Индия по-русски ~ мобильная версия

Дели: город, где ты дома

Atma Сб, 21/03/2009 - 11:40

Даже если вы никогда не были в Дели, Main Bazaar вы узнаете сразу. Стоит только вашему рикше повернуть в один из проулков – и то, что вы слышали на улицах Нью-Дели, покажется вам тишиной. Это – одно из популярнейших мест у западного туриста. Уж не знаю, почему оно стало Меккой, но то, что столпотворение здесь как в дни хаджа у Черного камня – не оставляет сомнения. Это старейшая торговая улица Дели. Она настолько узкая и переполненная – вело - и моторикшами, новейшими автомобилями индийской марки Tata, мешками специй, благовоний, серебром, дешевыми подвесками, дорогими резными сундуками, ярчайшими тканями, гомонящими торговцами, уличными актерами, детьми, просящими подаяние, неумолкающими криками, клаксонами, велосипедными звонками, киношными песнями и еще бог знает чем – что, кажется, не удивишься, если повстречаешься с самим Великим Моголом. Улицу можно пересечь буквально тремя – четырьмя шагами. Товар разложен тут же на тротуаре, здесь же жарят пури и можно выпить чаю, хочешь – поболтать о жизни, - от этого не откажется ни один индиец. Это место, где русский знают, наверное, как нигде в Дели. Вы не успеете сказать и слова, как эти факиры в засаленных дхоти окликнут вас "Привет, как дела?!" - и тут же ответят "Хорошо, доброе утро!".

В машинах на передней панели индийцы возят изображения местных богов – Шивы, Вишну или Ганеши – слоноголового устранителя препятствий. Совсем точь-в-точь как мы возим образок на хорошую дорогу. Весной отмечают праздник урожая и обновления природы "Холи", который сжиганием чучела демоницы Холики здорово напоминает русскую Масленицу. Европейцам этот праздник известен по обильным "окрашиваниям" всех и вся. И не только теоретически. Нам пришлось здорово побегать от цветных демонят, но мы все равно приобрели розово-желто-зеленый окрас, впрочем, как и те немногие европейцы, которые встречались нам в тот день на улицах Дели. Этот праздник ариев поистине стирает все барьеры – не только кастовые, как это было еще два столетия назад. В этот день такого понятия как "рамки приличия" просто не существует – не оскорбляйтесь, если услышите непристойное предложение, и не обижайтесь, если вас больше чем других, будут осыпать красками - европеец в этот день становится трофеем. После десяти часов вечера звуки раковин (морские раковины, величиной с хороший кулак, используют в вишнуитских службах, и они носят ту же функцию, что и колокольный звон), небольших колокольчиков и речитатив мантр сменят орущие телевизоры – не менее почитаемые боги.

Ты остаешься с Дели один на один. И он опрокидывает тебя. Он заставляет возненавидеть себя и – если ты пройдешь это испытание – навсегда полюбить. Дели безграничен. Он заполонит тебя собой, и – если ты выдержишь – дарит удивительный опыт: ты погружаешься в странную медитацию – когда запахи, здания, лица и звуки свободно проходят сквозь тебя. В этом, с первого взгляда шумном и хаотичном городе, ты чувствуешь себя единым с ним, и, пожалуй, с собой. Понять, что такое единство в многообразии и гармонии там, где царит хаос, можно только в Дели. И ты плывешь по этому чудесному городу, покупаешь апельсины и просишь друга спеть что-нибудь. Конечно, это будет что-то очень наивное и очень популярное – но для тебя это не имеет значения – индийцы умеют петь любые песни от сердца – ты слушаешь переливы великолепного и непонятного хинди, смотришь в черные, наполненные и, в то же самое время, молчаливые глаза певца и понимаешь, что ты – дома.

Большее количество европейцев ездит смотреть на всемирно известный храм бахаи, построенный в 1986 году и своей необычной архитектурой поражающий воображение до сих пор. Храм напоминает лотос и, воистину, как настоящий лотос, он возвышается над убогостью и нищетой палаточных городков. В храме стоит гул от перешептываний посетителей, не смотря на умоляющую одинокую табличку у входа "keep silence". Тут, конечно не до медитации: маршем проходят посетители меж лавок и выходят в сад.

Еще более известен европейцу храм Лакшми Нараяна. Туристов привозят автобусами и группой гоняют по территории, заботливо предложив тем, кто не желает снять обувь, тривиальные бахилы. Своими многочисленными пирамидальными башнями и квадратным основанием Лакшми Нараяна Темпл, известный также как Бирла – Мандир, потому что выстроен был в 1938 году на деньги филантропа Бирлы, напоминает храмы Ориссы. Главные божества храма – богиня материального благополучия Лакшми и ее муж Нараяна – одно из воплощений Вишну. Слева от них помещено изображение Дурги – богини возмездия, а справа – ее супруга Шивы – бога-созидателя и бога-разрушителя в одном лице. Если вы побродите по территории то найдете "часовенки" Ганеша, Будды и Кришны.

Даже бедняки стремятся увидеть свою страну. Порой видишь мужчин и женщин в изношенных одеждах в таких, отнюдь не паломнических, а, скорее, туристических центрах, и удивляешься их присутствию здесь. Индийцы стремятся путешествовать – многие – за границей. Многие из них – женщины. "Мне нравится так жить," – говорит Дантешвари Бхадкаи, делийский журналист. Вокруг нее пять чемоданов, половина из которых заполнена книгами: "Мне нравится быть независимой, писать статьи и читать лекции, но моя семья не одобряет мой стиль жизни: я единственная незамужняя дочь" – говорит тридцатилетняя Данти. Именно это стремление к самоопределению и независимости характеризует многих современных женщин Индии. В книжных магазинах очень много книг, посвященных феминизму, женщине и закону, индийским писательницам. "Я была в Америке, Африке, Таиланде" – говорит Манджула, женщина, повстречавшаяся нам в одном из шиваитских храмов: "Я очень хорошо готовлю, этим и зарабатываю". Однако, женская эмансипация в Индии – все еще явление единичное. "Одинокой женщине здесь очень сложно," - говорит Дантешвари. В делийском ашраме Ауробиндо мы наблюдали за старой женщиной, постоянно делающей записи в тетради. На вид ей было лет восемьдесят, но движения ее были скорыми, а глаза – молодыми и пронзительными. "Я сегодня приехала из Пондичерри," – неожиданно заговорила она на чистом английском: "В ашраме отдохну, а завтра поеду в Ришикеш. С шестнадцати лет я живу в миссии Рамакришны".

Попадая в Ашрам Шри Ауробиндо в Дели – попадаешь в настоящий оазис. Центром тишины и медитативного спокойствия является Самадхи Мастера – сюда приходят люди, исповедующие самые различные религии – христианство, буддизм, индуизм, ислам… Особых церемоний или мантр принципиально не существует – в общении с Ауробиндо и Матерью (его верной последовательницей, и позже - сотрудницей) – все индивидуально. Единственным условным направляющим могут служить бхаджаны (песнопения в честь Бога), которые каждый вечер проводятся перед алтарем Матери и Ауробиндо. В слабо освещенной комнате женщина поет, подыгрывая себе на гармонике. Ты сидишь посреди множества незнакомых людей и не видишь их лиц, а мелодия качает тебя на волнах этого безбрежного моря.

Затерянный в лабиринтах рыночных улочек со спящими нищими, живет своей жизнью Каликаджи-мандир. В конце шахматной черно-белой площади стоит небольшой, отделанный белой плиткой храм – круглый и напоминающий зефир. Тонкая, но неиссякаемая струйка преданных Кали Ма уносит вас внутрь храма. Внутри зефир оказывается "слоеным" - чтобы попасть в главную алтарную, мы должны были обойти ее по узкому коридору, который создает условия для мини парикрамы (ритуальный обход святыни). В веренице паломников мы шаг за шагом продвигались к нашей цели - Кали Ма - огромному камню-лицу, украшенному цветами и тканью. У ее ног стоял пуджари, раздававший морю тянущихся рук прасад. После - толпа вынесет вас к служаке, который ставит тику, и к следующему – повязывающему на руку красные нити.

Храмы ютятся и в трехэтажных зданиях, на первом этаже которого будет хостел для паломников – а если быть совсем точным – большая зала с матрасами на полу и жутким запахом пота, а на втором этаже – небольшой алтарь Ситы и Рамы, с местом для отправления более прозаичных нужд напротив. Они могут прятаться на улицах города – перед тобой вдруг возникает крошечный домик с огромным колоколом у входа и сладостями на алтаре. Если не боитесь подхватить заразу – обязательно возьмите прасад: нам не доводилось есть ничего вкуснее этих ладу – маленьких сладких шариков взятых с алтаря одного из уличных храмов.

Делийское небо опирается на багряную в лучах заходящего солнца семидесяти двух метровую башню, на которой высечены коранические суры и проза многих женских судеб – в средневековье многие женщины поднимались на Кутуб-минар, чтобы свести счеты с жизнью. Установленный в Лал-коте (первый город из восьми, на которых стоит современный Дели) в XIII веке, он до сих пор выглядит как новенький. Прогулка по старому Лал-коту у подножия молчаливого наблюдателя тысячелетней истории наполняет светлой грустью. Ты словно соприкасаешься с сотнями судеб тех, кто был здесь до тебя, и тысячами тех, кто еще будет. Ты чувствуешь себя дальним родственником, приехавшим в свой старый дом – все здесь дышит для тебя памятью, но тебя здесь никто не помнит. И это странное ощущение останется в тебе навсегда. И по ночам ты действительно будешь вспоминать слова А.П. Чехова: "Когда в прошлом есть Индия, есть о чем подумать во время бессонницы".

Автор и\или источник публикации: 

Екатерина Пешакова http://www.indianemb...


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
Б
7
Ж
е
Р
Введите код без пробелов, учитывая регистр
| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru