Индия по-русски ~ мобильная версия

8 глава Натья Шастры - часть 1

kavita_piter Пт, 16/05/2008 - 12:23

ДА БУДЕТ БЛАГО

НАТЬЯ ШАСТРА - наука о театре

применённая просветлённым Бхаратой
Итак, глава восьмая в Натьяшастра Бхараты.
Риши сказали:
1/ "Всё, что было воспринято нами, благодаря милости, оказанной тобой, мы хотим теперь понять. Каким путём возникают раса и бхава?
2/ Как посвящённые применяют абхиная, и какие известны её разновидности?
3/ Также правдиво тебе следует рассказать, о великий просветлённый, каким образом должна быть исполнена абхиная для достижения наибольшего воздействия?"
4/ Услышав речь тех мудрецов, святой Бхарата заговорил о четырёх видах абхиная:
5/ "Следуя вашей просьбе, о богатые подвигами, я расскажу вам со всей полнотой, откуда возникло название "абхиная". Здесь нами будет изложено то, что касается четвертой абхиная. Итак, спрашивается, - почему это называется "абхиная"?
Далее говорится - "абхи" - это приставка (выражающая направленность действия), а "ни" - корень, означающий вести, обнаруживать, т.е. "абхини"- это то, что стремится привести к (зрителю), обнаружить (смысл), а присоединение гласной суффикса даёт слово "абхиная", точно выражающее природу этого процесса.
Здесь две шлоки -
6/ Сначала приставка "абхи", а потом корень "ни", устанавливающий основной смысл. Поскольку актёр ведёт, направляет драму, постольку это по традиции называется абхиная,
7/ поскольку актёр показывает, открывает смыслы драмы, заставляя зрителя принимать себя за кого-либо другого, пользуясь разными частями своего тела, постольку это по традиции называется абхиная.
8/ О дваждырождённые, существуют четыре вида абхиная в Натья, каждый из которых изобилует разнообразными подвидами.
9/ Посвящённые различают четыре извстных вида абхиная – Ангика /тело/, Вачика /голос/, Ахарья /костюм и грим/ и Саттвика /сознание/.
10/ Прежде я уже говорил о Саттвика в связи с бхава, поэтому теперь мой рассказ будет посвящён Ангика абхиная.
11/ Очевидны три вида Анигика абхиная - это выразительность тела, лица и поведения, первые два из которых состоят из более мелких и дополнительных частей.
12/ Натья санграха гласит: тело состоит из шести анга (основных частей) - голова, рука, нога, грудь, бок и стопа, связанных между собой упанга (дополнительными частями).
13/ Голова, рука, бедро, грудь, бок и стопа - это шесть анга. Глаза, брови, нос, губы, щёки и подбородок - упанга.
14/ Области применения тела - танец и драматическое действие. Тело – это материал для абхиная, поэтому оно должно быть изучено исполнителями.
15/ Т.е., ангика в драме - это жест, в танце - это основа карана и возникающих из них ангахара.
16/ В основе же различных бхава и раса лежит выразительность лица, о дваждырождённые. Но прежде я открою вам то, что касается движений головы.
17/ Акампита, кампита, дхута, видхута, паривахита, адхута, авадхута и анчита,
18/ ниханчита, паравритта, уткшипта и также адхогата и лолита - вот известные 13 положений головы.
19/ Голова медленно поднимается и также медленно опускается сверху вниз - это акампита. То же движение, но быстро и многократно повторенное, называется Кампита,
20/ то есть, перемещение прямостоящей головы сверху вниз – акампита, а то же многократное движение - кампита.
21/ Голова в положении акампита используется в случае обращения, наставления, просьбы, в процессе разговора, при указаниях или согласии,
22/ а в случае гнева, предположения, процесса познания, обещания, угрозы или в ситуации диспута, где задаётся слишком много вопросов - пусть голова будет в положении кампита.
23/ Если голова постепенно поворачивается из стороны в сторону, это называется дхута, а если это же движение выполнять быстро, то это - видхута.
24/ Голова в положении дхута применяется в следующих ситуациях: в случае отказа, разочарования, изумления, при недоверии, необходимости осмотреться по сторонам, в поисках чего-либо потерянного или для осуществления контроля,
25/ а видхута возникает, когда от холода становится невнятной речь, в состоянии мучительного страха или после того, как выпит крепкий напиток.
26/ Голова, склонённая в одну, а потом в другую сторону, не поворачивая лица, - это паривахита, а в положении адхута голова двигается наискосок /в сторону и вверх/ один раз.
27/ В момент окончания чего-либо, от изумления, от радости, от смеха или раздражения, в задумчивости, в слезах или ради шутки исполняется паривахита.
28/ Если же необходим горделивый и требовательный вид, взгляд свысока на рядом стоящих и изначально высокое самомнение, то положение для головы выбирается адхута.
29/ Если голова только один раз склоняется вперёд - это авадхута. Демонстрируется в ситуации приказа, при необходимости кого-то поДозвать, и в беседе в момент согласия.
30/ Голова с несколько склонённой вбок шеей известна как анчита. Такое положение используют в случае болезни, обморока, опьянения, а также в состоянии задумчивости, поддерживая при этом рукой подбородок.
31/ Слегка приподнято плечо и изогнута бровь - такое положение головы называется ниханчита. Известно, что его применяют женщины.
32/ Для демонстрации гордости и каприза, в шутливой игре, показывая притворное равнодушие, для возбуждения любви, притворяясь холодной и сдержанной - вот случаи, когда нужна ниханчита.
33/ Далее говорится, что паравритта - это имитация отказа, т.е. отворачивание лица, взгляд назад и т.п.
34/ Уткшипта предполагает голову с лицом поднятым вверх. Так делают, когда стреляют из лука, при обращении к богу или при взгляде на нечто высокое.
35/ Мудрецы говорят, что адхогата - это голова с постоянно опущенным вниз лицом. Это возможно от скромности, при поклоне или в несчастье.
36/ Полный оборот головы - это лолита. С таким движением головы должно падать в обморок, показывать сильное опьянение, сонливость или осматриваться при входе куда-либо. Такова традиция.
37/ Естественное же положение головы то, которое свойственно прямому и спокойному характеру, то, что привычно и соответствует природе, возникает в ситуациях, обусловленных счастливыми обстоятельствами, а также при изучении священных текстов, в момент религиозного созерцания и у того, кто одержал победу над собственной природой.
38/ Однако, голова состоит из большого количества различных частей, которые сами по себе являются средствами выражения, и исполнители должны уметь пользоваться также и ими.
39/ Поэтому, сообщив о 13-ти способах движений головы, я буду теперь говорить о существующих взглядах.

40/ Вот взгляды, известные как выражающие различные раса – любящий, испуганный, смеющийся, страдающий, удивлённый, а также гневный, мужественный и полный отвращения.
41/ Вот взгляды, соответствующие стхаибхава – нежный, радостный, грустный, яростный, гордый, боязливый, брезгливый и изумлённый,
42/ а также ещё отсутствующий, тёмный, усталый и смущённый, опустошённый, подозрительный, разочарованный и закрытый,
43/ прищуренный, отчаявшийся, косой, довольный, размышляющий, полузакрытый, бегающий, беспокойный,
44/ близорукий, открытый, испуганный и опьянённый.
Таковы 36 установленных в Натья взглядов.
45/ Теперь я расскажу о том, как именно и по каким правилам должны исполняться эти взгляды в связи с различными бхава и раса.
46/ Если показывается раса Любовь, то её взгляд - любящий. Он должен быть кокетливым, с приподнятой бровью, выражать восторженную радость и чистоту супружества или состояние крайней влюблённости.
47/ У раса Страх, как известно, взгляд очень страшный. Широко раскрытые неподвижные веки и сверкающие, как бы вылезающие из орбит, глаза.
48/ Немного прищуренные веки и озабоченно бегающие глаза - таков взгляд, представляющий плута в раса Смех.
49/ Верхнее веко опускается, глаза медленно движутся, полные слёз и печали, взгляд останавливается на кончике носа. Страдающим будет взгляд в раса Страдание.
50/ Если кончики ресниц загнуты до предела, а зрачки взволнованно движутся; если веки открыты так, что глаза становятся луноподобными, то это полный изумления взгляд в раса Удивление.
51/ По традиции яростен взгляд у раса Гнев. Свирепый, сверкающий, с красными глазами, расширенными веками, выпученными зрачками и сдвинутыми бровями.
52/ Взгляд, связанный с раса Героизм, - мужественный. Он горяч, открыт, неколебим и глубок. Его зрачки смотрят ровно, его веки спокойны.
53/ Прищуренные внешние уголки век, то скрывающие, то приоткрывающие зрачки, так что ресницы остаются соединёнными, - так показывают взгляд в раса Отвращение.
54/ Взгляд сосредоточен на кончике носа, веки закрываются, зрачок перемещается вниз. В раса Покой взгляд спокойный, как бы невидящий.
55/ Таковы взгляды, известные, как рождающие раса. Теперь я расскажу о взглядах, связанных со стхаибхава.
56/ Взгляд, что создаёт стхаибхава наслаждение, нежный, слегка затуманенный слезами радости. Глаза не слишком широко открыты, выражают сладость. Зрачок неподвижен и полон желания.
57/ Радостный взгляд известен в стхаибхава шутка. Подвижный, таящий в себе насмешку. Веки немного прищурены, а зрачок то появляется, то пропадает.
58/ Верхнее веко опущено, выражение глаз задумчивое, зрачок движется медленно - так выглядит удручённый взгляд в стхаибхава мука.
59/ Сияющий взгляд стхаибхава ярость исполняется со сдвинутыми бровями, зрачок вращается, веки открыты и неподвижны. Это гневный взгляд.
60/ Взгляд, выражающий стхаибхава могущество, - гордый. Он основан на философском мировосприятии, спокойный, открытый, сознательный и достойный воспевания.
61/ Взгляд, связанный со стхаибхава боязнь, - испуганный. Оба века распахнуты, а дрожащий от страха зрачок располагается в центре глаза.
62/ Веки сморщиваются, почти закрывая зрачки, ресницы соприкасаются и дрожат. Таков взгляд омерзения в стхаибхава омерзение.
63/ Очень сильно выпученные глаза, так что оба века не видны. Этот взгляд подобен простодушно открытому. Таков, по преданию, взгляд изумления в стхаибхава изумление.
64/ Вот известные мудрецам взгляды, связанные со стхаибхава. А теперь я дам описание взглядов, связанных с санчарибхава.
65/ Веки расслабленны, не колеблются, спокойные зрачки смотрят в пустоту, не воспринимая внешних объектов, - таков отсутствующий взгляд, занятый внутренним созерцанием.
66/ Ресницы начинают дрожать, веки почти закрывают глаза, зрачки исчезают, закатываются, - таков тёмный взгляд.
67/ Известно, что утомлённый взгляд - это слабеющие от усталости и слегка прищуренные веки, он тусклый, а его зрачки закатываются.
68/ Выражающий стеснение взгляд - это взгляд из-под кончиков ресниц, верхнее веко опущено, а лицо стыдливо склонилось вниз. Таков смущённый взгляд.
69/ Традиционно измождённый взгляд таков: ресницы, веки и брови вялые, движутся медленно, а зрачки слабо вращаются.
70/ Глаза то бегают, то останавливаются и подолгу смотрят в сторону. В них затаённый страх. Так показывают подозрительный взгляд.
71/ Остановившийся зрачок, веки печально опускаются, закрывая глаза и перенося область внимания внутрь, - это разочарованный взгляд.
72/ Сомкнутые кончики ресниц дрожат, верхние веки закрывают глаза, но вот они легко открываются, являя зрачки, - так показывают закрытый взгляд.
73/ Концы ресниц соприкасаются там, где изгибаются веки, а зрачок смотрит в сторону - так демонстрируется прищуренный взгляд.
74/ Отчаявшийся взгляд - это взгляд страдания от боли, окутанный слезами муки, с дрожащими веками и зрачками, выражающими слабость.
75/ Косой взгляд показывают спрятанными за прищуренные веки зрачками, незаметно смотрящими по сторонам. Сами же зрачки окутаны тьмой и скрыты.
76/ Уголки глаз сладостно прищурены, брови приподняты, выражение улыбчивое и влюблённое - таков, по преданию, довольный взгляд.
77/ От возникшей догадки веки широко открываются, так, что полностью видны зрачки. Что-то обдумывается. Это размышляющий взгляд.
78/ Ресницы полусомкнуты, веки полузакрыты, зрачки слегка движутся из стороны в сторону, весёлость, улыбка. Таков полузакрытый взгляд.
79/ Про бегающий взгляд говорится, что его зрачки не стоят на месте, они блуждают посередине широко раскрытых век.
80/ С пульсирующими веками, с вращающимися и закатывающимися зрачками – таков беспокойный взгляд.
81/ Традиционно, близорукий взгляд – это сморщенные внешние уголки век, постоянно моргающие глаза и невидящие зрачки.
82/ Про открытый взгляд говорят так: оба века широко раскрыты, глаза обнажены, зрачки смотрят пристально, не двигаясь.
83/ Выпученные от страха глаза, дрожащие зрачки в середине широко раскрытых глазниц – это признаки испуганного взгляда.
84/ В центре глаза колеблющийся зрачок, косящий в сторону внешнего уголка век. Выражение глаз простодушное. Таков опьянённый взгляд слегка пьяного человека.
85/ Веки морщатся и щурятся, зрачок не может остановиться на одном предмете, ресницы колеблются – это опьянённый взгляд того, кто изрядно выпил.
86/ Глаза то открываются, то опять закрываются, зрачок, пытаясь чтолибо рассмотреть, перемещается в нижнюю часть глаза – таков, по традиции, опьянённый взгляд очень пьяного человека.
87/ Итак, мной дано описание 36-ти взглядов, рождающих раса, и объяснено, как они должны исполняться, чтобы быть естественными.

Автор и источник публикации: 

http://vkontakte.ru/...
Ирина Антоновская


текст очь большой;(

не отображается... придется резать, да и переносы тоже....
если у вас не получится - на выходные буду заниматься

сделано

сделано

спасибо, очь интересно!

даже не применительно к танцам, а вообще;)

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
ре_нкарнация:

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru