Индия по-русски ~ мобильная версия

У истоков независимой Индии

achadidi Пнд, 15/08/2011 - 02:38

Сегодня, 15 августа, Индия отмечает День Независимости.
Сегодня независимость Индии связывается в сознании людей, поверхностно знакомых с историей, исключительно с Ганди и партией Индийский национальный конгресс... Вот я и решила написать короткий очерк по индийской истории, напомнив как начиналось национально-освободительное движение в Индии и кто на самом деле стоял у его истоков...

Восстание сипаев
Первое открытое выступление, ставившее цель избавление от колониального ига произошло задолго до рождения Ганди и появления ИНК.
Сначала, в 1857 году, это было лишь восстание индийских солдат, благодаря чему оно и получило название Восстание Сипаев. Оно началось среди бенгальских солдат и причина была забавна - солдаты не могли по религиозной причине использовать патроны, пропитанные свиным и говяжьим жиром, которые надо было разрывать зубами. Это было неприемлемо ни для мусульман, ни для индусов, британцы даже не думали о таких мелочах...
И затем беспорядки распространились по всей Индии при поддержке некоторых махараджей.
За 2 года сипайское восстание переросло в истинно все-инди́йское народное восстание, восставшие даже захватили Дели, но потерпели поражение.
Подробнее о восстании можно прочесть здесь https://indonet.ru/S...

Впрочем британцы были вынуждены пересмотреть свою политику по отношению к Индии и ликвидировали Ост Индскую компанию, в результате чего Индия превратилась из почти собственности ОИК в колонию Британии.
Восстание было подавлено, но Индия бурлила.
Индия больше не могла быть ничьей собственностью, она была страной с древнейшей культурой, с уникальным наследием, величайшей философией, огромность которых завоеватели просто не могли осознать.

В 1885 года в Бомбее была создана первая в Индии политическая партия Индийский национальный конгресс. Основателями партии были Г. К. Гокхале, Ф. Мехта, С. Банерджи, Д. Наороджи которые выступали за социальные реформы и конституцию, а не независимость Индии.
Методы ИНК вплоть до 1 четверти 20 века были исключительно конституционными и заключались в давлении на британцев при проведении законопроектов.
Конечно это было нечто новое, но не борьба и не за свободу, скорее за права самим распоряжаться богатствами этой страны, ну и конечно в определенном смысле политическая игра, которая устраивала и Великобританию и индийский эстеблишмент, рвавшийся к власти в своей стране.

Очаги освободительного движения Индии

Стремясь к мобилизации народных масс, один из крупнейших руководителей национально-освободительного движения Б. Г. Тилак устраивал с 1896 г. грандиозные праздники в честь Шиваджи — лидера антимогольского движения маратхов.

Руководители антиколониального движения в Пенджабе 1870-х годов объявляли себя продолжателями дела гуру Гобинда (1675—1708) — сикхского вождя, который мужественно сражался против Аурангзеба

Бенгалия конца 19 века была как бы сейчас сказали пассионарной, и на этой благоприятной почве идеи независимой Индии привились и дали бурные всходы.
В ответ на первый британский раздел Бенгалии по религиозному признаку в 1905 году появляется движение Свадеши (от санскритского "своя страна"). Цели Свадеши - освобождение Индии от британских колонизаторов. И первый метод борьбы - бойкотирование британских товаров (это вам ничего не напоминает?). Свадеши пропагандируют индийскую традицию как символ автономии Индии, выступают за ее возрождение традиционных промыслов и избирают своей эмблемой прялку.
Свадеши - это дитя Шри Ауробиндо, Локманья Бал Гангадхар Тилака и Лала Раджпат Рая.

Идеи свадеши распространяются в печати, создана газета "Банде Матарам" ("Привет тебе, Родина-мать!" – припев из песни Банкима Чандра Чаттерджи, ставшей национальным гимном. По инициативе Ауробиндо газета стала партийным органом "Новой партии", лидером которой было решено провозгласить Тилака.
Рост влияния партии и ее программа – свадеши во всех провинциях и сварадж Индии – настолько обеспокоили лидеров умеренных националистов в Конгрессе, что они стали называть ее членов "экстремистами".
На страницах "Банде Матарам" Ауробиндо выступал с идеями полной независимости Индии, бойкота английских товаров, не-сотрудничества с английской администрацией, игнорирования английской образовательной системы ("всеобщего свадеши"). Постепенно "Банде Матарам" обретает всеиндийскую поддержку.
16 августа 1907 года Ауробиндо был арестован как редактор "Банде Матарам". Газета "Банде Матарам", как и многие другие, была закрыта. Поэтому, выйдя из тюрьмы, Ауробиндо сразу приступил к изданию новой газеты на английском языке "Кармайогин".

В декабре на сессии Конгресса в Сурате произошел раскол между умеренными и экстремистами. Тилак обвинил лидеров умеренных в отказе от принятых на калькуттской сессии резолюций о свадеши, бойкоте и национальном образовании.

Были и другие блистательные бенгальцы: Рабиндранат Тагор и Банкима Чандра Чаттерджи пытались также словом пробудить самосознанием индийцев, ибо они очень восприимчивы к искусству...
Были и индийцы других национальностей...

Позднее, на политическую арену выходит Субхас Чандра Бос, он выступает лидером молодежного движения, также ставящего целью изгнания англичан.
В 1928 году в Калькутте Бос обращается к делегатам ИНК с призывом о достижении государственной независимости Индии, а не получение статуса доминиона, то есть члена британского союза, что было предложено Ганди. Но поддержки в ИНК он не находит...

И все они пытались вырвать свой народ, свою Бхарата-ма из чужих рук каждый на свой лад, каждый делал то, что он умел и мог сделать.
Терактами, бандхами, прокламациями, песнями, призывами заглянуть в себя, найти свет древней культуры. Они призывали, угрожали, просвещали, звали и призывали по помощь Богов...

Они не заигрывали с британцами, потому что здесь они были на своей земле, которую любили, они не боялись смерти, они скользили по лезвию бритвы: от подполья до судов, их высылали, кидали в тюрьмы, расстреливали и вешали...

Но это они растормошили тысячелетний сон Индии...это они заставили индийский народ поднять глаза и осознать себя детьми Вечности, о которой из завоеватели даже не имели представления... но о них забыли авторы учебников.

А остальное написано в каждом учебнике истории...
Но мне не понятно почему... Почему в каждом учебнике по истории один и тот же короткий набор имен.
Неужели Индия на самом деле забыла тех, кто пытался ее пробудить?
Или наоборот, кто-то или что-то пытается заставить ее забыть свое собственное прошлое и имена ее великих сыновей...

И ведь была же альтернатива разделу Британской Индии
Но почему, почему тогда эти смертоубийственные переселения и разрывы экономических связей...
Об это много спорят и не зря. История утекла в пески 20 века, но для современных землян важно знать почему случаются такие "ошибки"


Любопытно, что 15 августа

Не только День независимости Индии, но и День рождения Ауробиндо... хороший подарок получился

Да, забыла, в статье использовала:
материалы Википедии,
фрагмент Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук А.Е.Величенко Санкт-Петербургский государственный университет, 1999.

У истоков независимой Индии

У истоков независимой Индии -1

Света Филиппова • 7 лет назад
Восстание 1857-1859действительно взорвало всех бхаратья.А ведь незадолго до него,БлаватскаяЕ.П. писала об Индии:"...страна покрылась тиной, как пруд стоячей воды, заснула старческим сном, пробуждаясь лишь урывками то в одном, то в другом месте". А пробуждалась она, я думаю по причине непримиримой вражды двух вер:"...только присутствие британских войск сдерживает фанатизм обеих рас, которые иначе стали бы резать друг другу горло на каждом религиозном празднике той или другой стороны..."

Achadidi Аннушка Adm > Света Филиппова • 7 лет назад
возможно это было и так во времена Блаватской. во времена Акбара все было иначе.

а во время раздела Индии, в результате переселения по плану, который в основном одобрили все индийские столпы, погибло огромное количество народа.

Света Филиппова • 7 лет назад
По поводу рождения Индийского национального конгресса...Мохандас Ганди говорил своему биографу Луи Фишеру, что вначале на всех руководящих постах в Конгрессе были теософы. Одного из них, Аллана Хьюма, считают даже отцом Конгресса.Джина и другие мусульманские лидеры прежде входили в состав Конгресса. Потом они покинули его, обвинив Конгресс в чрезмерных симпатиях к индуизму...По словам Ганди, ..."они не обрели Братства человечества среди индусов. Они говорят, что ислам есть Братство человечества. Но в действительности ислам-это Братство мусульман Братство человечества-теософия". Да, теософы, входившие в Конгресс, работали в нём как частные лица(теософское общество не принимает участия в политике). Но не теософы первыми принесли в Индию идею всемирного братства. В1867 году с ней выступил Рамалингам, знаменитый йог из Южной Индии.

Света Филиппова • 7 лет назад
А что альтернаива? Новый сосуд, в котороый переливают всё то же содержимое. Извечное противостояние индусских сект и течений исламу кроется ещё в "брахманском" индуизме - "необъятное тело" которого впитало и ассимилировало Зороастризм и Иудаизм, но совершенно "забыло"про Ислам, который к тому времени ещё не родился. Но мы вроде знаем, что пассивная толерантность индуизма не должна оставлять места религиозной вражде.Ведь говорит Вьяса:" Мы находим совершенных даже за пределами своей касты и веры". Кришна гораздо круче: "Я- нить, на которую нанизаны жемчужины всех религий" Но к этому МИРУ РЕЛИГИЙ надо ещё придти.

Achadidi Аннушка Adm > Света Филиппова • 7 лет назад
Было несколько теорий о разделе индии, под постом статья умного чела, который этой проблемой занимался. я же не индолог, я просто иногда интересуюсь.

Кстати никогда нельзя забывать и про сикхизм, все таки это синтетическая религия была направлена на соединение индуизма с исламом.

У истоков независимой Индии -

У истоков независимой Индии - 2

Света Филиппова • 7 лет назад
Учение кротости у сикхов постепенно перешло в религию"кальзы"("земля спасённых или освобождённых от греха").Священная война магометан-джехад в сравнении с кальзой "не более как фейерверк"(по Блаватской .Е.П.). По догматам сикхов(изданным Говиндом в 17 в.) :"Бог есть дух, но хотя Его дух всемирный, он сходит на землю только, чтобы осенять сикхов, и его присутствия нигде не заявляется им, кроме одной кальзы; невзирая, однако, на это отсутствие Бога, "все народы должны стремиться к составлению единого", т.е. должны сделаться сикхами. ВСЕ, КРОМЕ "МАГОМЕТАН", КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ СИСТЕМАТИЧЕСКИ И НЕУСТАННО ИСТРЕБЛЯТЬ, ОСКВЕРНЯЯ ДАЖЕ МОГИЛЫ ИХ ПРАОТЦОВ И СВЯТЫХ".(опять же черпаю из Блаватской Е.П.) Но правда законы сикхов меняются... В 19 веке, питая ненависть к "сынам лживого пророка", сикхи вступали с ними в коммерческие компании и даже научились пьянству...

Achadidi Аннушка Adm > Света Филиппова • 7 лет назад
Сикхи кажется стремились к миру со всеми, почему эта Роза Мира Востока и вылупилась.... а то, что между ними и
мусульманами вспыхнула вражда - результат того, что мусульмане убили
сикхского гуру, вот и все.

Что до Блаватской... не уверена, что ее можно отнести к историкам с полным правом, и к религиоведам тоже, впрочем.

Что такое кальза я понятия не имею, и даже старик гугл этого не знает, а вот хальса - всего лишь сикхская община...Я думаю, что для того, что бы со знанием дела рассуждать на эту тему, надо как минимум прочесть Гуру Грантх Сахиб, я не читала и не собираюсь, если честно.

И вообще пост был не о том! А о тех революционерах и тех событиях, которые привели индию к независимости, но они почему то забылись...

Света Филиппова • 7 лет назад
Англичанам не удалось бы усмирить мятеж в 1859 без помощи пенджабцев, особенно сикхов. Причины помощи британцам с их стороны заключались в мщении сикхов к индусам Центральной Индии, помогавшим покорить Лахор и Пнджаб в 1845-1849годах, а также в ненависти к мусульманам ("Из пещер и дебрей Индостана" Блаватская Е.П.)

Света Филиппова • 7 лет назад
Конечно коммент втиснуть-не статью написать, владея темой.Но смысл его,мне кажется, заключается в возможности на основе пусть "обрывочных" знаний, но расширить традиционную источниковую базу в познании истории (Индии), её интерпретации.Поскольку я цитировала Блаватскую, то употребляла слова в русском переводе 19 в. Так и Шимла тогда звучала как Симла и.т.д. К сожалению, Блаватская- не востребованный отечественными и зарубежными исследователями исторический источник.

Achadidi Аннушка Adm > Света Филиппова • 7 лет назад
Света, Блаватская источник в историческом плане весьма сомнительный. Не думаю, что она писала не правду, но ее источники не всегда были достоверны и взгляд у нее был тоже специфический, она ведь изучала не Индию, а теософией занималась, а все остальное записывала по пути, возможно иногда не сильно разбираясь в этом. Как записки путешественника ее книги интересны, но не к этнографии, ни к истории они не имеют серьезного отношения.

Я вот почему то не слышала слов с "з". Что до С и Ш, это не проблема перевода, южные индийцы не произносят Ш просто.
И еще, вы начинаете с нового коммента и не понятно на какой из моих отвечаете.

И вообще эта тема не о Блаватской, а о другом!

Если вы считаете Блаватскую и ее работы по Индии незаслуженно забытыми или недооцененными - вы можете написать об этом отдельно статью (после регистрации) или небольшой топик на форуме (без регистрации), но не в моем посте, он о другом!

У истоков независимой Индии

У истоков независимой Индии -3

Леонид Валентинович Ганюшин > Света Филиппова • 7 лет назад
Читал я Блаватскую, про её путешествие в Индию и многие другие места. У неё было своё видение Индии, сикхов, и тогдашние международные дела. Бывая в Амритсаре, общаясь с сикхами, понял что у них в крови нелюбовь к мусульманам, причём всех национальностей. Веками сикхи стояли на пути исламской экспансии в Индию, и если бы не они, то я думаю что в Индии было бы сейчас преобладающее исламское население. В Амритсаре есть национальный музей-панорама посвящённая Махараджу Ранжиту Сингху, он же Лев (Тигр) Пенджаба, так вот он и его отец аж Афганистан с строгости содержал, пуштунов, и др. Да, мне тоже не нравится что современные сикхи пьют спиртное. А мусульмане в Амритсаре живут, они очень заметны на улицах надменным несением себя и злым выражением лица, контраст с окружающей средой разительный.

Achadidi Аннушка Adm > Леонид Валентинович Ганюшин • 7 лет назад
Леонид! Давайте все таки Блаватскую и все остальное обсуждать в другой теме, а не в моей о независимости Индии, это не имеет отношения к моей теме!

Если Блаватская стольких интересует - сделайте топик на форуме! И про сикхов, пожалуйста, туда же...

andrey > Света Филиппова • 7 лет назад
Вы правы... Нашел и продолжаю находить сегодня подтверждения, сказанного ею более века тому назад. Все чаще тоже ссылаюсь на ее работы...

Achadidi Аннушка Adm > andrey • 7 лет назад
Андрей, это пост об индийских революционерах! не надо флудить, я уже 3 раза просила! Сделайте о Блаватской самостоятельный пост и обсуждайте там ее сколько душе угодно! тем более, что именно для таких обсуждений недавно создан раздел виртуальная масала

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
энциклопе_ия:

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru