Индия по-русски ~ мобильная версия

Формирование каст в древней Индии. Законы Ману

achadidi Вс, 23/11/2008 - 21:17

"Законы Ману" (Манавардхарма шастра) - крупнейший свод правил древней Индии, датированный примерно 2 веком до нашей эры, который нормативно закрепил систему каст, став финалом трансформации арийских сословий - варн.

Трансформация варн в древней Индии в касты

Напомню читателю, что в древней Индии существовала исторически сложившаяся у древних ариев (арийцев) система сословий - варн , которая строилась на учете индивидуальности человека, а потому разрешала переход из одной варны в другую, подробнее в статье

https://indonet.ru/S...
Формирование каст в древней Индии и законы Ману
Со временем концепция учета личных качеств трансформировалась и принадлежность к варне стали наследоваться, то есть отнесение человека к варне стало определяться по праву рождения и именно по этому принципу ему стал фактически навязываться род занятий и профессия.
Причины трансформации точно не известны, но предположительно это было связано с развитием экономических отношений, выделением олигархических групп, и усилением влияния армии, а также закрепление права на земельные участки и соответствующим появлением институтов наследования, которые должны были фиксировать переход высокого социального статуса, имущества и земли к детям вне зависимости от их предрасположенности к роду деятельности их родителей.
Сначала ужесточились правила перехода между варнами, появились ограничения на браки между разными сословиями, дети от меж-варновых браков стали выделяться в отдельные группы, и в конце концов процесс транформации варн в Индии завершился появлением новой системы - системы джати, то есть того, что называется касты.
Законы Ману завершили процесс формирование кастового строя в Индии и закрепили его нормативно.

Закрепление индийских каст в законах Ману

Глава 3 посвящена правилам брака между представителями разных варн и кастам, которые образуются при смешении варн. Закон Ману также регламентирует деятельность, разрешенную для разных индийских каст.

1. "Три варны дваждырожденных, придерживающиеся своих обязанностей (svakarmastha), пусть изучают [Веду], но из них только брахман может обучать [Веде], а не [члены] других двух [варн]: таково решение .
2. Брахману согласно правилу следует знать средства существования, [предписанные] для других, наставлять других и самому жить соответственно [дхарме].
3. Вследствие своей исключительности, превосходства происхождения, соблюдения ограничительных правил и особенности посвящения брахман - владыка варн.
4. Брахманы, кшатрии и вайщий - три варны дваждырожденных, четвертая же - шудры - рожденные один раз, пятой же нет.
5. Во всех варнах только те [сыновья, которые рождены] от жен равных *, девственниц, должны считаться рожденными в соответствии с прямым порядком (anulornya) и равными по рождению (jati).
6. Сыновей, рожденных дваждырожденными от жен, принадлежащих к следующей низшей варне *, считают подобными [отцам, но] порицаемыми вследствие недостатка, [присущего] матерям.
7. Таково вечное правило относительно рожденных от жен принадлежащих к следующей низшей варне; надо знать следующее правило, согласное с дхармой, относительно рожденных от жен, принадлежащих к варне ниже [отца] через одну или две. 8. От брахмана и вайщийки рождается [сын] по названию амбаштха, шудрянки - нишада (nisada), который называется паращава (paraava) .
9. От кшатрия и шудрянки рождается существо по названию угра, имеющее Природу кшатрия и шудры, находящее удовольствие в жестоких обычаях.
10. [Дети] брахмана от [женщин] трех [низших] варн, кшатрия - от двух варн, вайшия - от одной варны - эти шесть. считаются апасада (apasada).
11. Сын от кшатрия и дочери брахмана является по касте (jati) сутой; сыновья от вайшия и женщин [от варн] кшатриев и брахманов - магадха и вайдеха [соответственно].
12. При смешении варн от шудр и вайщиек, кшатриек и брахманок рождаются [соответственно] айогава, кшаттар и чандала (candala) - самый низкий из людей .
13. Амбаштха и угра, [рожденные] в прямом порядке от женщин ниже по варне через одну, считаются такими же, как кшаттар и вайдехака, [хотя последние и] рождены в обратном порядке.
14. Сыновей дваждырожденных, которые рождены от женщин непосредственно следующих варн, вследствие недостатка, [присущего] их матерям, называют именем "следующий"
15. От брахмана и дочери угры рождается аврита, от дочери амбаштхи - абхира, но от женщины айогава - дхигвана.
16. От шудры в соответствии с обратным порядком [варн] рождаются трое [сыновей] апасад: айогава, кшаттар и чандала - самый низкий из людей.
7. от вайшия - магадха и вайдеха, от кшатрия же только сута; эти другие три апасады также рождаются в обратном порядке [варн]
18. Рожденный от нишады и шудрянки является по касте (jati) пулькасой; рожденный от шудры и нишадки считается куккутакой.
19. Затем, рожденный от кшаттара и угрянки называется щвапакой, рожденный же вайдехакой от женщины-амбаштхи называется веной.
20. [Если] дваждырожденные от [женщин] всех варн рождают [сыновей], не исполняющих обетов, их, отпавших от "Савитри", надо определить как вратьев (vratya).
21. От вратьи-брахмана рождается злой бхриджджакантака, авантья, ватадхана и пушпащайкхара.
22. От вратьи-кшатрия - джхалла, малла, личчхиви, ната, карана, кхаса и дравида *. 23. От вратьи-вайшия рождаются судханван, а также чарья, каруша, виджанман, майтра и саттвата .
24. Смешение варн возникает вследствие нарушения [порядка] варн, вследствие браков, которые не должны были бы заключаться, и отказа от исполнения дел, присущих [каждой варне].
25. [Теперь] я полностью расскажу о тех [сыновьях] смешанного происхождения (sarnkirnayoni), которые рождаются в обратном (pratiloma) и прямом (anuloma) порядке и, [таким образом], взаимно соединяются.
26. Сута, вайдехака, чандала - самый низкий из людей, магадха, айогава и являющийся по касте кшатгаром -
27. эти шестеро от женщин той же [касты] рождают [сыновей], подобных себе по качеству (varna); они рождают [их и] от [женщин], принадлежащих к касте матери и более высокого происхождения.
28. Как [брахман] рождает себя от [женщин] двух из трех варн, [но низшего] из-за низшей степени [матери] и [равного] от равной себе , таков порядок и для отверженных.
29. А они затем порождают от женщин друг друга многих отверженных, - еще более порочных и презренных.
30. Как шудра порождает от брахманки отверженное существо , так отверженный порождает от женщин четырех варн еще более отверженного.
31. Действуя в обратном порядке, отверженные порождают еще более отверженных, низкие - [еще более] низких по качеству (varna), [всего] - пятнадцать.
32. Дасью от женщины айогава порождает сайрандхру. не раба, [но] живущего услужением (disya), умелого в украшении и обслуживании [или] существующего ловлей животных. 33. Вайдеха порождает [от айогавы] приятноголосого май треяку, который, ударяя в колокол при появлении зари, постоянно восхваляет [великих] людей.
34. Нишада порождает маргаву [или] дащу, живущего корабельным делом, которого жители Арьяварты назвали кайвартой.
35. Эти трое низких по касте (jati) происходят каждый от женщин айогава, носящих одежду умерших, неариев , вкушающих запрещенную пищу.
36. От нишады рождается каравара, кожевник (carmakara) по ремеслу, от вайдехаки происходят андхра и меда имеющие жилища вне селения.
37. От чандалы - пандусопака, занятый обработкой бамбука; нишадой также от женщины {касты] вайдеха порождается ахиндика.
38. Чандалой же от женщины-пулькасы порождается сопака, занимающийся по наследству наказанием преступников, злой, всегда презренный для уважаемых людей.
39. Женщина-нишада рождает от чандалы сына антьявасайина, действующего на кладбищах, презренного даже для отверженных.
40. Эти касты, [происшедшие] от смешения, указаны по отцам и матерям; скрытые или открытые, они могуг быть узнаны по их родам деятельности.
41. Шестеро сыновей, рожденные [дваждырожденными от женщин] равного происхождения (svajati) или следующих варн (anantara), имеют дхарму дваждырожденных; все рожденные от смешанных браков считаются по дхарме равными шудре.
42. Силой аскетических подвигов и семени они в этом мире из поколения в поколение идут согласно рождению к более высокому или более низкому положению среди людей.
43. Но вследствие нарушения священных обрядов (xriya) и неуважения к брахманам постепенно дошли в мире. до состояния шудр (vsalatva) следующие племена (jati) кшатриев:
44. пундрака, чода, дравида, Камбоджа, явана, щака, парада, пахлава, чина, кирата и дарада
45. Все эти племена, которые в мире [находятся] вне рожденных из уст, рук, бедер и ступней [Брахмы] , - говорящие на языке млеччхов и ариев, - все они считаются дасью.
46. Те, которые считаются апасада и рожденными от смешанных браков, пусть существуют занятиями, презренными [с точки зрения] дваждырожденных.
47. Для сут [подобает] уход за лошадьми и колесницами, для амбаштхов - врачевание (cikitsita), для вайдехаки - служение женщинам , для магадхов - торговля (vanikpatha).
48. Для нишадов - рыболовство (matsyaghata), для айогавы-плотничество (tvastistva), для медов, андхров, чучу и мадгу - охота на диких животных.
49. Для кшаттаров, угр и пулькасов - ловля и умерщвление [животных], живущих в норах, для дхигванов - обработка кожи (carmakarya), для венов - игра на музыкальных инструментах (bhandavadana).
50. Им полагается жить у священных деревьев, у мест сожжения трупов, в горах и рощах; узнаваемые [по особым отличительным знакам], пусть живут присущими им занятиями.
51. Местожительство чандалов и щвапачей [должно быть] вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться [другими], имуществом их [должны быть только] собаки и ослы,
52. одеждами - одеяния мертвых, пища [должна им даваться] в разбитой посуде, украшение [их должно быть] из железа, и они должны постоянно кочевать.
53. Человеку, исполняющему дхарму, не следует общаться с ними; их дела [должны решаться] между ними, браки - с подобными им.
54. Их пища должна быть даваема им другими в разби- той посуде; ночью им не полагается бродить по деревням и городам.
55. Днем они, отмеченные по приказу царя знаками *, могут входить [туда] для исполнения работ, и пусть уносят трупы [людей], не имеющих родственников: таков порядок.
56. Им полагается всегда по приказу царя, согласно щастрам, умерщвлять приговоренных к казни; они могут забирать одежды казненных, ложа и украшения.
57. Человека, лишенного варны (varnapeta), неизвестного [или] нечистого происхождения, неария, [хотя] по внешнему виду подобного арию, можно узнать по его делам. 58. Подлость (anaryata), грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязанностей обличают в этом мире человека нечистого по происхождению.
59. Низкорожденный (duryoni) получает природу отца или матери или обоих; он ни в коем случае не может скрыть свою действительную сущность.
60. Даже человек, рожденный в родовитой семье, если у него смешанное происхождение, приобретает в большей или меньшей мере природу его [отца].
61. Та страна, где появляются смешения, портящие варны, быстро погибает вместе с обитателями.
62. Потеря жизни без надежды на вознаграждение ради брахмана, ради коровы, при защите женщин и детей - действие, обеспечивающее блаженство для отверженных (bahya). 63. Ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого (asteya), чистота и обуздание органов - основную дхарму для четырех варн объявил Ману.
64. Если [женское] потомство от брахмана и шудрянки рождает [в супружестве] с высшим [дочь, которая вступает в брак также с брахманом и т. д.], низший достигает высшего рождения в седьмом поколении.
65. [Так] шудра идет к степени брахмана и брахман идет к степени шудры; но следует знать, [что это относится] и к потомству кшатрия, а также вайшия.
66. Если как-то рожден [сын] от неарийки и брахмана или от брахманки и неария и возникает вопрос, у кого преимущество,
67. то решение следующее: рожденный от женщины неарийки и ария может стать арием благодаря качествам [отца] рожденный же от неария и арийки - неарий.
68. Они оба недостойны посвящения (asanskarya) - такова установленная дхарма: первый - вследствие лишенного добрых качеств рождения, второй - вследствие [брака], обратного порядку (pratiloma).
69. Как хорошее семя произрастает на хорошем поле, так рожденный от ария и арийки достоин всякого обряда.
70. Одни мудрецы восхваляют семя, другие - поле, некоторые же семя и поле; но в этом случае установленное правило таково:
71. семя, посеянное на бесплодной почве, в ней же и погибает; поле, лишенное семян, может остаться только бесплодным.
72. Поскольку [сыновья], рожденные от животных силой семени, стали риши, почитаемыми и восхваляемыми, поэтому восхваляется семя.
73. Рассмотрев [положение] неария, поступающего как арий, и ария, поступающего как неарий, создатель сказал: "Они оба не равны и не неравны".

Именно в таком виде система каст просуществовала 2 тысячелетия, дожила до наших дней и стала подвергаться изменениям в современной Индии лишь после обретения Индией самостоятельности и принятия конституции, однако и сегодня мы можем видеть касты в не измененном виде в глухих деревнях страны, где время кажется остановилось...
О кастах в современной Индии см. https://indonet.ru/S...

Автор и источник публикации: 

achadidi специально для читателей indonet.ru.


кажется,

что изначальный смысл законов Ману был несколько иным, нежели его представили современные (в средние века) "интерпретаторы" в угоду правящим кланам

Георгий, не надо забывать,

Георгий, не надо забывать, что шудры тоже бывали правящими кланами...

Династия Рабов

Династия Рабов - это не шудры. Султаны из "династии рабов", а бывших рабов было 4 султана (трое из династии Мамлюков, и один - Гийясуддин Туглак) были рождены в дворянском звании). Современные шудры - доктор Амбедкар, вероотступник и политический шарлатан, и бывшая премьер министр Уттар Прадеш - построившая сама себе позолоченный памятник за счет госбюджета - кто из шудр еще достиг власти?

о шудрах-царях

Я не говорила о султанах и рабах, я писала о шудрах! И не о современных, а исторических, гуглопоиск рулит :)
Шудры основали 2 династии - Нанды и Маурья (Маурьи). Прочем я эту тему серьезно не копала, возможно были и другие, позже...

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ в десяти томах, Том II. Глава XVII. Индия в VI— II вв. до н. э.

Вскоре после Калашоки (около 364 г.) власть в Магадхе была захвачена придворным цирюльником Махападмой Нандой, происходившим из варны шудр и основавшим новую династию — Нанда.

Антимакедонское восстание, приведшее к изгнанию македонских гарнизонов из Индии, возглавил упомянутый выше Чандрагупта. Воспоминания о Чандрагупте — одном из самых замечательных государственных деятелей в истории Индии — прочно сохранялись в народной памяти. Но вполне достоверных данных о нём и его деятельности очень немного. Сохранилось предание, что он не отличался благородством происхождения, принадлежал к варне шудр и всем был обязан самому себе и своим выдающимся способностям.

Скорее всего именно Ману служил возвышающимся классам, ибо влияние шудр в обществе падало по экономическим причинам, собственно поэтому шудры - земледельцы и работяги оказались в самом низу социальной лестницы. Ведь иные источники, в том числе и упанишады, показывали, что варны трансформируются и превращаются в сегодняшние касты. Если бы нельзя было проследить некоторую динамику, которая впрочем всегда характерна для явлений в истории можно было бы предполагать, что законы Ману переписали. А поскольку тенденция была, то его законы, как впрочем и все законы, просто зафиксировали положение вещей, сложившееся на тот момент.

И кстати, изначально ведь

И кстати, изначально ведь была только чатурварнья, никаких каст, сиречь джати не было. Но вследствие развития общества джати стали выделяться, как и русские гильдии и европейские цеха, так что процесс не совсем уникальный.

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
индонези_ский:

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru