Мои пешие прогулки вокруг МакЛеодганжа

Geo Ср, 25/11/2009 - 16:59

Прежде всего, нам достаточно повезло в том, что план-схему района Дхарамсалы мы достали в один из первых дней. Это открыло сразу массу возможностей.
Погода в конце октября в Маклеод ганже была хорошей – днём всегда (до последнего дня) было ясно и тепло, ночью прохладно (наверно, до +12-+15С). Просыпался я рано, около 7, и уходил бродить по тропкам-дорожкам.

Прогулка 1. Монастырь.
На схеме к монастырю ведёт самая южная улица. Дневные прогулки показали, что улиц там никаких нет. И всё равно с рассветом вышел на поиски потерянной обители монахов.
Вышел на центральную площадь. Да, есть какая-то подворотня, идущая правее «нижней» центральной улицы, за кондитерской. Это даже направлением сложно назвать (в октябре 2009). Иду. Слева – жилые дома, справа стройка. Через 20-30 метров вижу ОМ-отель – хорошо – на схеме он обозначен. После опять стройка, помойка. Ещё через 20-30 метров обнаружил лестницу вниз. Вперёд идти уже не безопасно, спускаюсь по лестнице. Вокруг летают красивые птицы: тёмные с двумя очень длинными перьями в хвосте. Хватаюсь за фотик и обнаруживаю, что не вставил в него аккумулятор. Жаль!!! На обратном пути посчитал ступеньки – 299 от верхней «улицы» до ворот монастыря.
Вокруг монастыря жилые постройки: живут монахи, есть и иностранцы. Чуть ниже монастыря расположена смотровая площадка. Я застал на ней немцев, делающих утреннюю гимнастику.
Со смотровой площадки открывается очень красивый вид на долину. Особенно на рассвете (с 7 до 7-30) и на закате (около 17-00).

Прогулка 2. Триунд.
Конечно, это скорее восхождение, чем прогулка.
В нашем отеле запросили 800 рупий с человека за это активити, назвав расстояние до вершины 9 км. Даже показали где этот Триунд. Не высоко.
Во время прогулки к водопаду мы поднялись к верхнему, а в Шива-кафе уточнили где начинается/продолжается тропа к Триунду. На показали, но сказали, что дорога сложная и без проводника лучше не пробовать. Попросили 500 рупий с человека.
Я решил, что можно пойти самостоятельно.
Встал пораньше – в 5-00. Вышел, по дороге купил 4 местных толстых лепёшки, простых 20 рупий за 4. Вода в сумке.
За полчаса быстрым шагом добрался до Багсу, ещё через 20 минут был уже в Шива-кафе.
Мой план был довольно оптимистичен. Я думал «приклеиться» к какой-нибудь группе, идущей к Триунду. Но пока никого не встречал. У Шива-кафе меня обогнали 2 селянки, перешли реку, но ушли влево. А я пошёл направо.
Тропа сначала поднималась прямо под 30 градусов, потом перешла на короткий зигзаг. Даже голова немного закружилась.
Вот и рассвет. Я достал лепёшку и с удовольствием её съел.
Полюбовался, как тень уходит с МакЛеодганжа и Багсу, и пошёл дальше. Судя по времени создания фотографий, в 8 часов я подошёл в селению (3 дома). Вокруг паслась разнообразная живность. Я попытался кого-нибудь найти, расспросить о дороге – не получилось. А тропа потерялась. Точнее я видел несколько вариантов продолжения пути. Выбрал более подходящий вариант, как оказалось потом, неверный.

Отступление. Обратно меня провели по правильной тропе. С высоты пройденного могу дать совет. Не спешите, слева от деревни стоит ступа – подойдите к ней, отдохните. Правильная тропа идёт от ступы через селение и через крапивное поле, небольшое. И дальше прямо, почти без подъёмя и спуска до оврага (соедиения двух склонов).

Через пол часа, поняв, что иду не тем путём, пробрался к пастуху с козлятами. Поиграл с козлятами, попытался с пастухом найти общий язык. Пастух указал мне направление. Конечно, идти пришлось без тропы. Что козы утоптали, то и было под ногами. Вокруг сплошные колючки. Неприятно. Опять блуждаю. Вышел на другого пастуха, он мне издалека показал место, где мне следует пересечь овраг и куда идти дальше. Очень хороший человек. Как я понял потом, меня вернули на правильную тропу, но тогда я этого не знал и попёр при первом удобном случае вверх. Склон был каменный, укол не критичный. Поднялся. В 9 стоял на промежуточной вершине над второй ступой.

Отступление. С тропы, ведущей от водопада к Шива-кафе видны 2 белые ступы. Слева – ближняя ступа, о которой я уже писал, справа – дальняя. Правильная тропа к Триунду, не доходя до второй ступы метров 30-50, поворачивает наверх, в сторону пиков. В некоторых местах тропа даже выложена плоскими камнями.

Вид уже открывается прекрасный. И на пики, и на просыпающуюся долину.

Панорама Дхарамсалы из Триунда

Пофотографировал. Поднимаюсь выше.
В 10 уже стало жарко. Снял толстовку, съел очередную лепёшку.
Немного подумав, решил оставить котомку и толстовку здесь на камешке в тенёчке и подниматься оставшиеся метры налегке – с фотоаппаратом.
Немного поднялся и встретил двух парапланиристов. Поздоровались, они меня сфотографировали, и я пошёл на Триунд.
Место очень красивое. Всё вокруг красиво: и горы, и вид на долину, и луга с разбросанными камнями. Сфотографировать хотелось буквально всё.
К Триунду вела выложенная плоскими камнями тропа (левее холма, мимо дерева или группы деревьев).
Поднялся. Открылся замечательный вид на горные пики. Запечатлел, полюбовался полчасика и побрёл не спеша назад.

Триунд и горы гряды Дауладхар

Попрощался с парапланиристами, нашёл свои вещи.
Увидел загорающего европейца, подошёл, познакомился. Оказался соотечественник – Сергей. Он-то мне и рассказал про правильную тропу. Показал начало спуска. И всё равно я почти сразу сбился – очень много козьих троп, похожих на тропу.
Сергей сверху увидел, что я сбиваюсь к ступе, и решил меня проводить. Он так бежал по тропе, что мы до села с крапивой доскакали за 15-20 минут. Так что всё очень близко ))
Когда вышли из села на знакомый склон, я перестал гнаться за Сергеем и пошёл в своё удовольствие.
Над Триундом поднялись парапланиристы.
В Багсу я был в 13-30 (в пути около 7 часов), встретил прямо посреди улицы семью мангустов.
Эх, хорошо прогулялся ))

Прогулки 3 и 4. Дорого к Дал-Лэйку
Одним из достопримечательностей района является небольшое горное озеро.
Так пишется в путеводителях.
И я решил посвятить одно утро прогулке к этому озеру. Благо расстояние до нго небольшое - 2 км.
Дорога к озеру начинается опять с центральной площади и идёт чуть выше остановки автобусов.
Метров через 50 прошёл "автомойку". Местные таксёры приспособили ручей к своим нуждам.
А сама дорога просто змечательная. Хороший асфальт, но абсолютно пустая. На дороге есть один отель, думаю только он и использует эту трассу. В основном на ней встречаются пешеходы, бегуны и йоги. Но я после 10-00 по дороге не ходил.
Серпантин очень красивый. Прекрасные виды: горы, долина, склоны. Сама дорога практически без высотного перепада, то есть в гору идти не надо не о пути туда, ни назад. Вокруг местные сосны. Летают красивые птицы с длинными хвостами, зелённые попугаи и очень маленькие птички, я последних записал в калибри. Очень похожи, и зависают соответствующе.
По дороге надо идти, никуда не сворачивая. Есть маленькие дорожки (асфальтированные) и вправо, и влево, но они не для нас.
Через километр серпантина вышелна т-образный перекрёсток. С указателями. Озеро направо - 1 км. Для справки, налево Дарамсала. То есть эта дорога дублирует основную автобусную дорогу. Наверно, поэтому и не загружена.
И я пошёл.
Вот тут начался подъём. Весь километр.
Дорога к озеру однозначна, заблудиться невозможно.
Дошёл я до Дал-Лэйка.
Вид не впечатлил. К моменту нашей встречи озеро успело высохнуть. Берега отсутсвующего озера облагорожены выложены камнем, везде дорожки.
Рядом с озером его описание с намёком: приезжайте в сентябре - вода будет. Не понятно, как озеро успело пересохнуть за месяц.
Я обошёл озеро (оно размером с футбольное поле) и пошёл обратно.

Мне очень понравилась эта дорога, и в последнее утро я решил опять по ней прогуляться.
На обратном пути, уже на подходе на подходе к МакЛеодганжу меня остановил местный в гражданском и попросил отойти на обочину. Очень дружелюбно. Я выполнил, ничего не подозревая. Через минуту из-за ближайшего поворота начали выезжать машины. В первой сидели серьёзные мужчины в гражданском. А во второй или в третьей машине мимо меня проехал сам. Далай-Лама. Он сидел на переднем пасажирском сидении, как раз с моей стороны. Кортеж ехал медленно, только выехал из МакЛеодганжа, и Далай-Лама, соединив перед собой ладони, поздоровался. На дороге стояли только я и человек в гражданском. Я, поражённый неожиданной встречей, успел только кивнуть головой.
Замечательная дорога. Очень рекомендую :)

октябрь 2009

Георгий Урумов, для индонета

Козы на тропе к Триунду Триунд Триунд Триунд

а про встречу с

а про встречу с Далай Ламой?
продолжение будет? а фотки? Георгий, а у вас осталась та чудная панорама из Триунда, если пришлете мылом с разрешением 800-1000 по горизонтали я могу ее поперек текста выложить в качестве подтверждения словам...