Индия по-русски ~ мобильная версия

Искусство и Ремесла Индии. Резьба, терракота, другие ремесла

achadidi Пнд, 12/10/2009 - 01:10

Работа по дереву

Традиция резьбы по дереву в Индии ведет свою историю из древности. О существовании этого искусства свидетельствуют ранние храмы. До сих пор деревянные храмы с резьбой сохранились в штатах Химачал Прадеш и Уттар Прадеш. В Индии для каждого региона характерен свой особенный стиль резьбы, развивавшийся в соответствии с местными традициями и с учетом пород дерева. Деревянные игрушки, куклы, объекты религиозного значения и резьба – вот образцы народного творчества.
В Северной Индии развита традиция резьбы на деревянных дверях с замысловатыми узорами, медными инкрустациями, а также оконных решетках.

деревянная скульптура Индии

Ассам с его необъятными лесами имеет богатые традиции деревянных поделок. В большинстве мест поклонения можно увидеть огромные резные изваяния мифических персонажей, например, получеловека, Гаруды, Ханумана или льва.
В глиняных домах Западной Бенгалии огромные деревянные опоры и балки украшены замысловатой резьбой.
В Кашмире дома облицованы деревом, потолки украшены геометрическими узорами, а решетчатые окна сделаны из дерева пинджара. В штате также производят мебель, ширмы, сундуки и миски, в основном, из орехового дерева, произрастающего здесь в изобилии. Декоративные деревянные панели на потолках и опорах называются кхатамбанд.
Балконы старых домов в Ахмедабаде, штат Гуджарат, содержат образцы великолепной орнаментальной резьбы. Санкхеда является важным центром лакированной мебели. На поверхность наносятся рисунки на лаковой основе. Эта техника позволяет создать эффект серебра. Столбики кровати, люльки и детские игрушки также производятся здесь. Сурат имеет традицию инкрустации по дереву маркетри, также известную как садели.

стол-слон из Индии

Танджорские куклы Тамилнада, изготовленные из дерева, используются в храмовых ритуалах в храмах с деревянными, резными опорами.
В храмовом комплексе Тирупати Андхра Прадеша продаются красные куклы.
В Керале одна из богатейших традиций резьбы по дереву. Большинство домов традиционного типа имеют резной семейный храм. Резчики по дереву также создают чудесные изделия из сандалового и палисандрового дерева.
В старых домах Пенджаба можно увидеть резные двери и окна. Резьба по дереву и инкрустация сегодня практикуются в Хошиарпуре. Джаландхар специализируется на лакированной мебели.

В Уттар Прадеше важным центром резьбы по дереву является Сахаранпур. Здесь изготавливаются ширмы и перегородки с резными изображениями и инкрустациями из слоновой кости.
Манипур является важным центром таркаши – металлическим плетением на мебели.
Карнатака специализируется на резьбе по сандаловому дереву. Огромные сундуки с изображенными на них мифологическими сюжетами являются важным продуктом Майсора, Кумты и Сагара. В Южной Канара изготавливаются резные статуи Будды в реальную величину. Майсор знаменит замысловатыми инкрустациями из слоновой кости по дереву, которую можно лицезреть на потолках и дверях Майсорского дворца.
Главное божество знаменитого храма в Пури, штат Орисса, Бог Джаганнатх воспроизведен из дерева. Деревянные маски изготавливаются для традиционного праздника сахи джатра.
Традиция изготовления статуй и мемориальных столбов из дерева существует в Нагаленде.

Резьба по камню

Фриз храма в Халебиде

Искусство резьбы по камню возникло в Индии немного позже резьбы по дереву. Притягательность камня поистине вечна. Этому искусству оказывали покровительство и индусские, и мусульманские правители Индии. В Уттар Прадеше оно достигло художественных вершин во время могольского правления, когда был построен Тадж Махал.

О власти мастеров над камнем лучше всего говорят архитектурные и скульптурные произведения храмов Каджурахо. Сложные резные каменные изваяния Санчи – одни из самых прекрасных в мире. Бодх Гая – место паломничества буддистов – также имеет древнюю традицию резьбы по камню.

Ничто лучше всего не выражает характер Варанаси и Агры, чем их каменные произведения. Сложные архитектурные шедевры, великолепные изваяния - все это эксклюзивные произведения искусства. На протяжении ряда веков Матхура и Варанаси находились в центре цивилизации.

В 3 веке до н.э. двор царя Ашоки дал мощный импульс развитию искусства резьбы по камню. Ступы и пещерные храмы того периода, возможно, являются самыми ранними из сохранившихся каменных построек. Красный песчаник Чунара щедро использовался в создании каменных скульптур, относящихся к периоду правления династии Маурьев и обнаруженных при раскопках в районах Матхуры и Агры.
Древние резчики руководствовались правилами ваяния, прописанными в древнем трактате “Шильпашастра”. Изваяние главного божества создавалось мастерами, обладавшими знаниями о свойствах различных камней, их текстуре и правильных пропорциях.
Ваяние божественного идола считалось культовым актом и имело значение сакрального ритуала. Каменные храмы возводятся даже сегодня, и тамилнадские стхапатхи, гуджаратские и раджастханские сомарипура пользуются спросом по всей стране.

Агра, инкрустация по мрамору

Агра знаменита своими работами по мрамору. Здесь изготавливаются многие изделия: решетчатые окна, рамки для зеркал, консоли, ниши, орнаментальные отделки в виде подвесок. Ремесленники славятся своим мастерством инкрустации. В Раджастхане сохранилась богатая традиция резьбы по камню даже в обычных домах. Дверные рамы обычно изготавливают из красного камня. Каменные, решетчатые окна украшаются резьбой, и даже опорная рама для ткацкого станка высекается из резного камня. Джайпур является одним из важнейших центров, где многочисленная община резчиков по камню занимается изготовлением статуй божеств из мрамора.
В Ориссе мягкий камень используется для вырезания небольших сувенирных изделий, предназначенных для продажи туристам. В Махабалипураме, Тамилнад, выполняется резьба по твердому граниту. Здесь также есть школа для обучения ремесленников-стхапатхи правилам “Шильпашастры”. В Деванахалли, деревне в районе Майсора, штат Карнатака, создаются рельефные фигуры на черном камне, отличающиеся экспрессивностью движений и выразительными позами. Дурги в Андхра Прадеше – это еще один центр резьбы по камню, здесь создаются огромные каменные изваяния священного быка нанди и местных божеств.

Апсара, скульптура из Мамаллапурама.

Резьба по слоновой кости – одно из древнейших искусств Индии. Слоновая кость является ценным материалом и очень трудным для резьбы. Важными центрами резьбы по слоновой кости были Тривандрум в Керале, Майсор и Бангалор в Карнатаке, Джайпур и Джодхпур в Раджастхане, Варанаси в Уттар Прадеше, Дели, Амритсар в Пенджабе, Бенрампур в Западной Бенгалии и Ганджам и Пури в Ориссе. В последнее время это искусство исчезает, так как индийское правительство наложило запрет на охоту на слонов и резьбу по слоновой кости. Поэтому резчики вынуждены обращаться в сторону других искусств, в частности, к резьбе по кости. Обычно этим ремеслом занимаются племена. Гималайские племена практикуют это ремесло для изготовления ритуальных предметов. Ваяние фигурок животных из кости характерно для Ориссы.

Терракотта

Это еще один вид индийского искусства, выражаемый в глине. Гончарные изделия и керамика утилитарны и часто декоративны, в то время как фарфоровые и художественные изделия принадлежат царству искусства.
Терракота также используется в подношениях многочисленным богам индуистского пантеона. Поэтому в каждом регионе есть свой отличительный дизайн, содержание и форма. В Бенгалии крупнейший ассортимент превосходных образцов храмовых панелей из терракоты. Даже на юге Индии в качестве подношений божеству Аянару предлагаются терракотовые фигурки лошадей и слонов, на которых по поверьям он ездит.
Обычно размер и форма каждого изделия символичны. Например, в сравнении с лошадью фигурка наездника может быть слишком мала. Это объясняется тем, что лошадь имеет божественную сущность, тогда как наездник – всего лишь человек.

Самая лучшая традиция терракоты, возможно, существует в Западной Бенгалии. Большинство статуэток имеют ритуальное значение. Знаменита фигурка лошади Банкура. Выполненная из насыщенной красной глины, она богато расписана и украшена. Одни из лучших терракотовых статуэток можно найти в Муршидабаде, Бирбхуме, Джессоре, Хугхли и Дигха. Они выполнены в народном стиле и отличаются необычайно выразительными дизайнами. Использование цветной глазурованной черепицы началось после мусульманского завоевания. Черепичное искусство – чини или каши – стало очень утонченным. Сегодня много керамических центров производят черепицу – глазурованную и неглазурованную терракоту традиционных и современных дизайнов.

Сегодня мы наблюдаем процесс упадка традиционных ремесел, все сильнее и сильнее вытесняемых товарами массового производства. Богатство дизайнов и форм ценители ремесел могут обнаружить в продукции повседневной жизни, такой как емкости для хранения риса и соли, глиняные кувшины для воды, горшки для приготовления пищи, горелка для ладана. Утилитарные и уникальные, эти предметы обихода являются образцами народного ремесла, передаваемого из поколения в поколение, и результатом коллективного опыта и мудрости народа.

В Индии производятся многочисленные изделия для праздников: это лампочки для праздника огней Дивали, игрушки для Дусшера, горшки для рассады в праздник Санкранти и красочные калаш (горшки) для свадеб.
Многие изделия также используются в качестве украшений и могут стать прекрасным подарком. Некоторые из них – это пепельницы, вазы для цветов, чайные сервизы, гончарные изделия, пресс-папье и декоративные фигурки животных.
Дели знаменит своей голубой керамикой, в изготовлении которой используется изысканная персидская, голубая краска. Голубая керамика покрывается глазурью и подвергается высокой тепловой обработке, что делает ее крепкой. Уникальна и джайпурская голубая керамика. Некоторые из изделий полупрозрачны, обычно их украшают изображения животных и птиц. Декоративные изделия, такие как пепельницы, вазы, подставки для стаканов и бутылок, чашки и коробочки для безделушек изготавливаются из египетской пасты и подвергаются низкой тепловой обработке.

Гончарные изделия

Гончарные изделия манса можно найти практически только в Бенгалии. Изготавливаемые в этом стиле горшки имеют причудливую изгибистую форму с нарисованным на ней изображением лица и символизируют богиню-змею. Подобным образом, горшки дакшинираи, встречающиеся в районе Сундербанс, имеют круглую форму с горлышком, обозначающим корону.
Кхурджа в Уттар Прадеше, расположенный в трех часах езды от Дели, также хорошо известен своей недорогой, но прочной столовой посудой. Обжигаемые при высоких температурах, эти гончарные изделия сохраняют свой натуральный цвет глины и пользуются большим спросом.
Гончарные изделия Раджастхана имеют свои характерные особенности. Горлышки горшочков для воды небольшие, вероятно, чтобы предотвращать пролитие воды.
Алвар славится своей тонкой как бумага керамикой, известной как кагзи (бумажная).
А у гончарных изделий Гоа свой шарм. Здесь вам предложат широкий ассортимент фигурок и декоративных панелей, не считая прелестных горшочков для воды и цветов.
Интересными приобретениями станут черные гончарные изделия и глиняная трубка чиллум из Тамилнада. В Коттаикораи в Пондичерри глазурованная керамика по текстуре напоминает кожицу апельсина. Предмет разрисовывается непосредственно перед обжигом, большая часть изделий имеет утилитарную ценность: начиная с подсвечников и заканчивая фильтрами для воды и посудой.

Тростник и бамбук

В Индии тростник и бамбук с древних времен используются в племенном искусстве. Сегодня незамысловатые изделия из этих материалов украшают дома состоятельных людей, включая искусную тростниковую мебель.
Утилитарные и декоративные изделия изготавливаются из тростника в различных стилях и орнаментации, среди них наиболее популярными являются корзины и циновки. Трипура и Бенгалия известны своими изысканными ширмами и бамбуковыми циновками, выполненными из расщепленного бамбука. Штат Ассам, в котором сосредоточены огромные запасы сырья, производит самую разнообразную продукцию: корзины, кружки для рисового пива, хуки (курительные трубки), музыкальные инструменты и напольные циновки. Соседний Аруначал Прадеш успешно выполняет работы по тростнику и бамбуку, здесь изготавливаются такие изделия, как тростниковые пояса.
Из Тамилнада происходят знаменитый травяные циновки кора.
Самые изысканные циновки производятся в Керале, где также изготавливаются черные и белые квадратные бамбуковые коробки в той же самой традиции.

Тростник – это природный дар лесов Манипура. Сегодня из-за активно развивающейся культивации в горных районах ресурсы тростника истощаются. Другой лесной ресурс, бамбук, в изобилии произрастает в районах Чурачандпур, Джирибам, Таменглонг и Импхал штата Манипур – крупнейшем производителе бамбуковой продукции после Трипуры на северо-востоке. Бамбуковая продукция включает в себя наборы диванов, мурха, циновки, корзинки, подносы, стулья, столы, вазы для цветов, пепельницы и другие декоративные и обиходные предметы.

Браслеты

На протяжении веков ношение браслетов приобретало культурное, социальное и религиозное значение. Вплоть до Средневековья это украшение служило исключительно декоративным целям. Примерно в этот период браслет превратился из сугубо декоративной принадлежности в символ замужества. Пустые руки символически ассоциируются с вдовами, которым было отказано в праве носить браслеты.
В Бенгалии железный када (браслет), обыкновенно именуемый лоха, носят замужние дамы как символ своего замужества. Невеста также получает изысканный белый ракушечный и красный лаковый браслеты.

В некоторых общинах браслеты из слоновой кости и стеклянные браслеты являются важными аксессуарами невест. Пенджабская невеста традиционно получает чуда – тонкие браслеты из слоновой кости белого и красного цветов. Эти браслеты выдаются только в количествах кратных четырем. С течением времени дорогая слоновая кость заменялась лаком и пластиком, но этот обычай сохраняется до сих пор.
Когда гуджаратская новобрачная забеременеет, золовка дарит ей серебряный браслет выполненный цепочкой. На седьмом месяце ее просят надеть браслет из черной нити и пяти ковди (разновидность ракушек). Браслет снимается только когда у женщины начинаются схватки, чтобы символически облегчить роды. Аналогичная церемония валайкапу проводится в Южной Индии.
В изготовления и сбыте стеклянных браслетов в основном доминируют мусульмане. Ферозабад – город в Уттар Прадеше – славится производством стеклянных браслетов.

серебряный браслет, Индия

В каждом районе браслеты изготавливаются с использованием материалов доступных локально, например, дерева в Кашмире или природного лака в Раджастхане.
Ахиры Раджастхана и рабари Гуджарата полностью увешивают свои руки браслетами из кости. Ламбади Андхра Прадеш украшают свои руки до локтей браслетами из кости, которые могут многое поведать о статусе своего хозяина. В племени бастар из Мадхья Прадеш носят браслеты, сделанные из меди или бисера. У кашмирцев самые изысканно раскрашенные браслеты из папье-маше.
Посетите ярмарку ремесел
Проект Дилли Хат, совместно запущенный Делийской корпорацией по туризму и транспортному развитию и Муниципальным Советом Нью-Дели, был задуман с тем, чтобы позволить нуждающимся мастерам и ремесленникам, не имеющим своих рынков сбыта, представить свои экспозиции. Комплекс, построенный на 2,4 гектарах земли, расположен в торговом центре Южного Дели. Концепция Дилли Хат была заимствована у традиционной деревенской ярмарки с одной существенной разницей. В то время как на деревенской ярмарке меняется место проведения последней, в Дилли Хат меняются ремесленники, что дает возможность представить целую панораму индийских ремесленных изделий в одном месте.
В комплексе работают 62 торговые точки, которые предлагают разнообразные ремесленные изделия, привезенные со всей страны. Прилавки предоставляются на две недели каждый на ротационной основе, позволяя максимальному числу ремесленников выставить и продать свои изделия. Дилли Хат также предлагает туристам кухню и исполнительское искусство различных регионов страны.

Индийский Совет по ремесленным изделиям

Индийский Совет по ремесленным изделиям – это зарегистрированная некоммерческая добровольная организация, служащая цели сохранения ремесел и повышения уровня жизни ремесленников. Совет управляется группой добровольцев, избираемых каждые два года. Его штаб-квартира расположена в Ченнаи. Совет располагает сетью советов по ремесленным изделиям в десяти штатах, через которую осуществляется базовая работа. Однако, отсутствие Совета в каком-либо штате не мешает проведению необходимой работы и там.
Главными задачами Совета является обеспечение продажи и качества ремесленных изделий, получение ремесленниками достойной оплаты труда и создание ситуации, при которой будущие поколения ремесленников сочтут стоящим продолжить работу в этой сфере. Кроме того, Совет следит за тем, чтобы ремесленники получали адекватное сырье по стандартной цене, помогает усовершенствовать инструменты и технологии, работает над программами по созданию общин, разрабатывает дизайн продукции и помогает в сбыте ремесленных изделий.

Автор и источник публикации: 

Посольство Индии, из архива/http://indianembassy.ru/cd_journey_through_india/CD2/ru/ru_arts.html


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
а
и
д
с
Ы
Введите код без пробелов, учитывая регистр
| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru