Индия по-русски ~ мобильная версия

Делийские дневники,часть 9

tanz Втр, 10/09/2013 - 13:35

Может быть, я не Орландина...

Прочитала под одной стародавней фоткой из JNU коммент: мол, «мои друзья собачки.» Но я не знаю, кем они мне приходятся...И кто я им - тоже не знаю. Просто они валяются в JNU, и я тут тоже...сижу. Ну да, после всех событий сижу, как Форест Гамп на скамеечке и пишу вот о том, о сем. В JNU, конечно, всяких экземпляров полно. Сегодня, вот, один шел навстречу и пел по-русски песню : «Выходила на берег Катюша».. Кругом свои люди, что ни говори.

Цветение в Дели начинается внезапно, как по часам. У меня есть одна одноклассница, которая первого марта, не зависимо от погоды, переодевалась из зимней одежды в весеннюю. Так и тут. Только март наступил- как сразу же цветы к кустарникам подтянулись, дудки на деревьях позеленели, как мыша у Гайдука. А еще такие огромные красивые цветы на некоторых голых деревьях залопушились. От этого деревья напоминают стриженых пуделей. Листопад бывает после зимы, в конце февраля - в марте. Но это почти что незаметный процесс. Одни (уставшие) листья упали, другие ( молодые и веселые) тут же вылезли первого марта. Ну, кроме этих аморальных высоченных пуделеобразных деревьев, которые, похоже, совсем раздеваются и тут же прикрывают макушку огромными цветами.

IMG01843.jpg

Да...уже март. Мы уже троекратно женаты сами, поженили Сону, сестру Сунила, дочку моей моси, поженили нашего друга, искупались в Сангаме на слиянии трех рек во время Кумбха-мелы, развеяли прах Любы в Ришикеше над Гангой...Все официальные церемонии позади, кроме получения мною визы с новым статусом.

Пытаюсь приручить пальцы на ногах к ношению колец. Если не на трех пальцах сразу, то хотя бы на двух или на одном. Во время свадебной церемонии окольцовывают ноги. Носить мангалсутру, делать синдур и бинди - это еще куда ни шло, но эти кольца на ногах...Я вообще девушка не кольцелюбивая, даже на руках никогда кольца не ношу.

IMG01854.jpg

Жениться в Индии - это не такое уж сумасшедшее веселье, как в кино показывают. По сути, это большие светские вечеринки со шведским столом, но без спиртного. Гости кочуют от стола до танцпола и разбредаются по аудитории со стульями. Жениха с невестой сперва долго и настойчиво фотографируют, потом заставляют потанцевать, потом кормят, а потом женят посредством мантр, огня и обрядов. Невеста с женихом, как правило, ничего про эти обряды не знают, и когда жрец дает очередную команду, то переглядываются между собой в непонятках, пока жрец не вразумит. Жрец между бубнёжкой мантр иногда заглядывал в свой телефон, но нас это нисколько ни удивляло , ни возмущало. В конце концов, мало ли? Может он почту в фейсбуке проверяет.

Жрец перечислял все события и случаи, которые гипотетически могут происходить в жизни и, не смотря на которые, мы будем друг друга любить, хранить и оберегать. В чем мы и клялись на санскрите, когда пандит делал паузу и выжидающе смотрел на нас. Из русских гостей на нашей свадьбе было только трое: моя Боня, Георгий, друг Сунила и Лю в духовной форме.

Поскольку моя мама на свадьбу не приехала, то сперва мне тут подыскали другую, названную маму, потому что со стороны невесты должна быть женщина, которая будет отдавать ее жениху. Это была какая-то Симина родственница, которая пришла для этой цели на свадьбу. Но, судя по не очень довольным лицам родственников, стало понятно, что они против, потому что женщина из низкой касты. Тогда все посмотрели на Боню и им сразу стало ясно, что отдавать меня должна Боня. Ну, оно понятно, ибо при взгляде на Боню ни у кого не возникнет сомнения, что она из самой высокой касты. Так что сперва меня немножко поотдавала Боня, а потом, ввиду ее полного непонимания жреческих наставлений, эту почетную обязанность передали в руки дяди и тети Сунила со стороны папы.

IMG01860.jpg

Свадьбе тоже предшествуют обряды в доме невесты, когда в первый день рисуют мехнди, на второй день мажут куркумой, а на третий день пять замужних женщин совершают над невестой еще одну церемонию, во время которой какую -то траву макают по очереди в плошки с хной, куркумой,топленым маслом и молоком, и каждая из пяти замужних женщин по несколько раз касается невесты этой травой в нескольких местах. Можно, в принципе, взять плошку по - больше, смешать там все это сразу и макать туда невесту. Это сэкономит время для разных веселий, которые всегда сопровождают такие церемонии: кормежка соседей, распевание народных песенок под дхолак (барабан) ,танцы и болтовня.

Есть такое понятие : женщины Дома. Когда у близких родственников происходит какое-то значительное мероприятие, типо свадьбы, то туда съезжаются женщины Дома для участия в предсвадебных (или других) приготовлениях , а также присматривать за гостями во время празднества.

В церемонии макания невесты я участвовала уже как замужняя женщина Дома, когда отдавали замуж Сону. Себе мы таких церемоний не устраивали. Хной меня раскрасили, а куркумой я себя сама измазала.

IMG01946.jpg

С женихом тоже накануне происходят всякие церемонии, связанные с одариванием семьи жениха всякими дарами и приданным со стороны невесты. За невесту тут до сих пор дают очень приличное приданное, и семья невесты изо всех сил пытается понравиться и всяко угодить семье жениха. В этих церемониях я участвовала как наблюдатель, потому что с моей стороны никакого приданного и подобных церемоний не было. Вобщем, с меня никто ничего не спрашивал, а в семье жениха я жила сразу по приезде, а раз я уже и так из семьи жениха, то, по идее, это они все должны были стараться мне понравиться.

Мехнди я не очень люблю. Потому что долго надо сушить, во-первых, во-вторых, мне не нравится запах кожи с примесью хны, а в - третьих, когда первый слой начинает облазить, то это такое же убогое зрелище, как облезлый лак на ногтях. Могу позволять себя раскрашивать, но в исключительно важных случаях, таких как вот свадьба или карвачотх, к примеру. А так я не могу понять, что все с ума сходят от этой разновидности боди - арта.

Знаете, виза у меня закончилась вместе с зимой, т.е. 28 февраля. А за новой визой мы ходим почти так же часто, как когда – то ходили жениться в суд. Но она пока не готова, хотя на дворе уже 21 марта, соответственно, уже почти месяц, как я нелегал. Да и блины у меня тоже не получились на днях. Может быть это потому что я в тесто вместо яиц добавила этот бесан ( мука из дала), которую тут везде используют. А еще вот какая у меня проблема : уже который раз получается горький сак. Это такая пюреобразная масса из шпината, лебеды или другой ботвы, подвергнутая тепловой обработке, конечно. Так вот, первый раз я купила шпинат - переросток, поэтому было горько. Потом я купила маленькие листья, но сак все- равно был горький…Я хотела психнуть и вообще завязать с этой ботвой. Но потом подумала: что я , как обиженная какашка , буду сидеть в уголочке и комплексовать ? Буду столько раз его готовить, пока горчить не перестанет. Вообще, эти зеленые пюре необыкновенно органичны для человеческого ( в моем лице) организма. И лебеда тоже необыкновенно хорошо накладывается на желудок. Конечно, много времени прошло, прежде я согласилась с тем, что лебеду не только едят, но еще и покупают за деньги. Первое меня не удивляло, а вот второе просто сводило меня с ума. Как это лебеду, этот сорняк, который у нас везде под ногами путается, идти и покупать за деньги ?! Но, пока я боролась с этим противоречием в уме, лебединый ( лебедяжий, лебедовый, как там правильно то..) сезон отошел. Жди теперь следующего...

IMG01929.jpg

Натурально, тут сейчас листопад. Можно даже шуршать сухими листьями, как у нас в сентябре. Правда, вместо мелодии голых ветвей- этюды с необыкновенно чистыми и шелковистыми зелеными листочками. Что тоже не совсем привычно для разума, как и покупать лебеду за деньги.

В родственниках я уже почти не путаюсь и уже совершенно точно знаю, кто тут для меня буа, кто фуфа, кто чачи, кто нанд, кто нандой. Трудно вот пока только с тем, кем я для каждого в отдельности прихожусь. Если бы у Сунила были живы дедушки, то они были бы для меня нана и дада, но из всех дедушек у меня в памяти только один –дедушка Ленин.

Вообще, если мама сидит вечером красит ногти на ногах, то это верная примета, что с утра она меня внезапно поставит перед фактом, что мы идем к кому-то в гости. Перед выходом мама строго спрашивает, все ли я одела из полагающегося невестке для похода в гости к родственникам: ну сари или шальвар – камиз ( вообще так сложно его тут не назвают, а просто сут), само собой, кольца на ноги и ножные браслеты, бинди на лоб, синдур на пробор, браслеты на руки, на шею помимо мангалсутры еще какое-нибудь ожерельеце. Еще мама выдает мне кольца на руки, а потом их забирает. Ну, просто я то кольца не люблю носить, поэтому у меня их нет. В гостях мне каждый раз что-нибудь дарят: иногда набор для сута , иногда очередные браслеты на ноги. У меня их уже…не мало. Мама это тоже заметила и одни забрала. Но еще меня удивил тот факт, что к мангалсутре, про которую в индийском кино говорят, что жена снимает ее только со смертью мужа, такого пафосного отношения в нашей семье нет. Мне вот буа подарила новую и говорит: мол, к этой одежде такая хорошо подойдет. Вот так то…

DSC05956.JPG

Еще в гостях постоянно происходит обмен деньгами. Мама сует мне в руки деньги и говорит, к примеру: «Иди, коснись ног фуфы и отдай ему деньги.» И так эта ритуальная сессия продолжается по кругу, пока все нужные ноги не перетрогаешь. Они, в ответ, тоже дают какие-то деньги или подарки, так что, в чем тут прикол- я не улавливаю..И еще все время происходит какая-то игра с отказом от этих денег. Т.е. правила игры таковы, что сам ты всенепременно должен изловчиться и всучить деньги кому надо, но, когда они тебе суют деньги, то ты должен ломаться и отнекиваться. Причем, иногда должен ломаться, а иногда сразу брать. Эту стратегию я не просекаю, но тут мне мама в помощь. Когда не знаю, что делать, то смотрю на маму. Если она кивнет: « бери», тогда беру. Это сложнее привычного правила: «Дают-бери, бьют - беги!»

IMG02073.jpg

И еще совершенно очевидно, что созерцание прекрасного так же благоприятно для меня, как есть лебеду. Это я почувствовала в Могольском саду, что во Дворце Президента. Он открывается для посетителей всего на один месяц раз в году, и там невероятное количество цветов и фонтаны. Правда, ни к цветам, ни к фонтанам особо не приблизишься, тем более ни на каком газоне не посидишь. Да, собственно, там и вообще то посидеть негде, хотя все к этому располагает. Раньше, говорят, это было более гостеприимное место, а сейчас охрана через каждый метр, а если пытаешься свою траекторию на второй круг замкнуть, то у охраны наступает прострация с одновременной готовностью необоснованно предотвратить твою попытку. Все-таки, стражи порядка, по большей части, только на команды обучены. Я не стала с ними спорить, а молча продолжила свой моцион, а когда они вежливо, но решительно пошли следом за мной, чтобы подсказать, что раз уже обошла себе половину этого цветочного амфитеатра слева направо, то и выходи.
Я посчитала лишним уточнять, что случится, если я замкну окружность и досмотрю еще с этой стороны, а спросила по - простому: «Что за проблемы привели вас ко мне, о, друзья?» Они не нашлись, что ответить, и сказали: «А то и правда...» Когда я подходила к выходу, то они стали спрашивать, мол, что, даже чаю не выпьешь? В смысле, хочешь - иди себе по третьему разу смотри, да и вообще можешь тут весь день гулять, жалко нам что-ли. «А то и правда - уже подумала я - вход то бесплатный.» Ну радушные ребята, да. Но им ни за что не переплюнуть радушие одних наших родственников.
Когда мы по дороге из Ришикеша заночевали у сестры Сунила в Дехрадуне, то они с мужем так за нами ухаживали, что разве что только не помыли нас сами. Нам даже в какой – то момент показалось, что они собрали все одеяла и постель, которые были в доме, а также обогреватели, и все отдали нам. Утром у нас сложилось впечатление, что сами они всю ночь проспали где-то, стоя на балконе. Вот это я понимаю, гостеприимство!

IMG01911.jpg

Вообще, в одном кино Табу(актриса) взялась оспаривать эту нетленную индийскую традицию: как только гость в дом, то ты ему тут же стакан воды - на! Так вот, она и говорит, зачем так расточительствовать , когда у нас в Индии с водой проблемы? Не лучше ли, мол, сперва спросить у гостя, хочет ли он пить? Потому что часто никто пить и не хочет, но стакан воды уже у тебя в руках, и делай с ним, что хочешь. В основном, все только вежливо пригубляют глоточек, а остальное , конечно, хозяин тут же выливает. И тут же, вторым номером, тебе сразу готовят чай и подают с какими-нибудь сладостями, печеньем,солеными крекерами и т.д., чисто перекусить чтобы для. И после этого тут же начинают готовить еду, а потом кормят тебя до полуживого состояния. А там, конечно, снова чаёк.

Дата путешествия или события: 
март, 2012
Автор или источник : 

Tatyana Kaushik


Таня, а сколько колец

Таня, а сколько колец положено носить благочестивой жене брамина?
Мне индианки знакомые говорили, что кольца на пальцах ног - это признак замужней женщины, но у них было по 1, правда были они не высокой касты... Количество колец зависит от положения (варны, джати) супруга или это просто традиция - чем больше - тем краше?

А я вот мехенди скорее люблю, чем нет, хотя облезлый рисунок смотрится плохо, это да. Почему мне нравится? Ну, наверное, потому, что я не ношу обычных украшений типа просто браслетов, колец, кроме ритуальных, и одежд таких вот ярких-разноцветных, надо же хоть как то сделать красивым свой скромный бэкпекерский прикид, хотя бы иногда :)

Как жаль, что вы не выложили фото со своей или хотя бы чужой свадьбы....

Таня, а в чем смысл обмена деньгами? Это просто традиционная церемония просто или суммы крупные, предназначенные улучшить положение одаряемого?

Количество колец на ногах ни

Количество колец на ногах ни от чего не зависит, можно хоть все имеющиеся пальцы обрядить , зависит от религиозного и прочего рвения, также как синдур некоторые рисуют скромную полоску у основания пробора, а некоторые посыпают весь пробор до затылка:)) но минимум по одному кольцу должно быть на каждой ноге :) Лично мне они мешают, и я их ношу крайне редко.
При обменивании деньгами участвуют всякие символические суммы в 100, 500 рупий, и это да, просто традиционная церемония:)
А с фотками у меня такая тема: выкладывается только то, что телефоном сфотано, а то что камерой и фотоаппаратом- слишком большой размер, надо уменьшать...наверное:)) просто, как говорится : " я мог бы закрыть своей грудью амбразуру вражеского дота!мог бы....да неохота." :))) если получится, то потом добавлю еще:)

Если Татьяна разрешит, я мог

Если Татьяна разрешит, я мог бы выложить свои фото с их свадьбы

:) Спасибо, Георгий! Решили

:) Спасибо, Георгий! Решили семейные фото не выкладывать :)

Ну, это тоже правильно, хотя

Ну, это тоже правильно, хотя и жаль... так что если вдруг кусочек свадебного великолепия без лиц найдется, ну например руки-ноги со свадебным мехенди, украшения или фрагменты одеяний не на вас, а отдельно, будет тоже здорово

Интерересно Ваше мнение о

Интерересно Ваше мнение о Кумбха Меле, омовение понравилось?

:) про Кумбха мелу у меня там

:) про Кумбха мелу у меня там где-то дальше будет написано...но а вообще, прохладно :D (это было 28 января)

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
о
Т
к
э
Ж
Введите код без пробелов, учитывая регистр

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru