На юг Индии: Каньякумари

Тильда Пнд, 17/10/2011 - 00:42

День девятый. Дорога в Каньякумари.
Утро, номера здесь спаренные, между соседями только тонкая дверь. Соседи тоже проснулись в 6 и тоже долго щелкали выключателями в ванной. За два дня в Мадураи мы так и не смогли разобраться какая кнопка что включает - результаты все время разные.

За завтраком наблюдали за постояльцами. Индийская пара сосредоточенно разворачивала круасаны и мазала из маслом и медом. Лепешки им ближе. Нам понравились пончики с кинзой и перцем (улунда вада) и лепешки с острой начинкой (парата). К ним хорошо самбар ( жидкое острое овощное рагу) и чатни (кокосовый соус).

Водила опоздал на полчаса. Приехал сонный и взъерошенный, похоже, проспал. Мы на него так посмотрели. Что бедняга всю дорогу боялся слово сказать и даже посмотреть в нашу сторону.

Едем в Каньякумари.
Дорога хорошая, но проходит по абсолютно плоской, как стол долине, скучно. Неожиданно показались горы. Дует сильный ветер с океана и на километры растянулись огромные ветряки электростанций - сюрреалистический пейзаж. Забавно, на дороге практически нет дорожных знаков, никаких ограничений, кроме совести водителя. Пока ехали по долине видели стада коров в сопровождении множества белых цапель. Этот район преимущественно христианский - на каждом шагу небольшие церкви своеобразной архитектуры. Белые и высокие, как карандаши, они выглядывают из-за деревьев то тут, то там. Индуистских храмов немного, мечети крошечные, как игрушечные. Видели здание церкви единой религии при медицинском колледже. С обеих сторон традиционного тамильского гопурама изящные башни минаретов с полумесяцами, а к ним, в свою очередь, прижаты готические башенки с крестами. Вечная мечта человечества о мире и единстве. Пасторальный пейзаж нарушают цементные заводы, коих тут тоже немало. Бросается в глаза обилие наружной рекламы. Любой крупный валун, стена здания, опора моста, даже ноги ветряков исписаны объявлениями и рекламными слоганами.

Вот и Каньякумари.
Одна улица с километр длиной ведет на набережную , с которой открывается вид на два крошечных островка. На одном построен мемориал Вивекананды - философа и общественного деятеля. Он, как и его учитель Рамакришна пропагандировал единство всех религий и выступал против аскетизма. На втором островке огромная статуя обожествленного тамильского поэта Тируваллувара, сочинившего бессмертную поэму «Тирукурал». Каждые полчаса к мемориалу отправляется паром и с утра выстраивается очередь, желающих поклониться философу и поэту. На набережной мемориал Ганди с балконом поверху.
Место живописное, но очень загаженное. Мы видели множество индийских городков, но такого грязного еще не встречали. По всей набережной торговые палатки со всякой дешевой ерундой за 5 и 10 рупий и развалы ракушек всех видов и цветов. Взрослые и дети плещутся по щиколотку в воде прямо в одежде, веселясь, как юные выдры.

Мы тоже отметились в месте слияния трех вод - Бенгальского залива, Аравийского моря и Индийского океана, символически помыв туфли (сапоги с собой не взяли). К берегу подступают огромные камни, большая волна. Похоже, здесь мы не искупаемся. А жаль, мы надеялись окунуться с головой сразу в три моря. Мы приехали в субботу, город кишит приезжими со всей Индии, некоторые похоже из очень глухих деревень . Сюда приезжают целыми автобусами и терпеливо ждут заката, сидя в тени, прямо на дороге . Считается, что каждый индиец, хотя бы раз в жизни должен здесь побывать.

Ближе к вечеру на набережной оживилась торговля. Попробовали сок сахарного тростника - похоже на прохладный сладкий чай с лимоном. Антисанитария полнейшая, но очень захотелось. Потом шли и прислушивались к организму, не забурлит ли? Нет, обошлось, Шива к нам благосклонен, ну и имунная система на уровне - Да здравствует здоровый образ жизни! Людей все больше и больше, мы уже с трудом протискиваемся. Вернулись в отель, где нас уже ждал драйвер. Скоро закат, нужно торопиться, чтобы не пропустить то, ради чего здесь мы и еще несколько сотен паломников.
Пустынный каменистый берег, в самой высокой точке голубая часовня Девы Марии, у воды сушатся рыбацкие лодки и табличка - «Вид на закат» . Солнце завершает дневное путешествие, с каждой минутой зрителей все больше и больше. Взрослые и дети гомонят, играют с набегающей волной, собирают ракушки, но все взгляды на небо, все ждут, когда последний луч покинет этот мир. В душе и мыслях покой. Сидим на берегу и любуемся закатом… все, солнце упало в воду и индийцы неспеша покидают пляж, а мы завороженно следим за феерией красок заката, неужели это никому не интересно? До конца спектакля на берегу остались только мы и еще далеко на камнях европейский парнишка. Темнота навалилась сразу, как будто мир накрыло ватное одеяло. Звезд не видно, на небе дымка.
Ужинали в ресторане жареной акулой. Ее жарили прямо в тарелке, поэтому на столе рыба шквырчала и шипела. Еще днем нас волновала тема купания, в отеле очень жизнерадостно нас посылали куда-то за угол, после нескольких попыток мы поняли, то по индийской традиции они не могли огорчить нас известием о том, что купаться негде - бассейн не работает, а выхода к Бенгальскому заливу нет. Зато в уютном саду нашего отеля живут морские свинки. После ужина сделали попытку пройти к воде в другом месте, дошли до совершенно португальской белоснежной церкви и побоялись заплутать в темных переулках. Еще один долгий день позади, мы в самой южной точке континента, немного грустно, что конец путешествия уже близко.

День десятый. Каньякумари, Падманабхапурам.

Воскресенье, на улице с трех утра гвалт, музыка и шум машин. Почему-то впервые было тяжело вставать около 6, но мы приехали ради этого рассвета, поэтому встали через не могу. Инка наконец-то расчитала, что по Москве это не полдевятого, а полчетвертого, что лишило ее покоя и радости. Вялая йога и мы на крыше отеля - на набережную к народу мы уже не успевали. На крыше тоже людно и уже душно, все ждут солнца.

Горизонт в дымке, светило задерживается. Весь мир замер в ожидании, только птицы гомонят. Наконец, солнце явило миру первый луч, в индуистских храмах слева и справа запели гимны и мантры, я видела, некоторые женщины рядом с нами на крыше повторяли слова, в католическом храме в это же время начинаются молитвы. Такое впечатление, весь мир на разных языках приветствует солнце и жизнь. Восторг!

Вчера мы уже обошли всю деревню, честно говоря, делать здесь, кроме встречи и проводов солнца совершенно нечего. Годфри предложил съездить и посмотреть деревянный дворец в Падманабхапураме. Это всего 50 км, а завтра там выходной, конечно мы согласились. Какой он молодец! Живописная дорога петляет между горами и банановыми плантациями. Чувствуется, мы приближаемся к самому зеленому штату Индии - Керале.

Маленький живописный городок Падманабхапурам известен деревянным дворцом 16 века, сохранившимся в первозданном виде. Сдали обувь в камеру хранения и по раскаленной песчаной площади прошли к деревянным воротам дворца.
Резное крыльцо ведет в приемный зал с гранитной кушеткой, потолок из резного тикового дерева, весь в лотосах, причем из 90 розеток нет двух одинаковых. Вдоль стены коллекция чаш с изображением Падманабхи - ипостаси Вишну. В следующих многочисленных залах полы залиты какой-то массой по забытой сейчас технологии, вроде как из обожженой скорлупы кокосовых орехов с добавлением песка, яичного белка, лайма и выжимки сахарного тростника, не знаю, как это делали, но ходить босиком по этим полам очень приятно.
На втором этаже длинная веранда - обеденный зал, в нем могут поместиться 2 тыс человек.
Весь дворец это череда бесконечных залов и комнат, прихотливых лесенок и открытых веранд. Очень уютный и прохладный, в то же время неприступная крепость и арсенал.
Крыши в китайском стиле.
Во дворе танцевальный зал в окружении каменных резных колонн в виде стоящих девушек с чашами, в которых зажигали светильники.

На улице пекло, каменные дорожки раскалены, обсудили это с французскими леди. Решили держать марку и , к разочарованию многочисленных зрителей, песчаную площадь до камеры хранения прошли медленно с блаженными улыбками на лице, хотя от ступней, кажется, шел дым и пахло шашлычком. Годфри, опасаясь за наше здоровье, хотел немедленно запихнуть нас в машину, но у нас почти не куплены подарки друзьям, а времени почти не осталось.
Дело в том, что места, по которым мы путешествовали, не очень популярны у европейских туристов, поэтому все сувенирные магазины ориентированы на своих туристов, ничего подходящего для себя мы там не нашли. Здесь достаточно много европейцев и мы надеялись решить проблему подарков одним махом. Облом, во всех магазинах знакомые близнецы-братья из Кашмира, а значит безумные цены и гнилой базар по красивых и хитрых. Не, это нам не надо. На самом отшибе лавочка благовоний, заглянули туда - какая прелесть! Закупились чаем, аюрведическими мылами, маслами, специями и благовониями. Вот и подарки.
Замечательно, но если мы сейчас чего-нибудь не выпьем, то превратимся в мумии. Расслабились настолько, что выпили сок со льдом из стеклянных стаканов…Харе Кришна, обошлось .На обратном пути закупились фруктами, здается мне, нас безбожно обсчитали.

Вернулись в Каньякумари, охладились в душе и поспешили встать в очередь на паром. Очередь длиннющая, но двигается быстро, сначала по двору до касс, потом во длинной «колбасе» со сводчатым потолком. Все стены исписаны, но ни словечка по-русски…неужели наших здесь не было? Наконец утешение - выше всех большими буквами написано АЛЕКСЕЙ… прикосновение Родины. На входе на кораблик раздали оранжевые спасательные жилеты, Инка категорически отказалась его надевать, говорит негигиенично…а что в этой стране гигиеничного? Нам повезло - это последний рейс. Быстро и радостно, под музыку добрались до первого островка. Профессионально быстро осмотрели все, что можно, сфотографировались с группой индийских товарищей, и дальше в путь на второй островок - поэтический. Этот еще меньше и на нем только статуя поэта. Зато Инка поучаствовала в очередном шоу белой обезьяны, на этот раз она изображала мадонну с ребенком на руках. На закате возвратились на берег. Как ни торопились, не успели попрощаться с солнцем, пока плутали по торговым рядам совсем стемнело.

И тут мы вспомнили, что сегодня на Родине празднуют Масленицу , день Святого Валентина и Китайский Новый год. Мы чуть не пропустили тройной праздник! Нужно сделать что-нибудь безрассудное (еще более, чем то, что мы делаем каждый день)
Время ужина, решили поесть рыбу там, где питаются местные, когда было еще светло, я приметила местечко. Темно, только тусклые лампочки светят над жаровнями и разделочными столами. Наше появление вызвало небывалое оживление. Один из поваров успел раньше всех и пригласил нас присесть к его огоньку. Мне принесли рыбку прямо из жаровни, изящно сервированную на газетке. Инка решила обождать подождать моей реакции, напрасно, рыбка была божественная, а дабы проявить уважение, жена повара , увидев. Что я съела половину, подскочила и споро перевернула мою тушку за хвостик. После такого сервиса Инка не выдержала и тоже заказала рыбу для себя. Мы чувствовали себя кинозвездами - нас фотографировали со всех сторон явно и тайно.
После еды хозяин лично полил нам руки водой, я думаю, мы сделали ему хорошую рекламу. А еще мы давно хотели попробовать местных лепешек, недалеко от отеля есть кафешка, где их жарят. Хорошее дополнение к рыбе. Мы единственные посетители, юные дарования показали нам все, на что они способны - и как тесто месят и как лепешки крутят и как на сковородку кидают, но очень удивились, когда мы захотели еще и попробовать. Сервировка - супер. На банановом листе выкладывают горячие лепешки, к ним острый соус и кувшин сырой воды. Воду пить не стали и банановые листья оставили, остальное смели. В отеле есть еще фрукты. Арбуз огорчил - совсем невкусный, наверное не сезон.

продолжение - https://indonet.ru/R...

а мы вот в Канниякумари

а мы вот в Канниякумари голодали почти, с едой там было грустно, одни дхабы с тали...
зато в храм сходили Канья или Канния - это имя, а кумари - девственница. храм старый, там женщины каменные стоят, масляные светильники в руках держат. хороший храм, уютный.
а вот про дворец я и не знала, спасибо за инфу, вдруг снова занесет в те края, посмотрим... может быть можете фото этого храма выложить?