В то время как мы попытались представить, по возможности, всю информацию в данном объеме, нам не во всех случаях удалось привести исчерпывающие сведения. Время от времени их необходимо обновлять. Свежую информацию вы можете получить в туристической фирме или в местном представительстве по туризму правительства Индии.
Индия является сокровищницей различных искусств, начиная от живописи, процветающей с давних пор и заканчивая динамичными ремесленными традициями. В искусстве индийцы искали духовное удовлетворение: своими рисунками они украшали не только пещеры и храмы, но даже крыши и дворы домов. Некоторые виды искусства носили сакральный характер, ими занимались со смирением. Художники верили, что с тех пор как искусство служит особой цели общения с божественным, им не нужно было подписывать свои работы.
С незапамятных времен искусства и ремесла Индии бередят воображение людей всего мира. Искусство каждого штата Индии имеет свое лицо, что определяется историческими веяниями, традиционным мастерством и сырьем. Индия - страна, знаменитая своим мастерством в живописи, искусных вышивках, великолепных каменных, металлических и деревянных скульптурах, а также уникальных резных храмах и изысканных украшениях.
Первая живопись была обнаружены на горшках цивилизации долины Инда, относящихся к 3 веку до н.э. Пещерная живопись Аджанты и Эллоры датируется периодом с 1 по 5 века н.э., которая наряду с настенной живописью храма Брахадисвара в Танджавуре, начиная с 1 века н.э., и искусством каламкари храма Видхарба в Лепакши, свидетельствует о совершенной технике и стилях, существовавших в то время.
До наших дней сохранились древние фрески в пещерах Аджанты, Багха, Бадами, Эллоры, храмах Кайласнатх, Талагирисвара, Брахадисвара и Вирупасака. Самыми известными являются пещеры Аджанты, выдолбленные в вулканической скале на Декканском плато. Пещерная живопись выполнена художниками, которых нанимали буддистские монахи. Так, каменные стены были превращены в иллюстрированные книги о жизни и учениях Будды, на которых изображены костюмы, орнаменты и стили придворной жизни тех времен. Расположенные рядом с древними торговыми маршрутами, пещеры привлекали торговцев и паломников, которые становились проводниками этого искусства в Китай и Японию.
Большая ее часть замечательна своей сложной композицией, детали прописаны со всей скрупулезностью и четкостью. Различные техники использовались в самых изысканных дизайнах и работах. Цвета яркие и насыщенные, а сюжеты варьируют от портретов и событий придворной жизни до изображений бесчисленных богов и богинь.
Техника живописи по стеклу относится к 16 веку - времени правления махараджей в Танджоре. Танджавур или современный Танджор, расположенный в штате Тамилнад, известен своим особым стилем украшения картин, выполненных на стекле, доске или куске фанеры, покрытом тканью и известью. Нужные изображения обводятся, затем при помощи смеси из древесных опилок и клея на изображение наклеиваются полудрагоценные камни, тонкая золотая пластинка и позолоченный металл. Мастерство ремесленника заключатся в том, чтобы сбалансировать эффект, создаваемый камнями. В основном, изображают Кришну в разных позах.
В технике живописи каламкари при помощи обожженных веточек дерева тамаринд, обмакнутых в патоке и железных опилках, создаются контуры. Растительные краски глубоких оттенков используются в изображении эпических сцен. Краска наносится несколько раз, в результате достигается мягкий, но великолепный эффект. Картины в стиле каламкари создаются на мифологические сюжеты, размеры персонажей на них больше реальных. Благодаря великому многообразию выражений ни одна картина не похожа на другую.
Художники стиля пата читра относятся к семье храма Джаганнатх, расположенного в Пури. В этой традиции ткань, хлопок или туссар покрывают смесью из мела, семени тамаринда, смолы, придавая поверхности отделку, похожую по текстуре на кожу. Эта же смесь используется на пальмовых листьях. Рисунки на свитках или пергаменте, вероятно, представляют собой одну из древнейших традиций в живописи. Сюжетами здесь служат рассказы о божествах и чудесах; характерны отчетливость линий и яркость красок. Этим искусством также занимаются и некоторые семьи в Варангале.
Детали выписаны настолько скрупулезно, что подчас они не заметны невооруженному глазу.
В стиле пхад работают мастера из семьи художников Бхилвара, Раджастхан. Сюжетами обычно становятся исторические рассказы о раджпутских вождях, изображаемые на длинных кусках ткани. Сначала создается контур картины, а затем наносятся краски.
Живопись на слоновой кости включает чрезвычайно тонкую работу кисточкой с использованием каменных красок. Сначала слоновую кость обрабатывают и полируют. Изображение (обычно могольского императора) обводят, а затем раскрашивают. Однако, в наше время действует запрет на слоновую кость, и поэтому применяется верблюжья.
Живопись мадхубани характерна для Бихара. Первоначально картины в этом стиле изображались на стенах, сегодня же их рисуют на изготовляемой вручную бумаге или ткани. Художник проводит прямые линии, а затем наполняет изображения яркими и сочными красками.
Живопись тханка, характерная для столицы Ладакха Лех, посвящена Будде и ритуальному поклонению. Доминирующими в ней являются изображения драконов. Создаваемые на шелке тханка широко используются в качестве декоративного украшения стен жилищ благодаря своей великолепной цветовой гамме.
В миниатюрной живописи использовались растительные краски и природные вещества. Это искусство сохранилось до сих пор, однако, в основном, работы не отличаются былой утонченностью, в огромных количествах они продаются на обочинах дорог, где охотно раскупаются туристами. Искусство миниатюры существовало в разных формах в Бенгалии, Бихаре, Ориссе, Гуджарате, Химачал Прадеше, Мадхья Прадеше и Раджастхане. Основными темами изображений служили буддистские божества, джайнские сказания, сцены из “Рамаяны” и “Махабхараты”. На миниатюрах в изобилии встречаются насыщенные и яркие изображения флоры и фауны, людей в выписанных и красочных тюрбанах и одежде.
Перед тем как приступить непосредственно к росписи, художники наносили двухслойную основу. Сначала, для заполнения пор грубой скальной поверхности, создавался слой из глиняной штукатурки, а затем на него накладывалась известковая штукатурка. Картина создавалась поэтапно. Первоначально красной охрой наносились контуры, затем они заполнялись коричневой, ярко-красной или черной краской. Красители для картин изготавливались из местных вулканических пород за исключением ярко-черного. Так как использовались животный и растительный клеи, картины привлекали насекомых, что приводило к появлению пузырьков и трещин на изображениях, нанося им вред.
В более поздних картинах использовались насыщенные жидкие краски. Светлые краски применялись, чтобы выделить лица. Кроме того, различные техники использовались для создания иллюзии перспективы.
Живопись Аджанты свидетельствует о высоком уровне мастерства художников того времени и точном следовании ими правилам древнеиндийских трактатов по живописи. Нельзя не обратить внимания на нежные, но одновременно твердые линии, длинные изгибистые мазки изящных контуров, тонкие переходы оттенков одного и того же цвета, ярко очерченные нос, веки и губы – все это выделяет фигуры на плоской поверхности стены. Животные, птицы, деревья, цветы, архитектура изображены в своей истинной красоте. Человеческие эмоции и характеры отображены с большим пониманием и мастерством. Мягкие позы, гибкое тело, выразительные черты, огромное разнообразие стилей причесок, украшений и орнаментов характерны для изображений на фресках Аджанты. Фреска в пещере № 10 содержит 50 крупных изображений слонов в различных ракурсах. Животные стоят с поднятыми хвостами и хоботами – позе, означающей, что слон почуял опасность.
Стиль ранголи, также известный как алпана и колам, – это искусство украшения полов и стен домов порошком из белого камня, извести или рисовой муки с использованием пальцев вместо кисточки. Большинство ранголи содержат изображения растений и животных, хотя встречаются и геометрические узоры. Для каждого штата характерен свой стиль живописи. По особым случаям, ранголи рисуют в каждом доме, независимо от степени владения мастерством. Каждый раз женщины соревнуются друг с другом в создании новых рисунков. Ранголи имеет и религиозное значение: это искусство призвано умилостивить богов.
Народным искусством мадхубани занимаются женщины, проживающие вблизи базарного города с одноименным названием в штате Бихар. Живопись мадхубани необычайно художественна, стилизованна и символична. Для нее характерно изображение главных богов и богинь индуистского пантеона, а также одомашненных и диких животных. Изображения природы и мифологических сцен создавались на протяжении многих веков на стенах жилищ во время сезонных праздников религиозного года и особых событий, например, свадеб.
Как художников женщин стали признавать только в последние тридцать лет. Во время сильной засухи 1966-68 гг. о регионе узнал весь мир, когда на развалинах домов были обнаружены удивительные рисунки. В результате Всеиндийский Совет по ремеслам взял регион на заметку. Впоследствии Совет стал поощрять художниц на создание для продажи традиционных картин на бумаге ручной выделки. Но даже в наше время большая часть работ остается безымянной, так как некоторые из женщин, будучи неграмотными, отказываются считать себя индивидуальными создателями “произведений искусства”.
Коммерциализация народного искусства стала настоящим подарком: она способствует развитию многоуровневой системы дистрибуции, позволяет людям по всему миру открывать для себя искусство, имеющее долгое наследие и связанное с жизнью женщин, искусство, которое сохранило свою подлинность и позволило создать новый прибыльный источник занятости для сельских индианок. Всемирно развивающийся рынок в этом виде искусства есть ни что иное, как дань изобретательности женщин мадхубани, которые успешно перенесли свое мастерство бхитти читра или настенной живописи на бумагу и противостояли соблазну слишком вольно трактовать свои традиционные сюжеты в стремлении удовлетворить непредсказуемым вкусам общества.
Украшение тела различными стилизованными орнаментами, используя пасту хны, является древней практикой, которой в Индии занимаются во время праздников и особых событий, например, свадеб. Хну (или мехенди, как ее называют на Севере и марутхани - в Тамилнаде) получают из листьев растения хна. Листья толкут до получения густой пасты, которую затем накладывают на ладони и подошвы ног в виде геометрических узоров и оставляют высыхать. Если промыть окрашенные части тела водой, на обработанной области останется изображение. Подобным образом свои ноги разукрашивают танцоры. Доказано, что хна способствует охлаждению тела, в настоящее время она используется в медицинских целях и в качестве краски для волос во всем мире.
Шекхавати – это северо-восточный район Раджастхана. В свое время через него пролегал торговый маршрут, по которому возили пряности. Многочисленные разрисованные дома, окаймляющие улочки маленьких городов, делают этот район крупнейшей в мире художественной галереей под открытым небом.
Архитектура 19 и 20 веков – это своего рода демонстрация богатства марвари – торговцев региона, примечательного тем, что больше всего миллионеров и миллиардеров Индии родом из этих мест. Шекхавари назван так в честь своего правителя Рао Шекха, жившего в 15 веке. Стратегически расположенный на маршруте, соединявшем порт Гуджарат с Северной Индией, регион заметно процветал за счет податей, взимавшихся с торговых караванов. После падения благосостояния региона, последовавшего за развитием новых портов, таких как Мумбаи и Калькутта, начался массовый отток торговцев.
Рисунками покрыто практически все: стены, балконы, потолки, арки, колонны, купола кенотафов и даже наземные части колодцев.
Хавели – дома с дворами – имеют внушительные размеры. В них можно обнаружить великолепные фрески с различными изображениями, покрывающими все стены и потолки. Преобладающими цветами являются голубой и каштановый, хотя использовался и насыщенный золотой. Изображения включают от цветов до мифологических сюжетов и даже научных изобретений. Судя по всему, заморские путешествия произвели на богатых торговцев неизгладимое впечатление, так как на некоторых рисунках изображены английские леди, автомобили, граммофоны.
Крупными городами региона являются Навалгарх, Мандава, Махансар, Мукундгарх, Лакхмангарх, Сингхана, Паррампура, Кхетри, Баггар и Джхунджхуну.
О том, что в Индии процветает и развивается современное искусство, международное сообщество по искусству узнало лишь недавно. Как только индийские художники адаптировали традиционные образы и идеи к современной художественной практике, страна стала вносить свою важную лепту в культуру восточного модернизма. Художники, рисующие маслом или акрилопластом, пользуются спросом в Индии. Их работы не предназначены для какой либо функциональной цели, а, подобно современным картинам Запада, являются способами самовыражения.
Современное искусство Индии – это по сути две разные культуры, существующие бок о бок. С одной стороны это народное и племенное, а с другой – городское и современное искусство.
Макбул Фида Хусайн – один из самых известных художников на субконтиненте. Начиная с 50-х годов, он оказывает огромное влияние на современную живопись Индии. В своих работах, часть которых написана в стиле неокубизма, он использует индийские мифы и фольклор, создавая поразительные эффекты. В начале нынешнего года вышла биография Макбул Фида Хусайна, которую написал его друг и другой великий художник Таеб Мехта. К слову сказать, оба художников прекрасно известны на Западе, их картины оцениваются в несколько сотен тысяч долларов.
В числе других известных индийских художников современности Сатиш Гуджрал, черпающий свое вдохновение в эмоционально насыщенном прошлом, Франсис Ньютон Суза, в жилах которого, возможно, течет кровь Васко де Гамы, и легендарный Кришен Кханна, чья живопись варьирует от сугубо национальной до японской суми-е и че гувера.
Посольство Индии, из архиваhttp://indianembassy.ru/cd_journey_through_india/CD2/ru/ru_arts.html
Напишите отзыв или вопрос