Вриндаван.
Исккон - вайшнавский рай.
Первое, что бросилось мне в глаза, едва мы сошли с поезда в Матхуре на пути во Вриндаван - это более вместительные рикши, в которые легко набивается по 16 человек.
В той, где ехали мы, было 17 взрослых и 3 ребенка, не считая багажа. (Кстати, это была первая и последняя попытка посчитать пассажиров в этих рикшах, поскольку когда мы ездили на Говардхан, кроме стандартных 16 пассажиров, человек по пять легко размещалось на крыше и куча индусов гроздьями висела с боков). Но этого я еще не знал и мне было забавно, когда кто-то пытался залезть на крышу, однако тогда, в Матхуре его согнали с криками: "полици".
Как ни странно им оказался русский, который ехал вместе со своей индийской женой. Она, кстати, неплохо говорит по нашему. И сразу повеяло чем-то знакомым - вайшнавским. Удивительное ощущение возникает от разговоров с кришнаитами: полное неприятие любых философских идей, отличных от вайшнавских, и бойкие шаблонные аргументы, которые исходят из уст практически всех кришнаитов.
Во Вриндаване очень много украинцев и русских. Зрелище необычайное - масса народу в характерной кришнаитской одежде, со смешными хохолками на затылках и с мешочками в руках. На все случаи жизни одна фраза "Харе Кришна" и как в Путтапарти масса торговцев, знающих по-русски некоторые числительные и расхожие словечки наших не говорящих на языках соотечественников. Гостиницы здесь дорогие, а дешевое жилье плохого качества - это тоже издержки наплыва иностранцев. От этого и более высокие цены на все фрукты.
И вот она одна из самых священных рек Индии - Ямуна. Темные воды неспешно бегут к Ганге, а на берегу кипит жизнь. С одной стороны - бойкая, торгово-туристически-паломническая, а с другой стороны - здесь открываются удивительные деревенские картины с обилием коров (в этом смысле ничего не поменялось со времен Кришны), со свиньями, которые плещутся в лужах, с пыльным бездорожьем (хотя в последние годы во Вриндаване идет массовая постройка отличных дорог), с полями, засеянными пшеницей, со штабелями сушенных лепешек из коровьего навоза и прочей экзотикой. Вдоль Ямуны множество древних храмов. Все они глубоко почитаются в вайшнавской среде, но многие сейчас в довольно плачевном состоянии. Атмосфера на берегах священной реки самая возвышенная, особенно на ступенях старинных гхатов (мест для священных омовений). Я смочил водой голову и казалось я уподобился этим струям Ямуны, которые в любом состоянии всегда остаются водой. Так и я в любом состоянии вечно остаюсь Чистейшим Сознанием, Осознанностью.
Как все реки бегут к океану, так и все кришнаиты по вечерам стекаются к главному вайшнавскому храму ИСКОН. Это поистине кришнаитский рай, земное подобие Кришна-локи, планеты Вайкхунтха, где все преданные поют песни и предаются вечному веселью в обществе Кришны. По крайней мере атмосфера здесь именно такая. И если вы когда-нибудь были в кришнаитском храме во время праздника, то такой праздник здесь всегда.
Во Вриндаване очень много обезьян. Забавно, за время двухневного пребывания в нем ко мне независимо друг от друга подошли человек десять, которые искренне предостерегали от поползновения обезьян, ибо эти плутовки наловчились воровать у туристов очки и возвращать их за банан. Меня Господь Кришна миловал.
Кроме чистой кришнаитской благодати нам удалось побывать во Вриндаване на концерте Стаса Намина. Седовласый легендарный советский рокер сидел на невысокой тахте и тихонько тренькал на ситаре, а рядом с ним на сцене творилось кришнаитское действо. Вместе с Наминым выступали какие-то известные индийские певцы и музыканты и они заряжали основные кришнаитские гимны. Зал (разумеется, большинство были русские, но присутствовали и индусы) неиствовал, громко пели, хлопали с ладоши и т.п.
Пару строк скажу о легендарном холме или Говардхан. Кто не знает история здесь такая: во времена Рамы, когда Он выстраивал мост через океан к островв Ланке, по Его приказу обезьяны со всей Индии таскали горы и бросали их в море. Когда мост был построен, то Хануман, который нес огромную гору, бросил ее, не донеся до места. И тогда эта гора стала плакать горючими слезами, сожалея о том, что не смогла послужить Господу. Однако милосердный Рама успокоил ее, пообещав, что в следующий раз, когда Он придет на Землю в облике Кришны, то у горы будет особая миссия в лиле Господа. Таа и случилось. Гора Говардхан сыграла в детстве особую роль, укрыв людей от дождя и гнева Индры. Несколько дней она покоилась на пальце Кришны и заслужила особую благодать на все времена.
Тем не менее, в наши дни назвать Говардхан горой язык не повернется. Поскольку это сейчас даже не холм, плоская как стол равнина. Так уж устроено Свыше, что гора, выполнив свою миссию, сровнялась с окружающей средой. Однако, похоже люди не согласны с этим и до сих пор вынашивают память о том событии. Сегодня вокруг Говардхана устроена священная парикрама длиной в 25 километров. И тоже одно из самых священных и трепетных действий для каждого вайшнава.
про ямуну
был у меня один знакомый бывший кришнаит, так вот его из исскона вытолкнула как раз ямуна
все талдычат, что она священная река, арти устраивают, слова возвышенные льют
а сами же устроили помойку, сливают в реку и нечистоты, и мусор сваливают и ни о какой святости даже не думают, да и вообще о том, что река живая. вот знакомый и увидел как люди прикрываюясь всякими хорошими словами убили реку и продолжают уничтожать то, что еще живо и ушел из кришнаитов
ваш бывший знакомый
ушел из кришнаитов все-таки не из-за Ямуны скорее всего. Быть может из-за разногласий в прочтении Махабхараты, а именно в чем состоял долг воина Арджуны на поле битвы при Курукшетре....
я написала только то, что мне
я написала только то, что мне человек сказал......
Здравствуйте Георгий. Меня
Здравствуйте Георгий.
Меня саму очень занимает этот вопрос, в чем же все-таки состоял долг Арджуны. Не могли бы ли Вы поделиться со мной своим мнением?
Ирина, долг Арджуны состоял в
Ирина, долг Арджуны состоял в том, что бы сражаться, не озадачиваясь прочими вопросами (родственники, не хорошо убивать и т.д.). Это совершенно явно следует из наставлений Кришны, и именно это написано в Бхагавад Гиде прямым текстом, я имею в виду оригинальный текст, кришнаитский ШБ не читала.
А вообще этот пост - рассказ Александра, а не Георгия, и он как бы не о другой теме...
Напишите отзыв или вопрос