Индия по-русски ~ мобильная версия

Делийские дневники, часть 12

tanz Пт, 27/09/2013 - 08:25

«Ты никогда, пожалуйста, на белый свет не жалуйся!"

Ришикеш мне понравился. Мы туда ездили через три дня после нашей свадьбы, чтобы развеять прах Лю над Гангой.
Но сначала мы заехали в Райвалу, деревню под Ришикешем,чтобы попрощать Лю с ашрамом, в котором она жила, заглянуть в ее комнату, сходить на то место, где она любила медитировать у Ганги и посмотреть на этот Храм мира, фундамент которого был заложен 12 декабря в этом ашраме и для которого Лю шила флаги всех стран мира. Ни ашрам, ни Свами джи, ни очарованные им постояльцы особо нас не впечатлили, поэтому мы задержались там не более, чем на час, после чего уехали в Ришикеш. Но не потому что до нас там никому не было дела и нас там никто и не задерживал, а просто потому что атмосфера не была нами идентифицирована на тот момент как доброжелательная , приветливая и бескорыстная. Отсканировав быстро Свами джи, мы поняли, что он замечательно умён, но не наш авторитет, а он сразу понял, что мы- не его клиент. Среди положительных ощущений – портрет Матери, Ганга и фотография Шри Раманы Махариши в Любиной комнате. Остальное - нейтрально.

IMG01721.jpg

Мой любимый рюкзачок, который мне шила Лю, и в котором я везла ее прах, тоже пришлось опустить в Гангу вслед за ее прахом и урной от праха. Так сказал жрец, который совершал обряд. Жрец был не такой умный , как Свами джи, но очень позитивный и честный.
После того, как все было сделано, мы погуляли по Ришикешу, пообедали в районе моста Лакшман джхула и поехали ночевать к родственникам в Дехрадун. Ришикеш - это первый город на пути Ганги, спускающейся с гор, и Ганга в этом месте неописуемо торжественна и прекрасна.

В Ришикеш мы ехали на каком-то дурацком поезде, билеты на который успели купить скоропостижно. В нем было невероятно холодно и не комфортно. Из Дехрадуна же мы ехали, напротив, в очень комфортном вагоне, где нас кормили через каждые 40 минут, как грудничков. И, когда вдруг перерыв между кормёжкой почему - то затягивался, то все сразу это чувствовали и начали урусить и возмущаться.

27 января мы поехали в Аллахабад на Маха Кумбха мелу, которая раз в 140 лет бывает, и встретиться с другом, который родом из деревни под Аллахабадом, и туда и приехал на свою предсвадебную церемонию.

IMG01973.jpg

В общем, встретились с другом.., за одним и помылись..На слиянии трех священных рек - Ганги, Ямуны и Сарасвати. Чтоб окунуться в самом месте слияния, надо, чтоб тебя перевезли туда на лодочке. А там жрец и его помощник ( оба с умеренно алчным ,но философским блеском в глазах) проведут надлежащие обряды, снабдят душеспасительным подношением, и иди себе, смывай грехи за все предыдущие, текущую и последующие жизни .Возможно, жрец на нас немного обиделся, потому что мы, вместо того, чтобы вылить молоко в Гангу из его кувшинчика, утопили в Ганге весь кувшинчик. Тяжесть грехов, видимо, увлекла его на дно.
Чтобы добраться до слияния, не так то просто попасть на эти лодочки. Надо или очень долго идти пешком до пристани, или быть VIP- персоной, чтоб тебя перевезли оттуда, где стоишь. Мы не знали, как нам поступить, но несколько километров идти пешком не очень то хотелось, в особенности после того, как мы уже и так много прошли, чтоб до Ганги дойти. На всякий случай мы сказали, что мы - VIP-персоны из Дели, но свои пропуска дома на рояле оставили. Никто не усомнился в правдивости наших слов ( да глядя на Боню, вообще никто не посмеет в этом усомниться), и нас перевезли сразу же.

IMG01987.jpg

.....Ну вот, уж День Победы близится, а визы то все нет....Как Германа в полночь. Вчера было Первое мая , и я , как могла, была солидарна с трудящимися - наводила порядок в доме. Но это не только потому что соответствующий праздник, а еще и потому что нам впервые дней за 7-8 дали нормальное количество воды. Мдя... С наступлением жары с водой стало хуже. А по причине не регулярной подачи воды( в нашем районе, по крайней мере) такие блага цивилизации как ванна, душ, фильтр для очистки воды и стиральные машины становятся бесполезными. Именно поэтому ни имеющийся в доме душ, ни фильтр никто не ремонтирует. Хотя фильтр, возможно, упразднил бы необходимость постоянно кипятить воду для питья.

Вообще, настало время внести поправки к тезисам, чтобы вы не пребывали в заблуждении. Владевший мною по началу демон чистоты, благополучно куда-то свинтил, и уборку я теперь делаю не очень часто.
Мама, правда, стала огорчаться от этого.
От того, что мама стала огорчаться, я огорчаться не стала.

IMG02016.jpg

Стираю я тоже не так много. Мама меня как-то подучила, чтобы я сильно то хорошо не стирала, а просто замачивала простыни, например, в горячей воде, а потом немножко щёточкой их шеркала и все. Ну я так и делаю: замачиваю и жду, когда они там отстираются, а потом помогаю немножко и все.Все свои вещи мама стирает сама, а иногда еще помогает мне стирать вещи мужа, поэтому в особо тяжком труде я давно не была замечена.

Дальше, что еще? Вначале я думала, что Сунил - моя дисциплинированная половинка, теперь я не знаю, на самом деле, кто из нас менее дисциплинирован. И вот еще насчет этих мосами, зеленых апельсин. Я, по-наивности , считала, что вкус у нис сладковато-соленоватый , но потом стала замечать, что подобный вкус не только у свежевыжатого сока мосами, а также и у гранатового, и даже у консервированного лимонного. Когда же я пристрастилась пить свежевыжатый сок в JNU, то заметила, что он имеет вполне себе тот вкус, который фруктам по природе положено иметь. И совершенно случайно услышала, как продавец у кого-то спросил: « Добавить вам соли?» Вот оно! Тайна раскрыта! Раньше мне везде соль добавляли без спроса! Из-за чего я чуть уже было не разлюбила соки. Никто не против, чтобы вкус напитков был такой вот неопределенный, поэтому об этом даже не спрашивают. Я вспомнила, что Аня Сычева тоже говорила, что она и в чай добавляет соль, чтобы компенсировать какую-то тяжесть, возникающую от сахара. В общем, есть тому какая-то обоснованная мотивация, но я против. Потому что жидкость неопределенного сладко - соленого вкуса- это один из факторов, который вводит меня в заблуждение. Кроме этого, еще 35 градусов жары в апреле, отчего я все время думаю, что июль. А еще тот факт, что листопад и распускание почек на деревьях, а вместе с ними и новых чистеньких листочков происходит тоже одновременно, что тоже немало морочит мне голову. Это как только бы ты подумал: « Ну, вот и осень наступила, листопад, однако» ,как тут же тебе почки на деревьях распускаются, и тогда ты думаешь: « Э-ге-гей! Да то весна-красна пришла, однако!» И при этом на дворе 35 градусов, как в июле....

IMG02080.jpg

Но, знаете, браслетов то всегда не хватает. Хоть я и стала ценить свободное от побрякушек тело, но как только одеваешь новый шальвар - камиз, то сразу тебе понятно, что браслетов то в тон у тебя и нету. Это, не смотря на то, что я себе уже и специальную большую коробку для браслетов приобрела, и там даже уже некуда их складывать. Но дома носить браслеты маме приходится периодически меня заставлять. Она мне недавно, вот, как-то говорит даже: « Ты медсестра, что-ли?» Ну я говорю: « Да, вроди, нет.» А она и говорит: « Только медсестры в больницах браслеты не носят. А уважающая себя жена брахмана даже заснуть без браслетов не сможет!» Вроди « Принцессы на горошине» сказка, стало быть.

IMG02148.jpg

Вот вы думаете, что покупка бокса для браслетов-это банальный такой эпизод что-ли? Нет, здесь любая мелочь превращается в событие! Ну, конечно! Потому что Индий- страна чудес! Началось с того, что накануне нашей поездки к Сону на свадьбу Сунил посмотрел на мои браслеты, красиво разбросанные по его учебникам, и сказал: «Если ты их не приберешь куда-нибудь, то я их выброшу.» Но я, понятное дело, перепугалась страшно и твердо решила, как только приедем со свадьбы, то пойду на Староделийские базары и куплю там нужную вещь необычайной самобытности. Воображение рисовало мне этакое дерево в полный рост, сверху донизу засиженное браслетами. Я так всем присутствующим и объяснила, и даже показала, как Краморов в «Джентльменах удачи», как должно выглядеть браслетное дерево. Все были уставшие после свадьбы и никто не одобрил моего порыва пойти на поиски дерева. «Да и вообще,- сказали мне все ( моси, мама, две сестры Сунила),- то, что ты хочешь, надо искать или в Мумбае или в Джайпуре где-нибудь.» Дальше, как обычно, начались все эти сладкие усыпляющие песенки, типо давай я с тобой через два дня схожу на базар и т.д. Но я проявила неслыханную дерзость и сказала: «О нет же, нет же! Это вовсе не то, что вы подумали! Я вас не спрашиваю вовсе, а просто в известность ставлю, что я пошла искать дерево, как найду-так вернусь. Так это и то ого-го какое уважение я проявила, потому что в былые времена обычно я просто оставляла записку : « Щасвернус» и уезжала, на сколько мне вздумается и куда вздумается. Все стали смотреть на меня укоризненно и еще как-то там специально, чтоб мою дерзость осадить. Через некоторое время, когда всем стало понятно, что я абсолютно бессовестная, то ко мне приставили одну племянницу лет двенадцати и объяснили ей в точности, где продаются боксы для браслетов. Я решила, что дерево потом найду, а сейчас я и на бокс согласна, так велик был мой страх перед тем, что Сунил выбросит мои браслеты.
Шагов через десять после выхода из мосиного дома, мне позвонил Сунил и начал очень громко беспокоиться о том, что я никого не послушала и пошла шариться по базарам, и чтоб я быстро возвращалась, пока не заблудилась там. Я сказала : « Тебе не верно доложили, я под присмотром .» Через следующие десять шагов мы уже нашли боксы, и стало быть теперь у меня есть и бокс, и браслеты. Поэтому я теперь вдвойне счастливой стала, как Матроскин ;)

IMG02415.jpg

Это-то ладно. Но как внутри цельного кокоса, который при тебе разрубают, оказывается сладко-соленая вода - это мне не понятно. Или это его природный вкус, или кокосовые пальмы солью удобряют, когда окучивают...

Пури ( лепешки, жаренные в масле), я делаю совсем редко, поэтому они получаются у меня еще хуже, чем роти. Из пяти полуфабрикатов неопределенной формы если одна получится круглая и вздуется в масле надлежащим образом, то это хорошо.
Про Храм Лотоса, значит. Во время первого посещения меня накрыло неожиданно сильное энергетическое откровение. Во время второго посещения- не накрыло. В этот раз внутри, на скамейках сидели не только европейцы, но и много индийцев. Иногда, когда мимо проходила группа мужчин, разутых до носок,то пахло грязными ногами.

Когда готовлю что-то с анисом (фенхелем), то начинает пахнуть кришнаитами. Вкусовые ассоциации, всплывающие из прошлого опыта.

Сегодня 6 мая. Поэтому мы идем петь гимн к Воротам Индии. Ну не то, чтобы у нас традиция такая- ходить петь гимн 6 мая, а просто кто-то в Индии кинул клич, что нынче, 6 мая т.е., неплохо было бы всем спеть гимн, для поддержания духа нации. Поэтому мы и пошли. По дороге нам встретились два Красных Шапочки. Ну не знаю, может дорожно-патрульная служба и раньше в красных шапочках ходила, да я не замечала. А сегодня вот день такой, благоприятный для концентрации внимания просто.

Все подходы к Воротам были закрыты нарядами полицейских. Они вообще часто бывают закрыты. Мы пытались объяснить стражам, что сегодня у нас в планах никаких беспорядков нет, просто гимн споем да и все. В одном месте нас все же запустили за ограждения, но петь пришлось издалека. И .... «Тут вам не шутки, на самом деле, а свежий проект национальной идеи!!»

Когда русские друзья или товарищи привозят что-то в подарок из России, то я чувствую себя Якубовичем из « Поля Чудес». Или девочкой из пионерского лагеря, к которой родители в гости приехали.

Да....С водой у нас тут сейчас говно. Причем, не только в переносном смысле. Один раз дали такую воду, в которой разве что какашки не плавали, а так я сразу догадалась, что наш водопровод перепутали с канализационной системой. После чего, некоторое время еще немного давали воду, а потом стали забывать. Тут я начала удивляться: « Как это? Во всем районе воды нет, и никто не возмущается, не звонит в водоканал какой-нибудь, и вообще, куда местные бабуси смотрят?!» В России они быстро такие дела улаживают. А тут, раз никто не улаживает, то я сперва подумала, может мне сходить? Но потом появилась информация, что тут орудует водяная мафия: заплатишь им- дадут воду, не заплатишь - покупай бутылки с водой. У них круговая порука, как у наших врачей с аптекарями. Ну дальше я подумала, что тогда придется заняться разоблачением коррумпированной системы водоснабжения, собрать весь возмущенный народ, пойти вместе в правительственную организацию или к депутату какому-нибудь, а там кааак предъявить претензии на всю страну. Начала размышлять, к кому пойти.. .Из знакомых депутатов у меня тут только Соня Ганди, около дома которой , бывают, какие-нибудь возмущенцы собираются.
Но тут добавилась следующая информация : некоторые ( возможно, многие) люди в районе воду просто воруют. Соответственно, как, при таком раскладе, идти с ними предъявлять претензию правительству.

IMG02407.jpg

Потом сверху наложилась еще информация о том, что большинство людей за воду все-таки исправно платят, но не идут при этом разносить водоканал, потому что люди тут, якобы, не сплоченные, каждый сам по себе, никого не соберешь. И, кроме того, правительство знает о самоуправстве местных систем, но закрывает на это глаза. А местные могут так поступать: просят у тебя тысяч десять, чтобы уладить какую-то серьезную проблему с водой ( ну, там, Ямуну вновь наполнить или ее русло мимо твоего дома пустить )..через какое-то время говорят, что не получилось пока что, надо еще денег тысяч пятнадцать.

После всего этого я подумала: « Однако.....». А соответственно что? А соответственно : « А я такой красивый, в быту неприхотливый, к лишеньям терпеливый , как жил -так и живу.»

И с тех пор теперь я часто напеваю песенку « Ты никогда , пожалуйста, на белый свет не жалуйся, он переполнен тайнами необычайными!»
По трассе из Дели в Агру, ближе к Матхуре, коров попадается в разы больше, чем в Дели. Кроме того, что Матхура - место рождения Кришны, она славится еще своими сладостями , которые называются пэра ( разновидность барфи). А Агра, кроме Тадж Махала, славится своими сладостями, которые называются пэтха. Они, конечно, везде есть, но бытует мнение, что в Агре –лучшая пэтха в Индии. И не знаю, уж то ли по причине их большой знаменитости, живот у меня снова расстроился, что в условиях небольшой, так сказать, водо- недокоммуникации не очень благотворно сказывается на психике. Но только первое время. Вообще, бытовая ситуация вполне достойна стать сценарием к фильму Кустурицы.

Когда я смотрю какой-нибудь индийский фильм, то Сунил поднимает глаза к небу и просит: « О,господи! Дай ей ум!» Сам то он, конечно, настроен на решение более глобальных мировых проблем, от чего маме с нами легче не становится.
Она не понимает, почему вместо того, чтоб обзаведясь детьми, семью подымать, гостей достойно принимать целыми днями да ответные визиты делать, мы заняты не понятно чем. У нас, понятно, идеал семьи сильно отличается от ожидаемого тут. Да и вообще, думать обо всем этом слишко утомительно для нас, потому что у нас своих дел полно : « драмкружок, кружок по фото, а еще нам петь охота..» Сейчас, например, мы всерьез подумываем о том, как бы нам взять –и сделаться шао-линьскими воинами. Да дел - непочатый край, а мама тут со своими семейными идеалами!

Сунил ни с кем в нашем районе не здоровается. Я здороваюсь очень выборочно. На соседку Симу я вообще перестала обращать внимание, потому что она мне надоела.

Когда едешь на мотоцикле в 45- градусную жару, то невероятно горячий воздух обжигает. Ощущение такое же как в сухой горячей сауне. Ну, просто как если ты ездишь на мотоцикле по сауне, да и только. Да, этот горячий ветер с раджастанской пустыни, который дует на нас, делицев, в мае-июне, называется Лю.

Воскресный воздух в JNU наполнен горячим пряным ароматом травы и цветов. Жара меня не беспокоит, и , сидя на своей любимой скамейке, я наслаждаюсь воскресной тишиной этого места.

В Индии, конечно, больше повода для радости. Вот, например, когда дадут воду, то это какая же наступит радостная пора! Кстати, проведя соц.опрос среди жителей других районов и городов, я выяснила, что проблема с водой мало кому знакома. Иногда меня разбирает прям заняться стиркой, изведя последнюю воду, а потом еще до кучи заняться сложными кулинарными экспериментами . Мама , конечно, совсем уже почти поняла, что мы –существа безнадежные, эгоистичные и подверженные влиянию настроения, но все-таки изводить последнюю воду лучше в ее отсутствие.

Поначалу, когда я только приехала, то, по большей части, спала на скамеечках в JNU в ожидании Сунила. И еще, знаете, когда я приехала, меня пугал полный холодильник непонятных, безликих, закрытых железных баночек. Я не знала, что в них находится, и что с этим делать. Ну просто, представляете, открываешь холодильник - а там одна нержавейка. Меня преследовали отголоски Шкафляндии из « King size». Но потом я познакомилась с этим явлением по - ближе и перестала бояться.

Ну так вот, про подарки, значит. Когда русские друзья или просто знакомые одаривают нас, то я, хоть и чувствую себя Якубовичем, но все-таки очень предрасположена отплатить им тем же. Но, как нарочно, в этот период почему-то почти всегда случается отсутствие возможности взаимного одаривания. Ну потому что, бывает, знаете ли : « Вчера была среда, сегодня- понедельник, а я опять сижу без дела и без денег...» Вот какая неприятность, бывает, случается.

От индийской одежды я немного устала. В 40 градусов жары стало хотеться юбок и сарафанов. Ну это ничего. Пока хочу - там уже сезон сменится.

В детстве у меня была пластинка из индийского фильма « Jeeo aur Jeene do» и одна сторона от конверта, из чего я знала, что в фильме снимаются Рина Рой и Джитендра. Когда я слушала свою любимую песню, то всегда представляла, как Рина Рой плещется в какой-то прекрасной ( почему-то пенджабской) реке. До этих дней мне не удавалось посмотреть этот фильм. Но сейчас, когда я его посмотрела, то все оказалось совсем не так. Рина плюхалась не в прекрасной пенджабской реке, а в большой круглой ванне посреди комнаты и нескромными телодвижениями привлекала рассеянное внимание Джитендры. Так же случилось и с моим представлениях о многих других песнях.

Мдя...Купишь вот так бутыля три воды, вымоешься и ходишь довольный очень. Счастье многогранно, ей-богу.
Не удивительно, что у меня в последнее время подгорают лепешки частенько. Жара ведь 45 градусов.

Дата путешествия или события: 
май, 2013
Автор или источник : 

Tatyana Kaushik


Таня, а как называются эти

Таня, а как называются эти цветы, что у вас на второй фото, то есть это дерево? Оно везде в Азии растет и мне тоже очень нравится, оно какое-то радостное и неприхотливое...

А ваша эпопея с водой чем-нибудь закончилась, в смысле вы перешли к активным действиям и консолидации обезвоженных соседей? а что Санни думает по этому поводу, или он тоже привык и считает отстаивание прав на воду бесполезным?

Любопытно а в результате омовения в рамках кумбха мелы вы сами ощутили какую-то благодать или что-то такое?

Это дерево называется Плаш.

Это дерево называется Плаш. Оно правда служит большим украшением действительности и цветет всеми оттенками розового и красного цвета.
Про воду продолжение следует :D
Сунил на тот момент был занят чем-то очень ( кажется, освобождением Сталинграда от немцев) :D Но на самом деле тут дествительно не так просто разобраться именно потому что воду воруют, во-первых, а во-вторых , для успешного исхода разборок лучше иметь специальные полномочия, иначе потратишь массу времени и сил, кроме того многим придется заплатить немаленький штраф, если узнают, что воду воруют, что неминуемо случилось бы в ходе разбирательств... вобщем, он решил это отложить до некоторого времени.
Во время самого омовения я не почувствовала ничего особенного, кроме холодной воды..Но потом уже, на набережной, я почувствовала некое радостное свечение изнутри и нашего еще большего соединения с мужем

Так получается, что кто-то

Так получается, что кто-то сливает воду бесконтрольно и бесплатно, а потом честным гражданам ее за деньги не дают, ибо вроде как уже все дали по норме? Ну чем не Россия :) Ну так и хорошо, если воров оштрафуют, они же в конечном итоге у вас воровали... ладно, дождусь продолжения.

Вот ведь.... интересно, значит не зря мерзли в Ганге :)

Насчет воды. На крышах

Насчет воды. На крышах индийских домов установлены огромные баки, из таких баков вода и поступает в квартиры. Сегодня, на крыше дома в Старом Дели наблюдал интересную сцену - стая обезьян подбежала к такому водяному баку, открыли крышку и по очереди начали плескаться в воде, как дети. Играли, резвились, бултыхались, прыгали вниз головой в бак. Веселье продолжалось довольно долго, я заказал себе чай с молоком и любовался видами. После купания обезьяны посрывали белье, которое сушилось на крыше, перемерили тряпки, шали, сари, полотенца и убежали дальше

3781.JPG

:))) вот это я понимаю

:))) вот это я понимаю веселье! :D В Старом Дели вообще веселее! у нас хуже с обезьянами, нам их приводят показывать за деньги :)
Наверное всем было весело, кроме владельцев данного бака;) хотя кто знает, обезьяны же священны, может теперь эту воду станут использовать для особых случаев:)) наблюдала за купанием обезьян в Галтаджи, в обезьяньем храме в Джайпуре, там они точно так же резвились, но в пруду.
Прекрасный снимок! Ваши иллюстрации, Георгий, очень хорошо дополняют мое повествование:)

Таня, если у вас обезьян нет,

Таня, если у вас обезьян нет, значит у вас с обезьянами лучше, чем... :))
Они не только забавляют, они еще и воруют, ломают и всякий беспорядок учиняют.
Священные они только в храмах, а в остальных местах обезьяны, и макаки чаще чем лангуры - это источник проблем, и порой даже агрессии. Когда проводили в Дели международные игры так даже специальную команду из лангуров натренировали для защиты спортсменов от макак.

Я бы сказал по другому. Если

Я бы сказал по другому. Если ты не видела обезьян на своей крыше, это не значит что их нет. В Южном Дели обезьян достаточно, так же и в Северном Дели. И уж по Чирагу Дели шастают набегами обязательно, на Васанте я их видел, в Окхле, на Сакете. По нашему Чанакьяпури раз в месяц набег обезьян, лазают по крышам, балконам, срывают одежду с веревок, воруют с лотков и т.д.

На крышке водяного бака на крыше дома должен быть замок, если замка нет, то нет уверенности, что воду которую вы используете для домашних нужд уже не использовали обезьяны для своих нужд. Понятно, что индийцы к этому относятся спокойно, с безразличием. Но все же - проверить не мешает

А, значит в вашем районе раз

А, значит в вашем районе раз в месяц они с плановой проверкой набегают..может у них конвенция, как у детей лейтенанта Шмидта..:D
Если на танки ( так называется этот водяной бак) нет замка, то в таком районе как Дели 6, где все крыши между собой сообщаются, нет никакой уверенности, что воду не только обезьяны, но и люди тоже перед этим не использовали. Мы воду из танки используем для мытья посуды, себя и стирки одежды. Для приготовления еды используем другую воду.

Мне вот всегда казалось, что

Мне вот всегда казалось, что к чистоте воды индийцы, точнее индусы, относятся не так спокойно, как Георгий писал, а напротив весьма трепетно. И дело не только в чистоте воды, но и в ритуальной чистоте, к воде для питья в силу традиции никто не может прикасаться, а если кто смочит палец ее уже выливать надо. Известно же, что места купания и стирания, и даже кремации браминов находятся всегда выше по течению рек, чем у иных, низших варн. А за взятие воды из браминского колодца несколько лет назад неприкасаемого убили.
И то, что вы написали про разную воду лишнее практическое подтверждение теоретической части, по идее в семье благородных браминов иначе и быть не может.

Представляю какой это был

Представляю какой это был праздник! Ну, правильно, искупались, вытерлись и дальше пошли, все как у нас :)

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
ф
Ч
В
К
м
Введите код без пробелов, учитывая регистр

Популярные статьи

| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru