Придавая форму произведению искусства, его создатель сливается в единое целое с Высшим Сущим. Тот, кто способен проникнуть в суть вещей и превратить материю, пространство и энергию в форму, творит. Эта творческая традиция зародилась в Индии еще в 3 тысячелетии до н.э. Ремесленники заимствовали формы для своих творений у самой природы, будь то для изготовления горшков, тарелок, щипцов для орехов, шпилек, гребней или посуды. Индийские ремесленные изделия прославились на весь мир.
Эта традиция насчитывает века, сохраняя широкое и многоплановое художественное наследие Индии. Сегодня она представлена в разнообразии изделий, сочетающих эстетическую и утилитарную ценность. Для удовлетворения современных вкусов и международного спроса современные институты дизайна предлагают новый взгляд на традиционные ремесла. Эти удивительные изделия подобны струе свежего воздуха в век механизации и массового производства. Высокий уровень мастерства, с которым они выполнены, выдержал проверку временем. Более того, ремесленники продемонстрировали огромную изобретательность и гибкость, приспосабливаясь к требованиям современной эпохи.
Использование металлов означало понимание человеком бренности своего тела и его врожденное желание оставить для потомства свои творения, которые останутся нетленны во времени. Божества изготавливались как путем сплошной, так и пустотелой отливки. В некоторых древних книгах, шастрах, описаны пропорции, позволявшие ремесленникам создавать изящные, приятные глазу изваяния. Фигурки божеств украшали сверкающими драгоценными камнями и даже молитвенными атрибутами, использовавшимися в храмах и домах.
Повсюду в Индии, на улицах и в храмах, можно видеть идолов и статуи. Для страны, где так развито идолопоклонство, было естественным довести искусство ваяния до столь высокого уровня. Работы по меди княжества Джайпур, черные стилизованные вазы и урны из Пембартхи, полированные медные зеркала Аранмула сегодня являются “учебниками” по дизайну. Металлические и бронзовые скульптуры Южной Индии сохранились до сих пор еще со времен Чолов, правивших более тысячелетия назад.
Во всех деревнях и городах кузнецы находятся в тесном контакте с социальной средой, среди производимой ими продукции – посуда для приготовления пищи, печи, а также кухонные аксессуары: лопаточки, ножи и молотки. В Индии есть как обычные кузнецы, которые удовлетворяют нуждам сельскохозяйственных общин, так и изощренные общины кузнецов каммалар, утверждающих, будто они являются потомками Вишвакармы.
Буддистская община кузнецов Ладакха выполняет наиболее примечательную работу по меди, производя кухонные печи тхап чабрик с украшающими их буддистскими орнаментами. Искусные кузнецы также изготавливают сложные замки, в которых количество защелок может достигать двенадцати, к ним прилагаются ключи с великолепными орнаментами. На изготовлении замков специализируются мастера Аджмера, Алигарха и Мирута.
Качественные изделия из серебра, латуни и меди производятся в Чиллинге, Ладакх: это медные ковшики и орнаментальные чайники, дизайн которых вдохновлен 12 веком. Медные сосуды также производятся в Кашмирской долине. Медные самовары, декоративные стаканы и кувшины для воды не просто практичны, но и являются данью красоте.
Латунь, впервые полученная в Индии путем плавления цинка и меди более двух тысячелетий назад, широко используется в Морадабаде, штат Уттар Прадеш, – крупнейшем центре латунных гравюр, создаваемых вручную.
Гравировка – самый утонченный из всех видов работ по металлу. Различные стили гравировки включают джапани, мехрани, чикан и бидри. Гравюры покрываются лаками различных цветов: глубоким красным, желтым, черным и голубым. Великолепными декоративными металлическими изделиями являются тарелки, чашки, пепельницы из полированной меди.
Гуджаратская община кансара производит огромное количество изделий из латуни, община катхи изготавливает сундуки для различных целей. Огромный дхабло или катордан – круглый комод на трех толстых ножках и с выпукло-вогнутой верхней частью, которую венчает коробочка меньшего размера и большое медное кольцо наверху, – используется для хранения приданого, зерна, а в былые времена – драгоценных камней. Во времена сражений или стычек комод обвязывали толстой веревкой, которую протягивали через кольца, затем его опускали в колодец, чтобы спрятать драгоценности. Другие хозяйственные вещи, изготавливаемые кузнецами, это щипцы для орехов с изображениями цветов и животных, сосуды для краски для век, скребки для ног с колокольчиками.
Колокольная бронза – сплав из меди и олова – широко используется в Керале в литье кулинарных сосудов. Здесь также изготавливаются великолепные храмовые лампадки высотой до полутора метров с круглыми впадинами для масла.
В изысканных работах в стиле бидри, выполняемых в городах Бидар и Хайдерабад, латунь инкрустируется в сплав серебра и меди и чернится путем окунания изделия в медно-сульфатный раствор. Это искусство пришло в Индию из Ирака 900 лет назад и сохранилось по сей день. Благодаря гибкости народного стиля появилось огромное количество инвентаря для охоты, рыбалки, не считая ламп, орнаментов и игрушек, в особенности, в Западной Бенгалии, Ориссе и Бихаре. В их простоте проявляется уникальное видение природы сквозь призму старых как век процессов работы по металлу.
Индийские изделия из бронзы не поддаются тлену времени, они выглядят такими же, как должно быть и много веков назад сразу после выхода из-под рук скульптора. Эти изделия много говорят об этом виде искусства, возникшем очень давно и сохранившемся до сих пор в истории индийской традиции.
Самое раннее упоминание о бронзе обнаружено в эпической поэме “Матсья Пурана”. Находки на развалинах Мохенджодаро и открытие фигурки танцующей девочки показали, что скульптура наряду с металлическими сплавами была прекрасно известна людям той эпохи.
В древнем трактате о скульптуре “Шильпашастре” рассказана история, которая выражает суть этого искусства.
Некогда жил благочестивый царь по имени Ваджра. Однажды он попросил мудреца Маркандею научить его искусству иконографии. Прежде чем дать царю первый кусок металла, мудрец задал ему несколько вопросов. “Ты умеешь рисовать?”, – спросил он. Царь не умел, но попросил научить, если это было необходимо для того, чтобы освоить скульпторское дело. “Но для этого ты должен уметь танцевать”, – настаивал мудрец. В свою очередь, чтобы научиться танцевать, царю потребовались базовые знания инструментальной музыки, которая в свою очередь требовала навыков вокальной. Так, царю пришлось начать с изучения октав, чтобы быть способным выразить свои чувства в любом другом материале, придавая ему форму.
Поэтому неудивительно, что красота и эстетика индийских бронзовых изделий кроется в тонком отображении всех художественных форм в создаваемых фигурах.
Если посмотреть на плавность движений, характерную для бронзовых изваяний, можно выделить единый аспект культуры. Шива (один из богов верховной триады в индуизме) символизирует космические силы природы, и танец становится миниатюрным отображением ритмического движения жизни. Стапатхи или ремесленник пытается воплотить это движение в бронзе. При помощи созданной техники и материала мастер создает совершенное произведение.
В то время как иконография на бронзе существует многие века, реальное возрождение этого искусства произошло только примерно в 10 веке н.э. В то время в южных провинциях наблюдалась сильная религиозная жажда после ослабления влияния буддизма и джайнизма. В эпоху правления династии Чолов главное божество было изготовлено из гранита. Однако требовалось больше идолов, которых можно было бы носить в деревню или город по праздникам. Для этого гранит был слишком тяжел, и тогда появился сплав из пяти металлов, которые символизировали пять элементов. Это были латунь, медь и свинец с примесями золота и серебра.
В основном, фигурки божеств изготавливаются из бронзы. Самыми популярными являются Бог Шива и его супруга Парвати, Ганеша со слоновьей головой и Бог Рама – воплощение Вишну. После Чолов это искусство потеряло былую изящность. Ему на смену пришли новые стили.
С давних пор ювелирные изделия в Индии служили не просто украшениями, но и свидетельствовали о различных этапах жизни человека. Например, протыкание уха ребенка означает его приход в этот мир, а священная золотая нить, тянущаяся от левого к правому плечу мужчины, означает достижение им образовательного возраста, в то время как ожерелье тали (мангальсутра) у женщин показывает, что они замужем. Золото, серебро, медь и бронза – металлы, которые используются в изготовлении ювелирных украшений, инкрустируемых драгоценными камнями и бисером; традиционно они служат талисманами для защиты от разных бед.
Филигранная работа с изображениями цветов, бабочек, птиц и геометрических фигур, сплетенных из серебряных нитей различной толщины, чем-то напоминает кружева. Данная техника распространена в Ориссе и Андхра Прадеше.
Стили минакари и кундан, которые развивались под могольским влиянием, характерны для Джайпура и Дели. Создаваемые в них украшения являются двусторонними. Храмовые украшения Нагеркойла содержат традиционные золотые орнаменты и красные и зеленые полудрагоценные камни.
В Ассаме из мягкого 24-каратного золота изготавливают серьги и бусы по форме напоминающие растения и животных, например, серьги похожие на орхидеи.
Золотые украшения Нагаленда имеют форму человеческой головы, длинный продолговатый бисер используется вместе с ракушками, когтями, зубами животных, драгоценными и полудрагоценными камнями. Дизайны ювелирных изделий из твердого золота Тамилнада и Кералы вдохновлены самой природой.
Мастера серебряных дел Химачал Прадеша специализируются на замысловатых орнаментах. Головные уборы чак, длинные серьги и огромные ноздревые кольца с листьями папала или изображениями птиц являются особенностями региона. Для Ладакха характерны серебряные магические сундуки и головные уборы перак с инкрустированными в них бирюзой, сердоликом, кораллами и агатом.
Посольство Индии, из архива/http://indianembassy.ru/cd_journey_through_india/CD2/ru/ru_arts.html фото индийского магазина
Напишите отзыв или вопрос