Индия по-русски ~ мобильная версия

ИНДИЯ. КУЛУ - СПИТИ

Mariya Ср, 21/05/2008 - 18:33

Когда в начале путешествия по Индии наша гид Лена сказала: «Хорошо бы вам после возвращения не выходить сразу на работу, а недельку отдохнуть на даче или в пансионате», я поняла, в какую авантюру ввязалась, но обратной дороги уже не было.
Четыре дня из 16 были заняты переездами по 15 и 12 часов – а это не фунт изюма.
Высокогорье.
Когда мне перед отъездом желали «хорошо отдохнуть» – я про себя посмеивалась. Здесь же порой было не до смеха. «Отдыхом» это путешествие можно назвать с большой натяжкой.
Но сначала – что это была за поездка. Попасть в долину Спити я мечтала с того момента, как увидела фотографии из этого района Гима-лаев. Спити означает «долина драгоценной жемчужины» и находится по соседству с долину Кулу, через перевал Ротанг. Удивительные монасты-ри и пейзажи, виденные на снимках, пленили мое воображение. Хоте-лось побывать там так сильно, что даже появлялась мысль – а не жила ли я там прежде?

О долине Спити
Монастыри Спити – одни из самых древних из сохранившихся. Долина находится на восточной окраине штата Химачал Прадеш. Ее называют Малым Тибетом, потому как уклад жизни местного населения подвергся большому влиянию тибетских традиций и обы-чаев. Этот район граничит с западным Тибетом. Население Спити также составляют тибетцы. Благодаря тому, что Спити нахо-дится в Индии, они полностью сохранили свою культуру и тради-ции, оставаясь у себя на родине, в отличие от тех тибетцев, кото-рые остались в Тибете после китайской оккупации. Когда-то через долину проходил торговый путь в Лхасу, а буддистские монахи спо-койно путешествовали от Лхасы по всем монастырям, расположен-ным по течению рек Биса, Спити, Парвати, Чандра и Сутлеж. До сих пор в этих местах традиции буддийской религии соседствуют с тибетской традицией Бон. Дорога в долину Спити из Кулу лежит через два перевала – Ротанг и Кузнум. Перевалы эти не высокие, по гималайским меркам, но открыты лишь три месяца в году. В долине Спити бывал Падма Самбхава, через которого был принят буддизм в этих местах. Еще один великий строитель – Рин Чан Санг По про-вел в высокогорных долинах всю жизнь, воздвигая великолепные мо-настыри и храмы, которые до сих пор поражают своим величием и красотой. Здесь бывал Р.Киплинг. Он часто путешествовал по древ-нему индо-тибетскому торговому пути на восток – в долины Кейнор и Спити. «Эти места так величественны и так чисты, что здесь могут проживать только боги…» – отмечал Р.Киплинг после своих путешествий. Два раза на территории долины Спити (монастырь Табо и монастырь Ки) проводилась Калачакра его Преосвященством Далай-Ламой XIV. (Из туристического справочника.)

10.08.05
Итак, вылет. Домодедово. Загружаемся в самолет катарских авиа-линий.
Рейс был не прямой, с промежуточной посадкой в Дохе. Когда вы-шли из самолета – попали во влажную и жаркую среду, явно мало при-годную для обитания человеческих существ. Казалось, легкие наполня-ются какой-то весомой, ощутимой субстанцией, неким вязким и горячим туманом, замешанным на керосинчике или бензинчике (или на чем там летают самолеты – в общем, что бы это ни было, но «пойло» для дыха-ния отвратительное). А происходило это где-то в районе часа ночи. Не хотелось даже представлять, какие восхитительные ощущения испыты-ваешь здесь днем, тем не менее это довелось пережить, когда летели об-ратно и совершили посадку здесь же, но только в светлое время суток.
Итак, примерно 2 часа мы провели в аэропорту Дохи в ожидании следующего рейса, испытывая некоторое беспокойство, благополучно ли наш багаж пересядет с одного самолета в другой. Все-таки арабы ни-как не вяжутся в моем представлении с народом особо пунктуальным и ответственным, а багаж, в отличие от нас, не обладает возможностью самостоятельного волеизъявления и перемещения (зато, к счастью, не может попросить и политического убежища).
В аэропорту арабские граждане в традиционном белом одеянии, их женщины – некоторые скрыты чадрой с головы до пят, у некоторых ли-цо открыто. Естественно, экскурсия по «Duty free» (магазин беспошлин-ной торговли, в просторечии «дюьтик»). Арабский наряд. Цены в «дью-тике» указаны в национальной валюте и лишь кое-где в долларах. Я сделала мучительную попытку перевести местные тугрики в доллары, чтобы потом сообразить, сколько же этот национальный костюм араба стоит. Но так как математика никогда не была моей сильной стороной и я всегда относилась к ней в высшей степени прохладно, а она платила мне тем же, то обойтись без помощи спутников и калькулятора не уда-лось. Пока мы осуществляли массированную мозговую атаку на мест-ную валюту, я раздумала приобретать национальное арабское одеяние.
В число обязательно посещаемых достопримечательностей любого международного аэропорта, кроме «дьютика», входит еще и туалет. На полу сего достойного, но почему-то мало уважаемого и мало воспевае-мого поэтами заведения (хотя ни один воплощенный не может без него обойтись) стояла вода, а кондиционированный воздух совсем не дохо-дил. Короче, заведение больше напоминало парную. Интересно, в муж-ском туалете та же история или же это свойственная мусульманскому миру дискриминация по половому признаку? В том же заведении на-блюдала следующую сцену. Современные девчонки в укороченных джинсах, в маечках со стразами и надписями. Умылись, причесались и… надели черные одежды свои, с головы до пят…

11.08.05
Прилетели мы в Дели в 4 часа утра по местному времени, нас встретила гид Лена, сразу посадили в джип – и поехали в Куллу.
По дороге наблюдали железнодорожное полотно, перекрытое ка-ким-то красным полотнищем на палках, точнее – тряпкой. Видимо – аналог светофора и шлагбаума одновременно. Хотя шлагбаумы-то по большей части для автомобильного транспорта предназначены. Но Ин-дия – страна своеобразная…
15 часов на машине – мало, конечно, не показалось. В пути видели радугу, что я сочла хорошим предзнаменованием. Проезжали через тон-нель в горе, которого 5 лет назад не было. Возможно, тогда он только строился. Вроде клаустрофобией я до сих пор не страдала, но когда мы ехали через этот тоннель (довольно долго), мне было не по себе. Как представишь, какая махина над тобой!.. А своды ничем не укреплены, так, вырублены в скале – и все. Стараясь отгонять воспоминания о зажи-во погребенных под обвалами и не сильно предаваться тягостным раз-мышлениям о том, сколько дней (или месяцев) понадобится индийским спасателям, чтобы прорубиться к потерпевшим, я облегченно вздохнула, когда мы миновали сей опасный участок J.
На въезде в Кулу останавливались у храма забыла кого (одна из женских ипостасей Кали, покровительница Кулу), просили, чтобы бла-гословила пребывание в Гималаях. Все машины там останавливаются в обязательном порядке. Серьезно люди относятся к местным божествам! Видимо, бывали прецеденты.

В Наггар мы въезжали в полной темноте. Плюс ко всему наш води-тель заблудился. Он первый раз ехал в это место, никакой карты или ат-ласа у него не было, и как он вообще ориентировался на местности – для меня осталось неразрешенной загадкой. Возможно, все индусы (ну, не все, а особо одаренные, из которых и получаются водители) обладают, подобно птицам, специальным чутьем и находят дорогу в пространстве, совершенно не оснащенном никакими знаками. Но тут чутье нашего во-дителя подвело. Лена ему долгое время пыталась внушить: «Спроси дорогу, спроси дорогу». Но он упорно отмалчивался и ничего ни у кого не спрашивал (прям партизан на допросе – только наоборот). Когда стало совершенно ясно, что мы заехали совершенно не туда, он все-таки сни-зошел до того, чтобы поинтересоваться, где мы находимся и как вы-браться на нужную дорогу. Мы развернулись и поехали обратно. Води-тель, кстати, не проявил ни малейших признаков раскаяния и вообще никак не отреагировал на досадное недоразумение. Впрочем, его-то по-зиция понятна: солдат спит, служба идет. (Куда бы он нас ни вез, а день-ги капают.)
Кстати, я узнавала дорогу, хотя прошло 5 лет.
Остановились в том же отеле, где я была в прошлый раз, «Рагини». Нас встретили так радушно и радостно, как родных, что не хотелось предполагать в этом проявлении чувств какой-то коммерческий интерес.

12.08.05
День был посвящен отдыху после перелета и переезда, акклимати-зации и посещению Имения Рерихов.
В Имение мы отправились сразу после завтрака. Дорогу от отеля до Имения я помнила очень четко все эти 5 лет. И когда снова ступила на нее, у меня было ощущение, что я иду по хорошо знакомым местам. Ду-маю, не будет сильным преувеличением сказать, что и сам приезд в Наггар я восприняла как возвращение в хорошо знакомое и родное, СВОЕ место.
В Институте Урусвати открылся зал, посвященный Юрию Николае-вичу Рериху. Фотографии, личные вещи, предметы из экспедиции, тро-сти, принадлежащие членам Семьи, дневники и другие записи Ю.Н. За-мечательная экспозиция, но многие экспонаты находятся не под стек-лом, в частности, трости и кристаллы. Просто выставлены на стендах. Трости хотя бы проволокой прикреплены, а кристаллы так лежат. В зале нет смотрителя. Индусы со свойственным им, извините, пофигизмом (о котором можно долго рассказывать отдельно) совершенно не следят за посетителями. Иногда кто-то из них заходит, посидит немного и снова удаляется, оставляя визитеров без присмотра.
Экскурсия по Имению длилась почти целый день.
Мы заглянули в приоткрытую дверь в одно из служебных помеще-ний. А там – экспедиционные вещи, находящие в процессе разбора: ящики с образцами, сундуки, аппаратура, книги…
Около института продавался чай с молоком и кардамоном. Я проде-густировала и соблазнила окружающих. Навсегда запомню этот вкус. Памятен он для меня еще и тем, ГДЕ я его впервые попробовала. (Кста-ти, по приезде, дома мне не удалось воссоздать рецепт. Видимо, там еще и аура места давала свои особые вкусовые вибрации.) Где-то в Интерне-те читала, что тибетцы считают чай и кофе с молоком ядом. Не знаю, не знаю, но в двух тибетских монастырях нам давали чай именно с моло-ком. Видимо, не знакомятся они с информацией в Интернете…
13.08.05
Несколько слов о Кулу
Упоминается в легендарном эпосе Махабхарата. Здесь неотлуч-но ходит «Золотой ковш» (7 звезд Большой Медведицы), а горы, вос-ходящие к небу, считались исконной обителью богов. Именно на этой земле познавали божественную мудрость арийские риши, и от-сюда пошли их законы, которые создали уникальную нравственную структуру народов Индостана. Здесь проходили пути легендарных братьев Пандавов – помощников Кришны, а и сам Кришна бывал в этих местах. (Из туристического справочника.)
Утром мы с Олей, моей подругой и спутницей, отправились в Кришна-темпл – храм Кришны. Он находится в 20 минутах вверх по го-ре. Или километра 3 менее крутой дорогой. Встретили там брамина, с которым общались в прошлый приезд. Но поговорили чуть-чуть – мы опаздывали на завтрак. Я думала – еще вернусь, еще будет время, еще пообщаюсь с ним. Почему-то меня туда тянет как магнитом. Кришна-темпл знаменит, в частности, тем, что во дворе растет мандариновое де-рево, якобы посаженное самим Кришной. Есть основания полагать, что так оно и есть, т.к. мандарины в тех местах не растут – климат не тот, зимой снег лежит.
Увидела парашюты в небе и загорелась – хочу тоже полетать! Гид Лена сказала: когда вернемся (из долины Спити). Это развлечение назы-вается параглайдинг и состоит в том, что с вершины горы взлетаешь на парашюте, но благодаря восходящим воздушным течениям не опуска-ешься вниз, как при обычном прыжке с парашютом, а имеешь возмож-ность долгое время парить в воздухе, то опускаясь, то поднимаясь… Возможность полетать над Кулу показалась мне весьма заманчивой!
В Кулу так много яблок! Мы приехали в то время, когда собирают урожай. На дорогах постоянно встречались носильщики с большими корзинами на головах, наполненными яблоками.
Оказалось, что обезьяны – большие охотники до яблок. И эти за-бавные бандерлоги, частенько восседающие на обочинах проезжих до-рог и вызывающие восторг у туристов, представляют серьезную угрозу урожаю, так как яблоки – одна из основных статей дохода жителей Ку-лу. В первую же ночь, да и днем, мы неоднократно слышали хлопки, на-поминающие выстрелы. И это были действительно выстрелы – так сто-рожа яблочных садов отгоняли настырных манки*. Но Индия – страна миролюбивая, и в обезьян там не стреляют. Их только отпугивают гром-кими выстрелами и взрывами петард. Один раз мы наблюдали подобное действо. Сначала раздались громкие хлопки, потом по яблоням пронес-лось нечто вроде маленького урагана – это стая обезьян, спасаясь от сто-рожей, перескакивая с дерева на дерево, с шумом удалилась прочь. После такого налета яблони должны были бы остаться с поломанными ветками и облетевшими яблоками.
14.08.05
Выезд в долину Спити. Перед этим было предчувствие: если встре-тятся какие-то проблемы, то только на перевале Ротанг. Получилось как в мультфильме: «Предчувствия его не обманули!» Но по большей части предчувствия не обманули про обратный путь. Ротанг в переводе – «гру-да мертвых тел», высота не самая большая, около 4 тыс. метров, но перевал коварный. Открыт всего 3 месяца в году, в остальное время труднодоступен, опасен или вообще непроходим. На Ротанге иногда случается внезапно налетающий ветер – Биана. В начале XIX века в один момент смел 400 кули, переносивших грузы…
Два дня, пока были в Нагаре, стояла хорошая погода. Утром выез-жаем в Спити – на тебе: пошел дождь. Выехали под дождем. Поднима-емся на Ротанг – туман. Очень сильный. И дождь. Но это была фанта-стика – под дождем и в тумане. И по серпантину. Описывать дорогу че-рез Ротанг – занятие сильно неблагодарное. Это надо видеть. Зато не так страшно, потому что не видно обрывов. Деревья в тумане, кусты в тума-не – вспоминается мультфильм «Ежик в тумане». (Кстати, режиссер сни-мал туман через кальку.)
А вообще картина сказочная. Я даже не жалею, что была не солнеч-ная погода, а пасмурная. Когда еще такое увидишь! И облака, сидящие на перевале, порой – ниже нас.
Перевал Ротанг. Здесь происходило очищение души и тела высо-кими энергиями. По преданию через перевал Ротанг ушли братья Пандавы и их сестра-жена Драупади искать Сваргу (сокровенное земное место богов, Рай, в тибетской традиции – Шамбалу). На пе-ревале они остановились, чтобы совершить очищение. С трудом справляется с этими энергиями неподготовленный человек. Но каж-дый, кто побывал на перевале Ротанг, выносит оттуда частичку космической мудрости. Именно здесь в августе тибетские монахи и их ученики из разных стран собирают лекарственные растения. До сих пор сохранилась традиция возжигания огня на перевале и загады-вания желаний, которые обязательно сбудутся. (Из туристического справочника.)
Мы желания не загадывали и огонь не возжигали, потому что не знали… У нас была остановка, но мы предались вполне мирским заня-тиям: подкрепились горячим чаем и взятыми с собой продуктами.
Как перевалили – на другой стороне солнце. Будто граница хоро-шей и плохой погоды проходит точно по Ротангу. Спустившись с него, поехали сперва не в нужную сторону, но вовремя развернулись. Когда ехали «не в ту сторону», машин встречалось много и дорога была ас-фальтированная. Когда поехали «в ту», машин совсем не стало и доро-ги… хотела написать: совсем не стало, нет, она превратилась в проселочную.

читать дальше о Кулу и Спити

Время путешествия: 
АВГУСТ 2005 Г
Автор и\или источник публикации: 

Мария


Спасибо, замечательно!!! Сам

Спасибо, замечательно!!! Сам планирую поздку в Химачал, с посещением долины Спити...

Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
цивилиза_ия:
| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru