Индия по-русски ~ мобильная версия

Записки неискушенного путешественника

achadidi Сб, 02/02/2008 - 23:04

Мы двигались по маршруту Ришикеш-Укиматх-Чопта-Укиматх-Сонпраяг-Кедарнатх.
Я, взвесив все факторы (проанализировал ценники, время, которым мы располагаем и т.д.) решил взять джип с водилой.
Это можно сделать в Ришикеше у Ракеша (моб. - 9837077122, компания Prabhu Sewa).
Наличие джипа придает невиданную мобильность, что очень важно с учетом резких изменений погоды, состояния дорог, и т.д. Мы, по кр. мере, несколько раз круто меняли маршрут по обстоятельствам. Кроме того, с автобусами и вправду может быть беда в удаленных районах.
Хитрый Ракеш зачем-то впендюрил нам гида, который ну совсем уж не нужен. Анкур был классный парень, но тупой, как пробка, и совсем неопытный. Т.е. мы с ним немало намучились в горах :-). За джип с гидом и с проживанием на всем пути Ракеш запросил $125/день, но был опущен до 100. Думаю, что джип с водилой реально получить за полтинник. И на мой взгляд, это совершенно адекватно и *очень* полезно.
До Харидвара доехать элементарно, ясное дело - это экспресс Shatabdi из Дели, уходит рано утром с вокзала New Delhi и в 10-30 утра уже в Харидваре. Стоит около 400 рупий 1-й класс с кондиц. Далее Ракеш встретит и заселит в "Great Ganga" в Ришкеше. Great Ganga - оч. приличный, но недорогой отель (думаю, около 3000 руп. single, 4000 - double) с прекрасным видом Ганг. Это *последнее* место на пути, где можно будет по-человечески расслабиться.
Далее - *очень* хороший GMVN лагерь в Укиматхе. И убогая, но неизбежная стоянка в Чопте. Что же касается самого Кедарнатха, то думаю, что GMVN в Сонпраяге все ж -таки докрасят и можно будет туда селиться. Стоит GMVN каких-то символических денег. Около 400 за домик в день.Еда, как и везде в провинциальной Индии, не стоит почти ничего - мы ели вчетвером(!) где-то за $10/день.

1. Харидвар. На мой взгляд, имеет смысл внимательно посмотреть Дакша-мандир и посетить вечернюю церемонию Аарти в Хаар-Ки-Паири.

2. Ришикеш. Людное шумное растусованное место. Посещать его имеет смысл лишь любителям йоги на достаточно долгий (от 3 мес) срок для прохождения практики в одном из йоговских ашрамов. Храмы в Ришикеше и вокруг него практически все новодельные. Любопытное место – храм на холме Кунжапури, но до него достаточно долго добираться, поскольку холм достаточно высокий (около километра высотой). Кунжапури - явно древнее, намоленное место, но сам храм при этом абсолютно свеженький. Еще интересны древние пещеры по берегом Ганга (наиболее древние из них – в 15-17 км от Ришикеша по дороге на Рудрапраяг). Таким образом, задерживаться в Ришикеше особенно не стоит и сразу, не теряя времени, устремиться в горы. ВНИМАНИЕ! В Ришикеше хорошо бы купить подробную карту Garhwal Himalaya за 70 рупий почти везде продается. Далее вы эту карту нигде уже не встретите! 3. Дороги. Передвижения. Благодаря тому, что северные территории Уттаранчала являются стратегически важными районами, все дороги поддерживаются военными (BRO-Boarder Roads Organization) в относительно неплохом состоянии. Однако, довольно часты обвалы (slides) и обрушения части полотна вследствие размытия дорог. Вождение в этой части Индии чрезвычайно усложнено (левостороннее движение, узкие серпантины, особенности вождения индийцев), так что водить самостоятельно крайне не рекомендую. Идеальный вариант – арендовать джип с водителем, что не очень дорого в Индии. Довольно хорошо налажено автобусное движение, автобусы бегают довольно шустро. Однако в удаленных районах возможны проблемы с расписанием. Например, в Чопте наши приятели из Дели ждали автобус около 4 часов, прежде чем выяснилось, что автобус поехал обслуживать свадьбу (!) в соседней деревне и сегодня не приедет вовсе.

4. Дорога в горы. Очень красивая и совсем не изматывающая. Обязательно рекомендую вылезать на т.н. «Праягах» (места соединения значимых рек) – таких, как DevPrayag, RudraPrayag и т.д.). Все эти «стрелки» очень красивые. В Девпраяге формируется Ганг, а Рудрапраяге оч. красиво смешиваются воды совершенно разных по виду горных рек – прозрачной зеленовато-голубой Мандакини и мутной глинистой Алакананды. Devprayag Rudraprayag

5. Проживание. Как ни странно, рекомендую останавливаться в *государственных* лагерях GMVN. Как правило, GMVN выбирает красивые природные места для своих кемпингов. Радикальной нашей ошибкой было остановиться в частной гостиничке в СонПраяге, которая выходит окнами на дорогу. КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя этого делать. Т.е. на трассе, по которой пролегает Ятра (паломничество к индуистским святыням Гархваля) нельзя останавливаться ни в коем случае. Бесконечные индийские гудочки ("Horn Please") и звяканье бубенцов на мулах поднимут мертвого из гроба. Движение на дороге успокаивается поздно ночью и оживает около 5 утра. Т.е. нужно искать места для ночлега, удаленные от дорог паломников, и по возможности находящиеся в природных местах. Что касается условий проживания, то в домиках GMVN они вообще просто-таки человеческие, а вот в прочих местах я бы порекомендовал иметь свое белье на вс. случай. В Чопте сараюшки жуткие, конечно, но что делать. Чопта – крошечный поселок (маленькая тур. станция, по сути), так что выбирать там не из чего. Итак, по нашему опыту ЛУЧШЕ ВСЕГО остановиться в лагере GMVN в Укиматхе. Укиматх – идеальное место для лучших треккингов по окрестностям. Из него возможны путешествия в Чопту, в сторону Кедарнатха, в МадМахешвар. Кроме того, городок находится в стороне от оживленных трасс, что также очень важно (см. выше). Ukimath (GMVN camp at the top of the hill)

6. Интересные места. Важные замечания. Укиматх – замечательная деревня! По-хорошему, там стоит пожить недельку-другую, да где ж ее взять… Самое примечательное место в деревне это, конечно, храм. Он очень важный – на зиму туда переезжает мурти Шанкары из Кедарнатха. По утрам и вечерам в храме весело пуджарят под забойную самодеятельную музыку. Внутри поют (и играют на забавных муз. инструментах) местные жители от детей до старичков, и все это транслируется на всю деревню через мегафон, установленный на крыше храма. Community там очень компактное, все друг друга знают, ясное дело, обстановка очень семейная и дружеская. В Укиматхе мы много снимали и положили фотки на сайт. Нам посчастливилось, и мы присутствовали на празднике, посвященном переезду Бхагавана Шанкары обратно в Шри Кедарнатх после долгой зимы. Потрясающее зрелище, только совершенно непредсказуемое – никогда заранее не известно, когда «откроют» Кедарнатх. Как я уже говорил, Укиматх, благодаря всем вышеописанным преимуществам – идеальная остановка на пути в эти края Гархваля.

Думаю, что неплохим вариантом будет трек Укиматх-Мадмахешвар. Там половину расстояния можно проехать на машине, а километров 15 пешком. В начале мая там снега было больше метра, так что мы туда не полезли. Но вообще, судя по всему, Мадмахевар – очень достойное место (посмотреть как сам храм и пейзаж вокруг него, так и потрясающую панораму Гималаев, к которым Мадмахешвар уже достаточно близок). Я бы, по крайней мере, если бы вновь оказался в тех местах, непременно бы посетил Мадмахешвар (высота – около 3.5 тыс., насколько я помню).

Из Укиматха мы совершили замечательное путешествие в Чопту. Пожалуй, эта дорога (Ukimath-Gopshwar) – одна из самых красивых во всей области. Т.е. останавливаться и любоваться природой можно буквально каждые 100 метров. Очень красивой становится дорога за Чоптой, по направлению к Gopshwar'у. Скалы, леса и водопады там просто потрясающие. Примерно посередине дороги Укиматх-Чопта находится деревня Сари, из которой можно совершить короткий треккинг к озеру Devria Tal.

ВНИМАНИЕ!!! Треккинг имеет смысл ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в хорошую ясную погоду. Само по себе озеро напоминает небольшой подмосковный пруд (сходство еще более усиливается тем, что и погода, и температура воды в озере совершенно подмосковные :-). Главный фокус этого места – возможность обзора великолепной панорамы гималайской цепи в районе Кедарнатха. Увы, в нашем случае погода была облачной, так что, искупавшись в «пруду», мы просто вернулись назад в деревню. Дорога достаточно красивая – свежий, зеленый лесной парк. Вокруг самой Чопты можно гулять очень много. Но главный маршрут, конечно, это Тунгнатх (одна из частей Panch Kedar, если мне не изменяет память) и далее на Чандаршилу. Мы на Чандаршилу не смогли пройти, поскольку снега было все же многовато еще. В восхождении на Тунгнатх (очень простой треккинг по хорошо выложенной каменной дорожке) самое главное – это погода. А в горах, как известно, она меняется очень быстро. В первый день мы вышли из Чопты во вполне приличную погоду, однако довольно быстро небо затянулось плотными облаками, и наверху мы попали просто под чудовищный град, укрыться от которого смогли в одной из построек неподалеку от храма. Град был и вправду жуткий, если бы не укрытие, худо бы нам пришлось. На след. День мы проснулись в 5АМ и повторили(!) восхождение. В это время года наиболее благоприятным с точки зрения погоды было именно утро. Т.е. в короткое оконце с 5 до 9 утра был шанс увидеть красоты Гималаев под сказочным лазурным небом. Ближе к обеду все затягивало какой-то мутью. Надо сказать, правда, что для мая эта погода ВЕСЬМА НЕТИПИЧНА. Т.е. даже в Дели люди удивлялись тому, что творится с погодой и задавались вопросом почему сезон дождей начался так рано. Насколько я понимаю, май в этих краях ДОЛЖЕН быть довольно чистым. В начале мая в Чопте пышно распускаются розовые цветы на деревьях (рододендроны?). Зрелище – просто супер! Все горы и холмы – в розовых облаках эимх деревьев.
Я бы посоветовал пожить в Чопте 2-3 дня и спокойно погулять вокруг. Сходить на Чандаршилу раненько утром, пройтись по дороге в сторону Gopshwar'а. Хорошо бы пройти по кр. Мере 2-3 километра, дойти до потрясающего огромного водопада (там перепад, небось, боле километра у него!). Скалы и леса там просто фантастические.

Интересно, что в этих краях полно тигров (леопардов?). Мы их не видели, но говорят, что по ночам они активно охотятся в местных лесах. Забавная история, связанная с этим, случилась с нами в Чопте. Когда мы только приехали в поселочек, я обратил внимание на местную собаку, на шею которой был надет чудовищного вида жестяной ошейник шириной сантиметров 10 со зверски загнутыми резаными краями из жести. Я был крайне удивлен таким отношением к псине и с возмущением стал отчитывать местных стариканов за такую вот жестокость. И что же оказалось? Выяснилось, что сей ошейник предохраняет собаку от укуса тигра, который в первую очередь перегрызает жертве именно шею. Т.е. тигр, по идее, должен очень пораниться об острые края ошейника и откатить атаку на животное.

Честно говоря, когда мы шли через чоптинский лес на Тунгнатх рано утром (около пяти утра), меня все же преследовали нехорошие мысли о местных хищниках. Единственное, что я придумал – в слечае близкого контакта попытаться ослепить врага вспышкой от фотоаппарата, и попытаться таких образом привести его в состояние шока ?. К счастью, проверить эффективность этого метода успокоения разъяренных тигров нам не пришлось. Спустившись с Тунгнатха мы двинулись обратно по дороге в Укиматх и совершили вылазку на пруд ДеориаТал, где я с удовольствием искупался в бодрящей дождевой водичке. Далее мы вернулись в Укиматх, пересекли ущелье Мандакини и через Гупткаши поехали в Сонпраяг.

Сонпраяг – совершенно отстойное местечко, которое годится лишь как ночевка на пути к Кедарнатху. Фактически, это придорожный лагерь для паломников. Грязь, пыль, мулы с продуктами их жизнедеятельности и т.д. Жить там нужно не в самом поселочке (на дороге), а внизу, у реки, в свежепостроенном здании (похоже, того же GMVN). Зато на главной площади Сонпряга есть классная харчевня, где колоритный шеф шустро выпекает роти на вполне опрятном тандуре. Однако на холме чуть выше Сонпраяга находится TriyugiNarayan – место, которое совершенно необходимо посетить. Это маленькая деревня с жутко древним храмом, о котором я ОЧЕНЬ советую заранее прочесть в соотв. литературе. Храм интересный, необычный, и явно заслуживающий внимания. Добраться до него можно либо пешком (трек 4 км от Сонпраяга), либо на машине (12 км гравийный серпантин). По возможности, хорошо бы там попуджарить (в храме постоянно горит костер для Агни-пуджи) с веселыми местными стариканами. Следующим утром (рано, около 5-30!) мы подъехали к Гаури-Кунд (последний населенный пункт перед Кедарнатхом) и стартанули к Кедарнатху.

Внимание!!! Это 14 км туда (и 14 обратно, соответственно). Но на самом деле подъем достаточно легкий – мы преодолели его без особого труда и без длительных остановок. Дорога очень красивая – леса, водопады, многократная смена климата. Все это скрашивает путь и делает его легкой прогулкой. Кроме того, дорога ОЧЕНЬ хорошо подготовлена для паломников, многих из которых повезут на мулах и в паланкинах. Т.е. идти можно спокойно и вдумчиво – по сторонам ВСЕ ВРЕМЯ будет что-то достойное внимания. Сам храм Кедарнатха, конечно, величественный и интересный. Ну и Jyotirlingam, как-никак. А вот гора Кедарнатх, благо что почти семитысячник, на меня почему-то не произвела какого-то супер-впечатления. Выглядит примерно как скалистый трехтысячник в Альпах. Не знаю уж, почему. М.б. эффект масштаба? Совсем крыша едет от «холмов» в 3.5 – 4 км? Интересно, что в Кедарнатхе к «большим» Гималаям подходишь практически вплотную. Ну т.е. бери и лезь прямо оттуда на 6900, если здоровье позволяет ?.

ВНИМАНИЕ! В ГауриКунде наш гид заныл, что до официального начала ятры нужно какое-то разрешение (permission) местных властей. ЗАБЕЙТЕ! Не надо никакого permission, проверять его там все равно некому. Никаких постов, застав, и т.д. на дороге нет. Мы потратили 6(!) часов на получения разрешения, нам его не дали(!) в результате, но по моему настоянию мы все равно пошли и трек получился очень удачным в конце концов. Кстати, на дороге Укиматх-Чопта тоже возможны попытки поборов с иностранцев, но этим лучше дать, тем более, что просят совсем немного – около 200 рупий за машину.

7. Еда. Оч. вкусно кормят в придорожной харчевне в Чопте. Вообще, в этом районе мне больше всего понравились лепешки с овощами - vegetable paratha. Интересное наблюдение – можно самостоятельно покупать свежие овощи на рынках, а потом прочить приготовить их для вас в харчевнях – «шефы» с радостью соглашаются! В самих харчевнях овощи бывают так себе.

8. Погода. Начало-середина-конец мая – ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ время для посещения Уттаранчала. Практически все дороги уже открыты, ятра еще не началась, уже достаточно тепло, но при этом ясно (см оговорку по поводу именно этого года выше).

9. Люди. Время для похода. «Гархвальцы» - очень хороший, дружески настроенный народ. По-английски, правда, ОЧЕНЬ слабо говорят. Но это не мешает общению?. Думаю, что в период ятры на дорогах Chard Ham'a просто столпотворение, так что май (см. выше) – лучшее время. Толпы садху – это хорошо, конечно, и интересно, но тишина и спокойствие при посещении этих мест все же важнее, на мой взгляд. Один БОЛЬШОЙ МИНУС – до официального «старта» ятры все храмы будут закрыты!!! Т.е. и в Тунгнатхе, и в Кедарнатхе мы оказались перед закрытыми дверьми. Но зато без толп и без суеты.

Время путешествия: 
весна 2005
Автор и\или источник публикации: 

Александр Яблонский, персонально для achadidi и специально для http://achadidi.naro...


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
мед_тация:
| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru