По обе стороны Гималаев. Индия

Martina Пнд, 23/11/2009 - 18:37

Едва мы вернулись из поездки, как я сразу же уселась за отчет.

Вначале – сухие факты, а потом пойдет лирика.
Итак, сухие факты:
Маршрут:
Дели-Агра-Дели-Катманду-Лхаса-Гьянтце-Шигатце-Шегар-Ронбук (базовый лагерь Эвереста)-Жангму-Катманду-Читван-Катманду-Дели
Сроки:
18 августа – 9 сентября
Участники:
Три человека – я, мой муж Андрей и моя подруга Шура (мы с Андреем были в Непале во второй раз, для Шуры это первая поездка в Непал в частности, и в Азию вообще)

Подготовка:
Весной было проведено исследование предложений по туру в Тибет от непальских туркомпаний. В итоге было выбрано агентство с хорошими рекомендациями и предлагающее оптимальный маршрут по стандартной для Катманду цене. Оптимальным маршрутом для нас было: лететь в Лхасу – обратно на джипе (а не наоборот, из соображений адаптации к высоте), обязательный свободный день в Лхасе (планировали потратить его на самостоятельную поездку в Ганден), обязательная ночевка под Эверестом, ну, и чтобы кроме нас троих в группе больше никого не было.
В июне мы отправили в Катманду сканы наших документов и предоплату за тур (по 200 долларов с носа).
Также забронировали отель в Дели на первые две ночи.
В Катманду решили останавливаться в том же гест-хаузе, что и в прошлый раз, поэтому просто написали хозяину, что едем.
Больше ничего не бронировали.
(забегая наперед скажу – и правильно сделали! Я собиралась из Киева купить ж/д билеты по внутренним переездам в Индии, так как мы планировали съездить в Варанаси – хорошо, что не сделала этого. Жизнь в таких поездках, обычно, вносит некоторые коррективы, поэтому надо быть готовым проявить гибкость и иметь про запас некоторые резервные варианты).

Были куплены хорошие ботинки и тщательно составлена аптечка на все случаи жизни.

Почему-то все спрашивают у меня о прививках. Отвечаю: нет, прививок никаких не делали (как и в прошлый раз). В них нет необходимости, особенно – для поездки в Тибет.
Раз уж заговорили о медицинских проблемах, не могу не затронуть свою любимую тему. Горная болезнь (гипоксия, кислородное голодание).
Я полгода посвятила изучению вопросов по этой теме, на форуме всех бывалых замучила. Советы нам давали одни: «бросай курить, вставай на лыжи». Честно говоря, мы так и не заставили себя активно заняться спортом. Мы товарищи такие, условно спортивные, из постоянных нагрузок у нас только ежедневные прогулки с собаками (вечером, обязательно, 1 час=4 км). Ну и по воскресеньям предпринимаем дальние пешие прогулки по лесу.
За месяц до поездки стали пить поливитамины + препараты женьшеня, непосредственно в поездке – все те же поливитамины, плюс гингко билоба и рибоксин. Все.
Самое смешное, что у нас не было горной болезни. То есть, в первый день в Тибете были легкие симптомы, а потом бегали, как кони, и на высоте в 5200 метров пели песни и даже немного пили водку :))
Такой здоровой и бодрой, как там, я себя давно не чувствовала.

Теперь самая нудная и самая важная часть сухих фактов.
Бюджет:
(все цифры – в USD, на 1 человека).
Перелет Киев-Дели-Киев – 650
Перелет Дели – КТМ – Дели – 330
Виза Индия (двукратная) – 40
Виза Непал (двукратная) – 60
Аэропортовые сборы при вылете из КТМ (2 вылета) – 50
Тур в Тибет (11 дней, перелет в Лхасу, обратно джип, водитель, гид, проживание, завтраки, все входные билеты, виза и пермит) – 1250
Проживание в Индии – 25/сутки за троих
Проживание в Непале – 10/сутки за дабл
Питание повсеместно – 15/сутки
Такси до Агры – 150 (за всю машину)
Билеты в Тадж Махал – 20
Пакет Читван (3 дня/2 ночи, все включено) – 80
Джип КТМ-Читван-КТМ – 100 (за всю машину)
Сувениры – ну, это кто как тратит…Я в этот раз потратила что-то около 400 (*тяжело вздыхает*)

От сухих фактов перехожу к обещанной лирике.

По доброй традиции любые путевые заметки начинаются с рассказа о перелете.
Не будут исключением и мои записи.
Собрались мы быстро и оперативно, неподъемность рюкзаков нас не пугала. Мы переживали немного, но в будущее смотрели с оптимизмом. Долгожданное приключение началось! Впереди нас ожидали 3 недели свободы и развлечений.
Перед тем как сдать наши рюкзаки в багаж, мы их запаковали в большие клеенчатые мешки. В итоге получилось нечто похожее на тщательно упакованные трупики медвежат.
Самолет – новый, большой Боинг 767 – оказался едва заполненным на одну треть. Благодаря этому мы расположились с большим комфортом. Я вообще заняла три сидения и спала, как на полке в поезде. Нас два раза покормили, показали мультик «Тачки» и фильм «Дневники принцессы». Пять с половиной часов полета пролетели практически незаметно. Скажу, что в большом Боинге приятно и комфортно лететь еще и потому, что в нем очень много пространства и воздуха. Ненавижу тесные самолеты!
Дели нас встретил муссоном.
Мы вышли из самолета – и обалдели. Настоящая русская баня, парная! Дышать нечем, вся одежда сразу стала мокрой и липкой. Ничего себе! Наш прошлый визит пришелся на ноябрь, в разгар сухого сезона, тогда воздух был наполнен песком и гарью. Теперь же в воздухе просто висела взвесь из горячих капель.
Я думала напугать Шурку толпой беснующихся индусов – кто прилетал в Дели, поймет о чем я. Эту яростную толпу таксистов забыть невозможно!
То, что беснующиеся таксисты сейчас изгнаны из зоны прилета оказалось настоящей новостью для нас. Теперь в зоне прилета находятся только официальные встречающие, с табличками.
Идея купить билеты до Катманду по прилету накрылась медным тазом. Ночью в аэропорту не работала ни одна касса. Ну, окей, разберемся завтра.
Нас встречал таксист от отеля. Еле-еле разместились со своими «тщательно упакованными трупиками медвежат» - и понеслись. К тому моменту, как мы сели в такси, водяная взвесь в воздухе превратилась в настоящий тропический ливень. О_о, неприятно…
Дели…Город, который я возненавидела с первого взгляда, в который я клялась никогда не возвращаться. Наивная! Каким же милым и дорогим казался он мне сейчас!
Вот и Мэйн Базар, знаменитый делийский муравейник. Ничего не изменилось с момента нашего прошлого визита – те же горы мусора, те же спящие под своими тележками рикши, те же яркие вывески бюджетных отелей. Даже собаки, по-моему, те же самые.
Наш отель – не лучше и не хуже остальных. Повсеместно – мрамор и дерево, при этом прямо в холле на диване мирно дремлет кто-то из обслуги. До номера добираемся в 2 часа ночи, предварительно договорившись о том, что в 8 утра хотим выехать в Агру.
Первоначально я планировала, что мы поедем в Агру на поезде. Но потом все-таки был сделан выбор в пользу машины.
Номер…Мдя….Мы заказывали трехместный. Третьим местом оказался матрасик на полу. Так что, Андрей у нас спит «там, в углу, на коврике». Из постельного белья только подушка и 1 простынка. Зато есть телевизор с бесконечными индийскими песнями и плясками, огромный грохочущий кондиционер и устрашающий вентилятор под потолком. Нам выдают полотенца и…зубные щетки с пастой. Номер - длинная, узкая нора без окон, зато с мраморным полом. Горячей воды нет, но это не страшно – из холодного крана идет вода комнатной температуры.
Жить можно.
Ну, вот мы и в Дели!!!!
По этому поводу выпиваем по рюмке джина, заедам бутербродиками из Киева – и заваливаемся спать (Андрей, как денщик при полковнике, на матрасике в углу).
Ровно через 4 часа начнется наш первый индийский день, насыщенный под самую завязку, поэтому волнующий до дрожи. А пока – спать, спать!!!

Первоначально планировалось ехать в Агру поездом. Но пока мы добрались до нашего отеля в Дели, пока все утрясли – до поезда оставалось 2 часа. А нам очень хотелось спать. Поэтому мы наплевали на все и заказали такси – в Агру и обратно. Машина пришла за нами в 8 утра. Но пока мы позавтракали (европейский завтрак – тосты, омлет, фрукты, сок), пока посидели-подумали…Короче говоря, мы выехали из отеля на Агру в 9 утра. Водитель сказл нам, что дорога займет приблизтельно 4 часа (200 км). Мы вначале не поверили, но в итоге так и получилось.
Итого, мы провели в пути 8 часов – 4 часа в Агру и столько же обратно. Пожалели ли? Сложно? Нет, ни капельки! Машинка – хоть и маленькая, но с кондиционером. Водитель – очень милый молодой индус. А дорога…
Майн готт, считайте, что мы смотрели непрерывный, 8-часовый фильм из жизни НАСТОЯЩЕЙ Индии. После этих 8 часов в пути я была готова полюбить эту страну!!!!

Едва мы выехали из Дели, как начался дождь. Что поделаешь, период муссонов…Дождь очень скоро перешел в проливной тропический ливень – просто стена из воды. Индусов, похоже, это ни капли не парило. Зато парило меня. Сам дождь – не помеха, тем более, что он не просто теплый – он горячий, как будто с неба идет горячая вода. Но вот только фотографировать в такую погоду невозможно…
Мы ехали под непрерывным дождем, а вокруг…
Женщины в пестрых – розовых, бирюзовых, фиолетовых – сари работают в ярко-зеленых рисовых полях.
Мужчины куда-то торопятся на чем прийдется – на повозках, запряженных буйволами и лошадьми, на каких-то мотоколясках, на грузовиках.
Животных – немеряно! Белые священные коровы важно прогуливаются вдоль обочины, то и дело попадаются блестящие черные буйволы, в полях полным полно цапель, иногда встречаются верблюды.
Не менее затейлива архитектура – домишки скромные, зато всевозможные предметы культа просто завораживают. Гигантские статуи Шивы, храмы-лингамы…Один раз видели огромного недостроенного льва, другой раз – слона…
Четыре часа пролетели практически незаметно. Помогал лучший друг путешественика – мп3 плейер, плюс мы немного спали, немного болтали, пару раз останавливались размять косточки…
Произошел с нами и очень смешной случай.
Наш водитель остановил машину, чтобы заплатить какой-то очередной налог на проезд. В мгновение ока машину облепили заклинатели змей, какие-то мутные личности с обезьянами на поводках, продавцы всякой фигни и прочая шантрапа. Мы с Андреем не обращали на них ни малейшего внимания – насмотрелись во время предыдущей поездки. Но Шуру они чем-то впечатлили. И когда одна из обезьян прыгнула на машину и стала лизать стекло – Шурка не выдержала и сфотала ее.
-Не надо было это делать, - сказала я, - сейчас начнется.
Как в воду смотрела…
Обернувшись на Шуркино окно, я увидела, что в окно смотрит не только макака, но и кобра.У кобры был почему-то очень удивленный вид, ее глаза смотрели хитро и она лукаво усмехалась. Ее держал в руках молодой попрошайка, да не просто держал – он тыкал этой коброй к нам в окно, как последним аргументом в вопросе вымогательства денег.
Господи, только кобры нам не хватало!!!! В это время хозяин сфотографированной обезьяны стал требовать за снимок денег. Мы попробовали забаррикадироваться в машине, но не получилось – он прорвал оборону со стороны моей двери и орал: «Деньги давай! Деньги давай! За фото надо платить!»
Мы втроем орали на него, чтобы он шел в известном направлении, но он по русски не понимал – и продолжал ломиться в машину.
-Шура, ну на фига ты фотала эту гребаную макаку! У нас впереди – тысячи макак. И совершенно бесплатно! – сказала я, двумя руками держа дверцу машины. Хозяин макаки просто бесновался снаружи.
Шурка тем временем сжалилась и дала наглецу доллар. Он стал требовать два! За что был послан нами и бит дверцей от машины. Едва-едва отцепился от нас! Но усмехающаяся наглой усмешкой кобра и лижущая стекло макака до сих пор стоят перед глазами…
Я все переживала, что нам прийдется осматривать Агру под проливным дождем, так как муссонный ливень все не утехал.
Но к нашей огромной радости подъезды к Агре встретили нас ясным небом и солнцем.
Мы въезжали на территорию настоящей жемчужины, воспетой во множествах книг, фильмов и картин. Агра – само название было наполнено какой-то тайной. История ожила. Могла ли я, зачитывающаяся в детстве «Сокровищами Агры», представить, что окажусь в этой самой Агре? Нет, конечно. Но, тем не менее!!!
Всего четыре часа езды от Дели – и вот мы в Агре.
Описывать Агру – занятие неблагодарное. С одной стороны – это шумный, грязный, многолюдный (и многоживотный) индийский город. Ничем на первый взгляд не примечательный, раскинувшийся на берегах широкой и полноводной реки Ямуна.
Местами берега Ямуны и окружающие пейзажи до смешного напоминают волжские пейзажи, а форт Агры со стороны Тадж Махала выглядит чуть ли не нижегородским Кремлем.
Но чудес в Агре хватает, и начинаются они уже на подъезде.
За 9 километров до Агры находится совершенно удивительное место под названием Сикандра.

Что такое Сикандра? Это ожившая иллюстрация к сказкам «1000 и 1 ночь».
Что греха таить, дорога измотала нас. Но едва мы подъехали к Сикандре – как забыли обо всем.
Нереальная, красивейшая, кружевная архитектура плюс прекраснейший сад. Под причудливыми деревьями, на изумрудно-зеленых лужайках пасутся антилопы-нильгау. По дорожкам носятся веселые бурундуки. На развалинах старых стен кричат павлины – и их роскошные хвосты струятся вниз подобно бирюзовым водопадам. Здесь немеряно обезьян – непуганных, сытых (и никто, никто, даже сами обезьяны, не просят за фотосъемку 1 доллар). Множество попугаев – огромных, ярко-зеленых. У нас такое чувство, что мы прямиком попали в мультик «Золотая антилопа», ни больше и не меньше…
Мы уже потрясены и очарованы, а ведь впереди еще Тадж-Махал!

Описывать Тадж-Махал – занятие еще более бесполезное и неблагодарное. Это все равно, что попробовать описать рассвет, звездное небо, морской прибой. Тадж-Махал – это нечто нереальное. Нереальное в своей красоте и изяществе, в простоте и роскоши линий. Памятник великой любви – он притягивает не только туристов. Тысячи людей из Индии и Пакистана, из самых отдаленных уголков и селений едут сюда целыми семьями, чтобы поклониться святыне.
Подступы к Таджу обезображены по полной программе. Толпы нудных гидов-самоучек, кучеров, рикш, продавцов всякого сувенирного барахла стараются испортить впечатление по полной программе. Единственная возможная линия поведения в общении с ними – это ноль внимания. Мы так и делаем, покупаем билеты (дорогие, 20 баксов с носа!) – и вперед. Вместе с билетами нам выдают по бутылке воды и одноразовые «тапочки». «Тапочки» нужны потому, что при входе непосредственно в здание Таджа надо раззуваться. Очередей на вход две – отдельно для мужчин и для дам.
На входе в Тадж тщательно обыскивают, с собой нельзя проносить телефоны, любую электронику, мп3 плейеры, а также сигареты и зажигалки. Но все препоны позади – и вот оно, одно из чудес света, возникает в обрамлении красной рамки ворот, как кадр из фильма. Сколько раз его видели, сколько о нем читали – и все равно, восторг накрывает недетский.
Тадж, белоснежное чудо…
Жара стоит чудовищная, влажность – не менее чудовищная, но нам все равно. Мы исследуем Тадж до последнего уголка. Он прекрасен, что и говорить. Фотогеничен со всех ракурсов.
А еще прекрасны люди – местные жители. Очень многие из них прибыли из мест, где никогда не видели иностранцев. Они смотрят на нас, как на инопланетян. Некоторые фотографируют нас. А мы фотографируем их – красивых, по-детски наивных, очень хороших людей многоликой Индии. Они приезжают целыми семьями, с детьми и стариками. Смешно и важно позируют на фоне Таджа – потом будут хвастать фотами перед односельчанами. Фотоаппараты почти у всех – допотопные, не менее старомодна одежда – мужчины как будто сошли из журналов мод 70х годов. Ну а женщины – женщины одеты в очень красивые, нарядные национальные костюмы.
Домой, домой, в Дели…
Дорога до Дели – все те же 4 часа – запоминается огнями и факелами большого нефтеперерабатывающего завода. А еще – верблюдами. Огромными, важными дромадерами, неспешно тянущими тележки с поклажей вдоль дороги. Они возникали в вязкой тропической ночи как призраки – тихо и незаметно. И так же исчезали.
Впечатлений после Агры столько, что уже можно ехать домой.

По возвращении в Дели становится понятно, что Дели – это еще не Индия. Настоящую Индию, влюбившую нас в себя до конца жизни, мы наблюдали по дороге в Агру. И этот коктейль из красок, запахов, ощущений забыть невозможно. Равно как и разлюбить.
Омрачает наш индийский праздник то, что билетов на самолет до Катманду нет. Билетами занимается мистер Раман – «человек, который решает проблемы». Он все время звонит на мобильный нашему водиле и ведет со мной долгие и нудные переговоры по цене на билеты.
Наконец, билеты куплены. А наш бюджет основательно подорван, потому как цена совсем не та, что планировалась.
Едва мы въезжаем на Мэйн Базар, как в окно машины начинают заглядывать какие-то люди: «Мистер Раман ждет вас». Как в плохом кино о мафии, приезжаем в какой-то сомнительный отелишко, нам предлагают…спуститься в подвал: «Босс ждет».
Босс – хитрый толстый, похожий на Крота из мультика про Дюймовочку, тип – сидит в странной коморке и считает деньги. Ну, точно мафия! Понимаем, что Раман неслабо нас поимел, но что делать – в Катманду-то охота! Главное, что есть билеты.
Утром, перед вылетом, немного гуляем по улочкам вокруг отеля. Ну, что сказать…Счастье, что мы съездили в Агру, иначе я бы так и ненавидела Индию до конца жизни. Индия вне Дели разительно отличается, и отличается, как ни странно, в лучшую сторону. Дели – не мой город. Но Индия – вполне моя страна, вот такие парадоксы…
Удивительно, но факт – Раман не обманул. Наш самолет на Катманду оказывается забит под завязку! Точно также был забит улетающий перед нами борт от Джет эйр.
Туристов мало, летят в основном локалы.
Вкусный обед, стюардессы в сари, волнующая и манящая цепочка заснеженных Гималаев на горизонте…С момента нашей прошлой поездки ничего не изменилось, просто дежа вю!
Катманду нас встречает дождем. Какой же здесь воздух! Если аэропорт Дели с ходу валит с ног жутким коктейлем из смога и испарений, то в Катманду воздух пахнет травой и свежестью.
Визовые формальности утрясены, идем за багажом.
И тут происходит инцидент, который чуть не омрачил нам всю поездку.
Зоркий Андрей заметил, что какая-то тетка схватила с багажной ленты Шуркин рюкзак – и очень бодро смывается с этим рюкзаком в сторону выхода. Причем, тетка – русская.
Догоняем ее: - Это ваш рюкзак?
Смотрит на нас удивленно: - Мой.
Я говорю: - Вы уверены? Это не ваш рюкзак, а наш.
Хлопает глазами. Вид, кстати, у нее абсолютно идиотский. Откуда такая совковая тетка с шестимесячным перманентом на голове взялась в Катманду – загадка.
-Ой, я перепутала, у меня точно такой же!
Перепутала! Оказывается, что ее рюкзак ровно вполовину меньше Шуркиного и в три раза легче. Как можно перепутать?
Нас прошибает мысль о том, что было бы если бы она все-таки унесла рюкзак. Катастрофа была бы, вот что. Мало того, мы бы никогда его не нашли, а оставаться на 3 недели без всех вещей – как-то не очень-то…
Мы и так уже взвинчены до предела, а нам еще достается тележка, которая не едет. Андрей материт тележку, тетку, Непал, аэропорт – все на свете. Таможенники начинают смеяться, вслед за ними начинает ржать вся очередь, даже мы с Шуркой – Андрюха в своем гневе невероятно комичен. Смех делает свое дело – и нас пропускают без досмотра.
Атака таксистов. Мама дорогая…Это похоже на птичий базар в сто тысяч чаек. Какие же они крикливые, нудные и приставучие, эти таксисты!!!! Ужас просто. Едва сторговались. Берем с собой в машину израильского паренька с Торой в руках.
Меня удивляет, что в Катманду стало гораздо больше транспорта. Город буквально забит, проехать по узким улочкам – нереально. Дорога от аэропорта до Тамеля занимает почти час.
Наконец, все позади. Наш родной отельчик встречает нас с распростертыми объятиями.
На ужин, конечно же, мо-мо и пиво «Эверест» в нашем любимом ресторане.