по тропкам, которые иногда просто кончались, приходилось пробираться прислонившись к скале по краю обрыва, и держась друг за друга. На тропах конский и лошадиный навоз - как  там проходят такие крупные животные?

Наконец вышли на крохотное плато, с которого видно ущелье, внизу течет Malana Nala, под нами сама деревушка Малана. Напротив гора, разрезанная рекой с водопадами.     Из ущелья иногда вылезали небольшие рукотворные, по словам проводника, горки из камней, туда люди приходят, т.е. залезают, медитировать.  Гаутам сказал нам, что спуск с Малане очень сложный, хуже, чем дорога, по которой мы только что шли, и поэтому мы пойдем другим путем - сначала легкой дорогой  налево в местечко Нагруни, которое совсем близко, а потом постепенно спустимся  вдоль реки к Малане. Я помнила карту местности, но с собой ее не было, а ребята предпочти согласиться с предложенным маршрутом. И опять -  вверх, вниз, вверх, вниз... Через некоторое время Гаутам объявил очередной привал поскольку  непали очень устали. Хлебнули мы водички, приобретенной в Чаклани, сначала неприятно поразил ее вкус, потом при осмотре бутылки обнаружили на дне бурую взвесь - водица явно была не фабричной расфасовки, хотя и запечатана. Во избежание заражения  пришлось допить остатки джина. В мутных мозгах наступило прояснение, но окрестности стали плавать.

Наши носильщики непальцы были среднего роста, лет 20-25 может быть, точнее сказать не могу, имен их тоже не знаю, поскольку по-английски они не говорили вообще. Они собственно выполняли всю тяжелую работу: носили палатки, одеяла, коврики, запас еды и керосинку, они же палатки ставили, ходили по воду и готовили еду. Гаутам только руководил. Груз они таскали в мешке на спине, а ремень от мешка надевали на лоб. Непали ходили очень быстро, вниз почти бегали. Если они поскальзывались, то в отличие от нас не пытались устоять и удержать равновесие, а наклонялись вперед и бежали по инерции дальше, до ближайшего подъема. Сегодня я наконец наконец научилась ходить, не очень уставая. Идти надо    вперевалку, немного отклоняясь вправо и влево на каждом шаге, и широко, тогда тело движется по инерции, правда это возможно только на подъемах. И дышать тоже нужно в такт шагам, редко, шаг правой - вдох, следующий наг правой - выдох.

Пока Гаутам и непали одевали рюкзаки, я рванула вперед и обнаружила развилку: направо шла вниз утоптанная земляная тропа, налево горизонтальная, усыпанная  здоровенными камнями. Мне больше понравилась правая и я стала спускаться, а Вова с Димой остались ждать Гаутама. Но  меня вернули - Гаутам объявил, что правая     дорога ведет совсем не туда, куда нам надо, т.е. вокруг горы, и вообще она лошадиная и очень опасная, и мы пойдем влево. Это показалось мне очень сомнительным, но молодцы сказали, что спорить мы не будем и пойдем за проводником, который к этому времени уже порядочно удалился. Пошли. Дорога шла по краю горы и была труднопроходимой, везде валялись бульники в     метр-полтора высотой, которые нельзя было обойти, и приходилось на них влезать, а потом слезать. Через некоторое время мы почувствовали, что дорога ведет совсем не вниз, и в сторону, прямо противоположную Малане. 

Часам к 4.30 мы     вышли к долине, покрытой розовыми цветами и травами высотой по пояс, а то и по грудь. Насекомые просто гудели вокруг. Особенно впечатлили черно-желтые, толстые и лохматые то ли шмели, то ли оводы см. 3 длиной  с жалом или хоботком такой же длины, носились они с ужасающей скоростью и жужжаньем. Мы с Вовкой немного отстали от остальных и когда догнали остальных     Гаутам уже дал команду ставить палатки прям в траве у обрыва. На вопросы почему мы остановились в такое раннее время Гаутам отделался пространными и непонятными заверениями. Попросили его развести костер, он ответил, что дров здесь нет и завалился спать. Теперь для всех стало очевидно, что Гаутам тянет время и будет таскать нас по горам пока ему не надоест.

Так мы оказались в Нагруни, долине цветов. Место очень красивое -  вокруг все в цветах типа нашего львиного зева или бальзамина, только крупных, розовых  и высоких - около метра, но какое-то тревожное.  У Димы разболелась голова и он уполз в палатку, а мы с Вовой пошли вниз по тропе которой мы пришли, исследовать окрестности на предмет поиска путей бегства. Первое, на что мы наткнулись метрах в 10 от палаток,   было костровище не понятного назначения прямо на тропе и следы лап какого-то зверя типа собаки в ладонь размером. Слева от тропы  была гора. Дальше - стойбище  примерно 10Х10 метров с еще одним большим  костровищем, огромными белыми камнями и 2 плоскими, сложенными друг на друга, плитами 3Х3 и в метр высотой, находившимися в центре. Место было отгорожено от тропы стволом большого дерева, вырванного с корнем. В 4 углах     стойбища в землю были воткнуты деревянные колья  см.10 в диаметре.  Камни были явно не местные, не понятно кем и зачем сюда принесенные. Все это было очень похоже на ритуальное сооружение, точнее на жертвенник.

Дальше тропка шла через небольшое ущелье с речкой, точнее несколькими ручьями и болотцем,     посередине. Слева была  гора, поросшая лесом, справа обрыв, с шумящей внизу рекой. Тропа потом сворачивала вправо вниз и дальше вела  в лес. В лесу напоролись на следы глубиной см. 5-7 с когтями см. 3-4. Выбраться  мы уже не успевали. Стало темнеть, солнце в горах садится очень быстро, темнеет минут за 20-30, и мы вернулись к палаткам. Энергетика у места была   странная, если не сказать страшная,  меня стало трясти, Вовка тоже что-то почувствовал, не сказал, правда, но глаза из орбит вылезли. Я нашла плоский камушек, нарвала цветов и залезла в палатку медитировать, ребята пошли общаться с проводником. Непали сделали на ужин традиционный рис и дал с  чем-то острым, совершенно несъедобно. Шоколад уже кончился, орехи почти тоже, мы доедали последние крекеры. За эти три дня мы почти не спали из-за холода и сырости, порастянули ноги и вымотались. У меня от постоянных спусков и подъемов кружилась голова и стала идти носом кровь. Гаутам постоянно говорил, что идти надо быстрее, а то не успеем засветло, потом оказывалось, что времени предостаточно, в результате мы не могли даже осматриваться по сторонам. Перемещение в таком темпе на отдых явно не походило. Ребята сказали, что я заболела и пообещали Гаутаму награду, если завтра мы окажемся в Нагаре, он пообещал.
У палаток было очень влажно, дров в округе не было, сушняк был только в лесу и на соседней горе, но оттуда его  было тяжело волочь. Пришлось нам натаскать полуобгоревших стволов из окрестных костровищ, и выдернуть пару стволов на стойбище. Гаутам, когда узнал где мы взяли дерево,  сразу посерел, но костер развел, поливая сырое дерево керосином.

Вечером, греясь у костра, спросили Гаутама что за место, он ответил, что сюда люди приезжают поохотится, но говорил как-то не уверенно, похоже было, что придумывает на ходу. Рассказал, что здесь раньше было здание какого-то природоохранного ведомства, кажется лесного, но деятельность его заглохла сама собой, еще бы, места-то труднодоступные. Правда останков здания мы не видели. Рассказал, что здесь водятся черные гималайские медведи, тигры, шакалы и много всякого зверья. Охотятся местные зверушки в основном по ночам, и в том числе на людей. Ноги сначала болели, теперь они уже онемели и просто перестали слушаться.

читать дальше

Время путешествия: 
август 2003
Автор и\или источник публикации: 
achadidi, впервые опубликовано на первом сайте об Индии;) google
Утро. Треккинг в Гималаи Цветы перевала Чандракхани


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Та_ланд:
| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru