Индия по-русски ~ мобильная версия

Зеленый ковер Мизорама: земля утопии?

Для некоторых из нас, индийцев, возможность наслаждаться танцевальным искусством многочисленных трупп во время празднования Дня Республики так, как будто ты находишься прямо среди них, - одна из самых удивительных черт нашей прекрасной многоликой страны. И сны иногда сбываются, например, когда сходишь с трапа самолета в Силчаре, чтобы проделать путь в Айзвал, столицу Мизорама. Силчар - это такой железнодорожный узел, от него до Айзвала 180 километров.

Пока пересекаешь по шоссе равнины Сачара, на рисовых полях которого трудятся буйволы, так не похожие на своих сородичей в других частях Индии, сердце наполняется предчувствием чего-то необычного. Дорога, назаметно взобравшись на небольшие холмы, вдруг резко, петляя, уходит вверх, и вот мы у порога Мизорама, в небольшом местечке под названием Вайренгте. Слово Мизорам означает "страна горцев", сообщил наш водитель Зосьяма, пока мы пересекали Вайренгте.

Уже сейчас впечатлений хватает, но я решил пока их не записывать, чтобы потом собрать все воедино, в одну общую картину. Дома в основном располагаются вдоль дороги, самое почетное место занимают церкви (а их здесь множество, поскольку в здешних местах имеются многочисленные и самые разнообразные христианские миссии).

Гряды холмов четко выражены, с завидным постоянством повторяются одни и те же виды, и невольно сам начинаешь ощущать, будто бы тебя в действительности несет то вверх, то вниз. Только что прошел дождь, и начало проглядывать солнце, повесив перед нами громадную радугу, а внизу, в долине, продолжали еще медленно плыть самые ленивые из облаков.

Воистину, замечательное зрелище, а ведь мы поднялись на высоту всего лишь 300 метров. Вокруг - толстый зеленый ковер из растений, определить названия которых нам не под силу.

Заросли бамбука, тиковые деревья, плантации каучуконоса, шелковичные фермы - все это неторопливо проплывает мимо нас, двигающихся по шоссе номер 53.

Во время краткой остановки в Каунпуи мы столкнулись с самыми замечательными бананами, которые я когда-либо видел. Они не только выглядят аппетитно, но и просто превосходны на вкус. Вдруг мы услышали, как нам показалось, звук пилы, распиливающей дерево, и мы хотели было уже гневно поинтересоваться, "а как у вас с охраной окружающей среды?!", как нам сообщили, что это всего лишь нечто вроде комара. Не совсем поверив в это, мы решили проверить сами и ступили внутрь толстого ковра растительности. И действительно, этот необычный звук издавало небольшое насекомое. Но внимание от него тотчас отвлек вид красивейших бабочек, огромного количества необычайных растений, корней и цветов, которых мы ранее никогда не видели.

Живущие в тех местах племена мизо до сих пор занимаются примитивным земледелием, основанном на выкорчевывании деревьев и выжигании их остатков, и практически не знакомы с современными методами сельского хозяйства. Демографические проблемы им тоже неизвестны. Так жизнь мизо и проходит между корчеванием и выжиганием и различными местными празднествами. Например, в марте проходит праздник Чапчар Кут. Он посвящен очистке земли от леса. В августе-сентябре отмечается Мимкут - праздник сбора урожая маиса, и т.д. Все праздники - это сплошные песни и танцы. Возможно, здесь находит сове отражение прошлое мизо, которые, прежде чем поселиться на этих холмах, были кочевниками. Хотя это и не доказано, но считается, что исторически мизо являются выходцами из Силунга (или, как говорят в народе, Чиньлянь - нависающая над землей скала) в Китае, откуда мизо через Бирму перебрались в Индию.

Один из нас остановился, чтобы поинтересоваться, что за ползучие растения выращиваются на бамбуковых рамах, которыми покрыты склоны холмов. Оказалось, что это новый вид овоща "коаш" - пикообразный овощ, напоминающий свеклу. Пока мы разбирались с овощами, другой из нас обнаружил совершенно экзотичный цветок орхидеи, а также настоящие заросли ананасов.

Наконец, мы в Айзвале, и нас приветствует прохладный ветерок с гор. Выросший из своих размеров, Айзвал - довольно типичный город с магазинами всех видов и размеров, ресторанами, эмпориумами, базарами, такси (причем только марки "Марути" - малолитражка, в отличие от большого "Амбассадора, исполняющего роль такси в остальных городах Индии), учреждениями, правительственными институтами и т.д. Возвышающиеся одно над другим здания расположены так близко друг другу, что по ночам это выглядит, как гигантский небоскреб где-нибудь в большом городе.

Полностью освеженные прекрасным сном на горном воздухе, мы вышли на улицу. Кажется, что все дети направились в школу - в чистой красивой форме и с улыбками на лицах. Это и неудивительно, ведь уровень грамотности в Мизораме составляет 80 процентов - второе место в Индии после Кералы, если, конечно не считать таких городов, как Чандигарх и Дели. Спускаясь по дороге, мы услышали очень мелодичное пение. Оказалось, что это репетиция хора. Стали понятны слова Билли Грэма, сказавшего, что когда поет хор из Мизорамы, кажется, что ангелы спустились на землю.

Недалеко от Айзвала есть место, называемое Тхаундрил, жители которого делают прекрасную деревянную мебель, причем из тех деревьев, которые погибли в результате оползней. В день нашего там появления все сельчане были заняты тем, что восстанавливали один из домов, разрушенных бурей. Так мы впервые познакомились с уникальным кодексом поведения племен мизо. Он называется "тлаумнгайхна", что очень трудно перевести и объяснить, но общий его смысл сводится к тому, чтобы что-то делать, чем-то жертвовать для соседей. Особое значение этот кодекс приобретает, когда кто-то испытывает большие трудности. В Мизораме люди неукоснительно следуют правилам "тлаумгайхна", и это не просто слова. Игнорировать этот кодекс значит поступать не "по-кмизовски". А добровольная помощь соседу называется "хнатланг".

Спускаясь к югу от Айзвала, попадаешь в Лунглей, который расположен на склонах холмов и на расстоянии выглядит очень живописно. К юго-востоку от Айзвала находится Голубая гора или Пхаугпуи- самая высокая в Мизораме - 2200 метров. Или же можно направиться на восток в Шампхаи. Вообще, по-настоящему Мизорам можно осмотреть только пешком, поэтому для люлителей приключений имеется огромное количество возможностей, если они хотят подружиться с матушкой-природой.

В обществе мизо никогда не было классов - невероятно, но это так. Например, менеджер и сторож будут вместе сидеть и вкушать пищу. Считается, что мизо приняли христианство, но они продолжают хранить свои древние традиции и воззрения. Ранее, например, мизо были анимистами и молились "Патиану" - духу. И даже сегодня бог в переводе на язык мизо звучит как "патиан". Они не отвергли свою прежнюю одежду, танцы и верования.

В общем, эта страна - зеленый ковер - вызывает множество вопросов и требует детального изучения. Как, например, можно объяснить необходимость убийства животных и употребления в пищу мяса (шикар), или функционирование местного старосты, или способ приготовления пищи с помощью ствола бамбука, или почему листья на деревьях такие большие (когда идет дождь, вода не попадает на землю напрямую и не вызывает эрозию почвы), или... еще сотни таких вещей. Надо просто вернуться, чтобы пожить здесь подольше - а для первого впечатления пока достаточно.

Автор и источник публикации: 

Индия перспективы Автор - Тригунеш Мукерджи


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
авиабиле_:

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru